Сделай Сам Свою Работу на 5

Психология здоровья и здорового образа жизни.

Отношение к здоровью на протяжении многих веков остается фундаментальной характеристикой человеческого бытия.

В Древней Греции врачи и философы связывали здоровье индивидуума не только с физиологическими параметрами и средой проживания, но и с образом жизни, привычками. Демокрит писал: «Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать».Психологические школы по-разному объясняют деятельность, поступки, намеренья, желания человека, но психокоррекционные программы построенные на их базовых принципах обязательно направлены на сохранение и восстановление здоровья человека.

Из отраслей современной психологии изучающих психологию здоровьяследует выделить: социальную, педагоги­ческую, медицинскую, клиническую психологию, патопсихологию, психодиагностику, генетическая психологию.

Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию необходимости и готова решать задачи психологического сопровождения человека на протяжении всего жизненного пути. Одна из таких первостепенных задач – здоровье человека.

Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом с известной долей условности является «здоровая», но не «больная» личность.

Творогова Н. Д. считает, что Психологию здоровья можно рассматривать с различных позиций, например:

1. Раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, Устав ВОЗ, 1946); психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья;

2. Отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью, т.е. роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни. Психология здоровья, по мнению автора, больше занимается "нормальным", обычным поведением и "нормальными" психическими процессами в связи со здоровьем и болезнью, чем патологическим поведением и психопатологией;



3. Междисциплинарную область психологических знаний, включающую изучение и описание этиологии заболеваний, факторов благоприятных для здоровья и условий развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека (Б. Ф. Ломов, 1984);

4. Объединение конкретных достижений теоретической и практической психологии в целях совершенствования и поддержания здоровья, профилактики и лечения болезней, определения этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ними дисфункций, а также совершенствования системы здравоохранения и его политики в области охраны здоровья.

В рамках первого подходаПсихология здоровья большое внимание уделяет понятию "субъективное благополучие", изучает его психологическое наполнение.

Проблемы здоровья и болезни рассматриваются в рамках медицинского, личностного и социального подходов. В термине болезнь (Б) лучше всего отражается медицинская точка зрения, которая описывает Б как состояние организма, характеризуемое отклонениями от нормы по измеримым биологическим и соматическим переменным. Недуг (Н) определяется как состояние нездоровья главным образом с психологической стороны: кроме соматических проблем в определении Н существенную роль играют субъективные психологические симптомы. Заболевание (З) также является субъективным понятием, отражающим социальные аспекты и последствия, нарушения здоровья (заболеваемость – показатель распространения болезней, выявленных и зарегистрированных в течение года среди населения в целом или в отдельных специально выделенных группах). Лица, имеющие недуг (Н) или не имеющие недуга (НН), могут оказаться, с точки зрения врача, носителями болезни (Б) или не имеющими ее (НБ) и при этом являться заболевшими (З) или не заболевшими (НЗ) с субъективной точки зрения. Проблема адекватного определения здоровья и болезни снимается полностью только в случае совпадения всех трех параметров (например, Н+Б+З — для случая терминальной стадии рака; или НН+НБ+НЗ – для абсолютно здорового человека)

Специалистов, занимающихся психологией здоровья, больше интересуют вопросы восприятия проблем, связанных со здоровьем, и субъективного отражения недуга, чем относительно более объективные биологические, социальные и экологические аспекты здоровья.

Г С. Никифоров раскрывая становление, развитие, критерии и составляющие психологии здоровья ставит акцент на отечественной школе и в первую очередь на трудах Бехтерева. Автор считает, что программным для развития отечественной психологии здоровья стал доклад Бехтерева на тему «Личность и условия ее развития и здоровья» (1905 г. Киев. 2-м съезд российских психиатров). В целом XX в., как отмечает автор, был отмечен возрастающей ролью в психологии изменения взглядов на соотношение между психикой и сомой. В 1930-е гг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины.В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Создается «Американское психосоматическое общество». В течение первых 25 лет его существования трактовка заболеваний велась преимущественно с психоаналитических позиций. Психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию. В 1960-е гг. в положениях психосоматической медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь психологических, социальных факторов и физиологических функций организма. И как следствие формируются новые гипотезы развития и течения заболеваний. В начале 1970-х гг. появляется научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний – поведенческая (бихевиоральная) медицина. Доказывается тесная взаимосвязь между психикой и сомой. Поведенческая медицина сосредотачивается не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология. В ней используются методы поведенческой терапии, модификации поведения (например, при лечении гипертонии, ожирения, наркомании). В рамках данного направления разработана и терапевтическая техника «биологическая обратная связь», эффективность которой подтвердилась при лечении гипертонии, головной боли и других заболеваний. В конце 1970-х гг. учрежден «Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество. Отделение «Психология здоровья» открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».

Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в «биопсихосоциальной модели», предложенной в 1977 году Д. Энджелом.

Биопсихосоциальная модель

Что вызывает болезнь? Человек – сложная система, и болезнь может быть вызвана множеством факторов:

• биологическим (например, вирусы, бактерии, структурные дефекты, генетика); Е. P. Sarafino. Health Psychology. Biopsychosocial interaction. N.Y., 1998; J. Ogden. Health Psychology.Buckingham-Philadelphia, 1998.

• психологическими (представления, эмоции, поведение);

• социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, принадлежность к этнической группе и др.).

Кто ответствен за болезнь? Человек не рассматривается как пассивная жертва. Осознание, например, роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье и болезни.

Как лечить болезни? Лечение должно быть целостным (холистический подход), а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, коррекции в сфере представлений, формировании стратегии согласия с медицинскими рекомендациями.

Кто ответствен за лечение? Поскольку лечат человека, а не только конкретные заболевания его организма, следовательно, пациент тоже несет часть ответственности за свое излечение, изменение собственных представлений и поведения.

Какое взаимодействие между здоровьем и болезнью? Понятия «здоровье» и «болезнь» следует рассматривать как полюсы континуума, в котором их соотношение представлено в разной степени. На полюсе благополучия доминирующим состоянием является здоровье. На противоположном полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Приближение к этому полюсу сопровождается нарастанием деструктивных процессов, которые порождают характерные признаки, симптомы и недомогания. Люди перемещаются по этому континууму от здоровья к болезни и наоборот.

Какая Связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют.

Результаты исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на психику человека. Информационный стресс, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза. Увеличивается не только количество больных в обществе, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше в нашей стране регистрировалось от 5 до 10 больных на 1000 человек, то в последние десятилетия эти цифры достигли 29-33. Тесная связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и усложнившимися социальными условиями современной жизни приводит к значительному росту числа неврозов и расстройств личности (при относительной стабильности психозов), в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства личности составляют 40%, неврозы — 47%, а эндогенные психозы — 13% от общего числа нервно-психических заболеваний. Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В России стойкие психические расстройства регистрируются примерно у 15% детей. По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-11-х классах. В общем, за период обучения состояние здоровья учащихся, по свидетельству Минздрава РФ, ухудшается в 4-5 раз, а 85% неуспевающих — это больные дети. По мнению Г С. Никифорова и др., от 30% до 50% обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, — по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррекции эмоционального состояния. Статистика свидетельствует, что лиц, не страдающих какими-либо психическими нарушениями, т. е. ≪абсолютно здоровых≫, в настоящее время насчитывается в среднем лишь 35%. По данным разных авторов, от 22 до 89% населения люди с предболезненными состояниями (донозологические формы психической дезадаптации). Однако половина носителей психической симптоматики, согласно мнению экспертов, не нуждается в психиатрической помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде и, возможно, нуждаются только в психологическом консультировании.

В современной России психология здоровья, как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. В связи с этим уместно отметить вклад кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского госуниверситета (заведующий кафедрой профессор Г. С. Никифоров) выпустивший в 2006 году учебник для вузов «Психология здоровья» Под ред. Г С. Никифорова. – СПб.: Питер.

Гурвич И. Н. в монографии «Психология здоровья», констатирует, что очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья – и не только со стороны представителей психологической науки – дает все основания полагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологии.

