Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 6. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ





ВНЕ РОДСТВЕННОЙ СЕМЬИ

1. Сиротство как социальное явление

2. Институты социализации детей вне семьи: типология и виды социального контроля

3. Общественные формы социализации сирот

4. Разновидности социализации сирот в семьях

 

1. Сиротство как социальное явление.Одним из серьезных видов институтов социализации детей в российском обществе становятся институты, где дети воспитываются в отрыве от родителей. Дело заключается в том, что сиротство детей в разных формах превратилось в насущную и массовидную социальную проблему, подлежащую безотлагательному решению. Сиротство как социальное явление представляет собой жизнь несовершеннолетних детей без контроля со стороны родителей.

Если проследить тенденции развития системы социальной защиты детей-сирот в России, то с точки зрения хронологического подхода возможно выделение следующих этапов:

1. Дореволюционный, общественно-государственный этап, включающий три периода:

а) слабо институциализированный, «нулевой» период (до X века, время действия обычного права);

б) период формирования первой системы защиты сирот (X – сер. XIX века);



в) пореформенныйпериод (конец XIX – начало XX века) – время резкого расширения категорий сирот.

2. Советский этап (1917 – 1985 гг.) – этап полного огосударствления процесса помощи сиротам, охватывающий два периода:

а) довоенный период,

б) послевоенный период.

3. Современный этап (с 1985 года), потребовавший полной трансформации государственной политики в отношении сирот, вбирающий три периода:

а) период перестройки;

б) период реформ 1990-2000-х гг.;

в) период действия новейших законодательных норм 2010-х гг. (закона «Димы Яковлева» и т.п.).

Предпосылки сиротства на протяжении истории человечества значительно менялись в зависимости от культуры эпохи, законодательных рамок, религиозного влияния, природных и социально-политических катаклизмов. Среди основных каналов пополнения социальной группы сирот в современных условиях можно назвать:

1. Смерть родителей или единственного родителя ребенка и невозможность определения последнего в семьи родственников.

2. Изъятие ребенка из асоциальной семьи представителями органов опеки и попечительства с последующим лишением родителей прав на воспитание собственных детей.



3. Добровольный отказ матери от своего новорожденного ребенка в родильном доме.

3. Временное изъятие ребенка из семьи в связи с заключением под стражу или лишением свободы его родителей до их выхода из мест заключения.

4. Потеря ребенка родителями в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов.

5. Добровольный или вынужденный уход («бегство») ребенка из дома в связи с негативным или пренебрежительным отношением к нему со стороны родителей.

Выделенные каналы воспроизводства сиротства позволяют разработать типологию видов детского сиротства (См.: Рис. 1.).

Рис. 1. Виды сиротства

Исходя из этой типологии, можно систематизировать и самих сирот, выделяя в их составе полных биологических, частичных и социальных сирот.

Полные, или биологические, сироты – это дети, у которых нет живых биологических родителей. При отсутствии возможности устройства такого ребенка под опеку в семью родственников или других лиц, он помещается в государственное детское учреждение.

Частичные сироты – это дети, воспитывающиеся в неполной семье по причине развода родителей, смерти одного из родителей или в случае, если это семья матери или отца-одиночки.

Третий вид сирот – социальные сироты. Социальное сиротство можно определить как ныне уже устоявшийся общественный институт, в рамках которого родители не выполняют свои обязанности по социализации и защите несовершеннолетних детей в силу личностных факторов и/или воздействия внешней социальной среды.



Социальное сиротство можно подразделить на явное и латентное (или скрытое). Явное социальное сиротство – это сиротство при живых родителях, которые лишены родительских прав. Оно порождено откровенным нежеланием или неумением родителей выполнять свои родительские обязанности в силу приверженности алкоголизму, наркомании, занятия проституцией или из-за объективных причин (например, родители стали инвалидами 1-й группы и т.п.).

Таким образом, причины этого явления многоплановы, но все они являются лишь факторами, порождающими социальное сиротство не напрямую, а через феномен лишения родительских прав, которое, хоть и фиксирует фактическое положение дел (самоотстранение родителей от обеспечения и воспитания или причинение иного вреда ребенку), тем не менее, само резко меняет способ взаимодействия родителей и детей и образ жизни последних.

Латентное же социальное сиротство не связано с лишением родительских прав, но тоже чаще всего проявляется в игнорировании родителями интересов детей, зачастую оно вызвано ухудшением жизни семьи, полной или периодической безработицей или, напротив, двойной и тройной занятостью родителей на ряде работ и подработок, кризисным состоянием семьи, балансирующей между ежедневными скандалами и полным распадом, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям. Вследствие этого появляется такой социальный феномен, как безнадзорность детей при живых родителях.

