Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности работы со здоровыми пациентами и пациентами «группы риска»

Основная цель в деятельности по сохранению и укреплению здоровья заключается в развитии у пациента способности самостоятельно принимать оптимальные решения в области здорового поведения и профилактики заболеваний. Полезно максимально активное включение человека в деятельность, что позволяет закрепить его позитивные мотивы и нацелить на "самообеспечение собственного здоровья".

Необходимы коррекция поведения, прежде всего изменение самооценки в сторону приятия человеком себя, а также формирование адекватного целеполагания и отношения к успехам и неудачам, умение разумно планировать собственную деятельность. В результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности, устанавливают более реалистичную связь со своими переживаниями и в целом учатся корригировать свои притязания.

Все это дает возможность разорвать порочный круг, снизить или снять постоянный эмоциональный дискомфорт и вывести человека из ситуации хронического функционального перенапряжения, главным образом аффективного, которое он сам себе создает.

Значимость установленного явления увеличивается и тем, что при гармоничном сочетании уровней самооценки и притязаний фиксируется комфорт в эмоциональной сфере, представленный не только в средних или низких индексах тревожности, но и в устойчивости к фрустрации, низкой агрессивности, независимом стиле поведения в межличностных контактах и т.п. И поскольку такой человек занят, главным образом, не болезненным анализом своего "я", а самой деятельностью, у него появляется больше предпосылок для успеха.

Здоровьесберегающая ответственность человека имеет научную трактовку, которая рассматривается как качество личности, характеризующееся сформированностью ценностного отношения к своему здоровью, ценности, к самому себе как к здоровой личности, ведущего здоровый образ жизни. Смыслообразующим компонентом ответственности предполагается наличие мотива и потребности в заботе о своем здоровье. Формирование здоровьесберегающей ответственности пациентов рассматривается как процесс целенаправленный, структурированный, систематизированный, специально организованный, в результате которого пациент сам себя изменяет, строит, создает. Процессуальный аспект подразумевает изменение отношения человека к своему здоровью как к ценности, развивая необходимость приобретения научной системы знаний о здоровье, умений вести здоровый образ жизни, опыта здоровьесберегающей деятельности.



В связи с часто возникающей необходимостью модификации поведения пациента, оказавшегося в «группе риска» во всем мире активно изучается поведение, связанное со здоровьем, чтобы сделать процесс управляемым.

Выделяют следующие детерминанты поведения, отражающегося на здоровье:

- персональные (когнитивные, личностные характеристики, стиль жизни),

- семейные,

- социальные (групповые характеристики поведения, связанного со здоровьем; поддержка социума, "сети" социальной поддержки; социальные роли, др.).

Все методы используемые в процессе здоровьесбережения, коррекции патогенного поведения пациентов ориентированы на:

- обеспечение психологической поддержки,

- устранение дезадаптивного поведения,

- способствующие осознанию и самораскрытию

Общая цель всех терапевтических подходов состоит в изменении мышления и поведения пациентов, что делает их более продуктивными членами общества и позволяет им самоутверждаться и быть принятыми в среде. Терапевт помогает пациенту лучше понять источники, а нередко, скрытый смысл и содержание проблемы, ведущей к внутриличностному или внутриличностному конфликту. В результате устраняются эмоциональный дискомфорт и напряжение. Пациент получает недостающую информацию, расширяется его понимание мира, высвобождаются и свободно проявляются чувства.

 

Особенности работы с пациентами группы «больные»

При работе с группой пациентов, страдающих хронической патологией особое значение придается изучению этиологических, социально-гигиенических, патогенетических аспектов болезненных состояний, характер течения и исходы заболеваний.

Целью обучающей программы с этой категорией является формирование позитивных изменений в знаниях больных по влиянию на факторы риска, изменению образа жизни, диетическим рекомендациям, формированию активной жизненной позиции, улучшению здоровья в целом.

Установлено, что при подготовке проекта обучающей программы необходимо идентифицировать «пункты - рычаги» или конкретные области знания, навыков, отношений, и поведения, которые могли бы иметь самое большое воздействие на здоровье пациентов.

Все эти факторы являются основой самоконтроля и улучшения качества жизни.

Важно помнить о том, что конечная цель обучения – улучшить качество жизни и прогноз пациентов путем применения в основном безлекарственных методов лечения.

 

Практическая реализация обучающих профилактических программ

Программы обучения

Проведение обучающих профилактических программ показало их возможность и реальную ценность для успешного контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы, как на индивидуальном, так и на популяционном уровне, особенно в плане снижения смертности от мозгового инсульта на 40%-50%. Во многих странах мира и Европы в 2001 г. были подведены 20-летние итоги образовательных программ: Финляндии, США, Венгрии, Бельгии, Австрии, Германии, Нидерландах, Швеции и др., которые показали их эффективность в плане профилактики АГ. Например, в Бельгии правительство организовало специализированный центр для образования пациентов, который обеспечивал преемственность между стационаром и амбулаторией.

