|
Понятие, структура и виды общения
Общение свойственно не только человеку, но и многим животным. Однако на уровне человека оно приобретает наиболее совершенные формы, становясь культурно обусловленной формой социального взаимодействия, осознанной и опосредствованной языком и речью. Человек, кроме того, отличается от животных наличием у него особой потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит именно в общении с людьми.
Общение – это сложная форма социальной активности. В нем выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание общения – это информация, которая через общение передается от человека к человеку. В ней могут быть сведения о мотивации, эмоциональном или ином состоянии. Один человек, например, с помощью общения может передавать другому информацию об имеющихся у него потребностях. Через общение от человека к человеку могут передаваться данные, свидетельствующие об удовлетворенности и других эмоциях: радости, гневе, печали, страдании и т. п., — ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить собеседника, вызвать с его стороны определенные действия. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает чувство радости.
Цель общения – то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. Целью общения может стать побуждение другого человека к определенным действиям, предупреждение о том, что ему, напротив, необходимо воздержаться от каких-либо действий, передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, установление и выяснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. У человека общение представляет собой средство удовлетворения многих потребностей, включая социальные, культурные, познавательные, творческие, эстетические нужды, потребности интеллектуального роста, нравственного развития и многие другие.
Под средствами общения понимается то, с помощью чего оно реализуется. Средства общения могут быть естественными и искусственными. Естественными называют средства общения, данные человеку от природы. Это, например, заложенные в генетической программе развития жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Искусственные — это те способы общения, которые изобрели или придумали сами люди. К ним, например, можно отнести многообразные языки, письменность, технические средства записи, хранения и передачи информации. Отличия средств общения людей от средств общения животных не менее существенны, чем отличия содержания и целей общения человека и содержания и целей общения представителей фауны.
Социальные психологи, изучая общение как процесс, прежде всего, выясняют его структуру. Структура общения, по Г. М. Андреевой, представляется как коммуникация, интеракция и социальная перцепция. Соответственно в структуре общения выделяются коммуникативная, интерактивная и социально-перцептивная стороны.
Коммуникативная составляющая общения — это обмен информацией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.
Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом. Социально-перцептивный аспект общения представляет собой восприятие и познание друг друга общающимися между собой людьми.
Общение в зависимости от его содержания, целей и средств можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное, когнитивное, кондиционное (от англ. condinion — «состояние»), мотивационное и деятельностное. При материальном общении люди, будучи заняты деятельностью, обмениваются ее продуктами. Когнитивное общение — это обмен идеями, знаниями, представлениями, логикой мышления и т. п.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или, напротив, испортить его, возбудить или успокоить, оказать определенное воздействие на состояние и самочувствие друг друга.
Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, целей, интересов, мотивов, потребностей, стимулов, установок. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого человека возникло или пропало некоторое стремление, желание, чтобы у него сформировалась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность или мотив.
Иллюстрацией деятельностного общения может служить обмен между людьми действиями, умениями и навыками.
Среди видов общения можно выделить также деловое и личное, инструментальное и целевое. Деловое общение организуется между людьми в связи с выполняемой ими работой или делом, которое их интересует. Такое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность, служит средством улучшения результатов этой деятельности. Его содержанием может стать то, чем заняты люди.
В отличие от делового, личное общение сосредоточено вокруг вопросов сугубо личного характера, тех интересов, которые затрагивают личность человека и не имеют прямого отношения к работе.
Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Целевое — это общение, которое само служит средством удовлетворения специфической потребности в общении.
По целям общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением органических потребностей.
Социальное общение преследует цель расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым или косвенным.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, ног, головы, туловища, голосовых связок и т. п.
Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.).
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие общающихся друг с другом людей, например прямую беседу людей, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами с помощью арбитра).
Важнейшими видами общения людей являются вербальное и невербальное.
Вербальное — это общение с помощью языка и речи.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает знание языка и использование звуков. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех других видов и форм общения, в том числе невербального, хотя не в состоянии полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально опирается на невербальные средства коммуникации.
Невербальное общение не предполагает использования речи или естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты. Это также тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица и несущие в себе определенную информацию. Большинство невербальных форм и средств общения человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе собакам, обезьянам и дельфинам, от природы дана возможность невербального общения и между собой, и с человеком.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается несоизмеримо менее пластичным.
В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тел, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения (см. рис. 2)
Рис. 2. Невербальные средства общения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|