Сделай Сам Свою Работу на 5

Нарушения мышления и интеллекта





Слабоумие – выраженное стойкое снижение интеллекта. При слабоумии у человека снижается способность отделять главное от второстепенного, отсутствует критическое отношение к своим высказываниям, поведению, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Больные не воспринимают отвлеченные понятия, не способны к обобщениям.

Таким образом, слабоумие представляет собой совокупность взаимосвязанных симптомов утраты познавательной деятельности. Различают два вида слабоумия:

- врожденное (олигофрения);

- приобретенное (деменция).

В основе олигофрении (в переводе с греческого «малоумие») лежит недоразвитие головного мозга в результате генетических нарушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболевания раннего детского возраста (менингит, энцефалит).

Различают три степени тяжести олигофрении:

1.Дебильность – легкая степень тяжести олигофрении. При дебильности наблюдается снижение умственных способностей, находчивости и сообразительности. В то же время больные способны приобрести определенные знания, которые дают им возможность работать. Обычно больные не понимают тех тонких взаимоотношений, которые складываются между людьми. Им трудно уловить в окружающей действительности существенное, главное. Больные с трудом пользуются абстракцией, обобщением, их мышление не выходит за рамки конкретных представлений. Безынициативны, отношение к себе недостаточно критично. Многие из них переоценивают свои возможности и очень обижаются, если им делают замечания. Некоторые больные отличаются повышенной внушаемостью, могут легко стать участниками преступлений.



2. Имбецильность – средняя степень недоразвития интеллекта. Больные усваивают только названия окружающих предметов и наиболее употребительные слова, часто отмечаются большие дефекты в произношении слов. Речь бедна и косноязычна.

Практически необучаемы. Иногда больных удается обучить чтению, элементарному счету, но многие не могут сосчитать даже пальцы на руках. Больных можно научить выполнять какую-либо несложную работу, но они всегда нуждаются в контроле и руководстве.



3. Идиотия – тяжелая степень олигофрении.

Членораздельная речь и психика практически отсутствуют. Обучить каким-либо навыкам их не удается. При идиотии часто встречаются разнообразные физические уродства: аномалия строения черепа, лишние пальцы на руках, на ногах, аномалия внутренних органов. Больные обычно умирают от присоединившихся соматических заболеваний (инфекций).

Приобретенное слабоумие (деменция) – является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возрасте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга.

Больные утрачивают способность логически мыслить, анализировать, обобщать, теряют критику к своему поведению, высказываниям, не могут оценить окружающую обстановку.

В основе слабоумия лежат грубые органические изменения клеток головного мозга, что приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности.

 

Речь

Речь – специфически человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка.

Речь – наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.

Речь является основой мышления.

В речевой деятельности участвует весь головной мозг человека. Речь – сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него – на деятельность внутренних органов.

Медработники всегда должны помнить о разящей силе слова. «Слово лечит, слово – ранит».

Речь и язык не тождественны. Язык является более общим понятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отношения. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком.



Различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целям общения. В устной речи, в её содержании, темпе, ритме, плавности отражается личность человека.

Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологическая и диалогическая). Она также делится на пассивную (слушание) и активную, или экспрессивную (говорение).

Развитие письменной речи связано с развитием самого речевого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма – почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.

Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При патологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.

Внутренней речью называется речь «про себя», которая происходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.

В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доминантном полушарии (у правшей – слева).

Слуховой центр (центр Вернике) расположен в левой височной доле (первая височная извилина). Он обеспечивает правильное понимание речи других людей, узнавание слов. Его нарушение приводит к сенсорной афазии, недоразвитие – к сенсорной алалии. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является доминирующим в отношении других центров.

Двигательный центр (центр Брока) находится в нижней лобной извилине. Нарушение его функций приводит к моторной афазии, потере способности произносить слова при сохранности понимания речи. Его недоразвитие у детей вызывает моторную алалию.

Письменная речь может функционировать при участии теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их повреждении нарушается возможность узнавать буквы, читать тексты, осуществлять графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).

Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других факторов. В частности, необходимыми являются определенный уровень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстного и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульбарной группы черепно-мозговых нервов.

Речь имеет свои свойства.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятностьречи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с её эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Воздейственность речи заключается в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

1) функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, её эмоциональность значительно расширяют возможности общения;

2) функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;

3) функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия;

4) функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Для медработника речь больного является главным источником огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность выражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи – об эмоциональном состоянии или темпераменте; четкость произношения – о функционировании артикуляционного аппарата и др.

Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего он должен обладать умением слушать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получения наибольшей информации и коррекции эмоционального состояния больного или неправильного отношения к своему самочувствию.

Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. При этом желательным является минимизация отвлеченности от темы со стороны медработника и использование невербального общения (положительный язык поз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.).

Речь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять уместную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника и избегать «барьеров общения».

 

Расстройства речи

Причины нарушения речи различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.

Афония – временная функциональная потеря голоса.

Афазия– расстройства речи.

Выделяют фазы афазии:

· сенсорная афазия – нарушается восприятие обращенной речи;

· моторная афазия – неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов;

· амнестическая афазия – забывание названия предметов. Нарушается процесс называния видимых или нарисованных предметов.

Аграфия– расстройства письменной речи.

Алексия – расстройство чтения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое ощущение?

2. Что такое восприятие?

3. Назовите нарушения восприятий.

4. Какие типы памяти вы знаете?

5. Что такое внимание?

6. Какие расстройства речи вам известны?

7. Перечислите основные виды мыслительных операций и дайте им краткое определение.

 

Литература

Основная:

1. Аткинсон P.JI. [и др.]. Введение в психологию: учеб. для студентов университетов / под общ. ред. В.П. Зинченко, А.И. Назарова, Н.Ю. Спомиора. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

2. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. – 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

3. Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайант, X. Куликэн [и др.]: под ред. М. Айзенка. — Мн.: Новое знание, 2002.

4. Бордовская, Нина Валентиновна Педагогика: учеб.пособие для вузов / Н.Бордовская, А.Реан [и др.] – СПб: Питер, 2009. – 299 с.

 

Дополнительная:

1. Айзенк Г. Проверьте свои способности / пер. с англ. А.Н. Лука, И.С. Хорола. - М.: Мир, 1972.

2. Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. — М., 1982. — Т. 1.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2003.

4. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию: курс лекций. — М., 1996.

5. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1994.

6. Психологическая диагностика: учеб. пособие / К.М. Гуревич, М.А. Акимова, Г.А. Берулава [и др.]; ред.-сост. Е.М. Борисова. — Бийск: Науч.-издат. центр Бийского гос. пед. ин-та, 1993.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. — М., 1989. — Т. 1.

ЛЕКЦИЯ 4

Тема: Психология личности, её психолого-педагогические следствия и практические рекомендации для профессиональной деятельности врача

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.