Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 4. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ





1. Понятие и функции образования

2. Структура российского образования

3. Социологический дискурс проблем российского образования

 

1. Понятие и функции образования. В процессе нормального функционирования и развития общества важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества.

Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование – обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. Более точно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития.



В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы «задающему» объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей.



Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования. В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль.

Под «неформальным образованием» понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д.

Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. Далее, анализируя социологические проблемы образования, мы будем иметь в виду, прежде всего, систему формального образования.

Образование как социальный институт выполняет ряд важных общественных функций: общие социальные, функции в производственно-экономической сфере, функции в сфере культуры, функции в социально-политической сфере.

Общие социальные функции. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования – гуманистическую.



Гуманизация – объективная потребность общественного развития, основной вектор которого – направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности современного общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. Человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», т.е. трудовой деятельности. Ценность личности как неповторимой индивидуальности была отодвинута на дальний план. Ценится, прежде всего, «работник».

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь – более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Образование как социальный институт выполняет также функцию социальной селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование определяет уровень способностей, для выявления которого используются тесты и другие методы. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Функция воспроизводства социальной структуры общества. Институт образования дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда и социальной стратификации.

Функции образования в производственно-экономической сфере. Одной из важных функций в данной сфере является формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно колеблется между перепроизводством и недопроизводством. Обе крайности негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения профессии «на месте» без научных основ и творческих навыков. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника. Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования.

Формирование потребительских стандартов населения. Роль образования в экономике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта функция всегда свойственна образованию, достаточно вспомнить библейские заповеди об умеренности потребления или предписания русского Домостроя. Она же определяет главное содержание неформального образования, протекающего в семье или конструируемого СМИ. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечиваются ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы и на «внеобразовательное» пространство (раньше материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т.п., теперь – поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы. Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией. Социальная обусловленность даже более существенна, чем экономическая, ведь экономические критерии здесь почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии, являющиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли.

Функции образования в сфере культуры. Образование как социальный институт выполняет функцию воспроизводства социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а избранные (в соответствии с заказами) типы культуры, например, доминантная, школьная, профессиональные.

Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности). Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель – не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества. У этой функции – ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем будущем. Она уже превратилась в фактор мирового соперничества. Транснационализация образования – средство геополитики. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии или иные модели, специально разработанных для других стран. Так в общественном интеллекте возникает зависимость реципиента от донора, гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и непосредственной прибыли. Страны с давними традициями в своих системах образования тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием системы образования и обеспечением ее нужными кадровыми, информационными, технологическими ресурсами.

Функции образования в социально-политической сфере. Формирование личности – один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой. Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни характерно для государственного образования, но проявляется и в сфере неформального образования. Вряд ли есть примеры, когда бы институт образования не противодействовал проявлениям правовых или политических девиаций. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает новую. Осознание этой функции неизбежно приводит к идеологизации содержания образования. В этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического поведения, а также воспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Система образования не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается идеологический контроль.

В национально-государственной организации социума школа целенаправленно формирует ориентации населения во внешнеполитическом пространстве. Этносоциальный тип культуры обусловливает содержание образования, подчеркивая в нем ведущие интересы данного этноса. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

2. Структура российского образования. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессиональное образование (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное), послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Важность дошкольного образования заключается в том, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве. В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты – не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие.

Особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми (воспитателей, обслуживающего персонала), а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и ожидания.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 1960-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

В соответствии с законами России, общеобразовательное образование делится на несколько этапов и включает в себя начальное общее образование, основное общее образование и полное общее образование.

Для получения начального образования ребенок должен достигнуть возраста шести или же семи лет. Именно тогда родители могут отдать его в школу, лицей или гимназию. Обучаясь в начальной школе, ребенок имеет право получить базовые знания по чтению, письму, математике, русскому языку и некоторым другим предметам.