Важным фактором воспроизводства социального сиротства является материнская депривация детей, определяемая в науке как «отсутствие устойчивых продолжительных и нежных отношений с матерью, которое может привести к душевному заболеванию или делинквентности»[101].

У детей, воспитывающихся вне семьи с самого рождения, наблюдаются глубокие личностные отклонения. В результате периодического чередования людей, которые заботятся о ребенке и к которым он неизбежно привязывается, у ребенка постепенно развивается незаинтересованность в социальных взаимоотношениях. Образ взрослого у него перестает ассоциироваться с теплом и с любовью.

Авторы многочисленных исследований, проводившихся как в России, так и за рубежом, и посвященных проблеме материнской депривации, приходят к одному и тому же выводу, который в крайнем своем выражении звучит так: «Лучше плохая семья, чем самое лучшее воспитательное учреждение».

2. Институты социализации детей вне семьи: типология и виды социального контроля.Социологи используют термин «социализация» для описания процесса, в ходе которого люди обучаются соответствию социальным нормам и который делает возможным, вследствие этого, существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Процесс социализации ребенка начинается буквально с первых же минут жизни. В первые месяцы и годы жизни ребенок особенно интенсивно осваивает окружающий мир, его психика наиболее пластична, поэтому потеря этих лет практически невосполнима. Это доказывается как (в крайнем варианте) историей детей, которые были лишены человеческого общества и воспитывались среди животных, так и повышенной распространенностью практически всех видов девиации (от суицидов до преступлений) среди подростков, подвергшихся материнской депривации.

Немаловажное значение в процессе социализации имеет образ жизни личности. Между социализацией и образом жизни существуют взаимосвязи, делающие их предельно взаимозависимыми. С одной стороны, то, какие потребности, нормы, ценности усвоил человек в процессе своего развития, напрямую определяет его образ жизни. С другой стороны, образ жизни окружения, например, ребенка, существенно влияет на социализацию последнего. В случае асоциального образа жизни родителей возможно усвоение детьми искаженных норм и ценностей. Кроме того, Н.Смелзер указывает на случаи неудавшейся социализации, которая может зависеть от методов, применяемых для ее осуществления. Он отмечает, что «дети могут оказывать сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах своего развития»[102]. Как указывал Э.Эриксон, «сбои» в развитии личности происходят в том случае, если условия жизни ребенка складываются так, что ему приходится подстраиваться под обстоятельства, «ломая» себя. Неудача социализации ребенка-сироты может проявляться в различных формах – от пассивных форм неприятия действительности (в виде эскепизма, шизофрении, различных форм сублимации) до активного противопоставления своего поведения общепринятым правилам (в виде безобидной эксцентричности или открытого сопротивления требованиям общества, протеста против его ценностей и норм, их нарушения, а также попыток суицида).

Образ жизни сирот в детском доме, где они избавлены от необходимости приобретать одежду, обувь, заботиться о пропитании и вынуждены общаться в основном со сверстниками, подчиняться строгому режиму дня, чувствовать постоянный контроль за своими действиями, вырабатывает в детях конформность, безынициативность, уход от решения насущных проблем, отсутствие значимых жизненных целей, неумение вести домашнее хозяйство и строить отношения в семье, что затрудняет процесс адаптации и социализации.

В этих условиях возникает объективная необходимость в четком определении, артикуляции, разработке и реализации трех главных направлений, по которым возможна социализация сирот: семейной, коммуникативно-познавательной (в частности, школьной), трудовой (включая ведение домашнего (детдомовского) хозяйства и самообслуживание). Проанализируем их.

Первоенаправление – семейная социализация – для воспитанников детских домов считается наиболее актуальным и сложным в связи с отсутствием положительного примера собственных родителей. По этой причине возникает объективная необходимость привития сиротам чувства привязанности, заботы, защищенности, умения строить длительные доверительные отношения. Поэтому задача детского дома, кроме всего прочего, состоит в попытке, если не восстановить, полностью возместить, то хотя бы компенсировать утраченные ребенком семейные связи.

Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается освоение роли семьянина. Г.С.Красницкая считает, что в структуре ценностей детей-сирот семья остается незыблемой. При этом желание иметь близких, потребность в семье и сотворение идеала семьи у детей-сирот выражены острее, чем у детей, воспитывающихся в нормальных условиях[103]. Отсутствие или недостаточный опыт жизни в семье способствуют идеализации взаимоотношений в семье, образа семьянина. Этот идеал носит зачастую расплывчатый характер, не наполнен конкретными бытовыми деталями.

