Сделай Сам Свою Работу на 5

Тактика деятельности медицинского работника по уходу





За больными с расстройствами памяти

Пациенты с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Это особенно касается больных с амнезией, так как резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая свое состояние, они боятся насмешек и упреков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При различных «промахах» и неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться, а по возможности направить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больных с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что их высказывания лишены реальности. Это вызывает только раздражение больного, и контакт с ним медицинского работника нарушается.

 

Внимание, определение и характеристика

Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать несколько различных задач сразу. Важнейшим условием любой деятельности человека, любого психического процесса являются необходимая направленность, сужение или ограничение объема этой деятельности при повышенной точности и отчетливости восприятия.



Определенная направленность психической деятельности, сознания человека на избирательное восприятие предметов и явлений называется вниманием.

Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга, в очагах оптимальной возбудимости, в то время как остальные участки коры находятся в состоянии торможения.

Функции внимания:

1) функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

2) функция игнорирования других несущественных конкурирующих воздействий;

3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, то есть регуляции и контроля деятельности.

 

Виды и свойства внимания

Принято различать внимание произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.



В появлении такого внимания играют роль привычки человека, соответствие раздражителя внутреннему состоянию организма, постоянное ожидание чего-либо и так далее. Непроизвольное внимание имеет с своей основе безусловный ориентировочный рефлекс, проявляющийся в постоянной готовности отвечать на вновь появляющийся раздражитель.

Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут. Произвольное внимание обусловлено волевым актом человека и связано с сознательно поставленной целью. Решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольному вниманию. В связи с этим его изучению и тренировке придается особое значение. У человека в раннем возрасте решающее значение в развитии произвольного внимания имеют школа и занятия, связанные с пребыванием в ней. Внимание взрослого человека развивается и совершенствуется вместе с личностью. Здесь огромное значение имеет труд. Положительное влияние на развитие и укрепление внимания у здорового человека, и восстановление его у больного играет спорт.

Свойства внимания:

1) концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

2) устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте;

3) объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

4) распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;



5) переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой.

Развитие внимания связано с развитием воли, в свою очередь, волевые свойства человека зависят от особенностей его внимания.

Внимание, сосредоточивая всю психическую деятельность, во многом определяет успешность любой работы.

Внимание характеризует активность личности и ее избирательное отношение к предметам и явлениям объективной реальности. Во внимании проявляется регулирующая роль психики: при отсутствии внимания невозможна целенаправленная практическая деятельность.

Без внимания невозможна наблюдательность – чрезвычайно важный показатель в работе медиков. Но без внимания невозможно и обдумывание, решение мыслительных задач. Необходимо тренировать и развивать свое внимание. Главное поле для развития внимания – это повседневная работа. Необходимо учитывать, что в пожилом возрасте ухудшение функционального состояния клеток мозга, затруднение разграничения в нем процессов возбуждения и торможения может привести к ослаблению свойств внимания. Но чем более организованным и тренированным будет ваше внимание, тем лучше оно сохранится.

 

Расстройства внимания

Нарушения внимания наступают при утомлении. Однако, чем тренированнее внимание, тем меньше сказываются последствия утомления. Однако нарушения внимания, возникающие при отравлении даже самыми малыми дозами алкоголя, никотина и при других интоксикациях, нельзя предотвратить никакой тренировкой.

Общее снижение внимания наблюдается у большинства больных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологических процессов, ухудшающих состояние нервной системы. При этом обычно больше всего страдает устойчивость внимания: появляются рассеянность и отвлекаемость. Уменьшается объем внимания (больные многого не замечают в окружающей обстановке), ухудшается распределение, более трудным становится переключение внимания. Все это может привести к неправильным действиям больных, к получению ими травм, ожогов и т.п. Поэтому необходима особая бдительность медицинского персонала.

Ослабление внимания проявляется в невнимательности.

Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Этот тип невнимательности наблюдается в норме у детей дошкольного возраста и у астенизированных больных.

Второй тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внутри направленного внимания. Этот тип наблюдается у лиц со сверхценными и навязчивыми идеями. Своеобразное расстройство способности переключения внимания отмечается при локальных поражениях органическим процессом лобных долей головного мозга. У таких больных возникшее действие неоднократно повторяется в результате затруднения в переключении внимания на новое действие (персеверация внимания). Наблюдаются и противоположные случаи, когда способность переключения внимания патологически усиливается. Это отмечается у маниакальных больных. Их внимание непрерывно переключается на вновь возникающие объекты внешнего мира, слова, сказанные окружающими и т.д., в результате чего они ни на чем на достаточно длительное время не могут сосредоточиться.

Третий тип невнимательности определяется не только весьма слабой интенсивностью концентрирования внимания, но еще более слабой переключаемостью. Подобного рода изменения внимания наблюдаются в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что память и внимание обеспечивают целостность и развитие личности человека, занимают центральное положение в системе познавательной деятельности.

 

Мышление

Мышление – орудие высшей ориентировки

человека в окружающем мире и в себе самом.

И.П. Павлов

Мышление – высшая форма опосредованной и обобщенной познавательной деятельности, направленная на установление связей между предметами и явлениями объективной реальности и раскрытие их сущности в виде понятий, суждений, умозаключений.

Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

2. Мышление опираетсяна имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного, конкретного наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своем содержании оно опирается на общественную практику человека.

Выделяют определенные операции мышления.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование– мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение– это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация– это движение мысли от общего к частному.

Различают конкретные формы мышления.

Понятие– это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают индуктивное, дедуктивное, по аналогии.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

Выделяют определенные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное мышление – это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление – это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Дискурсивное мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

Интуитивное мышление – мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

 

Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.

А. Эйнштейн

Репродуктивное(воспроизводящее) мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное (творческое) мышление – мышление на основе творческого воображения.

Когда говорят о мыслительных способностях, то часто подразумевают под этим интеллект.

Интеллект – определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий ей возможность приобретать все новые и новые знания и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности.

Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.

Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам логики. Мышление – это интеллект в действии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.