Социальная психология и медицина
В первой половине XX века шло активное развитие самой социальной психологии, а к 40-50-м годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально- психологических знаний и методов в медицинской практике.
Примерно в 30-40-е годы XX века берет свое начало «движение человеческого потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем мире (в России оно становится популярным в 80-е годы XX века). Основу этого движения составили группы социально-психологического тренинга (у нас в стране их поначалу называли группами активного обучения), или психотерапевтические группы, собиравшие людей, у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психологического характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера) проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнение и решение проблем, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.
Считается, что начало движению человеческого потенциала было положено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Левином, которые в середине 40-х годов выступили с идеей организации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных на оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движение быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончании Второй мировой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количество творческих людей, среди которых оказались психологи, психотерапевты и специалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов психотерапевтических групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям.
К последней четверти XX века существовало уже более десятка разновидностей психотерапевтических групп, основными из которых оказались следующие.
1. Группы социально-психологического тренинга (Т-группы).
2. Группы тренинга сенситивности (группы встреч).
3. Группы психодрамы.
4. Гештальтгруппы.
5. Группы телесной терапии.
6. Группы игровой психотерапии.
7. Группы терапии искусством.
При многих различиях между ними в плане оказания практической психологической помощи людям эти группы решают следующие основные задачи:
- уточнение тех проблем, с которыми в своей жизни столкнулся человек (их психодиагностика);
- изучение личности с целью самопознания человека;
- исследование отношений человека с окружающими людьми;
- поиск решения тех проблем, с которыми он столкнулся в своей жизни;
- реализация, контроль и проверка эффективности найденного решения;
- закрепление позитивных изменений личности и поведения человека, которые произошли в процессе работы с ним в психотерапевтической группе.
В свою очередь, круг типичных проблем социально-психологического характера, с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участниками психотерапевтических групп, является следующим: неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми, отсутствие взаимопонимания, неуверенность в себе, повышенный уровень тревожности, конфликты с людьми и проч.
Многие из перечисленных проблем решаются с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом организованного группового психотерапевтического общения.
Общение в процессе медицинской деятельности
Врачебная деятельность относится к трудным профессиям и требует самоотдачи, внутренней потребности оказывать помощь другому человеку, самопожертвования, сопереживания. Медицинский работник должен обладь при этом такими качествами, как гуманизм, самообладание, выдержка, совестливость, которые ярко проявляются в общении с пациентом, вызывают у него расположение и доверие к лечащему врачу и прямым образом сказываются на выздоровлении больного.
Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медицинским работником и больными являются, несомненно, квалификация, опыт врача или медсестры. Однако, как подчеркивают чешские психологи Р.Конечный и М.Боухал, квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача.
Процесс лечения любого заболевания сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью больного, личностью врача и применяемыми методами лечения. Умение врача учитывать психологические факторы лечения позволяет ему более глубоко оценивать эффективность терапии и прогноз болезни. Хороший контакт с врачом и медсестрой нужен любому больному для гарантии того, что вместе они успешно справятся с болезнью. Поэтому организация общения в процессе врачебной деятельности является одной из важнейших составляющих медицинской практики.
Беседа с пациентом дает определенное представление о его культурном, интеллектуальном уровне, о степени образованности, индивидуально-личностных особенностях, доминирующих переживаниях. Эти знания помогают установить правильный психологический контакт и найти индивидуальный подход к пациенту.
Основными условиями эффективности профессионального общения являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности.
Медработнику необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно деонтологическую тактику общения.
Дети дошкольного возраста
Для них характерно:
- отсутствие осознания болезни в целом;
- неумение формулировать жалобы;
- сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;
- восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;
- усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;
- чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.
Деонтологическая тактика. Эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, проведение процедур с уговорами. Профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.
Подростки
У них преобладает психологическая доминанта возраста — «притязание на взрослость». Бравада для них является формой самозащиты при внутренней психологической ранимости. Пренебрежительно относятся к болезни, факторам риска.
Деонтологическая тактика медработника. Общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.
Пациенты работоспособного возраста
Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.
Деонтологическая тактика медработника. Ориентация на трудовую и социальную реабилитацию. Выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ. Проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнительных пациентов.
Пациенты пожилого и старческого возраста
Для них характерна психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти».
Чувства тоски, одиночества. Нарастающая беспомощность. Чисто возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания. Интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.
