Сделай Сам Свою Работу на 5

По МДК 1 « Организация кассовой работы в банках» профессионального модуля 6

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА(КОЛЛЕДЖ)

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МДК 1 «ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОЙ РАБОТЫ В БАНКАХ»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

По ПМ 6 « Выполнение работ по профессии

« Контролер (Сберегательного банка)»

Преподаватели В.А. Гришаева

Ж.Г.Неронская

Е.И.Шеманаева

Г.Орел

Г.

Практикум предназначен в помощь преподавателям для проведения практических занятий по МДК 1 « Организация кассовой работы в банках» профессионального модуля 6 « Контролер (Сберегательного банка)», а также для самостоятельной работы в целях закрепления материала по темам модуля.

 

Сборник составлен в соответствии с Рабочей программой модуля « Выполнение работ по профессии « Контролер (Сберегательного банка)» специальности № 080110 « Банковское дело», и Примерной программы профессионального модуля МДК « Ведение кассовых операций» рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета № 1 от 25 января 2011 г.

 

 

Содержание

 

1. Методические рекомендации по организации практических занятий………………………………………………………………………………… стр. 4

2. Условия практической ситуации…………………………………………………… стр.10

3. Раздел 1. Выполнение и оформление кассовых операций………………………… стр. 11

4. Тема 1.1. Общие вопросы организации кассовой работы в кредитных

организациях…………………………………………………………………………… стр. 11

5. Тема 1.2. Порядок приёма и выдачи наличных денег……………………………… стр. 11

6. Тема 1.3. Порядок инкассации, обработки, формирования и упаковки

наличных денег……………………………………………………………………….. стр.24

7. Тема 1.4. Организация работы с наличными деньгами при

использовании программно-технических средств …………………………………. стр.28



8. Тема 1.5. Порядок кассового обслуживания кредитных организаций в

учреждениях Банка России ………………………………………………………….. стр.30

9. Раздел 2. Организация работы с сомнительными, неплатежеспособными

имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России……………… стр.35

10. Тема 2.1. Подлинность и платежеспособность денежных знаков………………… стр.35

11. Тема 2.2. Приборы и оборудование для проверки подлинности денежных

знаков. ………………………………………………………………………………….. стр.36

12. Тема 2.3. Порядок работы с сомнительными, неплатежеспособными и

имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России……………… стр.38

13. Раздел 3. Выполнение и оформление операций с драгоценными

металлами и памятными монетами ………………………………………………….. стр.40

14. Тема 3.1. Порядок совершения и документального оформления операций

с драгоценными металлами…………………………………………………………… стр.40

15. Тема 3.2. Порядок совершения и документального оформления операций с

памятными и инвестиционными монетами……………………………………….. стр.42

16. Раздел 4. Контроль кассовых операций……………………………………………… стр.45

17. Тема 4.1. Организация текущего контроля кассовых операций…………………… стр.45

18. Тема 4.2. Последующий контроль кассовых операций…………………………….. стр.48

19. Тема 4.3. Ревизия наличных денег и ценностей…………………………………….. стр.51

 

 

Методические рекомендации по организации практических занятий

по МДК 1 « Организация кассовой работы в банках» профессионального модуля 6

« Контролер (Сберегательного банка)»

Практические занятия поМДК 1 « Организация кассовой работы в банках» профессионального модуля 6 « Контролер (Сберегательного банка)», организуются в соответствии с Рабочим учебным планом, утвержденным письмом департамента кадровой политики и обеспечения работы с персоналом Банка России от 16.05.2011 № 21-2/1253 на 2011-2014 учебные годы, Примерной программой профессионального модуля, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО), Рабочей программой, Комплектом контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю, письмом Министерства образования РФ от 5 апреля 1999года № 16-52-58 ин/16-13 « О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».

Содержание практических занятий предусматривает их проведение со студентами в аудитории и в компьютерных классах с использованием кассовой техники и программного комплекса WORD.

