Психология здоровья и здорового образа жизни.
Отношение к здоровью на протяжении многих веков остается фундаментальной характеристикой человеческого бытия.
В Древней Греции врачи и философы связывали здоровье индивидуума не только с физиологическими параметрами и средой проживания, но и с образом жизни, привычками. Демокрит писал: «Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать».Психологические школы по-разному объясняют деятельность, поступки, намеренья, желания человека, но психокоррекционные программы построенные на их базовых принципах обязательно направлены на сохранение и восстановление здоровья человека.
Из отраслей современной психологии изучающих психологию здоровьяследует выделить: социальную, педагогическую, медицинскую, клиническую психологию, патопсихологию, психодиагностику, генетическая психологию.
Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости и готова решать задачи психологического сопровождения человека на протяжении всего жизненного пути. Одна из таких первостепенных задач – здоровье человека.
Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом с известной долей условности является «здоровая», но не «больная» личность.
Творогова Н. Д. считает, что Психологию здоровья можно рассматривать с различных позиций, например:
1. Раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, Устав ВОЗ, 1946); психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья;
2. Отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью, т.е. роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни. Психология здоровья, по мнению автора, больше занимается "нормальным", обычным поведением и "нормальными" психическими процессами в связи со здоровьем и болезнью, чем патологическим поведением и психопатологией;
3. Междисциплинарную область психологических знаний, включающую изучение и описание этиологии заболеваний, факторов благоприятных для здоровья и условий развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека (Б. Ф. Ломов, 1984);
4. Объединение конкретных достижений теоретической и практической психологии в целях совершенствования и поддержания здоровья, профилактики и лечения болезней, определения этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ними дисфункций, а также совершенствования системы здравоохранения и его политики в области охраны здоровья.
В рамках первого подходаПсихология здоровья большое внимание уделяет понятию "субъективное благополучие", изучает его психологическое наполнение.
Проблемы здоровья и болезни рассматриваются в рамках медицинского, личностного и социального подходов. В термине болезнь (Б) лучше всего отражается медицинская точка зрения, которая описывает Б как состояние организма, характеризуемое отклонениями от нормы по измеримым биологическим и соматическим переменным. Недуг (Н) определяется как состояние нездоровья главным образом с психологической стороны: кроме соматических проблем в определении Н существенную роль играют субъективные психологические симптомы. Заболевание (З) также является субъективным понятием, отражающим социальные аспекты и последствия, нарушения здоровья (заболеваемость – показатель распространения болезней, выявленных и зарегистрированных в течение года среди населения в целом или в отдельных специально выделенных группах). Лица, имеющие недуг (Н) или не имеющие недуга (НН), могут оказаться, с точки зрения врача, носителями болезни (Б) или не имеющими ее (НБ) и при этом являться заболевшими (З) или не заболевшими (НЗ) с субъективной точки зрения. Проблема адекватного определения здоровья и болезни снимается полностью только в случае совпадения всех трех параметров (например, Н+Б+З — для случая терминальной стадии рака; или НН+НБ+НЗ – для абсолютно здорового человека)
Специалистов, занимающихся психологией здоровья, больше интересуют вопросы восприятия проблем, связанных со здоровьем, и субъективного отражения недуга, чем относительно более объективные биологические, социальные и экологические аспекты здоровья.
Г С. Никифоров раскрывая становление, развитие, критерии и составляющие психологии здоровья ставит акцент на отечественной школе и в первую очередь на трудах Бехтерева. Автор считает, что программным для развития отечественной психологии здоровья стал доклад Бехтерева на тему «Личность и условия ее развития и здоровья» (1905 г. Киев. 2-м съезд российских психиатров). В целом XX в., как отмечает автор, был отмечен возрастающей ролью в психологии изменения взглядов на соотношение между психикой и сомой. В 1930-е гг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины.В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Создается «Американское психосоматическое общество». В течение первых 25 лет его существования трактовка заболеваний велась преимущественно с психоаналитических позиций. Психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию. В 1960-е гг. в положениях психосоматической медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь психологических, социальных факторов и физиологических функций организма. И как следствие формируются новые гипотезы развития и течения заболеваний. В начале 1970-х гг. появляется научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний – поведенческая (бихевиоральная) медицина. Доказывается тесная взаимосвязь между психикой и сомой. Поведенческая медицина сосредотачивается не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология. В ней используются методы поведенческой терапии, модификации поведения (например, при лечении гипертонии, ожирения, наркомании). В рамках данного направления разработана и терапевтическая техника «биологическая обратная связь», эффективность которой подтвердилась при лечении гипертонии, головной боли и других заболеваний. В конце 1970-х гг. учрежден «Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество. Отделение «Психология здоровья» открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».
Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в «биопсихосоциальной модели», предложенной в 1977 году Д. Энджелом.
Биопсихосоциальная модель
Что вызывает болезнь? Человек – сложная система, и болезнь может быть вызвана множеством факторов:
• биологическим (например, вирусы, бактерии, структурные дефекты, генетика); Е. P. Sarafino. Health Psychology. Biopsychosocial interaction. N.Y., 1998; J. Ogden. Health Psychology.Buckingham-Philadelphia, 1998.
• психологическими (представления, эмоции, поведение);
• социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, принадлежность к этнической группе и др.).
Кто ответствен за болезнь? Человек не рассматривается как пассивная жертва. Осознание, например, роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье и болезни.
Как лечить болезни? Лечение должно быть целостным (холистический подход), а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, коррекции в сфере представлений, формировании стратегии согласия с медицинскими рекомендациями.
Кто ответствен за лечение? Поскольку лечат человека, а не только конкретные заболевания его организма, следовательно, пациент тоже несет часть ответственности за свое излечение, изменение собственных представлений и поведения.
Какое взаимодействие между здоровьем и болезнью? Понятия «здоровье» и «болезнь» следует рассматривать как полюсы континуума, в котором их соотношение представлено в разной степени. На полюсе благополучия доминирующим состоянием является здоровье. На противоположном полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Приближение к этому полюсу сопровождается нарастанием деструктивных процессов, которые порождают характерные признаки, симптомы и недомогания. Люди перемещаются по этому континууму от здоровья к болезни и наоборот.
Какая Связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют.
Результаты исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на психику человека. Информационный стресс, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза. Увеличивается не только количество больных в обществе, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше в нашей стране регистрировалось от 5 до 10 больных на 1000 человек, то в последние десятилетия эти цифры достигли 29-33. Тесная связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и усложнившимися социальными условиями современной жизни приводит к значительному росту числа неврозов и расстройств личности (при относительной стабильности психозов), в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства личности составляют 40%, неврозы — 47%, а эндогенные психозы — 13% от общего числа нервно-психических заболеваний. Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В России стойкие психические расстройства регистрируются примерно у 15% детей. По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-11-х классах. В общем, за период обучения состояние здоровья учащихся, по свидетельству Минздрава РФ, ухудшается в 4-5 раз, а 85% неуспевающих — это больные дети. По мнению Г С. Никифорова и др., от 30% до 50% обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, — по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррекции эмоционального состояния. Статистика свидетельствует, что лиц, не страдающих какими-либо психическими нарушениями, т. е. ≪абсолютно здоровых≫, в настоящее время насчитывается в среднем лишь 35%. По данным разных авторов, от 22 до 89% населения люди с предболезненными состояниями (донозологические формы психической дезадаптации). Однако половина носителей психической симптоматики, согласно мнению экспертов, не нуждается в психиатрической помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде и, возможно, нуждаются только в психологическом консультировании.
В современной России психология здоровья, как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. В связи с этим уместно отметить вклад кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского госуниверситета (заведующий кафедрой профессор Г. С. Никифоров) выпустивший в 2006 году учебник для вузов «Психология здоровья» Под ред. Г С. Никифорова. – СПб.: Питер.
Гурвич И. Н. в монографии «Психология здоровья», констатирует, что очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья – и не только со стороны представителей психологической науки – дает все основания полагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологии.
В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Так в США за 15 лет (1975-1990гг.) количество внедренных программ по охране психического здоровья увеличилось с 200 до 5000 и более. В настоящее время в США каждый десятый психолог занимается той или иной проблемой психологии здоровья, а каждая третья статья в основных англоязычных психологических журналах посвящена различным аспектам этой области. По этому направлению издаются специальные журналы, выпускаются учебники и монографии. Широкой практической реализации подчинены различные организационные решения. Например, в Великобритании принят документ «Здоровье нации», а в Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение психического и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье для всех». Постоянно пополняется перечень уже функционирующих клиник и центров психического здоровья, группы оказания помощи и самопомощи в укреплении собственного здоровья распространяются по всему Западу. Наряду с основательной общепсихологической подготовкой специалисты в области психологии здоровья должны получать углубленные знания вопросах психогигиены, психопрофилактики, а также психосоматики здоровья и психотерапии. Большинство профессиональных психологов здоровья работают в больницах, клиниках, на кафедрах колледжей и университетов, в научных лабораториях, центрах здоровья и психологического консультирования, кабинетах психологической разгрузки, семьи и брака. Дж. Матараццо руководитель созданного в 1978 г. отделения психологии здоровья при Американской психологической ассоциации Понятие психологии здоровья трактует следующим образом. Психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья. В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное определение. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья и болезни.
