Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизм государства: понятие, основные черты, структура





Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, про­водит ту или иную политику.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «го­
сударственный аппарат» обычно употребляются как синонимы,
хотя существует точка зрения, согласно которой под государствен­
ным аппаратом понимается система органов, непосредственно за­
нимающихся управленческой деятельностью и наделенных для
этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государ­
ства» включаются также «материальные придатки» государствен­
ного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-тру­
довые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный
аппарат осуществляет свою деятельность.
"■.' Характерные черты механизма государства: 4 , ^..-,

J • он представляет собой систему, т.е. упорядоченную qobi

ность государственных органов;

of • целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;^7 ^ • его основным элементом выступают государственные ор­ганы;



^ • он является той организационной и материальной силой (ры­чагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степе­нью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, я подсистем/Под структурой механизма государства понимают егод^.внутреннее"строение, порядок расположения его звеньев-элемен­тов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы,которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредст­венных властных функций.

n*h
/.

 



Глава 5. Механизм (аппарат) государства


§ 2. Понятие и признаки органов государства



 


Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, государственные комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.);



2) государственные организации— это такие подразделения
механизма государства (его «материальные придатки»), которые
призваны осуществлять охранительную деятельность данного го­
сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция,
налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения— это такие подразделения ме­
ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис­
ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо­
средственную практическую деятельность по выполнению функ­
ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо­
вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница,
почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа,
театр и т.д.);

4) государственные предприятия— это такие подразделения
механизма государства, которые тоже властными полномочиями
(за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют-
хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук­
цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра­
боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по­
требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка­
зенных заводах, фабриках и пр.);

5) государственных служащих(чиновников), специально зани­
мающихся управлением. Государственные служащие различают­
ся по своему правовому положению в механизме государства. В за­
висимости от полномочий они могут подразделяться на следующие
виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредст­
венным исполнением полномочий государственного органа (депу­
таты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица,
занимающие должности для непосредственного обеспечения пол­
номочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты,
советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые
государственными органами для исполнения и обеспечения полно­
мочий этих органов (референты, специалисты, руководители
структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладаю­
щие распорядительными полномочиями (врачи в государствен-




ных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюд­жета);

6) организационные и финансовые средства,а также принуди­тельную силу, необходимых для обеспечения деятельности госу­дарственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменны­ми. Они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказы­вают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, на­ционально-психологические, религиозно-нравственные особен­ности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государ­ства с другими государствами и т.п.) факторы. В частности, если государство имеет большую территорию (например, как Россий­ская Федерация), то и система управления им будет соответствую­щей, включающей сложную структуру механизма государства (об­щефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федера­ции); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, воен­ных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступнос­ти, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в об­щественном организме особое значение приобретают правоохрани­тельные органы, специально предназначенные для «хирургичес­кого» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в услови­ях Духовного кризиса на первое место должны выдвигаться науч­ные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

§ 2. Понятие и признаки органов государства

Анализ государства с позиций его механизма позволяет вы­явить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархи­ческие связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, то есть явления, обладающего определенными инт'ег-ративными и автономными качествами и свойствами, что позволя­ет полнее выявить его природу и назначение.

Первейшим элементом, своего рода «кирпичиком» всего «зда­ния» механизма государства выступает государственный орган.



Глава 5. Механизм (аппарат) государства


i 3. Классификация государственных органов



 


w Орган государства — это звено государственного аппарата, уча­ствующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма го­
сударства, выступая неотъемлемой частью единого государствен­
ного организма, занимая в нем свое специфическое место;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и действует на основе нормативно-правовых доку­
ментов (Конституции, законов и подзаконных актов);

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, ис­
пользуя для этого соответствующие формы и методы;

5) наделен в этой связи властными полномочиями (комплексом
прав и обязанностей), в том числе возможностью применения в
случае необходимости мер принуждения;

6) состоит из государственных служащих и соответствующих
подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.),
скреплённых единством целей, ради достижения которых образо­
ваны;

7) имеет соответствующую материальную базу (здание, транс­
порт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в
банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для
осуществления его компетенции* Компетенция (круг ведения) —
это совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав
и обязанностей), предоставленных конкретному органу или долж­
ностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенно­
го круга государственных или общественно-значимых задач и осу­
ществления соответствующих функций;

8) осуществляют свою компетенцию тремя способами:

 

• путем принятия нормативных актов (предписаний общего
характера);

• путем принятия правоприменительных актов (предписаний
индивидуального характера);

• путем конкретно-организационной деятельности;

9) в процессе реализации имущественных прав выступает в ка­
честве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязатель­
ствам вверены ему имуществом, а также от своего имени приобре­
тать и осуществлять имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

10) осуществляет свою деятельность на определенной террито­
рии (имеет территориальный масштаб деятельности).


