Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 7. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ МОЛОДЕЖИ





1. Критерии определения и структура социального самочувствия

2. Факторы контроля социального самочувствия студенческой молодежи

3. Специфика социального самочувствия студентов Республики Татарстан

1. Критерии определения и структура социального самочувствия.Одной из наиболее актуальных научных проблем является проблема контроля и оптимизации социального самочувствия. Для этого немаловажно и осмысление самого социального самочувствия людей как обобщенной эмоционально-оценочной реакции на социальные изменения и на свое положение в трансформирующемся обществе. Социальное самочувствие является мощным мотивационным фактором поведения человека, оказывающим воздействие на выбор его жизненной стратегии и на тактику ее реализации. Социальное самочувствие выступает в качестве некой основы, исходного структурного элемента для формирования социального настроения личности, ее направленности. Кроме того, социальное самочувствие само является показателем успешности процесса адаптации и интеграции в общество и поэтому очевидна необходимость всестороннего, комплексного изучения данного феномена. Тем самым, институционализируясь, социальное самочувствие людей само становится фактором, организующим поведение людей как социальный институт, в котором оно проявляется.



Структура феномена социального самочувствия весьма сложна. Так, основываясь на сравнительном анализе смежных категорий, Л.Н. Баталова выделяет в структуре социального самочувствия следующие компоненты: во-первых, энергетический компонент, основанный на базовых элементах социального самочувствия; когнитивный (оценка способности совершенствовать свою жизнь в базовых социальных сферах и отношениях – в экономике, политике, социально-бытовой сфере и пр.); эмоциональный (переживания, относящиеся к социальной адаптации, социальному потенциалу в целом); поведенческий (готовность к самореализации в конкретных условиях общества). Во-вторых, аксиологический компонент социального самочувствия отражает отношение субъекта к условиям своего бытия и деятельности как результат сознательного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Также можно выделить основной компонент структуры социального самочувствия – институциональную систему. Безусловно, в социальном самочувствии существует значительная чувственная составляющая, однако социальное самочувствие – более стабильная конструкция, нежели чувства и эмоции.



Прежде чем остановиться на критериях социального самочувствия, стоит обратить внимание на критерии качества жизни, которые во многом тождественны критериям социального самочувствия. Системный подход к определению содержания качества жизни предлагают М.А. Нугаев и Ю.Р. Хайруллина: качество жизни – это «интегральная характеристика человеческого бытия, выражающая степень определенности (зрелости-незрелости) триады фундаментальных родовых потенций человека: витальности (здоровья), свободы и творчества». По их мнению, в содержание качества жизни входят такие системные элементы, как:

– материальная среда (качество товаров и услуг);

– природная среда (сохранение, рациональное использование и воспроизводство природной среды);

– улучшение здоровья граждан и повышение долголетия;

– морально-психологический климат в обществе;

– образование и культура граждан[109].

В связи с этим встает задача выделения специфических индикаторов измерения социального самочувствия применительно к тому или иному объекту исследования.

Весьма обширный набор индикаторов для анализа социального самочувствия представил Я.Н.Крупец:

- уровень жизни – доход; материальное положение, обеспеченность (жилье, товары длительного пользования, первой необходимости); занятость и безработица (уровень заработной платы, сферы занятости, условия труда сообразно потенциалу и представлениям о будущем); гарантированность социальной защиты (пенсионное обеспечение, социальные услуги, льготы); свободное время, отдых; воспитание детей (отдых, здоровье, будущее образование, возможности самоопределения);



- состояние здоровья – заболеваемость; возможность получения медицинских услуг, оздоровление; питание; экология; профилактика заболеваний; здоровый образ жизни;

- эмоционально-психологическое состояние – радость, депрессии, оптимизм, причины всех эмоциональных состояний;

- социальные самоощущения – идентификация, состояние комфортности, социальные ценности (какой направленности);

- уровень беспокойства и надежды на помощь – проблемы, которые беспокоят, от кого зависит решение проблем, где находят поддержку, социальная ответственность;

- уровень гражданской активности;

- жизненные стратегии – выживание (подработки); развитие, самореализация (социальное образование, информированность, активность, карьера, планирование жизни); благополучие (дом, дача, свободное время); интеграция отношения к чужим (интерес к чужой культуре или отвержение, отношение к слабым); самооценка потенциала – профессионального, социального опыта, личностных качеств[110].