В представлениях детей-сирот чаще всего складываются две модели семьи: положительная и отрицательная. С положительной моделью семьи связано радостное эмоциональное состояние ребенка – ожидание праздника; ребенок идеализирует свой жизненный опыт воспитания в семье, часто не может конкретизировать свое мироощущение, свое понимание положительной модели семьи.

У некоторых детей-сирот формируется отрицательная модель семьи, в которую они вкладывают совершенно конкретное содержание, конкретный образ того, какими качествами не должны обладать муж, жена, мать, отец; какими не должны быть их взаимоотношения, их отношения к детям.

Вторым направлением социализации в условиях детского дома является школьная социализация. Проблема отношения школы и общества в целом к детям, лишенным родительского попечения и проживающих в детском доме или интернате, является одной из самых сложных и малоизученных проблем социализации.

В настоящее время наблюдаются две формы комплектования классов в школах, которые посещают дети, воспитывающиеся в детском доме:

- В школе создаются «сиротские классы», укомплектованные только детьми из детского дома. Искусственное выделение их в отдельные классы часто приводит к агрессивности этих детей, вызванной отношением к ним не только «семейных детей», но и педагогов.

- Более благоприятной для ребенка-сироты оказывается ситуация обучения в классе совместно со сверстниками, воспитывающимися в семье. При этом ребенок-сирота может занимать разное положение в коллективе сверстников в классе и в детском доме. Каждая из этих ситуаций приводит к различным эмоциональным проявлениям: от состояния агрессии, лицемерного, приспособленческого поведения до хороших, дружеских отношений с «семейными» детьми.

Однако, чаще всего, школа хочет избавиться от «неудобных» учеников из детского дома. Дети чувствуют недоброжелательное к себе отношение, рана «отторжения взрослым» не заживает, тогда как ребенок имеет право на уважение, достоинство, справедливое к себе отношение, он хочет, чтобы его понимали.

Существенное значение для социализации ребенка имеет включение в адекватный его психологическому и физическому состоянию процесс обучения, своевременное исключение причин школьной дезадаптации. Для этих целей подключаются специалисты областной психолого-медико-педагогической консультации, которые проводят диагностику психического состояния ребенка, его интеллектуального и личностного развития и определяют на этой основе оптимальные условия его обучения и воспитания.

Третьенаправление социализации, наиболее актуальное для детей-сирот, – это трудовая социализация. В условиях детского дома трудовая подготовка видится особенно необходимой. Как правило, воспитанники детских домов, привыкшие к тому, что за них все делают, всегда накормят, оденут, постирают, своевременно починят одежду и обувь, требуемую от них работу выполняют «из-под палки». Они не заинтересованы в качестве своей трудоподобной деятельности. Поэтому представляется целесообразным трудовую адаптацию формировать в зависимости от места будущего проживания выпускника, от социоэкономической ориентации и профиля соответствующего региона и района. Например, сельские дети должны приобщаться к земле, городские – получать дополнительные навыки индивидуальной трудовой подготовки.

В процессе трудового воспитания необходимо руководствоваться еще рядом принципов: во-первых, по сфере труда – требуется учить их тому, что сами воспитанники считают необходимым для своей дальнейшей деятельности; во-вторых, в детском возрасте в силу развитости подражательства и ориентира на авторитет и паттерн очень важен способ организации труда – воспитатель должен участвовать непосредственно не только в управлении трудовым процессом, но и в самом производстве вещи или услуги (принцип «делай, как я»); не менее значимо распределение труда – трудоподобная деятельность должна быть не просто коллективной, но основанной на разделении труда, чтобы каждый воспитанник прямо чувствовал, что «его труд вливается в труд его республики», что «без него здесь все остановится», как говорится в соответствующих художественных произведениях; в-третьих, ни в коем случае трудом нельзя наказывать провинившихся – этим отбивается желание трудиться, ибо человеку свойственно избегать наказания. Для того чтобы избежать амбивалентного отношения к труду и сформировать позитивный настрой на работу, необходимо наказывать лишением труда, а поощрять – приобщением к оному.

Таким образом, успешная социализация сирот в условиях тотального учреждения является залогом преодоления последствий депривации и условием безболезненного приспособления к самостоятельной жизни.

3. Общественные формы социализации сирот.Процесс социальной помощи детям в России – явление длительное и пока не имеет своего исторического завершения. Социальная поддержка сирот государством представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты, традиций и обычаев, законов и иррациональных, волюнтаристских и спорадических действий и поступков.

