Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологические особенности пациентов зрелого возраста





Под зрелостью личностипонимают осознание своего места среди других людей, самоидентификация, принятие и интериоризация социальных норм, ответственность за собственные поступки. Основной в зрелом возрасте является профессиональная деятельность, которая к пожилому и преклонному возрасту уступает место ценности существования и общечеловеческих ценностей.

Отмечается два рубежа развития зрелой личности (Б.С. Братусь): в возрасте 30±2 года в виде переоценки своего жизненного пути, когда человек не только задумывается над правильностью его выбора, но и многое в нем исправляет («кризис средних лет» в возрасте Христа) и предпенсионный кризисв возрасте 55±3 года, когда наступает период планирования своей пенсионной жизни.

В зрелом возрасте основной психологической проблемой, как указано выше, становится идентичность, самовыражение и принятие себя (т.е. объективизация личности). Чаще других идентификация зрелого возраста основывается на идентификации в области профессиональной деятельности, достижений и статуса, а трудовая деятельность выступает в качестве условия и формы проявления зрелости (Б.Г. Ананьев). Описаны четыре типа идентификации в профессии (К.А. Абульханова - Славская):



I тип – идентификация происходит через выбор профессии, максимально отвечающей, близкой к характеристикам личности (например, если личность склонная к риску, то выбирается профессия, связанная с работой в трудных условиях, опасностью для жизни).

II тип – идентификация с профессией такова, что она дает возможность движения личности в профессии, по ступеням служебной лестницы и ступеням мастерства.

III тип – идентификация, при котором движение в профессии осуществляется через развертывание, развитие и совершенствование качеств и способностей личности. Если в момент выбора профессии способности находились в потенциальном состоянии, то профессия актуализирует их и тем самым открывает перспективу развития личности.

IV тип – идентификация, для которого совпадение с профессией обусловлено не только наличными способностями, но и творческой активностью личности в целом.

Кризис средних лет может возникнуть в случае существенного расхождения при сличении наличной ситуации к возрасту, когда человек ожидает «пожинать плоды», с идеалом, рисовавшимся ему в юности. Рассогласование в сфере профессиональной идентичность, включающее неудовлетворение успешностью карьеры, сформированным авторитетом, уровнем материального благополучия, является лишь одним из значимых рассогласований более важных для мужчины, чем для женщины. Второй такой сферой выступает семейная жизнь, в которой кризис способно вызвать неудовлетворение семейным статусом, выбором партнера и друзей, отношениями с близкими, благосостоянием семьи и пр. Третья сфера, по которой происходит процесс сличения идеала и реальности – это сфера личностного роста, включающая удовлетворенность собой – самоактуализацию. Человек средних лет склонен анализировать востребованность себя для общества, степень раскрытия в процессе жизни своих потенциальных возможностей и способностей.



Психологические особенности пациентов пожилого

И преклонного возраста

При переходе к пожилому и преклонному возрасту человек постепенно смиряется с той ролью и положением, которых он достиг в процессе жизни. Он нацеливается на достойное завершение жизни, ориентируется на собственное здоровье и общечеловеческие ценности (например, справедливости). Хотя старение и неизбежный биологический факт, тем не менее, культурная среда, в которой оно происходит, оказывает на него влияние. Имеются данные о том, что, во-первых, старые люди со здоровой психикой активнее участвуют в процессе общения, чем душевнобольные; во-вторых, у пожилых женщин в среднем больше социальных ролей, они имеют больше друзей, чем мужчины, и они чаще жалуются на одиночество и недостаток социальных контактов.



Старинная французская пословица – «Каждый стареет так, как он жил» – намечает лишь одну из тенденций, присущих пожилому и преклонному возрасту. Она не отражает иных закономерностей этого возрастного периода. В действительности старости присущ свой лик, роднящий доселе несхожих людей. Сюда относится и некоторая эгоцентричность, и медлительность в принятии решений, влекущих за собой серьезные изменения в жизни, и особая недоверчивость.

