Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Современные педагогические методы и технологии обучения и воспитания; их использование в профессиональной деятельности врача.

 

Технологии учебно-воспитательного процесса в современной педагогике рассматриваются как большие педагогические системы. Анализ существующих функций и моделирование таких педагогических систем осуществляются в первую очередь с позиций синергетического и системного подходов. Поиск оптимального управления этими системами эффективно решается на основе кибернетического подхода. Кибернетический подход связан с системным и информационным, поскольку в основе развития кибернетики лежат и теория систем и теория информации. В условиях информационного взрыва педагогика ищет пути минимизации и сжатия учебной информации при определении содержания образования, интенсификации процессов ее передачи и усвоения. В современном обществе информация, знания становятся одной из высших человеческих ценностей. Осуществляется переход от длительно лидирующего в образовании экстенсивно-информационного обучения к интенсивно-фундаментальному, усиливается технологизация этого процесса. Разработка и внедрение новых педагогических технологий потребовала пересмотра взглядов на управление учебно-воспитательным процессом с позиций синергетического, системного и деятельностного подходов. Следует остановиться на различии подходов к пониманию педагогических технологий в отечественной и зарубежной педагогике. Педагогические технологии в зарубежной педагогике направлены на индивидуализацию обучения, на управление процессом усвоения знаний в условиях широкой технизации и электронизации этого процесса, на внедрение нетрадиционных моделей обучения. В российской педагогике технологизация процесса обучения в большей степени связана с построением таких систем обучения, которые обеспечивают полноценное развитие личности обучаемых, гибкое управление этим процессом с учетом его гуманизации, вот почему нетрадиционные технологии обучения называют, как правило, личностно ориентированными. Построение обучения на технологической основе способствует развитию активности сознания студента, в таком обучении содержатся предпосылки для развития и саморазвития его сущностных сил, поскольку технологии организовывают учебно-воспитательный процесс сообразно природе деятельности познающего субъекта, помогает ему реализовать все стороны своего человеческого «само…» (самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития).



Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку, хотя его буквальное значение (гречес. techne – исскуство, мастерство и logos – понятие, учение, т.е. учение о мастерстве) не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов. В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технологии обучения, технологии преподавания, образовательная и традиционная технологии, технологии программированного и проблемного обучения и т.д.

Первоначально многие педагоги не делали различий между понятиями «педагогическая технология», «технология обучения» и «технология образования». В рамках установления теоретико-методологических основ педагогической технологии необходимо, на наш взгляд, развести термины «педагогическая технология», «технология образования», «технология обучения». Данные понятия генетически связаны между собой по линии отношений: глобальное – общее – частное, где глобальное – это педагогическая технология, общее – технология образования, частное – технология обучения. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач в сфере обучения и воспитания. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Частным по отношению к понятию «педагогическая технология» является понятие «технология образования», которую часто отождествляют с технологией обучения из-за нечеткого разделения образования и обучения.

Образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственности и других качеств личности в ходе организованного обучения, а также самообразования.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие личности обучаемых. Базовыми понятиями, связанными с обучением, являются «преподавание» и «учение».

По определению ЮНЕСКО, технология образования – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Что же следует понимать под технологией обучения? Когда возникла идея технологизация обучения?

Такая идея не является новой. Еще Я.А.Коменский ратовал за нее. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т.е. «технологическим»), стремился отыскать такой порядок, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я.А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».

Со времен Коменского в педагогике было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо отлаженный механизм. Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнялись и конкретизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

В настоящее время под технологией обучения понимают совокупность знаний и процедур, обеспечивающих создание систем предметного обучения и организацию их целенаправленной и поэтапной операциональной реализации с помощью современных методов и ТСО. Ее цель достичь запланированных результатов при интенсификации и рационализации этого процесса.

Следует отличать технологию обучения от методики обучения. Попытаемся разграничить эти понятия. Чаще всего под термином «методика» в литературе принято понимать совокупность способов обучения. Однако в настоящее время сложились два понятия методики обучения: в узком смысле – как совокупность приемов проведения занятий, в широком – как наука о закономерностях организации массового процесса обучения.