Проанализировав в основном зарубежные монографические издания последних двух десятилетий в области психологии здоровья, И. Н. Гурвич делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. И тем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется определение ее именно как предметной области, т. е. через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований:
· задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья.
· определение базисных понятий психологии здоровья;
· исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;
· методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;
· разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;
· факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);
· изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;
· психологические механизмы здорового поведения;
· формирование внутренней картины здоровья;
· коррекцию индивидуального развития;
· профилактику психических и психосоматических заболеваний;
· исследование состояний предболезни личности и их профилактику;
· разработку концепции здоровой личности;
· определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;
· психологические механизмы стрессоустойчивости;
· социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);
· тендерные аспекты психического и социального здоровья;
· разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;
· детскую и школьную психологию здоровья;
· психологическое обеспечение профессионального здоровья;
· психологию долголетия, признаки психического старения и их профилактику;
· психологическую помощь при завершении жизненного пути.
Рассматривая Психологию здоровья, на наш взгляд необходимо рассмотреть и понятие "здоровье" и психическое здоровье с позицийФедерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
Статья 2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
2) охрана здоровья граждан (далее – охрана здоровья) – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления; их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи;
Согласно статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации, охрана здоровья граждан (охрана здоровья) – совокупность различного рода мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В эту систему включены методы политического, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера.
Рис. 6. Система основ охраны здоровья
Охрана здоровья в узком смысле приравнивается к здравоохранению.
Здравоохранение – это система социально-экономических мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека в целом.
Медицина это система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранения здоровья, продления жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека
Для выполнения имеющихся задач медицина изучает:
· Строение и процессы жизнедеятельности организма в норме и патологии;
· Факторы природной и социальной среды, влияющие на состояние здоровья;
· Болезни человека (причины, признаки, механизм возникновения и развития);
· Возможности использования и развития различных физических, химических, технических, биологических и иных факторов и устройств для лечения заболеваний.
Таким образом, Здоровье результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом.
Ведущим социальным институтом, ответственным за здоровье человека, является здравоохранение — система государственных и общественных мероприятий по предупреждению заболеваний и лечению заболевших. Научно-практической основой здравоохранения является медицина.
Однако при этом следует помнить, что проблема сохранения здоровья человека — прерогатива не только (и не столько) здравоохранения, сколько всего государства.
Современный этап развития цивилизации привел, с одной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой — к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоровья. Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации, до- и переадаптации в жизни и деятельности. Все это является большим испытанием для биологического вида Homo Sapiens.
Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды — условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом.
Сохранение и укрепление здоровья представляет собой по сути проблему управления здоровьем.
Процесс управления состоит из следующих формальных этапов:
· сбор и анализ информации о состоянии объекта,
· его прогноз;
· формирование программы управляющих действий,
· ее реализация;
· анализ адекватности и эффективности управляющей программы (обратная связь).
Создание здоровых условий существования и активную позицию оздоровления невозможно обеспечить без определения сущности индивидуального здоровья.
Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален сформулировал понятие «третьего состояния» — переходного между здоровьем и болезнью.
В той или иной степени этой проблемы касались И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов, И.А.Аршавский, Н.М.Амосов и др.
В конце XIX в. И.И.Мечников в своей речи «О целебных силах организма» на съезде естествоиспытателей и врачей (1883) противопоставил «этиологической» точке зрения возникновения болезней, ставившей по существу знак равенства между причиной (возбудителем) болезни и самой болезнью, другой взгляд. Возникновение заболевания он трактовал как процесс взаимодействия возбудителя (причины) и организма. Однако прогресс и успехи клинической медицины, основанные на этиоцентрическом подходе, затормозили развитие учения об этих свойствах организма.
Первую современную попытку сформулировать положения о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Они обосновали научное направление, получившее впоследствии название «санология». Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» – динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (физиологического или патологического характера), возникающий при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающийся на протяжении всего болезненного процесса - от состояния предболезни до выздоровления (С.М.Павленко, 1973). Хотя саногенетические механизмы действуют в организме постоянно, авторы концепции сделали акцент на их функционировании при опасности развития заболевания (воздействии чрезвычайного раздражителя) и в качестве основных категорий при этом выдвинули «предболезнь» и «выздоровление».