Ведущей дидактической целью практических занятий МДК 1 «Организация кассовой работы в банках» профессионального модуля 6 « Контролер (Сберегательного банка)», является формирование практических компетенций, необходимых в последующей профессиональной деятельности. Исходя из этого , содержанием практических занятий являются разбор производственных ситуаций , смоделированных на примере Учебного банка, предусматривающих оформление первичных документов по кассовым операциям, отражение их в бухгалтерском учете, выполнение профессиональных функций по обработке и пересчету денежной наличности, проверке на подлинность и платежеспособность, выполнение вычислительных расчетов, работа с нормативными документами Банка России, законодательными актами Российской Федерации.

 

В результате овладения указанным видом профессиональной деятельности
и соответствующими профессиональными компетенциями в ходе освоения профессионального модуля обучающийся должен:

 

иметь практический опыт:

- проведения кассовых операций и операций по банковским вкладам (депозитам);

уметь:

- проверять правильность оформления документов по приёму и выдаче наличных денег, ценностей, бланков;

- принимать наличные деньги полистным и поштучным пересчётом
с использованием технических средств;

- принимать сумки с наличными деньгами от инкассаторских работников
и представителей организаций;

- осуществлять проверку денежных знаков, выявлять сомнительные,
неплатёжеспособные и имеющие признаки подделки денежные знаки;

- заполнять необходимые документы при выявлении сомнительных, неплатёжеспособных и имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России;

- оформлять документы по результатам экспертизы;

- осуществлять выдачу наличных денег, ценностей, бланков;

- заполнять кассовые документы при приёме и выдаче наличных денег, ценностей, бланков (в том числе средствами автоматизированных банковских систем);

- осуществлять обработку, формирование и упаковку наличных денег;

- получать и оформлять подкрепление операционной кассы;

- подготавливать излишки денежной наличности для сдачи в учреждение Банка России и оформлять соответствующие документы;

- выполнять и оформлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;

- осуществлять вложение наличных денег в сумку или индивидуальное устройство для хранения, вскрывать сумки и обрабатывать изъятые из них наличные деньги;

- передавать заведующему кассой и принимать у заведующего кассой наличные деньги и сумки с денежной наличностью;

- загружать в кассовые терминалы, банкоматы и изымать из них наличные деньги;

- изымать из автоматического сейфа сумки с наличными деньгами;

- оформлять документы на излишки и недостачи при пересчёте наличных денег, изъятых из сумок;

- осуществлять покупку и продажу памятных монет;

- заполнять документы по операциям с памятными монетами;

- осуществлять визуальный контроль, пересчёт и взвешивание слитков драгоценных металлов;

- сличать данные контрольного пересчёта и взвешивания с данными сопроводительных документов;

- принимать и выдавать драгоценные металлы в физической форме;

- заполнять документы по операциям с драгоценными металлами;

- вести книгу учёта принятых и выданных ценностей;

- оформлять и сдавать заведующему кассой кассовые документы по завершении операционного дня;

- формировать дела (сшивы) с кассовыми документами;

- проводить ревизию наличных денег;

- осуществлять внутрибанковский последующий контроль кассовых операций.

знать:

- правовые основы ведения кассовых операций, операций с наличной иностранной валютой и чеками;

- порядок приёма и выдачи наличных денег клиентам;

- порядок кассового обслуживания кредитных организаций в учреждениях Банка России;

- порядок отражения в бухгалтерском учёте приходных и расходных кассовых операций, операций с наличной иностранной валютой и чеками;

- технологию проведения платежей физических лиц без открытия банковского счёта;

- порядок обработки, формирования и упаковки наличных денег;

- правила эксплуатации банкоматов, кассовых терминалов и автоматических сейфов;

- признаки платёжеспособности, подлинности банкнот и монеты Банка России и иностранных государств;

- порядок оформления и ведения учёта операций с сомнительными, неплатёжеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками;

- порядок получения памятных и инвестиционных монет в Банке России;

- порядок приёма, хранения и выдачи драгоценных металлов банками;

- порядок определения массы драгоценных металлов и исчисления их стоимости;

- функции и задачи отдела кассовых операций;

- требования к технической укреплённости помещений для совершения операций с наличными денежными средствами и другими ценностями;

- общие требования к организации работы по ведению кассовых операций;

- порядок завершения рабочего дня, формирования и хранения кассовых документов;

- правила хранения наличных денег;

- порядок получения подкрепления операционной кассы и сдачи излишков денежной наличности.