Понятие методика (методическая система) шире понятия «технология», так как она отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология – «как учить результативно и как управлять рационально процессом обучения?» Если методике важны целевой, содержательный и процессуальный аспекты, то для технологии предпочтительнее процессуальная сторона обучения, её этапность, инструментальность, способ конкретизации целей, вопросы управления процессом. Методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии для достижения этих политических (в образовательном смысле) целей, выявляет критерии применимости той или иной технологии.

Остановимся более подробно на некоторых технологиях обучения.

Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. При этом главными методами обучения являются объяснение в сочетании с наглядностью, ведущими видами деятельности учащихся – слушание и запоминание, главным требованием и основным критерием эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.

Технология развивающего обучения. Решающая роль отводилась принципу обучения на высоком уровне трудности, который определял отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становился более обширным и глубоким, ведущая роль отводилась теоретическим знаниям, при этом, однако, не понижается значение практических умений и навыков учащихся. Однако ряд положений этой технологии остается дискуссионным, т.к. невозможно обучать учащихся быстро и на высоком уровне сложности без учета их индивидуальности.

Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной программе с помощью специальных средств (программированного учебника, обучающих машин и др.) Она обеспечивает каждому учащемуся возможность учиться в соответствии с его индивидуальными возможностями (темп обучения, уровень обученности и др.). Основное средство – обучающая программа. Она предписывает последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. В основу обучающих программ заложены два принципа программирования: линейное и разветвленное.

При линейном принципе программирования учащийся, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного этапа программы к следующему. При этом все учащиеся последовательно выполняют предписанные шаги программы.

При использовании разветвленного принципа программирования работа учащихся, давших верные и неверные ответы, дифференцируется. Если учащийся верно ответил, то переходит к следующему этапу программы. Если же учащийся ответил неверно, ему разъясняется сущность допущенной ошибки, и он получает указание вернуться к какому-то из предыдущих шагов программы или же перейти к некоторой подпрограмме.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем. Преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учащимися проблему, заинтересовывает их, пробуждает желание найти способ ее разрешения. А учащиеся при непосредственном участии преподавателя исследуют пути и способы ее решения, то есть строят гипотезу, проверяют ее истинность, аргументируют, рассуждают, доказывают.

Технология модульного обучения. Сущность данной технологии состоит в том, что учащийся самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Состав модуля: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Учащийся учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке.

Технология дистанционного обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации (электронная почта, Интернет, телевидение). Эта технология позволяет получить качественное образование всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Получив учебные материалы в электронном или печатном виде, обучающийся может овладеть знаниями дома или на рабочем месте. Технология дает возможность учитывать индивидуальные способности, потребности и занятость обучающегося, который может проходить учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Данная технология предполагает использование традиционных форм обучения (лекции, консультации, лабораторные и контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но имеют свои отличительные особенности. Лекции исключают живое общение с преподавателем, Для их записи используются электронные носители. Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном овладении дисциплиной (используются телефон, электронная почта).

Разрабатывая технологии обучения для системы высшего профессионального образования, надо учитывать цели образования, содержание будущей производственной деятельности и требования к профессионально важным качествам специалистов. Цель в учебно-воспитательном процессе является системообразующим фактором, именно она оказывает ориентирующее влияние на содержание, формы и методы, определяет программы и пути достижения желаемого результата. Вот почему цель чаще всего служит основанием для выбора технологии обучения.

· Если цели образования не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной будет репродуктивная (традиционная) технология обучения, включающая в себя слушание объяснений преподавателя, работу с учебным пособием, наблюдение за изучаемыми объектами, выполнение практических действий по инструкции.

· Если цели образования ориентированы на уровень усвоения основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической. Она предполагает конспектирование и реферирование учебного материала, выступление с докладом в дискуссии, решение типовых задач, участие в дидактических играх.

· Если цели образования направлены на формирование у будущих специалистов опыта поисковой, эвристической деятельности, то технологии обучения должны быть эвристическими, в основе которых доминируют: проблемное обучение, игровое, реальное проектирование, разбор нетиповых производственных ситуаций.

