Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовой статус личности: понятие, структура, виды





Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социаль­ный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус — есть признанная конституцией и законодательством со­вокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязаннос­ти составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие эле­менты, как:

• права и обязанности;

• законные интересы;

• правосубъектность;
■ • гражданство;

• • юридическая ответственность; ,д_ • правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль­ным. Эти виды отражают соотношение таких философских катего­рий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий — это статус лица как гражданина государства, закреп­ленный в конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения опре­делённых категорий граждан (студентов, участников войны, биз­несменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполне­ния их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (полГ~возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.



Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностран­цев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуаль­ные особенности личности и ее реальное положение в системе раз­нообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет уви­деть права и обязанности личности в определенной целостности, в



Глава 9. Личность, право, государство


§ 2. Понятие прав человека и гражданина



 


системном и взаимобеспечиваемом виде; в-четвертых, дает воз­можность проводить сравнение статусов, открывает пути дальней­шего их совершенствования.

Правовой статус — комплексная категория, отражающая взаи­моотношения личности и общества, гражданина и государства, ин­дивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.



В разные исторические эпохи правовой статус граждан был не­одинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феода­лизм, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. При­чинная обусловленность правового статуса сложная и богатая (Н.И. Матузов).

Правовой статус личности в современной России весьма проти­воречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на чело­века (хотя пока в большой мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политичес­кой системах не является стабильным, обеспеченным. На его при­роду и характер влияют такие негативные процессы в нашей дей­ствительности, как рост преступности и безработицы, бюрокра­тизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата за­работной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

§ 2. Понятие прав человека и гражданина

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической сторо­ны, как индивида с физиологическими свойствами, как предста­вителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной сто­роны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответ­ственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает ка­чествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).




Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с кон­кретным государством.

Права человека — это универсальная категория, представляю­щая собой вытекающие из природы человека возможности пользо­ваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В со­временный период права человека рассматриваются как общесо­циальное понятие, отражающее наднациональные, общечелове­ческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

• они возникают и развиваются на основе природной и соци­
альной сущности человека с учетом постоянно изменяющих­
ся условий жизни общества;

• складываются объективно и не зависят от государственного
признания;

• принадлежат индивиду от рождения;

• имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признают­
ся как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

• являются непосредственно действующими;

• признаются высшей социальной ценностью;

• выступают необходимой частью права, определенной фор­
мой выражения его главного содержания;

• представляют собой принципы и нормы взаимоотношений
между людьми и государством, обеспечивающие индивиду
возможность действовать по своему усмотрению или полу­
чать определенные блага.

Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения чело­века и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личнос­ти и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридичес­ки возможного поведения, направленная на удовлетворение инте­ресов не всякого человека, а лишь того, который находится в ус­тойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юриди­ческие категории, а только как моральные или социальные. Пос­ледние могут существовать независимо от их государственного


У - 549



Глава 9. Личность, право, государство


§ 3. Классификация основных прав и свобод личности



 


признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности — это тоже право гражданина, но выражаю­щее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

§ 3. Классификация основных прав и свобод личности

Права человека и гражданина — весьма сложное и многообраз­ное явление. Они могут быть классифицированы на основе следу­ющих критериев:

1) с учетом этапов провозглашения основных прав и свобод — на три поколения:

первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражаю­щих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в об­ласть свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жи­лища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к сере­дине XXв. под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурно­го статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в от­личие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «по­зитивного вмешательства» в их осуществление, принятия обеспе­чивающих мер (например, право на труд и свободный выбор рабо­ты, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образо­вание, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

третье поколение — права коллективные или солидарные, по­рожденные глобальными проблемами человечества и принадлежа­щие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, наро­дам (например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое раз­витие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой


войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных про­блем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания — на:

гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин­ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объ­единение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

экономические (право частной собственности, на предпринима­тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет­ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного про­гресса; свобода литературного, художественного, научного, техни­ческого и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности — на основные (право уча­
ствовать в управлении обществом и государством) и дополнитель­
ные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу­
дарству — на: права российских граждан, иностранных граждан,
лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения — на общие (при­
сущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социально­
го, служебного положения, пола, возраста лица, а также других
факторов, например, права потребителей, служащих, несовершен­
нолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

6) в зависимости от характера субъектов — на индивидуальные
(право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку,
митинги и пр.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении — на
негативные (государство должно воздерживаться от конкретных
действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство
должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в
реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в
различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельнос­
ти, — на

права в сфере личной безопасности и частной жизни;



Глава 9. Личность, право, государство


§ 5. Государство: проблемы правового ограничения



 


права в области государственной и общественно-политической! жизни;

права в области экономической, социальной и культурной дея-' тельности.