Существенный вклад в развитие проблемы внесли представители военной медицины в 70-е гг., занимающиеся медицинским обеспечением лиц, работающих в условиях экстремальных воздействий (водолазов, космонавтов и т.п.): перед военными медиками всегда стояла задача оценки «качества» здоровья их подопечных (Г.Л.Апанасенко, 1974; Р.М.Баевский, 1972, и др.). Было сформировано понятие «донозологическая диагностика», которое с успехом использовалось и в гражданском здравоохранении (В.П.Казначеев, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева, 1980, и др.).
Здоровье и болезнь – основные категории научного познания в медицине. Общепризнанно, что указанные категории носят медико-социальный и медико-биологический характер, т.к. специфика человека состоит в том, что природа его биологична, а сущность социальна. Все свои потребности человек реализует через функционирование физиологических систем и социальное не реализуется без биологического субстрата. Таким образом, биологический субстрат – реализатор социальной сущности человека.
Когда мы говорим о болезни, то четко себе представляем, что речь идет, прежде всего, о патологическом процессе, опосредованном через сознание индивида в его социальный статус. Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, теряет оптимальную связь со средой и окружающим его социумом.
Разработка одного лишь учения о болезни не может решить задачу достижения высоких показателей здоровья населения.
Если категория «болезнь» носит вполне конкретный, осязаемый характер (особенности патологического процесса, стадия его развития, распространенность, проявления и т.п.), то этого никак нельзя сказать о «здоровье».
Здоровье – абстрактно-логическая категория, которая может быть описана различными модельными характеристиками. Наиболее распространенная модель характеристики здоровья до настоящего времени в практической медицине основана на альтернативе «здоров-болен». Если при обследовании пациента врач не находит признаков патологического процесса (показатели функций в «норме»), он ставит диагноз «здоров».
При таком подходе невозможно дать ближайший и отдаленный прогноз о состоянии будущего здоровья индивида. «Физиологическая норма» как «функциональный оптимум» (наиболее распространенное определение «нормы»), еще не есть объективное отражение процессов здоровья.
Правомернее говорить о здоровье как динамическом состоянии, позволяющем осуществить наибольшее количество видоспецифических функций при наиболее экономном расходовании биологического субстрата. При этом адаптационные возможности человека являются мерой его способности сохранить оптимум жизнедеятельности даже в неадекватных условиях среды. Таким образом, не в соотношении патологии и нормы следует искать оценочные критерии здоровья, а в способности индивида осуществлять свои биологические и социальные функции.
Н.М.Амосов конкретизировал эти представления, введя понятие «количество здоровья».
По мнению Н.М. Амосова, здоровье – максимальная производительность органов и систем при сохранении качественных пределов их функций.Основываясь на этом определении, можно говорить о количественных критериях здоровья.
При рассмотрении категорий «здоровье» и «болезнь», на наш взгляд следует учитывать положение, высказанное одним из основателей отечественной патофизиологии В. В. Подвысоцким. Он утверждал, что абсолютная болезнь и абсолютное здоровье немыслимы, между ними существует бесконечное множество форм связей и взаимных переходов (здесь имеется в виду биологический субстрат этих состояний). Эту же мысль подтвердил А.А.Богомолец, еще в 30-е годы сформулировавший положение о единстве нормы и патологии, в котором «первая включает в себя вторую как свое противоречие». Модель сообщающихся сосудов: чем выше уровень здоровья, тем меньше возможность развития и манифестации патологического процесса, и наоборот: развитие и проявление патологического процесса возможны лишь тогда, когда сказывается недостаточность резервов здоровья вследствие них ослабления или мощности действующего фактора или факторов.
Между состояниями здоровья и болезни выделяют переходное, так называемое третье состояние, которое характеризуется «неполным» здоровьем. Из субъективных проявлений этого состояния можно отметить периодически повторяющиеся недомогания, повышенную утомляемость, некоторое снижение качественных и количественных показателей работоспособности, одышку при умеренной физической нагрузке, неприятные ощущения в области сердца, склонность к запорам, боль в спине, повышенную нервно-эмоциональную возбудимость и т.п.
Объективно могут быть зарегистрированы тенденция к тахикардии, неустойчивый уровень АД, склонность к гипогликемии или извращению кривой сахарной нагрузки, похолодание конечностей, т.е. отклонения в состоянии здоровья, которые еще не укладываются в конкретную нозологическую модель.
Рассматривая более детально «третье состояние», следует указать, что оно неоднородно и включает, в свою очередь, два состояния: первое – предболезнь – и второе, характер которого определяется неманифестированным патологическим процессом. Основной признак предболезни – возможность развития патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов здоровья. Границей перехода от состояния здоровья к состоянию предболезни является тот уровень здоровья, который не может компенсировать происходящие в организме под влиянием негативных факторов изменения и вследствие чего формируется тенденция к саморазвитию процесса. Совершенно очевидно, что у лиц, находящихся в различных условиях существования, этот «безопасный» уровень здоровья может существенно отличаться: для летчика и шахтера необходимы большие резервы здоровья, чем бухгалтеру, чтобы сохранить необходимый оптимум «степеней свободы».