§ 3. Классификация государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразде­ляться в зависимости от следующих критериев:

• по порядку образования органы государства классифициру­
ются на органы, избираемые непосредственно народом (Пре­
зидент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные ор­
ганы субъектов Федерации) и органы, формируемые други­
ми государственными органами (Правительство РФ, Консти­
туционный Суд РФ и пр.);

• по форме реализации государственной деятельности — наза-
конодательные (представительные), исполнительно-распо­
рядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. За­
конодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратов­
ская областная дума, Пензенское представительное собрание
и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю
и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие
«представительные органы» и «законодательныеорганы» не
совпадают по объему. Соотношение между ними такое — вся­
кий законодательный орган является одновременно предста­
вительным, но не всякий представительный орган может вы­
ступать в качестве законодательного, например, созванное
конституционное совещание может быть признано предста­
вительным органом, но не законодательным); исполнитель­
но-распорядительные органы (Правительство РФ, министер­
ства, ведомства, государственные комитеты, администрации
краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию
принятых законов и подзаконных актов; судебные органы
(конституционные, суды общей юрисдикции, военные, ар­
битражные суды) призваны осуществлять правосудие, рас­
сматривать имущественные споры физических и юридичес­
ких лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и граж­
данина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, орга­
ны горного и промышленного надзора, органы надзора по
ядерной и радиационной безопасности);

• по принципу разделения властей — на законодательные (Фе­
деральное Собрание РФ, состоящее из Государственной
Думы и Совета Федерации; республиканские и областные за­
конодательные структуры), исполнительные (Правительст­
во РФ, министерства, ведомства, государственные комитеты
РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и
судебные (Конституционный Суд РФ, Высший Арбитраж-


Глава 5. Механизм (аппарат) государства

ный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);

по иерархии — на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президент Татар­стана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутрен­них дел Дагестана и т.д.) местныё(губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);

по характеру подчиненности — на органы исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и ор­ганы «двойного 9> («вертикально-горизонтального») подчине­ния (милиция, государственные банки и т.д.); по срокам полномочий — на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (например, прокуратура, милиция, суд) и временные, которые создаются для достиже­ния краткосрочных целей (временная администрация в усло­виях режима чрезвычайного положения); по способу принятия решений — на коллегиальные (Государ­ственная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и единоначальные (Президент РФ, министр, губерна­тор и т.п.);

по правовым формам деятельности — на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правопримени­тельные (Министерство образования РФ, управление юсти­ции Пензенской области) и правоохранительные (органы на­логовой полиции, таможенные органы и т.д.); по характеру компетенции — на органы общей компетен­ции, которые в пределах своих полномочий принимают ре­шения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Пра­вительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере обще­ственной жизни (министерства, ведомства, государственные комитеты и пр.) и т.п.

§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятель­ности. Подобные принципы — это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.


§ 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата 79

Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина,
который предполагает соответствующие обязанности государст­
венных служащих признавать, соблюдать и защищать их (это вы­
текает из ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положение, со­
гласно которому «человек, его права и свободы являются высшей
ценностью»);

2) принцип демократизма, который выражается, прежде всего,
в широком участии fpa^flaH в формировании и организации дея­
тельности государственных органов, в учете в политике государст­
ва разнообразных интересов большинства населения (этот прин­
цип нашел свое воплощение в ст. 3 Конституции РФ «1. Носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осу­
ществляет свою власть непосредственно, а также через органы го­
сударственной власти и органы местного самоуправления. 3. Выс­
шим непосредственным выражением власти народа являются ре­
ферендум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать
власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение
властных полномочий преследуется по федеральному закону»);

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни­
тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирую­
щие произвол со стороны властных органов и должностных лиц
(согласно ст. 10 Конституции РФ «государственная власть в Рос­
сийской Федерации осуществляется на основе разделения на зако­
нодательную, исполнительную и судебную. Органы законодатель­
ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»);

4) принцип законности, который означает обязательность со­
блюдения всеми органами государства и государственными служа­
щими Конституции, законов и подзаконных актов (согласно ч. 2
ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти и долж­
ностные лица, равно как и органы местного самоуправления,
граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституция и
законы России);

5) принцип гласности, который обеспечивает информирован­
ность общественности о практической деятельности конкретных
государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса
функционирования чиновников (этот принцип нашел свое вопло­
щение в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, где установлено, что «каждый
имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом. Пере­
чень сведений, составляющих государственную тайну, определя­
ется федеральным законом»);



Глава 5. Механизм (аппарат) государства


§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления



 


                   
   
 
 
     
 
   
 
 
   


 

 

 

 

 

  i i i
По правовым формам деятельности   правотвор­ческие   правопри-| менительные   правоохра­нительные
i   i      
По характеру компетенции общей компетенции   специальной 1 компетенции
i   i i
По порядку осуществления компетенции коллегиальные   единоначаль-ные

ф

Iси

Ф

О.