Считается, что выход на пенсию является как бы разделяющей чертой между возрастом активных действий, здоровья и бодрости и периодом старости, когда активность сменяется пассивностью, жизнь превращается в борьбу за здоровье, интересы становятся уже – жизнь течет по типу «семейно-бытовых картинок». Принято считать, что старости присуши болезни, также как молодости – здоровье.

Известна история, цитируемая американскими врачами, специализирующимися на лечении людей пожилого возраста. 90-летний мужчина по имени Моррис обратившийся к врачу с жалобой на левое колено, услышал в ответ удивившую его фразу: «Ради господа бога, чего вы ждете в вашем возрасте?» На что Моррис весело ответил: «Понимаете, доктор, моему правому колену тоже 90 лет, и оно не болит». Это выдуманная история, но смысл ее ясен. С незапамятных времен старость и болезни ассоциировались так же неизменно, как лошадь ассоциировалась с повозкой. В конечном счете, большинство людей считали, что возраст означает неизбежный переход к болезням, бессилию и неподвижности. Однако, теперь это не так. Ровно половина людей, которым от 75 до 84, не испытывают проблем со здоровьем, которое требовало бы специального лечения или ограничивало их деятельность.

В психическом и психологическом плане основной проблемой старости является, как было показано выше, одиночествои вследствие этого утрата необходимых и желанных контактов, беззащитность перед окружением, несущим, как кажется пожилым, лишь угрозу их благосостоянию и здоровью. При этом отношения между соседями не всегда носят доброжелательный характер. Зачастую эти отношения превращаются в длительную войну, текущую с переменным успехом. Поражения предстают в виде инфарктов, инсультов и других заболеваний. Однако не только недружественные отношения между соседями могут вытекать из психической болезни одной из сторон. Зачастую болезненно повышенная подозрительность одинокого пожилого человека провоцирует вспышки гнева у его близкого окружения. Проявление психической болезни у пожилых, вовлеченных в конфликт с соседями, очень схожи с проявлениями недружелюбного отношения, однако поддаются распознаванию.

Из типичных психологических или психопатологических феноменов лиц пожилого и преклонного возрастов можно отметить повышенную тревожность, подозрительность и недоверие, страх быть обманутым.Из личностных качеств отмечается уменьшение с возрастом таких качеств, как честолюбие, самолюбие и тщеславие при одновременном снижение общительности и человеколюбия. Если сравнить проявления эмоциональных переживаний пожилых и молодых людей, то с возрастом происходит значительное уменьшение переживаний в виде тоски и печали с увеличением тревоги, раздражительности, угрюмости, страха. Возникновению аффективных расстройств способствует появление «ролевой неопределенности»и социальной идентичности.

Выделяется несколько основных «жизненных позиций» пожилых людей (К.Висневска - Рошковска):

1. «Конструктивная» позиция. Люди с такой ориентацией всю жизнь были спокойными и довольными. Они позитивно относятся к жизни, способны смириться с приближающейся смертью, активны и настроены на оказание помощи другим. Из старости трагедии не делают, ищут развлечений и контактов с людьми.

2. «Зависимая» позиция присуща пожилым людям, которые всю жизнь не вполне доверяли себе, были слабовольными, пассивными. Старея, они еще с большим усилием ищут помощи, признания, не получая которое чувствуют себя несчастными.

3. «Защитная» позиция формируется у людей с повышенными механизмами к сопротивлению. Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощи, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скрывая собственные чувства. Старость воспринимается ими с негодованием и ненавистью.

4. Позиция «враждебности к миру». Это «гневные старики», склонные обвинять окружающих и общество во всех неудачах, которые они претерпели в жизни. Такие люди подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, стараются держаться за работу.