Таким образом, теоретическое осмысление феномена социального самочувствия позволяет выделить сферы его проявления: материальное, экономическое положение; труд, занятость, профессия; социальная инфраструктура; культурно-досуговая сфера; межпоколенческие отношения; межнациональные отношения; семейные отношения; социально-психологический климат в коллективах предприятий, учреждений и организаций; экологическая ситуация; криминогенная ситуация и т.д.

Далее, целесообразно развести названные компоненты и воздействующие на социальное самочувствие факторы, разделив последние в соответствии с порождающими их социетальными системами (или сферами общественной жизни) на природные (климатические, биологические, включая здоровье, темперамент, характер и т.п.), социоэкономические (от уровня жизни до степени занятости и распределения доходов), социополитические (как сугубо политико-институциональные, так и нормативные) и духовные (исторические, культурные, религиозные, этнические отношения, масштаб и вектор семейных связей, образовательные, возможности их социального возвышения в плане наличия каналов, ресурсов и в аспекте ориентации общества на формирование некоего набора ценностей, престижных символов и культурных паттернов, поведенческих образцов).

Структура социального самочувствия как интегративная характеристика включает в себя следующие компоненты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, ценностно-оценочный. Социальное самочувствие – важный механизм рефлексивного социального знания, используемый агентами социального действия в организации социальной жизни, который является примером социологической проблемы[111]. Однако сложно определить меру и степень влияния социального самочувствия на принятие конкретных решений.

Что касается компонентов социального самочувствия, то к ним отнесем синхронную и диахронную оценку членами изучаемой группы своего экономического положения (прежде всего качества жизни как феномена, включающего в себя и субъективную оценку людьми названного положения) и его перспектив, личные диспозиции (как притязания людей на определенный статус и ситуацию, так и ориентацию на формирование у себя определенных волевых, нравственных и интеллектуальных качеств) и ценностную иерархию (ориентацию большинства членов группы на индивидуализм или коллективизм, на эгоизм или альтруизм, на патернализм или достижительные стратегии, мотивацию труда и учебы, социальный оптимизм и пессимизм, вектор и уровень интереса к культуре, политике и др.).

Можно также отметить, что в социальном самочувствии стоит различать аффективные и когнитивные компоненты. Под аффективными компонентами понимается баланс между приятным и неприятным, а под когнитивным - удовлетворение жизненных потребностей (оценка своей жизни согласно стандартам, сконструированным обществом). Можно предположить, что на аффективную составляющую больше влияют биологические, физиологические особенности человека, а на когнитивный компонент ключевое воздействие оказывает культура. Соответственно, предметом социологического анализа является, в первую очередь, содержание когнитивного компонента.

Весьма существенным является вопрос сравнительных оценок социального самочувствия во времени и, соответственно, в различных культурах. Распространенным мнением в обществе на обыденном уровне является некая идея увядания благополучия. Мы не можем оценить субъективное благополучие наших предков, но антропологи оценили их физическое состояние, а модернизация как культурный процесс способствует развитию общества — но это может и не влиять на социальное самочувствие.

Важная составляющая социального самочувствия – эмоциональная, и для социологов встает вопрос валидности и надежности данных, оценок, полученных эмпирическим путем, насколько политики, экономисты могут учитывать оценки социального самочувствия при принятии важных решений. Надежность можно определить как качество данных, возможность выдавать аналогичные данные при повторных замерах. Однако, как показывают исследования, данные микроэкономических показателей, в любом случае, более надежны, чем макропоказатели, в том числе и показатель социального самочувствия.

Для повышения надежности оценок авторы предлагают традиционно пользоваться методом повторных корреляций. Основной вид надежности – это надежность-повторяемость (или диахронная, ретестовая надежность). Оценка ретестовой надежности отражает результаты повторного применения одного и того же показателя (вопроса, теста) для одной и той же выборки случаев (респондентов) в разные моменты времени. Если люди отвечают на вопрос одинаково и в первом, и во втором, и во всяком последующем случае, то этот вопрос надежен. Если социальное самочувствие (по ряду показателей) является средним в сентябре, то, чтобы говорить об устойчивости данной характеристики, имеет смысл проводить мониторинг или лонгитюдное исследование, в котором на протяжении относительно длительного периода времени изучается одна и та же группа объектов – людей.

