Механизм государства: понятие, основные черты, структура
Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
В юридической науке понятия «механизм государства» и «го сударственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государствен ным аппаратом понимается система органов, непосредственно за нимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государ ства» включаются также «материальные придатки» государствен ного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-тру довые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. "■.' Характерные черты механизма государства: 4 , ^..-,
J • он представляет собой систему, т.е. упорядоченную qobi
ность государственных органов;
of • целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;^7 ^ • его основным элементом выступают государственные органы;
^ • он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, я подсистем/Под структурой механизма государства понимают егод^.внутреннее"строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы,которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
§ 2. Понятие и признаки органов государства
Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации— это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного го сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения— это такие подразделения ме ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо средственную практическую деятельность по выполнению функ ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);
4) государственные предприятия— это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют- хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка зенных заводах, фабриках и пр.);
5) государственных служащих(чиновников), специально зани мающихся управлением. Государственные служащие различают ся по своему правовому положению в механизме государства. В за висимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредст венным исполнением полномочий государственного органа (депу таты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения пол номочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полно мочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладаю щие распорядительными полномочиями (врачи в государствен-
ных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства,а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм государства и его структура не остаются неизменными. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях Духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.
§ 2. Понятие и признаки органов государства
Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, то есть явления, обладающего определенными инт'ег-ративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.
Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «здания» механизма государства выступает государственный орган.
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
i 3. Классификация государственных органов
w Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма го сударства, выступая неотъемлемой частью единого государствен ного организма, занимая в нем свое специфическое место;
2) действует от имени государства и по его поручению;
3) образован и действует на основе нормативно-правовых доку ментов (Конституции, законов и подзаконных актов);
4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис пользуя для этого соответствующие формы и методы;
5) наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом прав и обязанностей), в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
6) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скреплённых единством целей, ради достижения которых образо ваны;
7) имеет соответствующую материальную базу (здание, транс порт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его компетенции* Компетенция (круг ведения) — это совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или долж ностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенно го круга государственных или общественно-значимых задач и осу ществления соответствующих функций;
8) осуществляют свою компетенцию тремя способами:
• путем принятия нормативных актов (предписаний общего характера);
• путем принятия правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
• путем конкретно-организационной деятельности;
9) в процессе реализации имущественных прав выступает в ка честве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязатель ствам вверены ему имуществом, а также от своего имени приобре тать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
10) осуществляет свою деятельность на определенной террито рии (имеет территориальный масштаб деятельности).
§ 3. Классификация государственных органов
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
• по порядку образования органы государства классифициру ются на органы, избираемые непосредственно народом (Пре зидент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные ор ганы субъектов Федерации) и органы, формируемые други ми государственными органами (Правительство РФ, Консти туционный Суд РФ и пр.);
• по форме реализации государственной деятельности — наза- конодательные (представительные), исполнительно-распо рядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. За конодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратов ская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие «представительные органы» и «законодательныеорганы» не совпадают по объему. Соотношение между ними такое — вся кий законодательный орган является одновременно предста вительным, но не всякий представительный орган может вы ступать в качестве законодательного, например, созванное конституционное совещание может быть признано предста вительным органом, но не законодательным); исполнитель но-распорядительные органы (Правительство РФ, министер ства, ведомства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, суды общей юрисдикции, военные, ар битражные суды) призваны осуществлять правосудие, рас сматривать имущественные споры физических и юридичес ких лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и граж данина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, орга ны горного и промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности);
• по принципу разделения властей — на законодательные (Фе деральное Собрание РФ, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные за конодательные структуры), исполнительные (Правительст во РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитраж-
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
ный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);
по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президент Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.) местныё(губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);
по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного 9> («вертикально-горизонтального») подчинения (милиция, государственные банки и т.д.); по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения); по способу принятия решений — на коллегиальные (Государственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);
по правовым формам деятельности — на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы налоговой полиции, таможенные органы и т.д.); по характеру компетенции — на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.) и т.п.