5. Позиция «враждебности к себе и своей жизни» выражается в пассивности, исчезновения интересов и инициативы. Такие люди склонны к пониженному настроению и фатализму, чувствуют себя одинокими и ненужными. Свою жизнь они считают неудавшейся, к смерти относятся безболезненно, как к избавлению от существования.

В целом, круг интересов по мере старения значительно сужается и постепенно человек склонен концентрировать свое внимание лишь на себе и собственных нуждах (эгоцентризм). Сходные описанному психологические феномены у лиц пожилого и преклонного возраста отнюдь не являются редкостью. Они вытекают из психологических особенностей возраста.

 

Основные теории научения

Психологические понятия – научение, обучение, учение описывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимоотношения субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.

Когда речь идет о научении, то исследователь имеет в виду такие аспекты этого процесса как:

-постепенность изменения;

-роль упражнения;

-специфику научения по сравнению с врожденными особенностями индивида.

Обычно термины обучение и учение обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, а термин "научение" описывает и сам процесс, и его результат.
Итак, научение (обучение, учение) - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Изменение психологических структур, которое происходит в результате этого процесса, обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования деятельности.

Известны классические концепции научения. Это, например, учение И.П. Павлова (1849-1936) об образовании условных рефлексов. В результате одного или нескольких предъявлений индифферентного разграничителя (условного стимула) и следующего за ним безусловного стимула (пищи), который вызывает безусловную, врожденную реакцию (слюноотделение), индифферентный раздражитель сам начинает вызывать реакцию. В процессе установления временной связи безусловный стимул выполняет функцию подкрепления, условный - сигнальное значение, а рефлекс способствует адаптации организма к меняющимся условиям среды.
Впервые закономерности научения, установленные эксперимен-тальными методами, были установлены в рамках бихевиоризма. Эти закономерности, или "законы обучения", сформулированы Э. Торндайком и дополнены, а также модифицированы К. Халлом, Э. Толменом и Э. Газри.

Ими являются:

· Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение. Закон выводится на основе установления связи между потребностью и научением.

· Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться.

· Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок. Позже Торндайк показал, что не всегда упражнение, повторение способствует упрощению навыка, хотя при моторном научении это фактор является очень важным, способствуя модификации поведения.

· Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии. Этот закон противоречит эффекту первичности - тенденции к лучшему заучиванию материала, который предъявляется в начале процесса научения. Противоречие устраняется при формулировке закона "эффект края". U-образная зависимость степени заученности материала от его места в процессе научения отражает этот эффект и называется "позиционной кривой".

· Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.

Теперь обратимся к теориям научения в психологии личности.
Теории исходят из двух положений:

Всякое поведение усваивается в процессе научения.

В целях соблюдения научной строгости при проверке гипотез необходимо соблюдать принцип объективности данных. В качестве переменных, которыми можно манипулировать, выбираются внешние причины (пищевое вознаграждение), в отличие от "внутренних" переменных в психодинамическом направлении (инстинкты, защитные механизмы, Я-концепция), которыми манипулировать нельзя.

В теориях научения (И.П. Павлов) приспособление рассматривается как аналог развития человека. Оно может осуществляется разными путями, например посредством классического обусловливания по Павлову.

При этом были исследованы важные феномены:

Генерализация – условная реакция на первоначально нейтральный стимул распространяется и на другие стимулы, похожие на условный раздражитель (страх, возникший на конкретную собаку, затем распространяется на всех собак).

Дифференцировка – специфичная реакция на похожие стимулы, которые различаются по степени подкрепления (например, дифференцировка реакций на круг и эллипс).

Угашение – разрушение связи между условным стимулом и реакцией, если он не сопровождается подкреплением.