Западные социологи отмечают высокую чувствительность респондентов к незначительным событиям, к числу которых можно отнести – погодные условия, удовлетворенность обедом и пр. Именно повторные исследования снижают влияние «случайных» факторов на оценку социального самочувствия. К наиболее устойчивым факторам, определяющим социальное самочувствие, можно отнести следующие: личностные факторы; контекстуальные или ситуативные факторы, демографические факторы (влияние пола и возраста на социальное самочувствие), институциональные факторы; факторы окружающей среды и экономические факторы.

Таким образом, оценки социального самочувствия имеют смысл только в том случае, если они действительно надежны и валидны и действительно отражают отношение населения к процессам, происходящим в обществе. Также, помимо объективных и долговременных общероссийских факторов, стоит учитывать «малозначительные» сиюминутные обстоятельства, влияющие на социальное самочувствие.

Социальное самочувствие людей раскрывает важную информацию о качестве социальной системы, в которой они живут. Если люди чувствуют себя плохо, социальная система, видимо, не отвечает требованиям человека. Этот индуктивный подход находится в противоречии со спекулятивными рассуждениями о хорошем обществе. Кроме того, социальное самочувствие также является детерминантой социального поведения.

На наш взгляд, социальное самочувствие – это интегральная характеристика или результат и индикатор функционирования институциональной системы. Под социальным самочувствием мы понимаем некое состояние или настроение, определяющее, стратегии поведения и в конечном итоге качество жизни социального субъекта. На основе сказанного можно построить следующую структуру, включающую и эмоциональные оценки, и личные диспозиции, и психолого-волевые качества, и их проявление в социальных практиках учащихся вузов. Названная структура охватывает:

1. Удовлетворенность студентов условиями общества, своего бытия, окружения, своим статусом, образованием, материальным положением.

2. Настроения, ожидания, оценки происходящих и будущих событий.

3. Отношение к государству, социальным институтам, обществу.

4. Степень активности студенчества.

Итак, наиболее полными и применимыми к анализу студенчества критериями социального самочувствия являются следующие индикаторы: уровень диспозиций, активность субъекта (трудоспособность, адаптивная деятельность), успешность жизненной стратегии, удовлетворенность реализацией жизненной стратегии, - индикаторы, используемые при анализе любой группы. Адаптируя их к жизнедеятельности студентов, характеризуем социальное самочувствие последних, исходя из следующих критериев: а) удовлетворенность условиями студенческой жизни (учебой, работой, материальным положением); б) социально-психологический комфорт (самооценка удовлетворения потребностей социального существования); в) степень социальной активности студенчества; г) степень социальной адаптации к условиям окружающей среды. В качестве эмпирических показателей социального самочувствия мы используем такие характеристики: статусные параметры, самооценка экономического и финансового положения; субъективная оценка собственных жилищных условий; потребительские предпочтения; политические ориентации.

2. Факторы контроля социального самочувствия студенческой молодежи.Для анализа факторов контроля, влияющих на социальное самочувствие студенчества как социальной общности, применимы институциональный и функциональный подходы. Критерием систематизации таковых факторов мы предлагаем считать подразделение окружающего студентов социума по сферам общественной жизни и непосредственно соприкасающимся с учащимися вузов социальных институтов. Соответственно, на наш взгляд, на социальное самочувствие студентов оказывают определяющее воздействие и контроль следующие социальные институты:

1. Природные условия, детерминирующие параметры антропометрии российских студентов, их адаптацию к климату в разных регионах России, к специфике флоры, фауны, рельефа местности, особенности структуры питания, биологических возможностей и физического самочувствия студентов.

2. Экономика как социальный институт, от которого объективно зависит материальное положение личности в обществе. На социальное самочувствие студенчества воздействуют как социально-экономические условия общества, так и материальный статус семьи, к которой принадлежит личность. Последний как формирует личные диспозиции студента, так и определяет степень его удовлетворенности текущим материальным положением.

3. Политическая власть как институт, принимающий важнейшие решения, регулирующие жизнь студенчества. Само по себе управление общественными процессами со стороны государства в определенной мере детерминирует, формирует и ориентирует самочувствие граждан, в этом плане и непосредственно касающаяся студентов образовательная политика прямо отражается на их социальном самочувствии. В достижении определенного уровня и вектора социального самочувствия студенчества большую роль также играет его социальная поддержка и защита со стороны государства. Если студенты не чувствуют этой поддержки, предоставлены сами себе, то это почти неизбежно приводит их к социальному пессимизму и неудовлетворенности жизнью.