Среди организационных форм социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе социальной поддержки и помощи в дореволюционной и современной России можно выделить: «кормление», когда сироту поддерживала община; монастырские приюты для призрения незаконнорожденных детей; казенные приюты для «зазорных младенцев»; приюты городских попечительств и церковных общин; детские дома; закрытые детские колонии и трудкоммуны; школы-интернаты; детские дома квартирного типа; «детские деревни»; детские городки.

Среди современных государственных учреждений социализации сирот в России наиболее распространенными являются детские дома квартирного типа. В организационно-административном отношении это детский дом с воспитателями-профессионалами, не берущими на себя роль родителей и, таким образом, не являющимися опекунами. Детские коллективы разнородны в отношении пола и возраста. Дети живут совместно в своего рода квартире внутри учреждения, и надзор за данной группой поручен 2-3 воспитателям. Таким образом, существенно расширяется возможность единого воспитательного руководства и единства среды в смысле «родного дома». Многие директора детских домов проявляют свои организаторские способности и свой вкус, ввиду чего «квартиры» нередко приобретают характер уютного дома.

Детский городокявляется промежуточным звеном между замещающей семейной заботой и заботой в детском учреждении. Городок образуют несколько (до 20) павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты, и т.п. Воспитателями здесь всегда являются супруги, по крайней мере один из которых должен иметь специальное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о 10-14 детях, мальчиках и девочках старше 3 лет. Детей не передают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских поселков. За детей здесь отвечает учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «семейств» совместно – приготовление пищи, стирку белья, ведение домашнего хозяйства.

Детские поселки, или детские деревни-SOS представляют собой детский дом нового типа по образу семьи, принципиально отличающегося от обычных детских домов. Идея его создания принадлежит австрийцу Г.Гмайнеру. Детская деревня-SOS похожа на небольшой поселок с 11-15 домами на объединенной территории. В каждом доме живет семья - SOS-«мама» - воспитатель и 6-8 детей разного возраста и пола. Каждая семья ведет свое хозяйство, и «мама» учит детей всему, что понадобится им во взрослой жизни. Дети в учебное время ходят в детские сады и школы, на каникулах отдыхают в лагерях и походах. Кроме семейных домов в каждой Детской деревне-SOS есть административная часть, где работают директор, бухгалтер, педагоги и приходящие работники, охрана и т.п.[104]

Таким образом, накопленный мировой и отечественный опыт заботы о детях-сиротах показывает, что существует множество возможностей оказания им помощи, социализации, максимально безболезненного вхождения во взрослую жизнь с навыками самообслуживания.

4. Разновидности социализации сирот в семьях.Государство и общество затрачивает немалые средства на содержание детей-сирот в государственных учреждениях. Однако, несмотря на создаваемые в них благоприятные условия, выпускники этих заведений оказываются неготовыми к самостоятельной жизни вне стен детского дома.

Среди форм устройства и социализации сирот наиболее предпочтительными считаются семейные формы. Наибольшее распространение в нашей стране имеют усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Такие формы как детские дома семейного типа и фостерная семья, или патронатное воспитание пока не получили широкого применения.

Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми.

Усыновление как форма социального устройства ребенка-сироты являлась бы, безусловно, наилучшим решением его дальнейшей судьбы. Однако в связи с особой экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы сократилось. Кроме того, что многие семьи находятся в тяжелых жизненных условиях, российские усыновители с осторожностью относятся к детям, оставшимся без попечения родителей. По официальной статистике, 90% детей, живущих в детских домах, – социальные сироты, родители которых были лишены родительских прав вследствие алкоголизма, наркомании, аморального образа жизни, отказа воспитывать своего ребенка. Дети, имея подобный отрицательный пример родителей, свой негативный опыт, вызывающе ведут себя, что отталкивает от них потенциальных усыновителей. Остальные 10% детей – полные сироты, родители которых умерли; эти дети, попадая в девиантную среду, сами впитывают отрицательное влияние основного коллектива детей.

С другой стороны, доброта и понимание приемных родителей зачастую приводят к ошеломляющему результату. Многое в адаптации ребенка в новой семье зависит от поведения самого ребенка, но еще больше это определяется терпением, тактичностью, способностью к эмпатии со стороны приемной семьи. Ч.Кули отмечал, что наследственный и социальный элементы не являются отдельными силами[105]. То, что индивид представляет собой или делает, нельзя приписать только одному из этих элементов, т.к. все это основывается на привычках, опыте, в которых оба названных компонента неразрывно связаны.

Опекаипопечительство – это способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними от 14 до 18 лет.