В качестве начала болезни принято считать появление признаков манифестации патологического процесса, т.е. момент наступления снижения или утраты способности к выполнению функций. Таким образом, границы «третьего состояния» очерчены довольно четко. Что же касается возможности определить границу между предболезнью и началом неманифестированного патологического процесса, то на сегодняшний день эта проблема неразрешима. Именно здесь могла бы сыграть ведущую роль нормология (учение о норме), однако показатели «нормы» настолько индивидуальны, что вынести суждение о «нормальности» функций у конкретного индивида невозможно. Например, различия в биохимических показателях (содержание в плазме крови железа, меди, цинка, креатинина и пр.) достигают десятков, а иногда и сотен раз (Р.Уильямс). У 5% здоровых людей регистрируется уровень АД ниже 100/60 мм рт.ст., однако нет отклонений ни в самочувствии, ни в работоспособности (так называемая физиологическая гипотония, Н. С. Молчанов).
Категория «здоровье» базируется на представление о гармоничности и мощности биоэнергоинформационной системы, каковой является человек. Именно гармоничность и мощность биосистемы позволяют говорить о жизнеспособности, благополучии индивида с точки зрения его физической, психической и социальной сущности.
«Здоровым может считаться человек, – писал еще в 1941 г. американский теоретик медицины Г.Сигерист, - который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, если они не выходят за пределы нормы, и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
Определение здоровья, сформулированное в преамбуле Устава ВОЗ в 1948 г., основано на тех положениях, которые выдвинул Г.Сигерист: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
С этих позиций дефиниция здоровья человека выглядит следующим образом: здоровье – это целостное динамическое состояние организма, которое определяется резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций, характеризуется устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, а также является основой осуществления биологических и социальных функций.
Трем уровням личности (соматическому, душевному и духовному) соответствуют и три аспекта здоровья: соматический, психический и духовный. Было бы неправомерным упускать из виду высшие, специфически человеческие аспекты здоровья, особенно если учесть, что возможна взаимная компенсация одних элементов здоровья другими. Однако отклонения как в душевном, так и в духовном аспектах здоровья непременно скажутся на образе жизни индивида и тем самым на состоянии резервов энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций, т.е. на состоянии сомы. Поэтому вышеприведенная дефиниция является универсальной для здоровья вообще.
«Третье состояние» – переходное между здоровьем и болезнью состояние, ограничиваемое, с одной стороны, степенью (уровнем) снижения резервов здоровья и возможностью развития вследствие этого патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой — начальными признаками нарушения функций – манифестацией патологического процесса. Указанные границы могут быть количественно охарактеризованы соответствующим уровнем здоровья. Резервы здоровья индивида во многом зависят от его физического состояния и образа жизни.
Физическое состояние – способность человека производить физическую работу.
Образ жизни – социальная категория, включающая качество, уклад и стиль жизни. Образ жизни может быть также охарактеризован степенью соответствия форм жизнедеятельности человека биологическим законам, способствующей (или неспособствующей) сохранению и возрастанию его адаптационных возможностей, а также выполнению им своих биологических и социальных функций. По определению ВОЗ, образ жизни – это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида. Таким образом, «здоровая» модель поведения для данных конкретных условий уменьшает риск возникновения заболевания. Очевидно также, что разные условия жизни предполагают различные модели «здорового» поведения. Образ жизни формируется обществом или группой, в которых живет индивид.
Качество жизни – одна из характеристик образа жизни, которая определяет степень социальной и духовной свободы индивида в самом широком смысле. Для характеристики качества жизни используют индикаторы жизни, описывающие распространение желательных и нежелательных условий, сопровождающих жизнедеятельность индивида (образование, средний доход, обеспеченность жильем, наличие бытовой техники и автотранспорта и т.д.).
Формирование здоровья – комплекс мероприятий по оптимизации воспроизводства, роста и развития подрастающего поколения.
Сохранение здоровья – комплекс мероприятий по поддержанию, укреплению и восстановлению здоровья индивида.
Саногенез – физиологические механизмы, обеспечивающие формирование и сохранение здоровья индивида. Эти механизмы (гомеостатические, адаптационные, регенераторные и т.п.) реализуются как в здоровом, так и больном организме.
Санитарное просвещение (определение ВОЗ) – сознательно формируемые возможности для приобретения знаний, которые должны способствовать изменению поведения в соответствии со сформированной конечной целью.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|