§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 79
Такими принципами могут выступать:
1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государст венных служащих признавать, соблюдать и защищать их (это вы текает из ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положение, со гласно которому «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»);
2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии fpa^flaH в формировании и организации дея тельности государственных органов, в учете в политике государст ва разнообразных интересов большинства населения (этот прин цип нашел свое воплощение в ст. 3 Конституции РФ «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осу ществляет свою власть непосредственно, а также через органы го сударственной власти и органы местного самоуправления. 3. Выс шим непосредственным выражением власти народа являются ре ферендум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону»);
3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирую щие произвол со стороны властных органов и должностных лиц (согласно ст. 10 Конституции РФ «государственная власть в Рос сийской Федерации осуществляется на основе разделения на зако нодательную, исполнительную и судебную. Органы законодатель ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»);
4) принцип законности, который означает обязательность со блюдения всеми органами государства и государственными служа щими Конституции, законов и подзаконных актов (согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и долж ностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституция и законы России);
5) принцип гласности, который обеспечивает информирован ность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников (этот принцип нашел свое вопло щение в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, где установлено, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Пере чень сведений, составляющих государственную тайну, определя ется федеральным законом»);
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления
|
| i i i
| По правовым формам деятельности
|
| правотворческие
|
| правопри-| менительные
|
| правоохранительные
| i
|
| i
|
|
|
| По характеру компетенции
|
общей компетенции
|
| специальной 1 компетенции
|
i
|
| i i
|
По порядку осуществления компетенции
|
коллегиальные
|
| единоначаль-ные
|
ф
Iси
Ф
О.
ш
|
|
|
|
|
|
| ф
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| papxt*
|
| X
л
§
|
|
| ктов
| рацж
| Поие
|
| феде
|
| орган
| I
о
| Феде
|
|
|
|
|
|
|
|
л
|
|
| .а
|
|
|
| §
|
|
| Ф
|
|
| ф 3
| СО
|
|
|
|
|
| X
|
|
|
| X
|
|
| о
| О
|
|
| с;
|
|
|
| X
|
|
| п
|
|
|
| зако
| ные
|
| I исп
| ф
X
|
| о
|
|
|
| С»
| X
| п
| О.
| ■я
|
| т
| о
| X
|
| л
| 1_
| л
|
| с
| о
| с;
| О
| 0)
| СО О.
| ф
1-
|
6) принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Федерации (согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ, разграничение предметов ведения и пол номочий между органами государственной власти Российской Фе дерации и органами государственной власти ее субъектов осущест вляется настоящей Конституцией, федеративным и иными догово рами о разграничении предметов ведения и полномочий; согласно же ч. 2 ст. 77 Конституции, в пределах ведения Российской Феде рации и полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации);
7) принцип профессионализма, который создает благоприят ные условия для использования наиболее квалифицированных ра ботников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны.
8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кото рый обеспечивает разумное соотношение демократических и бюро кратических начал государственного аппарата;
9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и центра лизации в государственном управлении;
10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.
§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления
Для того, чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ (ст. 3, 12, 130— 133) и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., к системе государственных органов уже не относятся.
6 - 549
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
Рекомендуемые законодательство и литература
Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, с учетом интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения в решении местных проблем.
С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом некоторыми государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Население реализует право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:
• их структура и компетенция определяется населением само стоятельно;
• они обладают полномочиями на решение вопросов местного значения;
• в пределах своей компетенции издают правовые акты;
• являются юридическими лицами;
• не входят в систему органов государственной власти.
При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным.
К числу выборных органов местного самоуправления относятся представительные и исполнительные органы.
Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, количество которых определяется уставом муниципального образования.
В компетенцию представительного органа местного самоуправления входит: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установления местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы обладают правом законодательной инициативы в законо-
дательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
В структуре органов местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования — выборного должностного лица. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава и обладает собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования.
Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образования и законами субъектов Российской Федерации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое механизм государства?
2. Какова структура механизма государства?
3. Назовите признаки органа государства.
4. Является ли президент органом государства?
5. Какова роль основных принципов организации государственного аппарата в совершенствовании его деятельности?
6. В чем специфика таких принципов организации и деятельности государст венного аппарата, как демократизм и гласность?
7. Как соотносятся между собой органы государства и органы местного самоуп равления?
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЛИТЕРАТУРА
Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. // Российская газета.
1999. 1 и 3 июля.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 5 янв.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 39. Ст. 4464.
Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 25 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.
Глава 5. Механизм (аппарат) государства
Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
Кашаншш Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права. М., 1996.
Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992.
Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. С. 141—142.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 8.
Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 6.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22.
Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 3, 4.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 6.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 7.
Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. Разд. II. Гл. 3.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль, 1996.
ГЛАВА 6
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|