Для содержания детей под опекой установлена выплата денежных средств, которая в настоящее время является социальной выплатой, адекватной реальным затратам на одного ребенка в месяц. Однако, на практике, длительные задержки выплат, являются основной причиной уменьшения числа опекунских семей.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Число детей, помещенных в приемную семью, не должно превышать 8 человек.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Детские дома семейного типа. Такие дома организуются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 12 человек.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей в условиях семьи.

Фостерная семья – форма устройства, где дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в домашних условиях, но при этом находятся на государственном обеспечении. В России воспитание в фостерной семье называют «патронатным воспитанием», подчеркивая, что воспитание в приемных семьях происходит под патронатом специальных служб.

Патронатное воспитание пока не введено в федеральное законодательство и регулируется законами субъектов Российской Федерации - в соответствии со Ст.123 Семейного Кодекса РФ, («иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации»). В настоящее время законы, поддерживающие патронат, приняты в 42 субъектах Российской Федерации[106].

Принципиальное отличие патроната от других форм устройства заключается в следующем. Усыновление и опека предполагают полную передачу ответственности по защите прав и представлению интересов ребенка усыновителям (бессрочно) и опекунам (до 18-летия ребенка). Приемная семья также предполагает полную передачу прав на ребенка приемным родителям, но на основе договора, который устанавливает сроки и порядок. Передаются дети только с установленным юридическим статусом. В отличие от всех рассмотренных форм семейного устройства, патронатное воспитание пригодно для детей и с установленным статусом, и без него, передаются дети на тот срок, который нужен для ребенка, четко разграничены обязанности сторон – учреждения, откуда взят ребенок, или органов опеки и попечительства и патронатных воспитателей.

В России на сегодняшний день насчитывается свыше 100 тысяч детей-сирот, воспитывающихся в детских домах. На их содержание государство тратит немалые средства. В зависимости от региона на одного ребенка в детском доме тратится от 20 до 40 тысяч рублей в месяц[107]. Вместе с тем, по словам уполномоченного по правам ребенка в России П.Астахова, на те же цели в Красноярском крае в год государством выделяется до 2 млн. рублей[108]. За уход за детьми приемным родителям и опекунам полагается 2,5 тыс. рублей ежемесячно за каждого ребенка, принятого в семью. Плюс ежемесячное пособие: на дошкольника - 6454 рубля, на школьника - 7444 рубля. Несомненно, для государства экономически выгоднее помещать сирот в семьи, а самим сиротам социализация в семье позволяет лучше адаптироваться к нашему обществу.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое сиротство? Можно ли считать сиротой ребенка, имеющего родителей?

2. Какие виды сиротства Вы знаете?

3. Кто относится к социальным сиротам? Чем отличается беспризорность от безнадзорности?

4. Что такое биологическое сиротство?

5. Охарактеризуйте тенденции социального сиротства в нашей стране:

А) в начале ХХ – первой половине ХХ века;

Б) в середине ХХ века;

В) в конце ХХ- начале ХХI века.

6. Какие виды институтов социализации детей вне семьи Вы можете назвать?

7. Как государство регулирует социализацию детей-сирот и решает их социальные проблемы?

8. В чем состоит специфика каждой из семейных форм социализации детей-сирот: усыновление, опекунских семей, приемных семей, фостерных семей, семейных детских домов?

9. Чем отличается друг от друга социализация детей-сирот в тотальных институтах:

А) домах ребенка;

Б) детских домах;

В) школах-интернатах;

Г) детских поселках - SOS

Д) детских городках;

Е) детских приютах;

Ж) детских колониях.

Рекомендуемая литература:

1. Абельбейсов В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях // Социальная политика и социология. 2009. №3. С.167-174.

2. Безгин В.Б. Деревенские сироты: традиции призрения и опеки в русской деревне XIX в // История в подробностях. 2010. № 6. С.46-49.

3. Дорофеева Т. Практические советы приёмным родителям // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010. № 1. С.27-28.

4. Маркина И.В. Социальные сироты: дети или пасынки государства? // Вестник Саратовского гос.технического университета. 2009. Т.1. №4. С.258-263.

5. Мингазова А.М. Современные каналы социальной реабилитации сиротства// Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С.270-275.

6. Наумкин Б.И., Бадалина О.Ю., Карпова О.А. Дети сироты при живых родителях//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №3. С.50-54.

7. Хорошилова Н.Ю. Социализация и ресоциализация социальных сирот // Гуманизация образования. 2010. № 5. С.83-89.

8. Шульга Т.И. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. №3. С.73-82.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.