Типичный эксперимент заключался в том, что собаку закрепляли ремнями, ограничивая ее движение, затем включали свет. Через 30 секунд, после того как зажигался свет, в рот собаки клали немного пищи, что вызывало слюноотделение. Сочетание включения света и пищи повторяли несколько раз. Через какое-то время свет, изначально выступавший индифферентным раздражителем, сам по себе начинал вызывать реакцию слюноотделения.
Аналогичным образом можно выработать условные оборонительные реакции на первоначально нейтральные стимулы. В первых исследованиях по оборонительному обусловливанию на собаку надевали специальную упряжь, чтобы удерживать ее в станке, а к лапе прикрепляли электроды. Подача электрического тока (безусловный раздражитель) на лапу вызывала отдергивание лапы (безусловный рефлекс), которое было рефлекторной реакцией животного. Если непосредственно перед ударом током несколько раз звонил звонок, то постепенно звук сам по себе был способен вызывать оборонительный рефлекс отдергивания лапы.

По терминологии И.П. Павлова, пища (или удар током) были безусловными раздражителями, а свет (или звук) – условным. Слюноотделение (или отдергивание лапы) при появлении пищи (или ударе током) были названо безусловным рефлексом, а слюноотделение на включение света (или отдергивание лапы на звук) – условным. Реакции, которые изучал Павлов, стали называть ответными, или респондентными, поскольку они автоматически возникали вслед за известными стимулами (пищей, ударом тока). Ведущим в модели И.П. Павлова является стимул, манипуляция которым приводит к возникновению новых форм поведения.
Итак, классическое обусловливание – это процесс, открытый И.П. Павловым, благодаря которому первоначально нейтральный стимул начинает вызывать реакцию из-за своей ассоциативной связи со стимулом, автоматически порождающим ту же самую или похожую реакцию.
Теория, разработанная Б.Ф. Скиннером (1904-1990), носит название теории оперантного обусловливания.Он говорил, что ученый, как и всякий другой организм, является продуктом уникальной истории. Поприще, которое он выберет для себя в качестве предпочтительного, частично будет зависеть от его личной биографии.

Интерес к формированию и модификации поведения возник у Скиннера после знакомства с работой И.П. Павлова "Условные рефлексы" и статьей (критической по своей направленности) Бертрана Рассела. Статьи последнего не только не оттолкнули от павловских идей, но, наоборот, усилили их влияние.

Скиннер ставил перед собой цель объяснить механизмы научения у человека и животных (крыс и голубей) на основе ограниченного набора базовых принципов. Основная идея состояла в том, чтобы управлять средой, контролировать ее, получая при этом упорядоченные изменения. Он говорил: "Проконтролируйте условия (среду), и вам откроется порядок".
Процедура обучения получила название – "оперантное обусловливание". Она заключалась в стремлении экспериментатора установить связь между стимулом (S) и реакцией (R) посредством подкрепления - поощрения или наказания. В схеме стимул-реакция (S-R) ключевой для Скиннера была именно реакция. Реакции рассматривались с точки зрения простоты-сложности. Простая – слюноотделение, отдергивание руки; сложная – решение математической задачи, агрессивное поведение.

Оперантное обусловливание – это процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции.
Далее, Скиннер различал (1) реакции, которые вызываются определенными стимулами (отдергивание руки от горячего предмета) - в этом случае связь стимула и реакции безусловна; и (2) реакции, которые непосредственно не связаны со стимулом. Последние реакции продуцируются самим организмом и называются оперантами. Скиннер считал, что сами по себе стимулы не принуждают индивида реагировать на них. Исходная причина лежит в самом организме. В любом случае поведение происходит без воздействия какого-то специального побуждающего стимула. Осуществление оперантного поведения заложено в биологической природе организма. Научение рассматривалось Скиннером как процесс. Ни один (особенно сложный) оперант не возникает сразу. Процесс представляет собой поощрение оперантного поведения животного. Поощрение или наказание - это подкрепление, или стимул, который следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления. Когда голубь тычет клювом в диск (или крыса нажимает лапой на рычаг) - это оперантное поведение, при котором, если оно сопровождается подкреплением, увеличивается вероятность его повторения. "Оперантное обусловливание формирует поведение так же, как скульптор лепит фигуру из глины. Хотя в какой-то момент скульптор, казалось бы, создает совершенно новый объект, мы всегда можем вернуться назад, в начало процесса, к первоначальной недифференцированной болванке и выделить сколь угодно маленькие шаги, или последовательные этапы, следуя которым можно дойти до нужной кондиции. Ни в какой отдельно взятый момент не может появиться ничего такого, что очень сильно отличалось бы от того, что ему предшествовало… Оперант – это не то, что появляется в поведении уже полностью в готовом виде. Это результат непрерывного процесса формирования.