1 1  
п  
о  
о ф
а. V
с о
s  
ш  
га ш
ьны
си с;
с ш

ш

 

     
    ф        
           
papxt*   X л §   ктов рацж
Поие   феде   орган I о Феде

 

       
л          
§     Ф     ф 3
СО           X
      X     о
О     с;      
X     п      
зако ные   I исп ф X   о

 

    С»
X п О. ■я
  т о X
  л 1_ л
  с о с;
О 0) СО О. ф 1-

 

6) принцип федерализма, который выражает единство системы
государственной власти, разграничение предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами Федерации (согласно ч. 3
ст. 11 Конституции РФ, разграничение предметов ведения и пол­
номочий между органами государственной власти Российской Фе­
дерации и органами государственной власти ее субъектов осущест­
вляется настоящей Конституцией, федеративным и иными догово­
рами о разграничении предметов ведения и полномочий; согласно
же ч. 2 ст. 77 Конституции, в пределах ведения Российской Феде­
рации и полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее
субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации);

7) принцип профессионализма, который создает благоприят­
ные условия для использования наиболее квалифицированных ра­
ботников в деятельности государственного аппарата, гарантирует
высокий уровень решения основных вопросов государственной
жизни в интересах населения страны.

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, кото­
рый обеспечивает разумное соотношение демократических и бюро­
кратических начал государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который
выражает оптимальное соотношение децентрализации и центра­
лизации в государственном управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы
государства занимают в государственном аппарате разные уровни
(одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов
обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффек­тивность государственного управления обществом, ведет к его де­мократизации и совершенству.

§ 5. Органы государства и органы местного самоуправления

Для того, чтобы полнее изучить государственный аппарат, не­обходимо рассмотреть его соотношение с органами местного само­управления, которые, согласно Конституции РФ (ст. 3, 12, 130— 133) и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., к системе государственных органов уже не относятся.


6 - 549



Глава 5. Механизм (аппарат) государства


Рекомендуемые законодательство и литература



 


Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою от­ветственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения, с учетом интересов всех жителей данной территории. Его суть заключается в автономнос­ти, самостоятельности населения в решении местных проблем.

С одной стороны, местное самоуправление отделено от государ­ственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуп­равления могут наделяться законом некоторыми государственны­ми полномочиями с передачей необходимых для их осуществле­ния материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конститу­ции РФ).

Население реализует право на местное самоуправление как не­посредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления характеризуются следующи­ми чертами:

• их структура и компетенция определяется населением само­
стоятельно;

• они обладают полномочиями на решение вопросов местного
значения;

• в пределах своей компетенции издают правовые акты;

• являются юридическими лицами;

• не входят в систему органов государственной власти.

При всем многообразии систем органов местного самоуправле­ния Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным.

К числу выборных органов местного самоуправления относятся представительные и исполнительные органы.

Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании, количество которых определяется уставом му­ниципального образования.

В компетенцию представительного органа местного самоуправ­ления входит: утверждение местного бюджета и отчета об его ис­полнении, принятие планов и программ развития муниципально­го образования, установления местных налогов и сборов, установ­ление порядка управления и распоряжения муниципальной собст­венностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы обладают правом законодательной инициативы в законо-


дательном (представительном) органе субъекта Российской Феде­рации.

В структуре органов местного самоуправления уставом муни­ципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования — выборного должностного лица. Он может избираться как непосредственно населением, так и предста­вительным органом самоуправления из своего состава и обладает собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципаль­ного образования.

Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граж­дан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответ­ствии с уставом муниципального образования и законами субъек­тов Российской Федерации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое механизм государства?

2. Какова структура механизма государства?

3. Назовите признаки органа государства.

4. Является ли президент органом государства?

5. Какова роль основных принципов организации государственного аппарата в
совершенствовании его деятельности?

6. В чем специфика таких принципов организации и деятельности государст­
венного аппарата, как демократизм и гласность?

7. Как соотносятся между собой органы государства и органы местного самоуп­
равления?

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы, Федераль­ного Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. // Российская газета.

1999. 1 и 3 июля.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 де­кабря 1999 г. // Российская газета. 2000. 5 янв.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1997. № 39. Ст. 4464.

Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Россий­ской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 25 июня 1998 г. // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.


       
 
   
 


Глава 5. Механизм (аппарат) государства

Байтин М.И. Механизм современного российского государства // Правоведе­ние. 1996. № 3.

Кашаншш Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права. М., 1996.

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной эконо­мике. М., 1992.

Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. С. 141—142.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 8.

Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правя­щий класс // Общественные науки и современность. 1996. № 5.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 6.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 22.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 3, 4.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 6.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 7.

Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. Разд. II. Гл. 3.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и прак­тика. Ярославль, 1996.


ГЛАВА 6

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.