Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и виды форм (источников) права





Одним из признаков права выступает его формальная опреде­ленность. Правовые нормы должны быть обязательно объективи­рованы, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами их жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общест­венных отношений.

Следовательно, формы права — это способ выражения государ­ственной воли, юридических правил поведения.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходи­мо рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям под источни­ком права следует понимать:

1) источник в материальном смысле (материальные условия
жизни общества, формы собственности, интересы и потребности
людей и т.п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые
учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле — это и есть
форма права.

Выделяют четыре основных формы права:



• нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы
права и направленный на урегулирование определенных об­
щественных отношений (к их числу относятся конституция,
законы, подзаконные акты и т.п.);

• правовой обычай — это исторически сложившееся правило
поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в
привычку в результате многократного применения, приво­
дящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5, 6
и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут ре­
гулироваться обычаями делового оборота);

• юридический прецедент — это судебное или административ­
ное решение по конкретному юридическому делу, которому


I



Глава 12. Формы (источники) права


§ 2. Понятие и виды нормативных актов



 


придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимуществен­но в странах семьи общего права — Великобритании, США, Канаде и т.д.);

• нормативный договор — соглашение между правотворчески­ми субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллек­тивный договор, который заключают между собой админи­страция предприятия и профсоюз).



В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распро­странение в конституционном, трудовом, гражданском, админи­стративном и иных отраслях права.

Для того, чтобы четче видеть его суть, необходимо отличить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а, с другой стороны, от нормативно-правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) норматив­ные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, за­ключающие нормативный договор, создают новое правило пове­дение — новую норму права, выступая правотворческими субъ­ектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государствен­ными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятель­ности, представляющей их общий интерес.


По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Нормативные акты в России подразделяются:

1) в зависимости от особенностей правового положения субъек­
та правотворчества на:

• нормативные акты государственных органов;

• нормативные акты иных социальных структур (муници­
пальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, това­
риществ и т.п.);

• нормативные акты совместного характера (государственных
органов и иных социальных структур);



• нормативные акты, принятые на референдуме;

2) в зависимости от сферы действия на:

• общефедеральные;

Виды нормативных актов (по юридической силе)

Законы
Конституция

Подзаконные акты

указы Президента

федеральный конституционный закон

постановления Правительства


 


§ 2. Понятие и виды нормативных актов

Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянно­го действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормо-творческой компетенцией, в строго установленной форме. Норма­тивный акт является официальным документом, носителем юри­дически значимой информации.

Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.


федеральный закон

закон субъекта Федерации


инструкции, приказы министерств и ведомств

акты местных органов государственной власти

акты местных органов государственного управления

акты муниципальных органов

локальные нормативные акты



Глава 12. Формы (источники) права


§ 3. Понятие, признаки и виды законов



 


нормативные акты субъектов Федерации;

• органов местного самоуправления;

• локальные.

3) в зависимости от срока действия — на:

• неопределенно-длительного действия;

• временные.

§ 3. Понятие, признаки и виды законов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке ор­ганом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регули­рующий наиболее важные общественные отношения.

К признакам закона относятся следующие:

• он принимается только органом законодательной власти или
референдумом;

• порядок его подготовки и издания определяется Конститу­
цией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

• в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

• он обладает высшей юридической силой и все подзаконные
акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоре­
чить;

• он регулирует наиболее важные, ключевые общественные от­
ношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изме­нить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Виды законов по их юридической силе:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учреди­
тельный политико-правовой акт, закрепляющий конституцион­
ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяю­
щий форму правления и государственного устройства, учреждаю­
щий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по
вопросам, предусмотренным и органически связанным с Консти­
туцией (например, федеральные конституционные законы о Кон­
ституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Пра­
вительстве РФ и т.п.);

3) федеральные законы — акты текущего законодательства, пс
священные различным сторонам социально-экономической, поли-1


тической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представитель­ными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципаль­ной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Классификация законов может проводиться по различным ос­нованиям:

• по субъектам законотворчества (принятые народом в резуль­
тате референдума или законодательным органом);

• по предмету правового регулирования (конституционные,
административные, гражданские, уголовные и т.п.);

• по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д.