В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Так в США за 15 лет (1975-1990гг.) количество внедренных программ по охране психического здоровья увеличилось с 200 до 5000 и более. В настоящее время в США каждый десятый психолог занимается той или иной проблемой психологии здоровья, а каждая третья статья в основных англоязычных психологических журналах посвящена различным аспектам этой области. По этому направлению издаются специальные журналы, выпускаются учебники и монографии. Широкой практической реализации подчинены различные организационные решения. Например, в Великобритании принят документ «Здоровье нации», а в Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение психического и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье для всех». Постоянно пополняется перечень уже функционирующих клиник и центров психического здоровья, группы оказания помощи и самопомощи в укреплении собственного здоровья распространяются по всему Западу. Наряду с основательной общепсихологической подготовкой специалисты в области психологии здоровья должны получать углубленные знания вопросах психогигиены, психопрофилактики, а также психосоматики здоровья и психотерапии. Большинство профессиональных психологов здоровья работают в больницах, клиниках, на кафедрах колледжей и университетов, в научных лабораториях, центрах здоровья и психологического консультирования, кабинетах психологической разгрузки, семьи и брака. Дж. Матараццо руководитель созданного в 1978 г. отделения психологии здоровья при Американской психологической ассоциации Понятие психологии здоровья трактует следующим образом. Психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению системы здравоохранения и формированию стратегии (политики) здоровья. В зарубежной психологии можно встретить и более лаконичное определение. Например, под психологией здоровья предлагается понимать всю совокупность базовых знаний по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья и болезни.

Проанализировав в основном зарубежные монографические издания последних двух десятилетий в области психологии здоровья, И. Н. Гурвич делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. И тем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется определение ее именно как предметной области, т. е. через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований:

· задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья.

· определение базисных понятий психологии здоровья;

· исследование и систематизацию критериев психического и социального здоровья;

· методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья;

· разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;

· факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья);

· изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;

· психологические механизмы здорового поведения;

· формирование внутренней картины здоровья;

· коррекцию индивидуального развития;

· профилактику психических и психосоматических заболеваний;

· исследование состояний предболезни личности и их профилактику;

· разработку концепции здоровой личности;

· определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия творческого и духовного потенциала личности;

· психологические механизмы стрессоустойчивости;

· социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);

· тендерные аспекты психического и социального здоровья;

· разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей человека;

· детскую и школьную психологию здоровья;

· психологическое обеспечение профессионального здоровья;

· психологию долголетия, признаки психического старения и их профилактику;

· психологическую помощь при завершении жизненного пути.

Рассматривая Психологию здоровья, на наш взгляд необходимо рассмотреть и понятие "здоровье" и психическое здоровье с позицийФедерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

Статья 2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее – охрана здоровья) – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ; органами местного самоуправления; их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи;

Согласно статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации, охрана здоровья граждан (охрана здоровья) – совокупность различного рода мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В эту систему включены методы политического, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера.

Рис. 6. Система основ охраны здоровья

 

Охрана здоровья в узком смысле приравнивается к здравоохранению.

Здравоохранение – это система социально-экономических мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека в целом.

Медицина это система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление и сохранения здоровья, продления жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека

Для выполнения имеющихся задач медицина изучает:

· Строение и процессы жизнедеятельности организма в норме и патологии;

· Факторы природной и социальной среды, влияющие на состояние здоровья;

· Болезни человека (причины, признаки, механизм возникновения и развития);

· Возможности использования и развития различных физических, химических, технических, биологических и иных факторов и устройств для лечения заболеваний.

Таким образом, Здоровье результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом.

Ведущим социальным институтом, ответственным за здо­ровье человека, является здравоохранение — система госу­дарственных и общественных мероприятий по предупрежде­нию заболеваний и лечению заболевших. Научно-практиче­ской основой здравоохранения является медицина.

Однако при этом следует помнить, что проблема сохранения здоровья человека — прерогатива не только (и не столько) здравоохранения, сколько всего государства.

Современный этап развития цивилизации привел, с од­ной стороны, к резкому изменению условий существования человека, с другой — к развитию сложных технологий, предъявляющих высокие требования к состоянию его здоро­вья. Темпы социальных, технологических, экологических и даже климатических изменений все возрастают, требуя от индивида быстрой адаптации, до- и переадаптации в жизни и деятельности. Все это является большим испытанием для биологического вида Homo Sapiens.

