Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, структура и виды общения





Общение свойственно не только человеку, но и многим животным. Однако на уровне человека оно приобретает наиболее совершенные формы, становясь культурно обусловленной формой социального вза­имодействия, осознанной и опосредствованной языком и речью. Че­ловек, кроме того, отличается от животных наличием у него особой потребности в общении, а также тем, что большую часть своего време­ни он проводит именно в общении с людьми.

Общение – это сложная форма социальной активности. В нем вы­деляются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая через общение передается от человека к человеку. В ней могут быть сведения о моти­вации, эмоциональном или ином состоянии. Один человек, например, с помощью общения может передавать другому информацию об име­ющихся у него потребностях. Через общение от человека к человеку могут передаваться данные, свидетельствующие об удовлетвореннос­ти и других эмоциях: радости, гневе, печали, страдании и т. п., — ори­ентированные на то, чтобы определенным образом настроить собесед­ника, вызвать с его стороны определенные действия. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает чувство радости.



Цель общения – то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. Целью общения может стать побуждение другого человека к определенным действиям, предупреждение о том, что ему, напротив, необходимо воздержаться от каких-либо действий, передача и получе­ние знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в сов­местной деятельности, установление и выяснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. У человека общение представляет собой средство удовлетворения многих потребностей, включая соци­альные, культурные, познавательные, творческие, эстетические нужды, потребности интеллектуального роста, нравственного развития и мно­гие другие.

Под средствами общения понимается то, с помощью чего оно реа­лизуется. Средства общения могут быть естественными и искусствен­ными. Естественными называют средства общения, данные человеку от природы. Это, например, заложенные в генетической программе развития жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения. Искусствен­ные — это те способы общения, которые изобрели или придумали сами люди. К ним, например, можно отнести многообразные языки, пись­менность, технические средства записи, хранения и передачи инфор­мации. Отличия средств общения людей от средств общения живот­ных не менее существенны, чем отличия содержания и целей общения человека и содержания и целей общения представителей фауны.



Социальные психологи, изучая общение как процесс, прежде все­го, выясняют его структуру. Структура общения, по Г. М. Андреевой, представляется как коммуникация, интеракция и социальная перцеп­ция. Соответственно в структуре общения выделяются коммуникатив­ная, интерактивная и социально-перцептивная стороны.

Коммуникативная составляющая общения — это обмен информа­цией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.

Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом. Социально-перцептивный аспект общения пред­ставляет собой восприятие и познание друг друга общающимися меж­ду собой людьми.

Общение в зависимости от его содержания, целей и средств мож­но разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное, когнитивное, кондиционное (от англ. condinion — «состояние»), мотивационное и деятельностное. При мате­риальном общении люди, будучи заняты деятельностью, обменивают­ся ее продуктами. Когнитивное общение — это обмен идеями, знания­ми, представлениями, логикой мышления и т. п.



При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определен­ное физическое или психическое состояние, например, поднять на­строение или, напротив, испортить его, возбудить или успокоить, оказать определенное воздействие на состояние и самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, целей, интересов, мотивов, потреб­ностей, стимулов, установок. В качестве примера такого общения мож­но назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого человека возникло или пропало некоторое стремление, же­лание, чтобы у него сформировалась определенная установка к дей­ствию, актуализировалась некоторая потребность или мотив.

Иллюстрацией деятельностного общения может служить обмен меж­ду людьми действиями, умениями и навыками.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личное, инструментальное и целевое. Деловое общение организуется между людьми в связи с выполняемой ими работой или делом, которое их интересует. Такое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную деятельность, служит средством улучше­ния результатов этой деятельности. Его содержанием может стать то, чем заняты люди.

В отличие от делового, личное общение сосредоточено вокруг во­просов сугубо личного характера, тех интересов, которые затрагивают личность человека и не имеют прямого отношения к работе.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, преследует какую-то иную цель, кроме получения удов­летворения от самого акта общения.

Целевое — это общение, которое само служит средством удовлетво­рения специфической потребности в общении.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, со­хранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением орга­нических потребностей.

Социальное общение преследует цель расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональ­ных отношений, личностного роста индивида.

По средствам общение может быть непосредственным и опосред­ствованным, прямым или косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естествен­ных органов, данных человеку природой: рук, ног, головы, туловища, голосовых связок и т. п.

Опосредствованное общение связано с использованием специаль­ных средств и орудий для обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или куль­турные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредствен­ное восприятие общающихся друг с другом людей, например прямую беседу людей, когда они видят и непосредственно реагируют на дей­ствия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (например, переговоры между конфлик­тующими сторонами с помощью арбитра).

Важнейшими видами общения людей являются вербальное и невербаль­ное.

Вербальное — это общение с помощью языка и речи.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обяза­тельного условия предполагает знание языка и использование зву­ков. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех других видов и форм общения, в том числе невербального, хотя не в состоянии полностью его заменить. Да и само развитие вербаль­ного общения первоначально опирается на невербальные средства коммуникации.

Невербальное общение не предполагает использования речи или ес­тественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через сенсорные или телесные контакты. Это также тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица и несущие в себе определенную информацию. Большинство не­вербальных форм и средств общения человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Мно­гим из высших животных, в том числе собакам, обезьянам и дельфи­нам, от природы дана возможность невербального общения и между собой, и с человеком.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения, индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается несоизмеримо менее пластичным.

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тел, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения (см. рис. 2)

 

Рис. 2. Невербальные средства общения

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.