Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика основных внутренних функций современного Российского государства





Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского государст­ва можно отнести следующие:

1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение
правопорядка;

2) экономическая;

3) налогообложения;

4) социальной защиты;
5)экологическая;

6)культурная.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспе­чения правопорядка — это деятельность государства, направлен­ная на защиту интересов личности и общества, на реальное вопло­щение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направ­ление деятельности государства должно быть связано с более на­дежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы скоррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция заключается в выработке и государст­венной координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме. На разных этапах существования общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управ­ления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономически­ми методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сей-




§ 6. Характеристика основных внешних функций Российского гос-ва 49 кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции

час данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулирова­нию производства, предпринимательской деятельности и т.д.



Функция налогообложения выступает самостоятельной основ­ной функцией Российского государства, ибо налог все больше ста­новится главным методом новой системы управления, универ­сальным регулятором, который используется не только в эконо­мической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внеш­неполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных осущест­влять эту функцию (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового зако­нодательства).

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Эта функция выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки. Речь идет прежде всего об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объек­тивных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и т.д. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строитель­ство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в раз­работке природоохранного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования. Государ­ство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обес­печению нормальной среды обитания, закрывает в случае необхо­димости экологически вредные предприятия, штрафует наруши­телей закона и т.д.



Культурная функция призвана обеспечить культурный и обра­зовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и до­стижениями. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра,


 


§ 6. Характеристика основных внешних функций современного Российского государства

Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Они тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в совре­менном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства относятся следующие: \1) оборона страны; J 2) поддержание мирового порядка;

г

З) сотрудничество с другими государствами и т.п. Функция обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня оборо­носпособности, отвечающего требованиям национальной безопас­ности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России во­оруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной доктрины, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т.п. О необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские собы­тия, когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносило ракетно-бомбовые удары по суверен­ной Югославии.

Функция поддержания мирового порядка связана с деятельнос­тью российского государства по предотвращению войны, разору­жению, сокращению и ликвидации химического и ядерного ору­жия, укреплению обязательного для всех режима нераспростране­ния оружия массового уничтожения и новейших военных техно­логий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных кон­фликтов, о включении ее Вооруженных сил в миротворческие опе­рации.

Функция сотрудничества с другими государствами проявля­ется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, право-


4 - 549



Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции


Контрольные вопросы



 


вых, информационных, культурных и иных отношений, гармо­нично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств. Она призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, об­мена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в том числе и России, в со­временных условиях может оказаться эффективной и плодотвор­ной лишь при условии, что она будет базироваться на международ­но-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, со­циально-экономических, культурных и иных особенностей и ин­тересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

§ 7. Формы и методы осуществления функцийгосударства

f Формы осуществления функций государства — это деятель­ность органов государства, посредством которой реализуются его /функции.

^ Различают правовую и организационную формы. Первая, в от­личие от второй, есть деятельность государственных органов, свя­занная с принятием правовых актов и влекущая юридические пос­ледствия. К правовой форме относят:

1) правотворческую деятельность (по подготовке и изданию
нормативных актов);

2) правоприменительную деятельность (по реализации норма­
тивных актов путем принятия актов применения права, это по
вседневная работа по выполнению законов и по разрешению раз­
нообразных вопросов управленческого характера);

3) правоохранительную деятельность (по защите прав и свобод
человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и
привлечению к юридической ответственности виновных лиц
и т.п.).

Прокомментируем названные формы на примере осуществле­ния экологической функции современного Российского государст­ва. Так, первоначально законодательные органы должны принять соответствующую нормативно-правовую базу (Закон «Об охране окружающей природной среды» и т.п.). Затем создаются и дейст­вуют соответствующие органы с соответствующей компетен­цией — Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, подобные комитеты в субъектах Федерации и др. В случае же природоохранных правонарушений вступают в действие специ­ализированные правоохранительные структуры — спецпрокура­тура, спецмилиция и т.д.


К организационной форме относят:

1) организационно-регламентирующую деятельность (текущая
работа определенных структур по обеспечению функционирова­
ния органа)-государства, связанную с подготовкой проектов доку­
ментов, организацией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную деятельность (оперативно-
техническая и хозяйственная, связанная с бухгалтерским учетом,
статистикой, снабжением и т.д.);

3) организационно-идеологическую деятельность (по идеологи­
ческому обеспечению выполнения различных функций государст­
ва, связанная с разъяснением издаваемых нормативных актов,
формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют убеждение и при­нуждение, поощрение и наказание и т.д.

 

 

 

 

      Формы осуществления      
      функций государства      
         
Правовая деятельность     Организационная деятельность
правотворческая
правоприменительная

регламентирующая

идеологическая

хозяйственная

правоохранительная

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

| 1. Что такое государственная власть?