§ 4. Соотношение и взаимосвязь государства и права

Государство — это организация политической власти, содейст-!
вующая преимущественному осуществлению конкретных классо- ■]
вых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других•!
интересов в пределах определенной территории. |

Право — это система общеобязательных, формально опреде-' ленных юридических норм, выражающих общественную, классо- j вую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), уста-: навливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на ! урегулирование общественных отношений.

Единство государства и права состоит в том, что они: ч

• возникают и развиваются совместно;

• имеют одинаковые проявления по своей сущности и типоло­
гии;

• выступают средствами управления, инструментами власти;

• призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и об­
щественные интересы;

• основаны на едином базисе, определяются социально-эконо­
мическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключаются в следу­ющем!"

они не совпадают по формам, функциям и т.д.;

1) если государство есть особая организация политической
власти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право — волю;

3) если первичным элементом государства является государст­
венный орган, то первичным элементом права — норма.

Что касается взаимодействия государства и права, то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменя­ет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраня­ет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппа­рата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между госу­
дарством и правом: .


 

1) когда государство стоит над правом, выступая определяю­
щим фактором (характерно для~"а3нтидемократических госу­
дарств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничи­
телем (характерно для правовых государств).

§ 5. Государство: проблемы правового ограничения

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на пер­вом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства.

Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных сдоев, облеченных публичной влас­тью. Еще Аристотель выделяя два рода правления, один из ко­торых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, об­щества.

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный инсти­тут, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, эли­там, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах большинства граждан (что бывает, но реже).

В первом случае оно выступает в роли «хозяина» по отношению к обществу в целом, во втором — в роли «слуги».

Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» ин­ститут государственности, а чтобы показать его служебное положе­ние, ведь в конечном счете данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности.

' Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, ко­торое выступает лишь политической частью общества, историчес­ки призванной и обязанной его организовывать. Чиновники ниче­го не производят, их нанимает общество и платит за управленчес-

■ кие услуги. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что озна-

' чает не только известную образность, но и условность по отноше-

• нию к слову «хозяин».

Таким образом, государство, подобно любому явлению, способ­но привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод



 


 



Глава 9. Личность, право, государство


§ 5. Государство: проблемы правового ограничения



 


человека и гражданина, безопасность и т.п.)» но и минусы (нега­тивные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.).

С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт исполь­зовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоя­тельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоот­ношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расши­рению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемле­нию интересов личности. Еще В.Г. Белинский предостерегал, что «ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие». «Каждый человек, — писал известный английский философ Бертран Рассел, — изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями — стремле­нием к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны». Вот почему власть весьма часто развращала и развращает людей.

Как же быть? Что противопоставить такой страсти и такой тен­денции к неограниченному расширению? С помощью чего государ­ственную власть можно будет упорядочить, ограничить? Люди все больше и больше стали задумываться над такими вопросами как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в «хозяи­на», как и с помощью какого средства направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие можно ис­пользовать в целях минимизации произвола и различных злоупот­реблений?

На эти вопросы существуют разные ответы, широкая амплиту­
да мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего про­
тивопоставить такой страсти нельзя. Так, Л.Н. Толстой писал:
«Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить
людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интере­
сы своим или для того, чтобы передавать власть только людям
непогрешным, до сих нор не найдено средств для достижения ни
того, ни другого...» *

Другие исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов (от


французского Etat — государство), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упоря­дочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы ра­ционального взаимодействия с экономикой и другими организую­щими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.

Третьи, наоборот, стремятся к максимальному ограничению го­сударственной власти, а затем и к ее полному устранению с поли­тической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греческого «без­властие») — политическому течению, провозглашающему своей целые уничтожение государства и замену любых форм принуди­тельной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания вся­кое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол.

Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государст­венной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а, с другой стороны, не могут согласиться и с теми, кто данную власть абсолю­тизирует, выводит ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, на­зывают право. В этой связи идея правового государства выступает «одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, <той «золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремить-■\ ря еще древние мудрецы.