После окончания начальной школы, в возрасте десяти лет, дети поступают в среднюю школу. В средней школе обучение происходит на протяжении пяти лет. После окончания девятого класса ученику обязаны выдать аттестат об общем среднем образовании. С этим аттестатом он может подавать заявление о принятии его в десятый класс школы, гимназии или лицея. Также, ученик имеет право забрать документы и поступить в техникум, колледж или же училище.

Последняя ступень общего образования – полное общее образование. Оно длится два года и после окончания ученики сдают выпускные экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.

Социология образования нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования.

Профессиональное образование. Граждане Российской Федерации имеют право получать начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование или же высшее профессиональное образование.

Начальным профессиональным образованием называется образование, которое получают в профессиональных лицеях, училищах или других учреждениях начального профессионального образования. В эти учреждения можно поступать как после девятого, так и после одиннадцатого класса. Обучение после одиннадцатого класса длится меньшее количество времени, поскольку учащимся не читают общеобразовательные предметы по программе десятого-одиннадцатого класса.

Среднее профессиональное образование учащиеся могут получить в техникумах и колледжах. Сюда также можно поступить как после девятого, так и после одиннадцатого класса.

В соответствии с законом Российской Федерации, высшими учебными заведениями считаются институты, университеты и академии. Высшими учебными заведениями определяются как государственные учреждения, так и частные. Студенты могут обучаться в таком учреждении от четырех до шести лет. Если студент обучался четыре года, он получает степень бакалавра, пять – специалиста, шесть – магистра. В случае, когда студент отучился минимум два года, но не закончил высшее учебное заведение, считается, что он получил неполное высшее образование.

После окончания высшего учебного заведения человек имеет полное право получать послевузовое профессиональное образование. Конечно же, такое образование можно получить только в случае, если есть высшее профессиональное образование. В зависимости от того, какую специальность предпочел учащийся, он может учиться в аспирантуре, адъюнктуре, интернатуре, докторантуре или же ординатуре.

Одной из составляющих структуры образования в России являются учреждениях, которые предоставляют дополнительные образовательные услуги. К ним относятся спортивные и музыкальные школы. Такое образование является не обязательным, а, скорее, развивающим. Однако, после окончания такого учебного заведения ученик получает диплом государственного образца, с которым может поступить, например, в музыкальное училище.

3. Социологический дискурс проблем российского образования.На основе контент-анализа научных статей двух отечественных социологических журналов («Социологические исследования» и «Социологический журнал»), опубликованных в 1999-2010 гг., было выявлено, что на страницах журнала «Социологические исследования» активно обсуждаются проблемы социологии образования[53]. В среднем каждая десятая статья посвящена различным аспектам образовательной проблематики (8,8%). Количество публикаций имеет постоянный характер, и лишь в 2006, 2009 гг. (6,1%, 6,8% соответственно) наблюдалось снижение показателя опубликованных статей по социологии образования. «Социологический журнал» в 2,4 раза реже публикует статьи по образовательной тематике. В целом за исследуемый период анализ социологических аспектов образовательной сферы представлен в 3,7% опубликованных статей. В отличие от кривой динамики количества статей в целом, имеющей непостоянный характер, показатели публикаций по социологии образования стабильны.

В результате анализа научные публикации по социологии образования были объединены в следующие тематические группы: теоретико-методологические и методические основы социологических исследований в образовании; изменение, развитие образования; образование как фактор социальной дифференциации и мобильности; региональные особенности системы образования; социологические аспекты педагогического и воспитательного процесса; кадровый потенциал образовательной системы; социологическое образование в российском обществе; экономические аспекты функционирования образовательной системы; социологические проблемы дошкольного образования; социологические проблемы общеобразовательной школы; социологические проблемы профессионального образования; социологические проблемы непрерывного образования; субъекты образовательной системы как объект социологического исследования; социология образования и другие направления социологических исследований.