В настоящее время в России работает много госпитальных и санаторных школ для больных с заболеваниями сердца, сахарным диабетом, бронхиальной астмой. Бесспорно, что находящемуся на лечении в стационаре пациенту, имеющему к тому же много свободного времени, намного проще посещать занятия.

Амбулаторно-поликлинические условия намного сложнее. Прибыв домой из госпиталя или санатория, больной видит, что за несколько месяцев болезни накопилось много важных нерешённых дел, да и показать окружающим и родным свой интерес к прошедшей, вроде, болезни ему не хочется.

Процесс обучения

Теперь перейдем к практической области применения полученных теоретических знаний с учетом реалий здравоохранения.

Итак, обучение пациентов проводится с целью повышения их информированности и активного вовлечения в лечебно-диагностический процесс. При этом достижение согласия между врачом и пациентом приобретает одно из решающих значений в успешном лечении и профилактике заболеваний, особенно на амбулаторно- поликлиническом этапе. Во многом эффективность обучения зависит от избранной методики преподавания, конкретной программы обучения.

Общепризнанно, что обучение больных должно строиться на следующих принципах:

ü терапевтическое образование,

ü обучение правилам здорового образа жизни,

ü лечение и самоконтроль,

ü обучение самих медицинских работников по созданию образовательных программ, организации и проведению обучающих школ,

Предлагается образование пациентов сделать обязательным элементом лечения больного.

Итак, как было сказано выше, величина эффекта обучения на знание и поведение может быть предсказана на основе оценки качества вмешательства, основанного на нескольких принципах образования:

- гармонии,

- уместности,

- индивидуального подхода,

- обратной связи,

- закрепления полученных знаний,

- помощи в выполнении рекомендаций.

Все эти факторы в совокупности способствует созданию эффективной программы обучения.

Пациент с хроническим заболеванием, посещающий специальные занятия в лечебно-профилактическом учреждении, должен понимать:

- суть диагноза своего заболевания,

- цели лечения,

- представлять его результат,

- характер и преимущества назначенных ему препаратов и процедур (это повышает вероятность выполнения им врачебных рекомендаций).

Пациента обучают выполнять эти рекомендации (иначе он может желать, но не уметь их реализовывать).

В письменные руководства для пациентов вносятся планы самоконтроля, которые содержат четкие предписания о том, что и в каких случаях надо предпринимать (пациентам вручаются специальные брошюры с планами самоконтроля своего состояния). Чтобы усилить эффект устных рекомендаций, в настоящее время предлагаются аудио- и видеозаписи.

Успех обучения зависит от умения сформировать у пациента учебную мотивацию, уверенность в своих возможностях, направленность на восприятие новой информации, от умения вовлечь больного в тренировку навыков самоконтроля. Для этого используют разнообразные конкретные специфические педагогические приемы, направленные на усвоение и закрепление знаний и умений.

1. Обучение должно отвечать запросам каждого обучаемого, соответствовать его потребностям, не противоречить идеалам и ценностям.

2. Значение предоставляемой информации должно осознаваться человеком, органично сочетаться с его индивидуальными целями, в противном случае информация будет сознательно или бессознательно им отвергнута. Личное осознание целей, задач и возможностей их реализации пациентом должно быть постоянным.

3. В конце каждого занятия обучающиеся дают свою оценку тому, что они делали в течение занятия, насколько это занятие было эффективным для достижения цели.

4. Процесс обучения должен быть оптимальным по времени и по объему информации, а сложность обучения соответствовать возможностям обучаемых (лучше повторить занятие, чем оставить что-то не усвоенным и перейти к следующему этапу).

5. Необходимо чередовать усвоение теоретического материала, практическую работу и отдых (перерывы).

6. Обучение должно оставлять чувство непрерывности: занятия дополняются индивидуальным выполнением домашних заданий.

7. Каждая новая информация базируется на уже усвоенных знаниях и умениях, предполагает продолжение обращения к ней на последующих занятиях.

8. Процесс обучения сочетается с самонаблюдением, самоконтролем, осознанием ответственности за результаты.

9. Чем больше обучение имеет позитивных последствий для личности, чем больше оно приносит пользы, удовлетворения, тем оно эффективнее. Предпочтительной стратегией преподавателя является заострение внимания на успехах, поощрение инициативы.

10. В процесс обучения следует включать все репрезентативные системы человека, использовать яркий иллюстративный материал, понятные схемы, аудиоматериал.

11. Групповые формы обучения (по 5—7 человек) способствует использованию закономерностей викарного научения.

Все рекомендации даются не в форме жесткого ограничения привычек и образа жизни пациента, а в виде поиска путей максимально большей независимости от заболевания при поддержании хорошего качества лечения. Вот почему обучение более всего эффективно при проведении его врачом или медицинской сестрой.

Индивидуальный подход на групповых занятиях может помочь медицинскому работнику использовать "сильные" и "слабые" стороны каждого участника.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.