J - Именно через право было больше всего возможностей выразить ^И осуществить общественные интересы, именно оно, в отличие от * других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиоз­ных норм и т.п.) носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию орга­нов государства, что облегчало контроль за его исполнением. Все эти качества права послужили той объективной основой, что по­зволило использовать его в виде своеобразного «лекарства» от зло­употреблений властью со стороны государства, чиновничества.



 


 



Глава 9. Личность, право, государство


§ 6. Понятие и сущность правового государства



 


§ 6. Понятие и сущность правового государства

В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничи­вается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понима­ния феномена правового государства.

Собственно в правового государства можно выделить два глав­ных элемента:

( 1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав и / 2)^Ьграничение правом государственной власти. '"'' В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо сознавать ус­ловия для его юридической свободы, своеобразный механизм пра­вового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом».

Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздви­нуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвящен­ных собственности, земле, налоговой системе, приватизации госу­дарственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообра­зие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.

Хорошую базу для отмены устаревших правотормозящих фак­торов создает Конституция РФ 1993 г., которая в ч. 1 ст. 34 уста­навливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отноше­нии личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплоща­ются в формуле «права человека», которые являются фундамен­тальными в том смысле, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личнос­ти. Права человека, как главное звено правового режима стимули­рования для индивида, есть источник постоянного воспроизводст-


ва его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского обществаУВ современный период проблемы прав че­ловека выходят на международный, межгосударственный уро­вень, что подтверждает правомерность их приоритета над пробле­мами государства, свидетельствуют об их общенациональном ха­рактере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в националь­ных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характе­ризуются общими закономерностями возникновения и функцио­нирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена (как отражено в названий) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.

Именно в связывании, ограничении правом государства и за­ключается сущность правового государства. Право здесь выступа­ет как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку государственная власть (особенно и главным образом власть испол­нительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупот­ребления для нее необходимы надежные правовые рамки, ограни­чивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие за­слон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государствен­ных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправ­ные ущемления интересов граждан.

Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется места­ми» с государством: утверждается верховенство первого и оно воз­вышается над вторым.

Итак, правовое государство — это такая организация полити­ческой власти, создающая условия для наиболее полного обеспече­ния прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последова­тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.


 
 


Глава 9. Личность, право, государство

§ 7. Принципы правовогогосударства

Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­
данина, создание для личности режима правового стимулирова­
ния (социальный, содержательный аспект);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права го­
сударственной власти, формирование для государственных струк­
тур правового режима ограничения (формально-юридический ас­
пект).

Первый принцип нашел закрепление в ст. 2 Конституции РФ, устанавливающий, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последователь­но исполнять свое главное предназначение — гарантировать каж­дому гражданину возможнсГЖГвс^МЪрЬ'ннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естествен­ными, в то время как возможность осуществления функций госу­дарственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социаль­ных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеоб­щей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием следу­ющих способов, выступающих в качестве самостоятельных прин­ципов:

• активность личности в сфере осуществления и защиты прав
и свобод;

• разделение власти на законодательную, исполнительную и
судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

• федерализм) который дополняет горизонтальное разделение
власти еще и разделением ее по вертикали;

• верховенстве закона (закон, принятый верховным органом
власти при строгом соблюдении всех конституционных про­
цедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен
актами исполнительной власти);

• взаимная ответственность государства и личности и т.д.
Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той

или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и пра-


 

§ 7. Принципы правового государства

вовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу­ществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж­данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два основных все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать только первый (социальный аспект, показывающий привлекатель­ность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой сред­ства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формаль­но-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредст­вом права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно так ее ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, а гражданское общество от этого только проиграет.

Основные принципы правового государства

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Наиболее последовательное ограничение с помощью права государственной власти

— разделение власти

федерализм

верховенство закона

взаимная ответственность государства и личности

наличие гражданского общества и др.



Глава 9. Личность, право, государство


§ 9. Разделение власти как принцип правового государства



 


§ 8. Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод

Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не до­пуская тем самым излишнего регулирующего вторжения послед­него в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну черту: они ограничивают права государства, — писал в нача­ле XX в. А. Эсмен. — Государство должно воздерживаться от вме­шательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности...».

Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит (какое бы оно ни было!), что ограничить власть может только дру­гая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобраз­ным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.

Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культу­ры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина, как высшей ценности, над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно под­держивать соответствующую физическую форму и постоянно под­тверждать высокие результаты, точно так же и общество и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать спра­ведливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически под­держивать, отвоевывать у бесправия.

Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, кото­рый отмечал, что «каждый, кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.