· Если цели образования направлены на подготовку научных кадров, то технологии обучения должны быть творческими, включающими в себя дискуссии по постановке проблемных задач, подготовке и проведению конкретных исследований, разработок, анализ их результатов, комплекс методов развития опыта творческой деятельности будущих специалистов.

Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность всего педагогического процесса, посвящены сотни фундаментальных исследований, как в общей теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных дисциплин. Понятию "метод" также даны сотни определений. Так, Ю.К. Бабанский под методом обучения понимает последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала.

По утверждению И.Я. Лернера, "всякий метод является системой осознания последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели".

Слово «метод» (от греч. Methodos – исследование) означает способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Можно сказать, что в самом общем значении метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Понятие метода обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает:

Способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента, слушателя), направленные на решение задач обучения.

Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Структурно метод выступает как упорядоченная совокупность приемов. Прием, в свою очередь, рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов как его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Например, запись базовых понятий применяется, как при объяснении нового материла преподавателем, так и при самостоятельной работе обучаемых. В педагогической практике методические приемы используются для активизации внимания обучаемых при восприятии нового материала или повторении пройденного, стимулирования познавательной деятельности.

В учебно-воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:

1) обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);

2) развивающую (совершенствуют уровень развития обучаемых);

3) воспитывающую (влияют на результаты воспитания);

4) побуждающую (выступают как средство побуждения к учению, служат стимулятором познавательной деятельности);

5) контрольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения).

Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и обучающихся. Однако целостной единой классификации методов обучения, которая в обобщенном виде включала бы в себя все классификационные характеристики методов, пока нет. Разные авторы используют различные признаки и подходы к их систематизации.

Рассмотрим разнообразные классификации методов и выделим некоторые из них, оптимально подходящие для использования в педагогической практике и обеспечения эффективности познавательного процесса в системе образования.

1. Традиционная классификация (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе), при которой в качестве основного критерия рассматривается источник получения информации. Согласно данной классификации, выделяют следующие группы методов обучения: практический (опыты, упражнения); наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся); словесный (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия); работа с книгой (чтение, реферирование, конспектирование);

2. Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.). Критерий – последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам: 1) приобретение знаний; 2) формирование умений и навыков; 3) применение знаний; 4) формирование творческой деятельности; 4) закрепление и контроль знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): а) поисковые; б) объяснительно-иллюстративные; в) репродуктивные; г) проблемного изложения; д) эвристические; е) исследовательские.

Широкое распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским, в которой выделены три большие группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Первая группа включает следующие методы: перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.); практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); логические, т.е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

Ко второй группе методов стимулирования и мотивации учения относятся: методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельностью.

Как видим, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных нами классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных моделей подготовки и переподготовки специалистов. Для достижения успеха в обучении и воспитании профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать специфику преподаваемых дисциплин и применять соответствующие методы.

В системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. При этом выбор методов обучения определяется:

· общими целями обучения, воспитания и развития человека;

· особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

· целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

· временем, отведенным на изучение того или иного материала;

· уровнем образования и практического опыта человека;

· уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

· уровнем квалификации и личных качеств преподавателя.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения занятия.

Вместе с тем, умелое применение различных методов обучения на плановых занятиях не может сделать процесс подготовки специалистов оптимальным без хорошо организованной самостоятельной работы, стремления обучающихся самостоятельно находить необходимую информацию. При этом одной из основных задач обучения выступает овладение умениями и навыками самообразования и самоорганизации деятельности.

Готовность к самообразованию предусматривает овладение обучающимися всеми компонентами самообразовательной деятельности: мотивационным, целеполагающим, процессуальным, организационным и оценочным. Самообразование человека носит индивидуальный характер и предполагает творческий подход к определению частных и перспективных целей, выбору методов и средств организации самоконтроля, осмыслению социального заказа, квалификационных требований к уровню подготовки, жизненных установок, запаса имеющихся знаний и умений. Качество и эффективность самообразовательной работы во многом зависит от стиля и методов самостоятельной работы. При этом важно относиться к самообразованию как к определенной системе личной учебной деятельности, а не как к эпизодическому занятию.

