Сделай Сам Свою Работу на 5

Мотивация и направленность личности





Человек нуждается в окружающем его мире, связан с ним и зависит от него. Для поддержания жизнедеятельности ему необходимы вещи и продукты; для продолжения себя и своего рода он нуждается в другом человеке. Указывая на нужду человека в предметах и объектах внешнего мира, мы говорим о его потребностях.

Зависимость человека от своих нужд и интересов порождает его направленность на определённые предметы. При отсутствии предмета потребности или заинтересованности у человека возникает некоторое напряжение, беспокойство, от которого он стремится освободиться. Вследствие этого зарождается сначала, по большей части, неопределённая динамическая тенденция, которая по мере вырисовывания точки этой направленности превращается в стремление.

Таким образом, проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь её целями и задачами».

Направленность объединяет два тесно взаимосвязанных момента:

а) предметное содержание, так как направленность всегда связанна с определённым предметом;



б) напряжение, возникающее при этом.

Как отдельная структура из тенденции выделяется установка. Психологическая установка – это неосознаваемая готовность действовать определённым образом, что ведет к построению или изменению типа и характера поведения, восприятия и общения.

Установка может найти отражение в любой области психики. Так, в моторной сфере она представляет собой рабочую позу, которая приспосабливает индивида, к определенным движениям, их характеру или способу. Одним из видов моторных приспособлений является сенсорная установка, подготавливающая организм или орган к наилучшему восприятию.

Установка личности в более широком значении указывает на избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приспособление к определённой деятельности уже не отдельного органа, а личности в целом.

Как позиция личности, установка складывается в ходе её развития и в процессе деятельности она постоянно перестраивается, включая в себя целый ряд компонентов, начиная от элементарных потребностей и влечений и заканчивая уровнем мировоззрения личности. Выражая направленность личности, установку порождают взаимодействия и взаимопроникновения различных внутренних тенденций, которые в свою очередь обуславливаются установкой. Установка играет существенную роль во всей деятельности личности. Наличие той или иной установки изменяет предметное содержание восприятия субъекта, что сказывается на перераспределении значимости различных моментов, расстановке акцентов и интонаций, выделении существенных компонентов и т. д.



Двумя канадскими психологами был поставлен эксперимент, продемонстрировавший действие установки в условиях обучения в колледже. Первоначально психологи провели обследование всех учащихся. Предполагалось, что они определяют степень умственной одаренности каждого. Однако реально подобную задачу исследователи перед собой не ставили, и конечные результаты обследования в дальнейшей работе не учитывались. Между тем преподавателям колледжа были сообщены фиктивные результаты определения одаренности только что поступивших в колледж и дотоле неизвестных им молодых людей. Исследователи совершенно произвольно разделили всех учащихся на три подгруппы. В отношении первой подгруппы преподавателям колледжа была дана информация, что она состоит сплошь из высокоинтеллектуальных молодых людей. Вторая подгруппа была охарактеризована как показавшая самые низкие результаты. Третья была подана как средняя по умственной одаренности. Затем все учащиеся были распределены по разным учебным группам, но соответствующими «ярлыками» они уже были снабжены, и те, кому их предстояло обучать, хорошо знали и помнили их.



К концу года выяснились успехи студентов в учебе. Первая подгруппа радовала преподавателей результатами; студенты же, входящие во вторую подгруппу, учились плохо. Третья подгруппа ничем особенным не выделялась - в ней успевающие и неуспевающие были распределены достаточно равномерно, как во всем колледже.

Какой вывод мог быть сделан?

Были все основания полагать, что у преподавателей под влиянием психологического «обследования» (напомним, что истинные его результаты оставались для них неизвестными) сложилась установка: позитивная – в отношении представителей первой подгруппы; негативная – к студентам второй подгруппы, и они, очевидно, предприняли какие-то шаги для того, чтобы эту свою установку оправдать. Их предвзятость благоприятно сказалась на одних и пагубно на других студентах. Эксперимент жестокий (нарушен важнейший этический принцип, равно значимый как для психологов-экспериментаторов, так и для врачей: «Не навреди!»), но тем не менее весьма показательный.

Знать о той роли, которую играет психологическая установка в возникновении возможного субъективизма оценок, необходимо всем. При этом следует понимать, что хотя установка действует на уровне бессознательного, но формируется она во многом вполне сознательно. Это результат некритического отношения к любой, часто случайной, непроверенной информации, которую мы получаем из источников, зачастую весьма сомнительных. Это следствие слепой веры, а не разумного анализа.

Таким образом, предвзятость, представляющая сущность установок, либо является результатом поспешных, недостаточно обоснованных выводов из личного опыта, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления – стандартизированных суждений, принятых в общности, которой принадлежит индивид.

Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие (подструктуры). Когнитивная (познавательная) подструктура есть образ того, что готов познать и воспринять человек;

эмоционально-оценочная подструктура есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческая подструктура – готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Интересы. Как направленность мыслей, интерес кардинальным образом отличается от желаний, в которых первоначально отражается потребность. Интерес выражается в направленности внимания; потребность – во влечениях, желаниях, в воле. «Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним». Исходя из этого, интересы можно охарактеризовать как мотивы культурной и в том числе познавательной деятельности человека.

