Характеристика основных внутренних функций современного Российского государства
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:
1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;
2) экономическая;
3) налогообложения;
4) социальной защиты; 5)экологическая;
6)культурная.
Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы скоррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.
Экономическая функция заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме. На разных этапах существования общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сей-
§ 6. Характеристика основных внешних функций Российского гос-ва 49
кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.
|
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
час данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.
Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных осуществлять эту функцию (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).
Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Эта функция выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки. Речь идет прежде всего об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и т.д. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.
Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования. Государство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.
Культурная функция призвана обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра,
§ 6. Характеристика основных внешних функций современного Российского государства
Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Они тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства относятся следующие: \1) оборона страны; J 2) поддержание мирового порядка;
З) сотрудничество с другими государствами и т.п. Функция обороны страны имеет первостепенное значение. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной доктрины, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т.п. О необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события, когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносило ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.
Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении ее Вооруженных сил в миротворческие операции.
Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, право-
4 - 549
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
Контрольные вопросы
вых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств. Она призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.
Внешняя деятельность государств, в том числе и России, в современных условиях может оказаться эффективной и плодотворной лишь при условии, что она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.
§ 7. Формы и методы осуществления функцийгосударства
f Формы осуществления функций государства — это деятельность органов государства, посредством которой реализуются его /функции.
^ Различают правовую и организационную формы. Первая, в отличие от второй, есть деятельность государственных органов, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовой форме относят:
1) правотворческую деятельность (по подготовке и изданию нормативных актов);
2) правоприменительную деятельность (по реализации норма тивных актов путем принятия актов применения права, это по вседневная работа по выполнению законов и по разрешению раз нообразных вопросов управленческого характера);
3) правоохранительную деятельность (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.).
Прокомментируем названные формы на примере осуществления экологической функции современного Российского государства. Так, первоначально законодательные органы должны принять соответствующую нормативно-правовую базу (Закон «Об охране окружающей природной среды» и т.п.). Затем создаются и действуют соответствующие органы с соответствующей компетенцией — Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, подобные комитеты в субъектах Федерации и др. В случае же природоохранных правонарушений вступают в действие специализированные правоохранительные структуры — спецпрокуратура, спецмилиция и т.д.
К организационной форме относят:
1) организационно-регламентирующую деятельность (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирова ния органа)-государства, связанную с подготовкой проектов доку ментов, организацией выборов и т.п.);
2) организационно-хозяйственную деятельность (оперативно- техническая и хозяйственная, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т.д.);
3) организационно-идеологическую деятельность (по идеологи ческому обеспечению выполнения различных функций государст ва, связанная с разъяснением издаваемых нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.).
Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.
|
|
| Формы осуществления
|
|
|
|
|
|
| функций государства
|
|
|
|
|
|
|
|
| Правовая деятельность
|
|
| Организационная деятельность
| регламентирующая
хозяйственная
правоохранительная
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
| 1. Что такое государственная власть?
'1 2. Чем различаются легитимность и легальность государственной власти? [■) 3. Что такое государство?
1 4. Назовите признаки государства, отличающие его от социальной власти первобытно-общинного строя.
f 5. Какие имеются подходы к сущности государства?
1 6. Почему необходимо выделять в качестве самостоятельной основной внутренней функции современного российского государства функцию налогообложения? 7. Перечислите формы осуществления функций государства.
■ <U '
Глава 3. Государство: понятие, признаки, сущность, функции
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байтин ММ. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
Владимиров В А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992.
Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
Дмитриев ЮЛ. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7.
Ильин ИЛ. О государстве // Собр. соч. М., 1993. Т. 1.
Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М., 1996. С. 20—25;
Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. М., 1992.
Морозова Л А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6.
Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 1. Гл. 8.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 20, 23.
Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 28—38.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 4.
Теория государства и права / Под ред. Н.М. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 5.
Тихомиров ЮЛ. Государственность: крах или воскрешение // Государство и право. 1992. №9.
Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.
Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М., 1999.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 7. С. 124—129.
ГЛАВА 4 ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Типы государства
Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.
Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства.
Рабовладельческое государствовыступает как орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.
Феодальное государствоявляется диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости
от помещиков.
Буржуазное государствовыступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное государство.
