Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы педагогического исследования





  Общенаучные общетеоретические • абстракция и конкретизация • анализ и синтез • сравнение и противопоставление • индукция и дедукция социологические • анкетирование •интервьюирование • экспертные опросы • рейтинг социально- психологические • социометрия • тестирование • тренинг математические • ранжирование • шкалирование • индексирование • корреляция Конкретно - научные
теоретические эмпирические
• анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности • анализ понятийно-терминологической системы • построение гипотез • построение мыслен-ного эксперимента • прогнозирование • моделирование • наблюдение • беседа • педагогический конси-лиум • изучение и обобщение педагогического опыта • педагогический экспе-римент • научно-педагогическая экспедиция

 

Виды наблюдений различаются по следующим признакам:

- по временной организации – непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени);

- по объему – широкое (сплошное), когда фиксируются все доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов;



- по способу получения сведений – непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет, а его результат.

Наблюдение может быть также включенным и невключенным (по типу связи наблюдателя и наблюдаемого). Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом группы, поведение которой рассматривается. Если при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождаются серьезные этические проблемы.

В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, он наблюдает за происходящим со стороны.

По условиям проведения наблюдения бывают естественные (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

Существуют и другие виды наблюдения в зависимости от того, какой признак заложен в основу исследования.



Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Достоинства наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучить предмет:

• в целостности;

• в естественном функционировании;

• в многогранных связях и проявлениях.

Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:

• активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;

• наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;

• охватить некоторые труднодоступные явления, процессы;

• избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

• делать точные замеры.

Беседа в качестве метода научного исследования дает возможность выяснить мнение, отношение воспитателей и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения по поводу того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

Исследователь, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов «в лоб». Беседа обычно проводиться по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.



Рассмотренные выше методы исследования при всех их положительных сторонах обладают существенным недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное количество данных, причем эти данные не носят достаточно представительного характера, то есть относятся к небольшому числу обследуемых объектов. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. В этих случаях используется анкетирование.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет). Применяются различные типы анкет:

- открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов;

- полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

- именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные – без указания автора ответов;

- пропедевтические и контрольные и т.д.

Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов. Тест (от англ. test – проба, испытание, исследование) задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере не случайно подобранный набор вопросов. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов.

Как и наблюдение, педагогический эксперимент считается базовым исследовательским методом. Но если при наблюдении испытатель пассивно ждет проявления интересующих его процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.

Существуют два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторным является эксперимент, который проводится в искусственно созданных условиях.

Естественный эксперимент проводится в обычной обстановке образовательного процесса. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что он является участником эксперимента.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Констатирующий эксперимент выявляет наличное состояние (до формирующего эксперимента). Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент – это активное формирование какой-либо установки, каких-либо знаний, умений и навыков.

К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья участников эксперимента. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. Документом условно называется специально созданный человеком модуль, предназначенный для передачи или хранения информации.

По форме фиксации информации существуют следующие документы:

• письменные (содержат в основном буквенный текст). К ним относятся журналы успеваемости и посещаемости, медицинские карты, контрольные и творческие работы студентов, рабочие (календарные) планы преподавателей, учебные планы, протоколы собраний, программы, и др.;

• статистические (информация в основном цифровая);

• иконографические (кино- и фотодокументы, картины);

• фонетические (магнитофонные записи);

• технические (чертежи, техническое творчество).

К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в деятельности педагогических работников.

М.Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство. Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики. Новаторство представляет собой собственные методические находки, новые наработки.

Шкалирование – это превращение качественных факторов в количественные ряды. Такое преобразование дает возможность, например, качества личности, изобразить в виде шкалы. Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных лиц, называется рейтингом.

К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых характеристик, предполагающий выявление и анализ мнений, полученных от различных людей, а также метод педагогического консилиума, то есть обсуждение результатов изучения уровня воспитания студентов и совместная выработка средств преодоления недостатков.

В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, который позволяет установить социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Этот метод дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе, поэтому метод называется также методом структурного анализа коллектива.

На современном этапе в педагогических исследованиях всё чаще применяется моделирование.Научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и отображает так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Главное преимущество моделирования – целостность представления информации. Моделирование успешно применяется, например, для решения таких задач, как: оптимизация структуры учебного процесса; улучшение планирования учебного процесса; диагностика, прогнозирование, проектирование обучения.

Особое положение занимают математические методы и методы статистической обработки исследовательского материала.Математические и статистические приемы в педагогике используются для обработки полученных с помощью опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они дают возможность оценить результаты работы, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельной стороны педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.