Здоровье является очень сложной категорией, представ­ляя собой результат взаимодействия индивида и окружаю­щей среды — условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом.

Сохранение и укрепление здоровья представляет собой по сути проблему управления здоровьем.

Процесс управле­ния состоит из следующих формальных этапов:

· сбор и ана­лиз информации о состоянии объекта,

· его прогноз;

· форми­рование программы управляющих действий,

· ее реализация;

· анализ адекватности и эффективности управляющей програм­мы (обратная связь).

Создание здо­ровых условий существования и активную по­зицию оздоровления невозможно обеспечить без определе­ния сущности индивидуального здоровья.

Еще Авиценна и Гиппократ выделили несколько градаций здоровья. Гален сформулировал понятие «третьего состоя­ния» — переходного между здоровьем и болезнью.

В той или иной степени этой проблемы касались И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов, И.А.Аршавский, Н.М.Амосов и др.

В конце XIX в. И.И.Мечников в своей речи «О целебных си­лах организма» на съезде естествоиспытателей и врачей (1883) противопоставил «этиологической» точке зрения возникно­вения болезней, ставившей по существу знак равенства между причиной (возбудителем) болезни и самой болезнью, дру­гой взгляд. Возникновение заболевания он трактовал как процесс взаимодействия возбудителя (причины) и организма. Однако прогресс и успехи клинической медицины, ос­нованные на этиоцентрическом подходе, затормозили раз­витие учения об этих свойствах организма.

Первую современную попытку сформулировать положе­ния о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Они обосновали научное направление, получившее впоследствии название «санология». Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» – динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (физиологического или патологическо­го характера), возникающий при воздействии чрезвычайно­го раздражителя и развивающийся на протяжении всего бо­лезненного процесса - от состояния предболезни до выздо­ровления (С.М.Павленко, 1973). Хотя саногенетические механизмы действуют в организме постоянно, авторы концеп­ции сделали акцент на их функционировании при опасности развития заболевания (воздействии чрезвы­чайного раздражителя) и в качестве основных категорий при этом выдвинули «предболезнь» и «выздоровление».

Существенный вклад в развитие проблемы внесли пред­ставители военной медицины в 70-е гг., занимающиеся ме­дицинским обеспечением лиц, работающих в условиях экст­ремальных воздействий (водолазов, космонавтов и т.п.): перед военными медиками всегда стояла задача оценки «качества» здоровья их подопечных (Г.Л.Апанасенко, 1974; Р.М.Баевский, 1972, и др.). Было сформировано понятие «донозологическая диагностика», которое с успехом исполь­зовалось и в гражданском здравоохранении (В.П.Казначеев, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева, 1980, и др.).

Здоровье и болезнь – основные категории научного по­знания в медицине. Общепризнанно, что указанные катего­рии носят медико-социальный и медико-био­логический характер, т.к. специфика человека состоит в том, что природа его биологична, а сущность социальна. Все свои потребности человек реализует через функционирование физиологических систем и социальное не реализуется без биологического субстрата. Таким образом, биологичес­кий субстрат – реализатор социальной сущности человека.

Когда мы говорим о болезни, то четко себе представля­ем, что речь идет, прежде всего, о патологическом процессе, опосредованном через сознание индивида в его социальный статус. Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, теряет оптималь­ную связь со средой и окружающим его социумом.

Разработка од­ного лишь учения о болезни не может решить задачу достижения высоких показателей здоровья населения.

Если категория «болезнь» носит вполне конкретный, ося­заемый характер (особенности патологического процесса, стадия его развития, распространенность, проявления и т.п.), то этого никак нельзя сказать о «здоровье».

Здоровье – абст­рактно-логическая категория, которая может быть описана различными модельными характеристиками. Наиболее распространенная модель характеристики здоровья до настоящего времени в практической медицине основана на альтернативе «здоров-болен». Если при обследовании пациента врач не находит признаков патологического процесса (показатели функций в «норме»), он ставит диагноз «здоров».

При таком подходе невозможно дать ближай­ший и отдаленный прогноз о состоянии будущего здоровья индивида. «Физиологическая норма» как «функциональный оптимум» (наиболее распространенное определение «нормы»), еще не есть объективное отражение процессов здоровья.