Социалистическое государствокак государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Глава 4. Типы и формы государства
§ 2. Понятие и элементы формы государства
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе соци ально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественно-исторический ха рактер развития государства.
Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за программированностью, между тем история многовариантна и да леко не всегда «вписывается» вначерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио нальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки —■ культурнее, религиозные, национальные, психологические и пр. (представители: А. Тойнби, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер и др.). В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют египетскую, китайскую, западную, православную цивилизацию и т.п.
Типы государства: различные подходы
Формационный подход (социально-] экономические факторы)
| Цивилиэационный подход (духовные факторы)
азиатский способ производства
| шетская цивилизация
ч
| китайская |
|
|
| ч
| западная |
|
|
| ч
| православная |
|
|
| ч
| иранская
|
|
| ч
| мексиканская
| социалистический тип
Достоинства данной типологии:
1) выделеныфакторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» типология государств.
Слабые стороны:
1) недооцениваются социально-экономические факторы;
2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (хотели они этого или нет) дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство ведь только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с параметрами общества как более широкого и объемного понятия.
§ 2. Понятие и элементы формы государства
Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в ^целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Глава 4. Типы и формы государства
§ 3. Форма государственного правления
Элементами формы государства выступают:
1) форма правления (характеризует порядок образования и ор ганизации высших органов государственной власти, их взаимоот ношения друг с другом и населением; в зависимости от особеннос тей формы правления государства подразделяются на монархичес кие и республиканские);
2) форма государственного устройства (отражает территориаль ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные);
3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государствен ной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и- антидемократический политические (государственные) режимы).
Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
§ 3. Форма государственного правления
Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) бессрочна;
3) не зависит от населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феода-
лизма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).
Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) выборность власти; 2)срочность;
3) зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских рес-"публиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент. ■/ I В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев — отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступле-" ние). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — запрет) на решения законодательного ор-•, гана.
■ В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (пред-
Глава 4. Типы и формы государства
седателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.
, Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Форма государственного правления
Республики
| i „
|
| 1 1 1
| абсолютная
| ограниченная
|
| президентская
|
| смешанная
|
| парламентская
| § 4. Соотношение типа и формы государства
Прежде всего следует оговориться, что понятие «тип государства» нами будет использоваться с позиции формационного подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела форма правления.
Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.
§ 4. Соотношение типа и формы государства
С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например, Римская в период с VI поТв. до н. э., и демократические, например, Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно — представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.
С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют формы, присущие только им. Так, сословно-предста-вительная монархия — принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу.
Государства конкретного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.
Конкретная форма государства предопределяется его историческим типом. Но кроме того она зависит и от других факторов, в частности, от:
1) уровня экономического развития общества;
2) соотношения классовых сил;
3) национальных и культурных традиций;
4) международной обстановки и т.п.
Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание (тип государства).
Глава 4. Типы и формы государства
§ 5. Форма государственного устройства
§ 5. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.
На основе данного критерия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
Различают следующие формы государствейного устройства:
1) унитарную (простое, единое государство, части которого яв ляются административно-территориальными единицами и не об ладают признаками государственного суверенитета; в нем сущест вует единая система высших органов и единая система законода тельства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);
2) федеративную (сложное, союзное государство, части которо го являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими призна ками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами" и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть по строены по территориальному (США) либо по национальному и территориальному принципам (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может б^гь изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союз ных органов, другая — субъектов федерации, третья — совмест ной компетенцией союза и его членов).
В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства. Семь федераций находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманскак федерация в Боснии); четыре — в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмира-
ты, Пакистан); шесть на Американском континенте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре — в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три — в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии) (В.Е. Чиркин);
3) конфедерацию (форму объединения, государств, сохраняющих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815— 1848 гг., трансформировалась в федерацию).
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.
Кроме названных имели место и некоторые другие специфические формы государственного устройства: империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассимитричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, римская, британская, российская) существовали в различные исторические эпохи.
Форма государственного устройства
±
принцип
территориального
построения
| централизованное государство
| децентрализованное государство
| принцип
национально- • территориального построения
| Конфедерация
Глава 4. Типы и формы государства
§ 6. Политический (государственный) режим: понятие и признаки
Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.
§ 6. Политический (государственный) режим: понятие и признаки
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой — понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).
Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|