4. Образование как институт, самым непосредственным и решающим образом воздействующий на самочувствие студенчества. Проводимые реформы образования в той или иной степени определяют его социальное самочувствие. Весь спектр учебных заведений, выступающих в качестве социальных институтов, выражается в виде структур, которые организуют особенную область профессионального самоопределения студентов. Среди них особое место принадлежит вузам, поскольку: а) они являются учебными заведениями, дающими учащимся профессию; б) они создают более богатую, по сравнению с другими учебными заведениями, среду профессионального самоопределения учащихся; в) они включают учащихся в свою структуру на достаточно продолжительный срок (от 4 до 6 лет); г) этот срок приходится на время наиболее интенсивного психологического и социального формирования личности, ее взросления, осознания человеком его роли и его места в обществе.

5. Духовные предпосылки формирования социального самочувствия студентов, включающие нравственные нормы и их эволюцию в настоящее время, корпоративную культуру и стиль жизни студентов, их культурный уровень, степень религиозности и специфику этнической конфигурации российских студентов, распространенность среди них аномии и фрустрации.

6. Родительская семья как институт, наиболее прямо влияет на самочувствие, так как именно она является концентрацией и микрокосмосом всех экономических, политических, идеологических, культурных ценностей, отражающих состояние данного общества. Родительская семья остается – хоть и в убывающей по мере взросления учащегося степени - аккумулятором, хранителем, агрегатором и трансгенерационным транслятором социальных традиций, норм и запретов, установок и личных диспозиций.

Если данные институты функционируют в стабильном обществе, то процессы формирования и образования личности, выбора профессий протекают более адаптивно и лабильно. Если же общество и, соответственно, его институты находятся в состоянии кризиса, то происходят процессы дезадаптации, дезинтеграции, индивидуальной девиации[112]. Таким образом, окружающая индивида институциональная среда оказывает непосредственный контроль за его внутренним миром, переживаниями, страхами, психологическим состоянием, ощущением счастья, удовлетворенностью или разочарованием, формированием конкретной жизненной позиции и в конечном итоге социальным поведением.

Остановимся более подробно на анализе различных факторов контроля, оценивающих социальное самочувствие. Самочувствие студенчества во многом зависит от материально-экономических факторов, материального положения. Однако самочувствие связано не просто с величиной дохода, а с тем, как такой доход соответствует, с точки зрения человека, его потребностям и представлениям о достойной жизни. Степень этого соответствия или несоответствия во многом и определяет его социальное самочувствие. Социальное самочувствие студентов выражается не только посредством оценки материального положения и уровня дохода, но и через эмоциональную реакцию на условия своей жизни, через доминирующие чувства, настроения. Это самочувствие можно оценить по следующим основным аспектам: удовлетворенность условиями студенческой жизни (оценка удовлетворенности потребностей физического существования) и социально-психологический комфорт (оценка удовлетворенности потребностей социального существования). Помимо собственно оценки «удовлетворенности условиями жизни» и «социально-психологического комфорта», социальное самочувствие дает представление о степени социальной активности студенчества.

Ключевым фактором контроля социального самочувствия должны выступить взаимоотношения «система высшего образования – родительская семья – личность». Социальное самочувствие студенчества, вследствие воздействия данных и иных факторов контроля (экономики, политики, культуры и информации), является весьма лабильным, изменчивым. За последние 15 лет, оно в целом имеет относительно устойчивый вектор к общему снижению, причинами чего, на наш взгляд, являются следующие: падение уровня жизни и политической активности молодежи; реформы государства в области образования и социальной сферы; углубление аномии и духовного кризиса в стране, изменения в экономике как базисе общества; стремительное развитие производства, появление его новых сфер.

3. Специфика социального самочувствия студентов Республики Татарстан.Единственную доступную нам попытку выделить и проанализировать роль всей системы специфики факторов, определяющих особенности менталитета населения РТ, предпринял В.А.Беляев[113]. Опираясь на это исследование, адаптируем его положения к менталитету студентов РТ. Выделим систему объективных особенностей исторического, геодемографического, экономического, этноконфессионального развития Татарстана и проведем анализ их влияния на социальное самочувствие студентов. Особое, даже несколько большее, нежели в целом по России, влияние на самочувствие студентов Казани, как показали ответы студентов основных казанских вузов, оказывает институт родительской семьи. Специфически влияют экономические, политические и религиозные институты.