'1 2. Чем различаются легитимность и легальность государственной власти? [■) 3. Что такое государство?

1 4. Назовите признаки государства, отличающие его от социальной власти пер­вобытно-общинного строя.

f 5. Какие имеются подходы к сущности государства?

1 6. Почему необходимо выделять в качестве самостоятельной основной внутрен­ней функции современного российского государства функцию налогообложения? 7. Перечислите формы осуществления функций государства.


■ <U '



Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции


 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Байтин ММ. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.

Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.

Владимиров В А. Основные функции посткоммунистического государства в об­ласти внутренней политики. Тверь, 1992.

Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

Дмитриев ЮЛ. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7.

Ильин ИЛ. О государстве // Собр. соч. М., 1993. Т. 1.

Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 20—25;

Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной эконо­мике. М., 1992.

Морозова Л А. Функции Российского государства на современном этапе // Го­сударство и право. 1993. № 6.

Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 8.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 20, 23.

Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 28—38.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 4.

Теория государства и права / Под ред. Н.М. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 5.

Тихомиров ЮЛ. Государственность: крах или воскрешение // Государство и право. 1992. №9.

Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.

Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 124—129.


ГЛАВА 4 ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Типы государства

Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих госу­дарств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма­ция). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Эн­гельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип над­строечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, фео­дальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства.

Рабовладельческое государствовыступает как орудие поддер­жания власти рабовладельцев над рабами, которые являются соб­ственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.

Феодальное государствоявляется диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости

от помещиков.

Буржуазное государствовыступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вы­нужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное госу­дарство проходит различные стадии развития: капиталистичес­кое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное го­сударство.

Социалистическое государствокак государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государ­ство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.



Глава 4. Типы и формы государства


§ 2. Понятие и элементы формы государства



 


Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе соци­
ально-экономических факторов, которые действительно весьма
существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический ха­
рактер развития государства.

Слабые стороны:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за­
программированностью, между тем история многовариантна и да­
леко не всегда «вписывается» вначерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­
нальные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки —■ культурнее, религиозные, на­циональные, психологические и пр. (представители: А. Тойнби, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер и др.). В частности, по мне­нию А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состоя­ние общества, отличающееся общностью религиозных, нацио­нальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют египетскую, китайскую, западную, православную цивилизацию и т.п.

Типы государства: различные подходы

Формационный подход (социально-] экономические факторы)

Цивилиэационный подход (духовные факторы)

--- еги!
рабовладельческий тип
азиатский способ производства
прафеодальный тип
феодальный тип
буржуазный тип

шетская цивилизация

 

ч китайская |
   
ч западная |
   
ч православная |
   
ч иранская
   
ч мексиканская
и другие

социалистический тип

Достоинства данной типологии:

1) выделеныфакторы культуры как существенные в определен­ных условиях;


2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных ци­вилизаций, получается более «заземленная» типология госу­дарств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в
качестве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (хотели они
этого или нет) дали типологию не столько государства, сколько
общества. Государство ведь только политическая часть общества,
которая имеет свою природу и характеризуется собственными
параметрами, не совпадающими с параметрами общества как
более широкого и объемного понятия.

§ 2. Понятие и элементы формы государства

Территория, население, власть представляют собой содержа­тельные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весь­ма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма го­сударства».

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственно­го устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в ^целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит поли­тическая жизнь в обществе, устойчивость государственных ин­ститутов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климати­ческие условия, национально-исторические и религиозные особен­ности, культурный уровень развития общества и т.п.



Глава 4. Типы и формы государства


§ 3. Форма государственного правления



 


Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и ор­
ганизации высших органов государственной власти, их взаимоот­
ношения друг с другом и населением; в зависимости от особеннос­
тей формы правления государства подразделяются на монархичес­
кие и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориаль­
ную структуру государства, соотношение между государством в
целом и его составными территориальными единицами; по форме
государственного устройства государства делятся на унитарные и
федеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой
систему методов, способов и средств осуществления государствен­
ной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов
государственного властвования различают демократический и-
антидемократический политические (государственные) режимы).

Таким образом, форма государства — это его структурное, тер­риториальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

§ 3. Форма государственного правления

Форма государственного правления — это элемент формы госу­дарства, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотноше­ния с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правле­ния, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) бессрочна;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (на­пример, абсолютные монархии последнего периода эпохи феода-


лизма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограни­ченными (конституционными), в которых наряду с монархом но­сителями суверенитета выступают другие высшие государствен­ные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Монархия была господствующей формой правления на протя­жении нескольких столетий. В специфической форме она сохраня­ется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства яв­ляется выборным и сменяемым, а его власть считается производ­ной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) выборность власти; 2)срочность;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на пре­зидентские, парламентские и смешанные. В президентских рес-"публиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламент­ских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парла­мент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент. ■/ I В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правитель­ства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельнос­тью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недо­верия правительству, а президент — распустить парламент. Одна­ко парламент имеет возможность ограничивать действия прези­дента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев — отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступле-" ние). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательно­го вето (от латинского — запрет) на решения законодательного ор-•, гана.