Лидирующие позиции занимают такие тематические группы, как социологическое образование, субъекты образовательной системы как объект социологического исследования, социологические проблемы профессионального образования и междисциплинарные социологические исследования, затрагивающие образовательную проблематику. Достаточно редко за исследуемый период в научных публикациях рассматривались экономические аспекты функционирования образовательной системы в целом, социологические проблемы дошкольного образования, а также институт образования как канал социальной мобильности.

Не подтвердилось наше предположение об актуальности тематики изменения, развития образовательной сферы в постсоветском обществе. Однако, можно предположить, что невнимание к проблемам изменений российской образовательной сферы связано скорее не с низкой степенью их актуальности, а так называемым феноменом «замалчивания» (учредитель анализируемых журналов – Институт социологии РАН, возможно под влиянием идеологических установок правительства, не заинтересован в отражении реальных процессов и последствий реформирования российской образовательной системы).

В небольшой доле публикаций в данной тематической группе (4,7%) анализируются Болонский процесс и пути интеграции российского образования в общеевропейскую систему образования. Подавляющее большинство авторов научных статей, характеризуя изменения в современном российском образовательном пространстве, используют понятие модернизации. На наш взгляд, данный термин не в полной мере отражает процессы, происходящие в сфере образования. Опираясь на выделенные П. Штомпкой три смысловых значения понятия «модернизация»[54], можно предположить, что в широком смысле слова происходят прогрессивные изменения системы российского образования, а в узком смысле слова «отсталое образование» российского общества усиленно стремиться достичь уровня развития образовательных систем стран «первого мира». Слепое копирование западного опыта и забвение достоинств собственного образования вряд ли можно интерпретировать как прогрессивное направление изменений.

Экономическим аспектам функционирования российской образовательной системы посвящено 2,3% опубликованных за анализируемый период статей, изучающих преимущественно особенности «теневых» экономических отношений в сфере высшего профессионального образования. Изучение актуальных проблем финансового состояния образовательных учреждений, финансовой государственной политики и ее влияния на развитие образовательной системы постсоветского общества не нашли отражение в дискурсе исследуемых социологических журналов.

Проведенный контент-анализ позволяет выделить следующие малоизученные и перспективные направления исследования образования: последствия реализации Болонской декларации в постсоветском образовательном пространстве; государственная образовательная политика: социальная необходимость и возможности реализации; особенности изменения образовательной парадигмы в современном российском обществе; финансовая государственная политика как фактор развития современной образовательной системы; институционализация негосударственных образовательных практик; латентные структуры, функции и практики современных российских образовательных учреждений; инновационный потенциал педагогических коллективов образовательных учреждений, его влияние на развитие российского образования; школьное образование как фактор развития физического и морального здоровья детей; фемининный характер российского образования и его последствия; влияние образования на экономическое, культурное развитие общества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Определить сущность образования.

2. Охарактеризуйте формальное и неформальное образование.

3. Назовите общие социальные функции образования.

4. Охарактеризуйте функции образования в производственно-экономической сфере.

5. Назовите функции образования в сфере культуры.

6. Охарактеризуйте функцию образования в политической сфере.

7. Определите основные звенья системы российского образования.

8. Выделите основные направления социологического дискурса проблем современного российского образования

Рекомендуемая литература:

1. Ананишнев В.М. Социология образования: учебное пособие. М.: Канон+, 2012. 351 с.

2. Батурин В.К. Социология образования: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 189 с.

3. Калтырина Е.П. Социология образования: актуальные проблемы и новые направления развития: Учебное пособие. Новочеркасск: Изд-во ЛИК, 2009. 132 с.

4. Социология образования: сборник статей. М. Изд-во ИСО, 2011. 198 с.

5. Современное российское образование: проблемы и перспективы развития/ Под ред. В.В.Фурсовой, О.В.Горбачевой. Казань: Казан. ун-т, 2012. 238 с.

6. Щербакова Л.И. Социология образования: Учебное пособие. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. 80 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.