Среди геодемографических особенностей республики назовем такие: срединное положение РТ в центре Евразии и России всегда вело к этнической и культурной чересполосице, диктовало сходство технологий обработки земли, потребления ее продуктов и позволяло проживавшим на этой земле народам беспрепятственно обмениваться продуктами материальной культуры. Дуальный этнический состав населения Татарстана не является биполярным по характеру отношений. Дисперсное расселение, интенсивная миксация сформировали общий позитивный, даже в основе комплементарный, образ этнического «другого».

В рамках экономической спецификиреспублики отметим большую зависимость, связанность РТ с остальной Россией. Преобладание оборонных и иных крупных промышленных предприятий, больше всего страдающих от разрыва связей, и насыщенность вузами создает атмосферу неприятия сепаратизма. Указанные объективные особенности Татарстана, несомненно, сказываются также на менталитете его студентов, в целом укрепляя общие с остальным студенчеством России вектор и уровень их социального самочувствия, единые диспозиции, социальные ожидания и восприятие социальной действительности.

Налицо и влияние особенностей поселенческой, этнической и конфессиональной структуры студентов и их родительских семей, в силу своих больших мобилизующих каналов и ресурсов, несомненно, воздействующих на социальное самочувствие татарстанского студенчества. Итогом сближения русских и татар стало появление в РТ определенной культурной и социоэкономической общности (при сохранении основных этнических черт). Особенно заметно слияние ментальностей в языковой сфере: татарский язык вобрал в себя огромное число оборотов русского языка, последний тоже свободно оперирует татарскими словами, хотя доля русских студентов, владеющих татарским языком, остается мизерной. Не меньшее влияние на сознание и поведение населения РТ оказывает сущностная общность им исповедуемых мировоззрений-религий, выражающаяся не только в стихийном экуменизме, но и в сходстве коллективистских, трудовых и государственнических базовых принципов. факторам, воздействующим на социальное самочувствие студенчества.

Общероссийские факторы являются определяющими самочувствие студенчества и в РТ, только их наполнение несколько иное. Несколько большее, чем в целом по России, влияние на самочувствие татарстанских студентов оказывает институт родительской семьи. Более прочная семейно-родственная сеть студентов Республики Татарстан позволяет им в большей мере надеяться на коллективные, семейные, непотистские каналы восходящей социальной мобильности.

В целом, геодемографические, исторические и экономические факторы в основе укрепляют общность уровня и вектора студентов региона и всей Федерации, а специфика семейных традиций, этнических и конфессиональных отношений в Татарстане действует амбивалентно, в одних отношениях сближая самочувствие студентов РТ и остальных регионов, а в других – дистанцируя субъекты Федерации друг от друга.

В марте-апреле 2011 г. было проведено социологическое исследование по данной проблеме с выборкой в 800 респондентов[114]. Были опрошены студенты 2-4 курсов шести крупнейших вузов Казани. Проанализировав различные методики подсчета Индекса удовлетворенности (ИУ), этот показатель рассчитан как разница средних долей между положительными и отрицательными оценками. По подсчетам автора, границы ИУ могут быть между -1 до +1. (-1≤ИУ≤+1). Показатель индекса удовлетворенности 0,05[115]. Опрошенные студенты весьма позитивно оценивают только свои волевые и коммуникативные качества и возможность удовлетворения некоторых базовых потребностей. Так, больше половины респондентов считает, что им хватает «умения жить в новых общественных условиях» (51,4% опрошенных), «уверенности в своих силах» (51,4%), «настоящих друзей» (63,7%), «счастья в семейной жизни» (53,5%), «образования» (55,0%), «необходимой одежды» (57,5%), «возможности питаться в соответствии со своими вкусами» (52,2%), «необходимой мебели» (52,1%). Вместе с тем, сходной доле респондентов не хватает «подходящей работы» (51,8%), «экологической безопасности» (53,4%), «соблюдения в стране прав человека» (53,6%) и «автомобиля» (56,6%). Часть студентов просто живет в бедности, не имея денег на повседневные расходы, в том числе на полноценное питание. Это отражает приоритет социальных проблем для студентов, как на уровне общества, так и в индивидуальном плане.