Содержание самообразования, в том числе и в области медицины, включает три направления: профессиональное, предполагающее углубление знаний и умений, связанных с медицинской деятельностью; психолого-педагогическое, связанное с овладением методами самообучения и самовоспитания, психологической подготовкой к выполнению задач различной сложности; общекультурное, включающее ознакомление с произведениями литературы и искусства, посещение музеев, выставок, театров, занятия спортом, живописью и пр. В успешном самообразовании важная роль отводится формированию навыков самоуправления и самотренировки, выполнению разнообразных практических заданий.

В современной сложной социокультурной ситуации существует противоречие между растущими требованиями к личности и деятельности врача и фактическим уровнем готовности (мотивационной, теоретической, и практической) выпускника медицинского вуза к выполнению своих профессиональных функций. Разрешение этого противоречия требует от системы медицинского образования решения целого ряда проблем: преобразования целей профессиональной подготовки, совершенствование структуры и содержания медицинского образования, обновления организационных форм и методов.

Профессиональное медицинское образование рассматривается сегодня как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного общества в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании медицинских специалистов. Смысл непрерывного образования заключается преимущественно в том, чтобы уже в условиях основного профессионального образования сформировать систему знаний, умений и качеств личности, позволяющих ей самостоятельно продолжать образовывать и совершенствовать себя, свободно ориентироваться в сложном круге социальных и профессиональных проблем, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и добывать необходимые ей знания и умения. Ведущими свойствами профессионала-врача становятся в данных условиях развитое системное мышление, позволяющее не только оперировать имеющейся информацией, но и приобретать новую, осваивать разнообразные виды деятельности; активная жизненная и профессиональная позиция; потребность и готовность к профессионально-личностному развитию и совершенствованию.

В гуманистических воззрениях всех эпох особое значение придавалось роли самоопределения, самосовершенствования и саморазвития. К.Д.Ушинский считал стремление к поиску человеком своего места в жизни врожденной потребностью. Достижение человеком счастья он связывал с выбором и определением им главной цели, смысла жизни, в качестве которого должно выступать то главное дело его жизни, тот труд, в котором он обретет свое человеческое призвание. Столь высокое значение в жизни имеет только свободный труд, такой, который становится результатом осознанного выбора, осуществляемого в процессе серьезной духовной работы по самопознанию, осмыслению своей роли на земле, своего места в жизни. В связи с этим нельзя полагаться на то, что полученное высшее медицинское образование автоматически сделает студента личностью, готовой к выполнению своих профессиональных функций. Осознание сущности и значения профессионально-личностного самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития и других «само», овладение способами их осуществления является важнейшей задачей будущего врача. Попробуем разобраться в смыслах и содержании, вкладываемых в данные понятия.

Самоопределение рассматривается как процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Данное определение позволяет выявить множественность смыслов этого явления.

Самоопределение выступает как динамическое явление, как процесс, как механизм становления личности и соотносится в этом своем значении с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок». Следующей особенностью самоопределения выступает его одновременный деятельностный и ценностно-смысловой характер. Выбор, осуществляемый личностью в процессе принятия решений, включает в себя не только действие, но и отношение личности к тем аспектам бытия, относительно которых происходит ее самоопределение.

Кроме того, самоопределение, с одной стороны, может выступать как достаточно длительный непрерывный процесс, а с другой – как одномоментный акт, характеризующий конкретные действия человека в момент принятия решения в определенной проблемной ситуации.

Специфика личностного самоопределения заключается в том, что это процесс и результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих возможностей (могу) и желаний (хочу) в их соотнесенности друг с другом и окружающим миром.

Профессиональное самоопределение несводимо к выбору профессии, оно выступает не как определенный акт или стадия профессионального становления, а как его сущностная основа, своеобразный механизм, и представляет собой не прекращающийся на всем протяжении профессионального пути процесс поиска и обретения человеком смыслов своей деятельности, открытия и реализации своего «Я» как профессионала, осуществления выбора в проблемных ситуациях, которые ставит перед ним постоянно изменяющаяся и усложняющаяся медицинская деятельность.