Правомернее говорить о здоровье как динамическом со­стоянии, позволяющем осуществить наибольшее количество видоспецифических функций при наиболее экономном рас­ходовании биологического субстрата. При этом адаптацион­ные возможности человека являются мерой его способности сохранить оптимум жизнедеятельности даже в неадекватных условиях среды. Таким образом, не в соотношении патологии и нормы следует искать оценочные критерии здоровья, а в способности индивида осуществлять свои биологические и соци­альные функции.

Н.М.Амосов конкретизировал эти представления, введя понятие «количество здоровья».

По мнению Н.М. Амосова, здоровье – максимальная производительность органов и си­стем при сохранении качественных пределов их функций.Ос­новываясь на этом определении, можно говорить о количе­ственных критериях здоровья.

При рассмотрении категорий «здоровье» и «болезнь», на наш взгляд сле­дует учитывать положение, высказанное одним из основате­лей отечественной патофизиологии В. В. Подвысоцким. Он утверждал, что абсолютная болезнь и абсолютное здоровье немыслимы, между ними существует бесконечное множе­ство форм связей и взаимных переходов (здесь имеется в виду биологический субстрат этих состояний). Эту же мысль подтвердил А.А.Богомолец, еще в 30-е годы сформулиро­вавший положение о единстве нормы и патологии, в кото­ром «первая включает в себя вторую как свое противоречие». Модель сообщаю­щихся сосудов: чем выше уровень здоровья, тем меньше воз­можность развития и манифестации патологического про­цесса, и наоборот: развитие и проявление патологического процесса возможны лишь тогда, когда сказывается недостаточность резервов здоровья вследствие них ослабления или мощности действующего фактора или факторов.

Между состояниями здоровья и болезни выделяют пере­ходное, так называемое третье состояние, которое характе­ризуется «неполным» здоровьем. Из субъективных проявле­ний этого состояния можно отметить периодически повто­ряющиеся недомогания, повышенную утомляемость, неко­торое снижение качественных и количественных показате­лей работоспособности, одышку при умеренной физичес­кой нагрузке, неприятные ощущения в области сердца, склонность к запорам, боль в спине, повышенную нервно-эмоциональную возбудимость и т.п.

Объективно могут быть зарегистрированы тенденция к тахикардии, неустойчивый уровень АД, склонность к гипогликемии или извращению кривой сахарной нагрузки, похолодание конечностей, т.е. отклонения в состоянии здо­ровья, которые еще не укладываются в конкретную нозологическую модель.

Рассматривая более детально «третье состояние», следу­ет указать, что оно неоднородно и включает, в свою оче­редь, два состояния: первое – предболезнь – и второе, ха­рактер которого определяется неманифестированным пато­логическим процессом. Основной признак предболезни – возможность развития патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие сниже­ния резервов здоровья. Границей перехода от состояния здо­ровья к состоянию предболезни является тот уровень здоро­вья, который не может компенсировать происходящие в орга­низме под влиянием негативных факторов изменения и вслед­ствие чего формируется тенденция к саморазвитию процес­са. Совершенно очевидно, что у лиц, находящихся в различ­ных условиях существования, этот «безопасный» уровень здоровья может существенно отличаться: для летчика и шах­тера необходимы большие резервы здоровья, чем бухгалте­ру, чтобы сохранить необходимый оптимум «степеней сво­боды».

В качестве начала болезни принято считать появление признаков манифестации патологического процесса, т.е. мо­мент наступления снижения или утраты способности к вы­полнению функций. Таким образом, границы «третьего со­стояния» очерчены довольно четко. Что же касается возможности определить границу между предболезнью и началом неманифестированного патологического процесса, то на се­годняшний день эта проблема неразрешима. Именно здесь могла бы сыграть ведущую роль нормология (учение о нор­ме), однако показатели «нормы» настолько индивидуаль­ны, что вынести суждение о «нормальности» функций у конкретного индивида невозможно. Например, различия в биохимических показателях (содержание в плазме крови железа, меди, цинка, креатинина и пр.) достигают десят­ков, а иногда и сотен раз (Р.Уильямс). У 5% здоровых людей регистрируется уровень АД ниже 100/60 мм рт.ст., однако нет отклонений ни в самочувствии, ни в работоспособности (так называемая физиологическая гипотония, Н. С. Молчанов).