■ В парламентской республике правительство формируется зако­нодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (пред-


Глава 4. Типы и формы государства

седателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), кон­кретного министра. Официально главой государства является пре­зидент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в систе­ме органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы го­сударства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.

, Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полу­парламентских) республик является двойная ответственность пра­вительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подоб­ных республиках президент и парламент избираются непосредст­венно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада по­литических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверж­дает его решения. Парламент также имеет возможность контроли­ровать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству во­тума недоверия.

Форма государственного правления

Монархии

Республики

 

i „   1 1 1
абсолютная ограниченная   президентская   смешанная   парламентская

§ 4. Соотношение типа и формы государства

Прежде всего следует оговориться, что понятие «тип государст­ва» нами будет использоваться с позиции формационного подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела форма правления.

Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.


§ 4. Соотношение типа и формы государства

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во мно­жество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельчес­кого типа были характерны монархии (древневосточные деспо­тии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например, Римская в период с VI поТв. до н. э., и демократические, например, Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодаль­ная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно — представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демокра­тические республики (парламентские, президентские, смешан­ные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалис­тического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют формы, присущие только им. Так, сословно-предста-вительная монархия — принадлежность только феодального госу­дарства в известный период его развития, а парламентская монар­хия и демократическая республика свойственны буржуазному типу.

Государства конкретного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монар­хии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется его истори­ческим типом. Но кроме того она зависит и от других факторов, в частности, от:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содер­жание и форма, где определяющую роль играет содержание (тип государства).



Глава 4. Типы и формы государства


§ 5. Форма государственного устройства



 


§ 5. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы госу­дарства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ по­литического и территориального деления, обусловливающий оп­ределенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

На основе данного критерия государственное устройство харак­теризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Различают следующие формы государствейного устройства:

1) унитарную (простое, единое государство, части которого яв­
ляются административно-территориальными единицами и не об­
ладают признаками государственного суверенитета; в нем сущест­
вует единая система высших органов и единая система законода­
тельства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
Унитарные государства бывают централизованными — Швеция,
Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др.,
в которых крупные регионы пользуются широкой автономией,
самостоятельно решают переданные им в ведение центральными
органами вопросы);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которо­
го являются государственными образованиями и обладают в той
или иной мере государственным суверенитетом и другими призна­
ками государственности; в нем наряду с высшими федеральными
органами" и федеральным законодательством существуют высшие
органы и законодательство субъектов федерации, как, например в
Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть по­
строены по территориальному (США) либо по национальному и
территориальному принципам (Россия). Федерации строятся на
основе распределения функций между ее субъектами и центром,
зафиксированного в союзной конституции, которая может б^гь
изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна
часть полномочий является исключительной компетенцией союз­
ных органов, другая — субъектов федерации, третья — совмест­
ной компетенцией союза и его членов).

В настоящее время в мире существуют 24 федеративных госу­дарства. Семь федераций находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республи­ки — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманскак федерация в Боснии); четы­ре — в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмира-


ты, Пакистан); шесть на Американском континенте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре — в Афри­ке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три — в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии) (В.Е. Чиркин);

3) конфедерацию (форму объединения, государств, сохраняю­щих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения кото­рых они объединились, и лишь координирующего свойства. Кон­федерация представляет собой непрочные государственные обра­зования и существует сравнительно недолго: они либо распадают­ся (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные го­сударства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815— 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Кроме названных имели место и некоторые другие специфичес­кие формы государственного устройства: империи, протектора­ты и пр. Так, империи выступают государственными образова­ниями, отличительными особенностями которых являются об­ширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассимитричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и куль­турный состав населения. Империи (например, римская, британ­ская, российская) существовали в различные исторические эпохи.

Форма государственного устройства

±

Федеративная
Унитарная
принцип территориального построения

централизованное государство

децентрализованное государство

принцип национально- • территориального построения

Конфедерация



Глава 4. Типы и формы государства


§ 6. Политический (государственный) режим: понятие и признаки



 


Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания ок­купировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним про­текторат.

§ 6. Политический (государственный) режим: понятие и признаки

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его ре­жиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождествен­ные, согласно другой — понятие «политический режим» более ши­рокое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических пар­тий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политичес­кий режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участ­вующих в политической жизни общества и в осуществлении по­литической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемокра­тично).

Политический режим является ключевым понятием для фор­мирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине прин­ципов организации политического устройства общества. Полити­ческий режим характеризует определенный политический кли­мат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.