• по характеру (текущие и чрезвычайные);

• по сферам действия (общефедеральные и региональные);

• по содержанию (экономические, бюджетные, социальные,
политические и т.п.);

• по степени систематизации (обычные и кодификационные,
другими словами, органические -— ГК РФ, УК РФ и т.д.);

• по значимости содержащихся в них норм (конституционные
и обыкновенные); s

• по объему регулирования (общие и специальные).

Признаки закона —

Принимается только органом законодательной власти или референдумом

Имеет особый порядок подготовки и принятия

Должен выражать волю и интересы народа

Обладает высшей юридической силой

Регулирует наиболее важные общественные отношения


12-549


       
   
 
 

Глава 12. Формы (источники) права

§ 4. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и оп­ределяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомо­гательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации, не должны противоре­
чить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конститу­
ции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномо­
чий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законо­
дательными нормами. Президент, будучи главой государства, при­
нимает акты, которые занимают следующее после законов место.
Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава
государства реализует полномочия и элементы своего правового
статуса. В современный период сфера правового регулирования,
охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы изда­
ются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочис­
ленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного по­
ложения) подлежат утверждению Советом Федерации Федераль­
ного Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в офици­
альных изданиях. Конституционность актов главы государства
может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные
послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют
собой официальный документ большой политической значимости,
но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного харак­
тера);

2) постановления Правительства РФ — обязательны к исполне­
нию на территории Российской Федерации. Особенностью актов
Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на
основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен­
та РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Предсе­
дателем Правительства РФ и подлежат официальному опублико­
ванию не позднее 15 дней со дня их принятия;

3) приказы, инструкции, положения министерств, государст­
венных комитетов и других федеральных органов исполнительной
власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с зако-


§ 5. Действие нормативн. актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 179

нами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правитель­ства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной струк­туры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значе­ние, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной без­опасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.;

4) решения и постановления местных органов государственной
власти (например, областных представительных, законодатель­
ных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского об­
ластного Представительного Собрания);

5) решения, распоряжения, постановления местных органов го­
сударственного управления (например, областных глав админи­
страций, губернаторов и пр.);

6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­
ганов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных
структур и действуют на территории соответствующих городов,
районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписа­
ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения
и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например,
правила внутреннего трудового распорядка).

§ 5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступле­нием его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального зако­на «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе­дерального Собрания» от 14 июня 1994 г. федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.


12*



Глава 12. Формы (источники) права


Рекомендуемая литература



 


Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон об­ратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают дейст­
вие):

• по истечении срока действия акта, на который он был при­
нят;

• в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действую­
щий (косвенная отмена);

• на основании прямого указания конкретного органа об отме­
не данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется тер­риторией, на которую распространяются властные полномочия ор­гана, его издавшего. Под территорией Российской Федерации по­нимается ее сухопутное и водное пространство внутри государст­венных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относятся также территория российских дипломатических пред­ставительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами Российской Федерации. Органы субъектов Федерации не могут от­менять или приостанавливать на своей территории действие зако­нов общефедеральных органов, и,/) it /i'-'i';' й^'л

На территории Российской Федерации нормативные акты дей­ствуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распро­страняющиеся только на отдельные категории граждан и долж­ностных лиц.

Здесь важно иметь в виду принцип гражданства, согласно кото­рому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблю­дать законы Российской Федерации. Если гражданин России со­вершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это дея­ние не является преступлением в стране его пребывания.


 

3. Назовите основные признаки законов.

4. Что такое конституция?

5. Назовите виды подзаконных нормативных актов.

6. Каково действие нормативных актов во времени?

7. Каково действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 68—70. Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 12. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 12. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 12. С. 291—297. Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 6.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. С. 168—175. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.

Гл. 11.

Поленина СВ. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 11.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.

Гл. 14.

Теория государства и права/Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 19.

ТиллеАА. Время, пространство, закон. М., 1967.

Тихомиров ЮА. Теория закона. М., 1982.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 199—201.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое форма права и какие существуют формы права?

2. Что такое нормативный акт?


§ 2. Виды правотворчества



 


ГЛАВА 13 ПРАВОТВОРЧЕСТВО

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.