Категория «здоровье» базируется на пред­ставление о гармоничности и мощности биоэнергоинформационной системы, каковой является человек. Именно гар­моничность и мощность биосистемы позволяют говорить о жизнеспособности, благополучии индивида с точки зрения его физической, психической и социальной сущности.

«Здо­ровым может считаться человек, – писал еще в 1941 г. американский теоретик медицины Г.Сигерист, - который от­личается гармоничным физическим и умственным развити­ем и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, если они не выходят за пределы нормы, и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не оз­начает просто отсутствие болезней: это нечто положитель­ное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязаннос­тей, которые жизнь возлагает на человека».

Определение здоровья, сформулированное в преамбуле Устава ВОЗ в 1948 г., основано на тех положениях, которые выдвинул Г.Сигерист: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

С этих позиций дефиниция здоровья человека выглядит следующим образом: здоровье – это целостное динамическое состояние организма, которое определяется резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций, характеризуется устой­чивостью к воздействию патогенных факторов и способно­стью компенсировать патологический процесс, а также яв­ляется основой осуществления биологических и социальных функций.

Трем уровням личности (соматическому, душевному и духовному) соответствуют и три аспекта здоровья: сомати­ческий, психический и духовный. Было бы неправомерным упускать из виду высшие, специфически человеческие ас­пекты здоровья, особенно если учесть, что возможна взаимная компенсация одних элементов здоровья другими. Одна­ко отклонения как в душевном, так и в духовном аспектах здоровья непременно скажутся на образе жизни индивида и тем самым на состоянии резервов энергетичес­кого, пластического и регуляторного обеспечения функций, т.е. на состоянии сомы. Поэтому вышеприведенная дефини­ция является универсальной для здоровья вообще.

«Третье состояние» – переходное между здоровьем и бо­лезнью состояние, ограничиваемое, с одной стороны, сте­пенью (уровнем) снижения резервов здоровья и возможно­стью развития вследствие этого патологического процесса при неизменных условиях жизнедеятельности, с другой — начальными признаками нарушения функций – манифес­тацией патологического процесса. Указанные границы могут быть количественно охарактеризованы соответствующим уровнем здоровья. Резервы здоровья индивида во многом за­висят от его физического состояния и образа жизни.

Физическое состояние – способность человека произво­дить физическую работу.

Образ жизни – социальная категория, включающая ка­чество, уклад и стиль жизни. Образ жизни может быть также охарактеризован степенью соответствия форм жизнедеятель­ности человека биологическим законам, способствующей (или неспособствующей) сохранению и возрастанию его адаптационных возможностей, а также выполнению им сво­их биологических и социальных функций. По определению ВОЗ, образ жизни – это способ существования, основан­ный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида. Таким образом, «здо­ровая» модель поведения для данных конкретных условий уменьшает риск возникновения заболевания. Очевидно так­же, что разные условия жизни предполагают различные мо­дели «здорового» поведения. Образ жизни формируется об­ществом или группой, в которых живет индивид.

Качество жизни – одна из характеристик образа жизни, которая определяет степень социальной и духовной свободы индивида в самом широком смысле. Для характеристики ка­чества жизни используют индикаторы жизни, описывающие распространение желательных и нежелательных условий, со­провождающих жизнедеятельность индивида (образование, средний доход, обеспеченность жильем, наличие бытовой техники и автотранспорта и т.д.).

Формирование здоровья – комплекс мероприятий по оп­тимизации воспроизводства, роста и развития подрастаю­щего поколения.

Сохранение здоровья – комплекс мероприятий по под­держанию, укреплению и восстановлению здоровья инди­вида.

Саногенез – физиологические механизмы, обеспечиваю­щие формирование и сохранение здоровья индивида. Эти механизмы (гомеостатические, адаптационные, регенератор­ные и т.п.) реализуются как в здоровом, так и больном орга­низме.

Санитарное просвещение (определение ВОЗ) – сознатель­но формируемые возможности для приобретения знаний, которые должны способствовать изменению поведения в со­ответствии со сформированной конечной целью.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.