 

Практические занятия по МДК 1 « Организация кассовой работы в банках» профессионального модуля 6 «Контролер (Сберегательного банка)», предусмотрены в объеме 64 часа. Сборник практических ситуаций включает задания по четырем разделам МДК 1 « Организация кассовой работы в банках».

Результатом освоения программы профессионального модуля по МДК 1 « Организация кассовой работы в банках» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Контролер (Сберегательного банка), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код Наименование результата обучения
ПК 1 Выполнять и оформлять приходные и расходные кассовые операции
ПК 2 Выполнять операции с наличными деньгами при использовании программно-технических средств
ПК 3 Выполнять и оформлять операции с сомнительными, неплатёжеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Банка России
ПК 4 Выполнять и оформлять операции с памятными монетами и драгоценными металлами
ПК 5 Осуществлять контроль кассовых операций
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10 Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учётом межкультурных и этнических различий
ОК 11 Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда

 

 

Практические занятия организуются преподавателем в аудитории или в компьютерных классах, так как в практической деятельности весь учетно-операционная работа автоматизирована.

 

Преподаватель:

1. Проводит подготовительную работу по организации практических занятий;

2. Организует учебные занятия;

3. Проводит консультацию по вопросам вызывающим затруднения;

4. Осуществляет контроль результатов практического обучения.

 

Подготовительная работа преподавателя по организации практических занятий:

1. Организация календарно-тематического планирования;

2. Планирование занятия, определение целей организации практических занятий по соответствующим темам;

3. Моделирование производственных ситуаций, позволяющих реализовать поставленные цели;

4. Формирование среды, условий для проведения практических занятий;

5. Подготовка заданий для студентов на повторение теоретического материала.

 

Завершающий этап работы преподавателя по проведению практических занятий:

1. Контроль материалов, представленных обучаемыми по итогам практических занятий;

2. Оценка результатов формирования обучаемыми ОК и ПК;

3. Индивидуальные рекомендации обучаемым.

 

Обучаемые:

1. Проводят подготовительную работу по подготовке к практическим занятиям- повторение теоретического материала по соответствующей теме;

2. Участие в практических занятиях - выполнение задания преподавателя, активная работа на занятии;

3. Оформление и представление материалов по практической ситуации на проверку.

 

Решение практических ситуаций представляется студентом с титульным листом, на котором должно быть указано:

· название образовательного учреждения;

· тема и номер занятия;

· Ф.И.О.- студента и номер группы;

· Ф.И.О.- преподавателя;

· город и год выполнения.

 

 

Работа на практических занятиях оценивается по пяти - бальной системе.

 

Критерии оценок:

« Отлично»- активное участие студента на занятии, работа выполнена без ошибок, своевременное представление материала практического занятия на проверку.

«Хорошо»- недостаточная активность в аудитории со стороны студента, работа выполнена с неточностями, которые приводят к искажению операции.

«Удовлетворительно»- работа выполнена с небольшими ошибками и исправлениями, несвоевременное представление материала практического занятия на проверку.

Если представленный материал по практическому занятию не отвечает критериям, то он возвращается студенту на доработку.

В случае отсутствия студента на занятии, задание выполняется во внеурочное время.

 

В период проведения практических занятий преподаватель организует повторение теоретического материала в форме программированных опросов, тестов по темам.

Практические занятия по профессиональному модулю носят репродуктивный , частично-поисковый и поисковый характер.

Практические занятия репродуктивного характера предполагают наличие пояснений, контрольных вопросов, указания нормативно-правовой базы.

Работа частично-поискового характера требует от студентов необходимых знаний и самостоятельного решения вопроса в соответствии и нормативными документами Банка России.

Поисковый характер практических занятий предполагает на основе имеющихся теоретических знаний решить новую проблему.

Практические занятия предполагают как групповую, так и индивидуальную формы работы.

На практических занятиях используются следующие интерактивные методы обучения: моделирование производственной ситуации, работа малыми группами, информационные технологии, анализ конкретной ситуации, игровое проектирование, ситуационно-ролевые игры.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.