 

Принципы оперантного обусловливания.

Подкрепление является одним из принципов обусловливания. Уже с младенческого возраста, согласно Скиннеру, поведение людей можно регулировать с помощью подкрепляющих стимулов. Существуют два разных вида подкрепления. Некоторые, например еда или устранение боли, называются первичными подкреплениями, т.к. они обладают естественной подкрепляющей силой. Другие подкрепляющие стимулы (улыбка, внимание взрослого, одобрение, похвала) являются обусловленными подкреплениями. Они становятся таковыми в результате частого сочетания с первичными подкреплениями.
Оперантное обусловливание опирается в основном на положительное подкрепление, т.е. на такие последствия реакций, которые их поддерживают или усиливают, например, пища, денежное вознаграждение, похвала. Тем не менее, Скиннер подчеркивает важность негативного подкрепления, которое приводит к угасанию реакции. Такими подкрепляющими стимулами могут быть физическое наказание, моральное воздействие, психологическое давление. При наказании неприятный стимул следует за реакцией, уменьшая вероятность того, что реакция появится вновь. Скиннер с сожалением замечал, что наказание - "это самая распространенная техника контроля над поведением, применяемая в современном мире. Схема всем известна: если мужчина ведет себя не так, как вам нравится, ударьте его кулаком, если ребенок плохо себя ведет, отшлепайте его, если люди в другой стране плохо себя ведут, сбросьте на них бомбу".

Кроме подкрепления, принципом обусловливания является его незамедлительность. Было обнаружено, что в начальной стадии эксперимента можно довести реакцию до наивысшего уровня только в том случае, если подкреплять ее немедленно. Иначе реакция, начавшая было формироваться, быстро угаснет.

При оперантном, так же как и при респондентном, обусловливании наблюдается генерализация стимулов. Генерализация – это возникшая в процессе обусловливания ассоциативная связь реакции со стимулами, похожими на те, на которые первоначально был выработан условный рефлекс. Примерами генерализации являются - страх перед всеми собаками, который сформировался вследствие нападения какой-то одной собаки, положительная реакция ребенка (улыбка, произнесение слова "папа", движение на встречу и проч.) на всех мужчин, похожих на его отца.
Формирование реакции представляет собой процесс. Реакция не возникает сразу и вдруг, она оформляется постепенно, по мере осуществления ряда подкреплений. Последовательное подкрепление - это выработка сложных действий с помощью подкрепления действий, которые постепенно все больше становятся похожими на ту окончательную форму поведения, которую предполагалось сформировать. Сплошное поведение формируется в процессе подкрепления отдельных элементов поведения, которые в совокупности складываются в сложные действия. Т.е. серия первоначально усвоенных действий в конечной форме воспринимается как целостное поведение.

Сам процесс поддерживается так называемым режимом подкрепления. Режим подкрепления – процент и интервал подкрепления реакций. Для исследования режимов подкреплений Скиннер изобрел ящик Скиннера (Skinner box), благодаря которому он наблюдал за поведением животных. Схематически это выглядит так:

S1 - R - S2,

где S1 - рычаг;

R - нажатие на рычаг;

S2 - пища (подкрепление).

Поведение контролируется при помощи изменения условий среды (или подкрепления). Их, например, можно давать (1) через определенный промежуток времени, независимо от числа реакций; (2) через определенное число реакций (нажатие на рычаг) и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.