Интерес – тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности её мыслей на определённом предмете, способствующая ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.

Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

Различие интересов по содержанию выявляет объекты познавательных потребностей и их реальное значение для целей данной деятельности и шире – для того общества, к которому принадлежит личность. Психологически существенно то, к чему по преимуществу проявляет интерес человек и какова общественная ценность объекта его познавательных потребностей. Одна из важнейших задач школы – воспитание серьезных и содержательных интересов, которые стимулировали бы активную познавательную и трудовую деятельность подростка или юноши и сохранялись бы за пределами школы.

Различие интересов по признаку цели выявляет непосредственные и опосредствованные интересы. Непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта («Мне интересно это знать, видеть, понимать», – говорит человек). Опосредствованные интересы возникают тогда, когда реальное общественное значение чего-либо (например, учения) и субъективная значимость его для личности совпадают («Это мне интересно, потому что это в моих интересах!» - говорит в этом случае человек). В трудовой и учебной деятельности далеко не все обладает непосредственной эмоциональной привлекательностью. Поэтому так важно формировать опосредствованные интересы, которые играют ведущую роль в сознательной организации процесса труда.

Интересы различаются по широте. У иных людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других – распределены между многими объектами, обладающими устойчивой значимостью. Разбросанность интересов нередко выступает как отрицательная черта личности, однако было бы неверным трактовать широту интересов как недостаток. Благоприятное развитие личности, как показывают наблюдения, предполагает широту, а не узость интересов.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес –дно из свидетельств пробуждающихся способностей человека и в этом отношении имеет определенную диагностическую ценность.

Некоторая неустойчивость интересов является возрастной особенностью старших школьников. У них интересы нередко принимают характер страстных, но кратковременных увлечений, например, одновременно математикой, историей, философией, психологией и логикой. Берясь за все горячо, такие ребята, не вникнув глубоко в дело, загораются новым интересом. Интересы к различным занятиям, вспыхивающие и угасающие в подростковом и юношеском возрасте, обеспечивают молодежи интенсивный поиск призвания и помогают проявлению и обнаружению способностей. Задача педагогов заключается не в том, конечно, чтобы заставить юношу заниматься только тем делом, которое его первоначально заинтересовало, а в том, чтобы углублять и расширять его интересы, делать их действенными, превращать в стремление, в склонность заниматься деятельностью, ставшей центром его интересов.

Интересы – это важная сторона мотивации деятельности личности, но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений (философских, эстетических, этических, естественнонаучных и др.), то они могут рассматриваться как мировоззрение.

Эволюция убеждений относится, прежде всего, к их содержательной стороне. В них все больше проступают черты мировоззрения личности. Мысли и идеи, принципы, которые высказывает человек, определяются всем содержанием его жизни, запасом его знаний, они входят в систему его взглядов как их необходимая составная часть, они приобретают для человека особый личностный смысл, и поэтому он испытывает настоятельную потребность утвердить эти мысли и принципы, защитить их, добиться того, чтобы их разделяли и другие люди.

Наличие убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области литературы, искусства, общественной жизни, производственной деятельности, свидетельствует о высоком уровне активности личности.

Степень развития и характер направленности активности личности у разных людей отличаются. Нередко человек знает, как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях, знает, какую точку зрения следует поддерживать в споре, однако не переживает это знание как потребность утвердить его в жизни. Рассогласование знаний личности и ее потребностей, мотивов становится дефектом сферы убеждений, что свидетельствует о наличии у него своего рода «двойной морали». Другими словами, его действительные убеждения существенно отличаются от тех, которые он провозглашает и демонстрирует окружающим. Сознавая это, он может тратить много усилий на то, чтобы производить впечатление цельного, принципиального человека.

Мотивы, о которых шла до сих пор речь, характеризуются, прежде всего тем, что они являются осознанными. Другими словами, человек, у которого они возникают, отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Однако далеко не все мотивы входят в данную категорию. Немаловажную область мотивации человеческих действий и поступков образуют неосознаваемые побуждения.

 

Литература:

Основная:

1. Аткинсон P.JI. [и др.]. Введение в психологию: учеб. для студентов университетов / под общ. ред. В.П. Зинченко, А.И. Назарова, Н.Ю. Спомиора. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

2. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. – 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

3. Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайант, X. Куликэн [и др.]: под ред. М. Айзенка. — Мн.: Новое знание, 2002.

4. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. 4-е изд. Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во Юрайт, 2011.,671с.

 

Дополнительная:

5. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях / В.Г.Крысько. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

6. Эльконин Д.Б. Детская психология. 5-е изд. – М. «Смысл» », 2010, -384с.

7. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость. – М. «Смысл», 2010, - 208с.

 

ЛЕКЦИЯ 5

Тема 5: Элементы возрастной психологии и психологии развития, их учет в деятельности врача

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.