Весьма высоки и требования студентов к социополитическому устройству общества, что отражается в довольно серьезном уровне неудовлетворенности респондентов «руководителями, способными управлять государством» (39,3%), «справедливой оценкой заслуг человека перед обществом» (37,9%), «уверенностью, что не будет межнациональных конфликтов» (32,7%), «знанием английского языка» (42,6%), возможностями «подрабатывать» (36,7%), «полноценно проводить отпуск» (37,0%), «стабильностью в государстве и в обществе» (38,5%), степенью «государственной защиты от снижения уровня жизни» (47,0%), «политическими идеалами, заслуживающими поддержки» (36,3%) и «уверенностью, что ситуация в стране будет улучшаться» (48,0%). Тем самым, при превалировании социально-политической пассивности (объясняемой их неверием в возможность своего влияния на политику) суждения опрошенных студентов отражают наличие позитивной гражданской и политической позиции. Одна из гипотез исследования заключалась в предположении о низкой удовлетворенности студентов своим материальным положением. Однако индекс удовлетворенности материальным положением оказался довольно средним – 0,602. Тем самым наше предположение было опровергнуто.

Социологические исследования показали, что большинство студентов не удовлетворено качеством своей жизни. Студенчество в целом характеризуется низкой степенью социальной активности, не верит в перемены, не стремится участвовать в политической жизни. На социальное самочувствие студенчества основное влияние оказывает институт семьи. Студенты из низших слоев общества менее оптимистичны. Они предпочитают совмещать работу с учебой часто в ущерб последней. Социальное самочувствие студентов в крупных вузах г.Казани по большинству параметров сходно с самочувствием студенчества в целом по России и находится на среднем уровне.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию социальное самочувствие?

2. Перечислите систему объективных факторов, влияющих на социальное самочувствие студенчества.

3. В чем заключается специфика социального самочувствия студентов РТ и студентов России?

4. Какие основные социальные институты, определяют социальное самочувствие студенчества? Почему?

5. Определите субъективные факторы, влияющие на социальное самочувствие.

6. Из каких компонентов состоит социальное самочувствие?

7. В чем заключается контроль государства за социальным самочувствием студентов?

8. Что такое «индекс удовлетворенности»?

9. Назовите основные критерии социального самочувствия.

10. Объективные особенности развития Татарстана и как они влияют на социальное самочувствие студентов?

11. Что является ключевым фактором контроля социального самочувствия?

12. Сферы проявления социального самочувствия.

Рекомендуемая литература:

1. Баталова Н.Л. Социальное самочувствие молодежи в условиях изменяющегося общества (региональный аспект): Автореф. дис. … канд. социол. наук. - Тюмень, 2009. 21 с.

2. Беляев В.А. Менталитет населения Республики Татарстан // Беляев В.А., Ахметшина А.А., Каткова Ю.В. Современные социально-политические проблемы. Казань: Отечество, 2010. 166 с.

3. Волчкова А. Актуальность изучения социально-экологического самочувствия в современной социологической науке // Власть. 2011. №3.

4. Дубинина Э.В. О специфике социальной защиты студенчества // Социол. исслед. 2006. №10. С.139-142.

5. Дубин Б., Зоркая Н. Система Российского образования в оценках населения: проблемы уровня и качества// Вестник высшей школы. 2009. №3 (101). С.44-70.

6. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социол. исслед. 2004. №3. С.4.

7. Лысикова Н.П., Алимаева О.И., Вакулич Н.Р. Социокультурные проблемы современного образования. Саратов: Изд.центр «Наука», 2009. 74 с.

8. Могильчак Е.Л. Влияние родительской семьи на поступление в вуз // Социол. исслед. 2009. №8. C.126-133.

9. Нугаев М.А., Хайруллина Ю.Р., Михалева Е.А. Социальные факторы качества жизни населения: (опыт конкрет.-социол.исслед.). Казань: КГЭУ, 2005. 158 с.

10. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: Диагностика и традиции изменений // Социол. исслед. 2008. №2. С.83-90.

11. Руткевич М.Н. Социальная структура. М.: Альфа-М, 2004. 272 с.

12. Franzoni A.L., Assar S. Student Learning Styles Adaptation Method Based on Teaching Strategies and Electronic Media // Educational Technology & Society. 2009. №12 (4). РР.15-29.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.