Итак, самоопределение является первым, но далеко не единственным шагом в сложном и трудном пути становления врача. Оно выступает основой самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности.

Саморазвитие – процесс активного, последовательного позитивного изменения личности, которое является результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и как деятельность личности, направленную на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже есть, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, например памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей и задатков, и т.д.

Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков. Понятие «самосовершенствование » несет в себе более гуманный смысл, т.к., в отличие от самовоспитания, предполагает воздействие на самого себя, означает опору человека на лучшее в себе, расширение этого лучшего и продвижение к собственной вершине (самосовершенству).

Самоопределение, саморазвитие, самообразование – процессы, основная цель которых – обеспечить личностный и профессиональный рост будущих медицинских работников. Что же такое личностный и профессиональный рост? Обыденное понимание сущности данных понятий существенно сужено стремлением рассматривать личностный рост как изменение социального статуса человека, а профессиональный – как продвижение в его карьере.

Психологи выделяют два процесса, лежащие в основе личностного становления человека и определяющего основное направление его профессионального становления – персонализацию и персонификацию. Процесс персонализации представляет «трансляцию» человеком себя миру, другим людям в качестве сильной или обладающей властью «персоны». Данный процесс связан с его стремлением быть «авторитетным» или «привлекательным» и ведет чаще всего к тому, что человек стремится быть адекватным не самому себе, а предзаданной (в том числе профессиональной) роли. Процесс персонификации наоборот, проявляется в стремлении быть самим собой, ведет к отказу от личностных «фасадов». Он позволяет человеку избежать полного самоотождествления себя с определенной профессиональной ролью, а его отношение к миру определяют внутренние мотивы и ценности, в которых проявляется истинная суть личности.

Очевидно, что преобладание процесса персонализации над персонификацией и проявляется чаще всего в стремлении человека к достижению высокого статуса, положения в обществе как главной цели своей жизни. А поскольку достижение определенного статуса чаще всего связано с профессиональной ролью, именно она начинает определять отношение человека к окружающим и самому себе, к основному направлению своей жизни и профессиональной деятельности, приводя к профессиональным деформациям, искажениям в профессионально-личностном развитии.

Безусловно, нельзя отрицать значение и роль повышения статуса и продвижения в карьере как одного из показателей профессионального роста, например врача. Практически здесь идет речь о направленности, ценностно-смысловой ориентации процессов личностного и профессионального становления ориентированный на внешнее – статус, положение («казаться») или на внутреннее – реализации своей сущности, актуализации своего Я («быть»). При этом первое должно выступать логическим продолжением и результатом второго.

Наиболее полно сущность личностного роста человека раскрыта в гуманистической психологии. А.Маслоу утверждает, что в природе человека заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, они заключаются в творчестве как универсальной функции человека, которая ведет к его самовыражения и самоактуализации, понимаемой как реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии или призвания. В какой степени человек актуализирует свой потенциал, является делом его личного выбора. Потребность к личностному росту и самоактуализации – высшей уровень в иерархии человеческих потребностей. Именно в этом направлении должно осуществляться его самоопределение и саморазвитие.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличие понятий «методика обучения» и «технология обучения».

2. Раскройте смысл понятий: «саморазвитие», «самоопределение», «самосовершенствование».

3. Назовите основные направления содержания самообразования и раскройте специфику их влияния на человека.

4. Раскройте содержание таких педагогических концепций как концепция непрерывного образования, концепция интеграции, концепция технологизации.

5. Охарактеризуйте различные классификации методов обучения.

 

Литература

Основная:

1. Амиров А.Ф. Теория образовательного процесса: основы педагогики. – М., 1998.

2. Амиров А.Ф. Педагогика. Учебное пособие для студентов ВСО. – Уфа: БГМУ, 1994.

3. Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. – Ростов-н/Д, 2002.

4. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2010

 

Дополнительная:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. – 1996. – №2.

2. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – М., 2001.

3. Каспржак А.Г., Логинова О.Б., Поливанова К.Н. Стандарт образования: история разработки и итоги // Вопросы образования. – 2004. - №3.

ЛЕКЦИЯ 9



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.