Деонтологическая тактика. Поддержание у пациента ощущения собственной значимости;
Основные виды слушания
Для организации общения в медицинской практике важно установить контакт с больным, что в первую очередь зависит от того, сможет ли врач разговорить больного и насколько внимательно он слушает своего пациента.
Существуют следующие виды слушания, представленные на рисунке 3.
Рис. 3. Основные виды слушания
1. Безоценочное слушание
Главное при активном безоценочном слушании — это умение молчать, поддакивать, перефразировать сообщения больного. Обязательное условие - заинтересованность. Можно демонстрировать больному эмпатийное понимание того, что тот чувствовал. Это могут быть следующие стандартные фразы-клише: «Вы тогда, наверное, расстроились», «Сколько же вам пришлось пережить» и пр. Однако нельзя перегружать беседу подобными психологическими клише, так как сверхсочувствие - это всегда бесчувственность.
Для того чтобы добиться одинакового с больным понимания того, что он говорит, можно пользоваться приемами усиления диалога, например такой фразой-клише: «Продолжайте, пожалуйста, это очень важно». Умению организовать диалог с больным и вовремя сориентироваться в процессе общения помогают выявление симптомов напряженности в речи больного и психологическая зашита. Напряженность проявляется в изменении темпа речи - появлении пауз и слов-паразитов (если их ранее не было), штампов, иронии. В отличие от юмора свидетельствующего о хорошем контроле за ситуацией, ирония чаще говорит о психологическом неблагополучии. Его важными признаками являются стремление больного уклоняться от ответа на некоторые вопросы или отвечать общими фразами. Кроме того, больные с психосоматическими заболеваниями на вопрос о своих конфликтах часто отвечают отрицательно, искренне полагая, что у них «все нормально». В речи данной группы пациентов нужно уметь выявлять элементы психологической защиты, указывающие на фактическое присутствие конфликтной ситуации. Распознание защитного поведения важно для последующего лечения больного. Оно поможет осознать причины возникшего заболевания. Все это можно уловить при максимально полном высказывании больного, слушая его без всяких оценок.
2. Оценочное слушание
Целесообразно тогда, когда сам больной хочет оценки. При обсуждении течения болезни, результатов анализов медицинский работник ежедневно сталкивается с необходимостью оценочного слушания. Его всегда желательно начинать с положительной оценки. Следует помнить, что осудить психологически всегда легче, поскольку это повышает собственную самооценку. По отношению к больным с лабильным или сниженным настроением приходится помнить о сильном деструктивном компоненте порицания, поэтому не стоит заканчивать разговор отрицательной оценкой чего-либо, касающегося больного.
При затянувшемся или малоэффективном разговоре могут быть применены приемы сокращения диалога. Психологическое клише в этом случае может быть следующим: «Уточните, пожалуйста, я не совсем понял...» и жест остановки рукой.
Когда больной ошибается в своих суждениях, возникает необходимость немедленной отрицательной оценки. Чтобы не потерять при этом установившийся психологический контакт, следует воспользоваться приемами корректного отбоя. Психологическое клише в этом случае может быть следующим: «Вы, конечно, можете со мной не согласиться, но я совершенно уверен, что...».
Часто у больного во время эмоциональной беседы могут появиться слезы или наблюдаются гнев, агрессия. Этого не стоит пугаться. Такие проявления могут играть серьезную роль в заболевании. Подкрепив ситуацию фармакологическими средствами, пациенту все же следует предоставить возможность полностью высказаться. Эмоциональная реакция обычно значительно облегчает психологическое состояние больного.
3. Бессловесное слушание
Информация, получаемая от больного, идет на разных уровнях восприятия, так как общение не исчерпывается устными и письменными сообщениями, важную роль в нем играет и невербальная информация — мимика, жесты, интонации. Все эти проявления имеют значение только в контексте разговора и не несут никакой прямой смысловой нагрузки вне беседы.
Посредством жестов в диалоге с больным осуществляется обратная связь с врачом, который на основе анализа невербальных средств должен понимать, как встречено то, о чем он говорит, — с одобрением или враждебно, сомневается больной или не верит. Своеобразным предупреждающим сигналом о неблагополучном протекании беседы будет появление рассогласованности жестов и речи больного. Это бывает, когда его устное сообщение сопровождается противоречащими словам жестами. Бессловесная информация в этом случае гораздо более информативна, и это может указать врачу, как нужно изменить свое поведение с больным, чтобы достигнуть нужного результата.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|