Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава V. Экологические преступления 8 глава

В ст. 259 УК говорится об организмах, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Красная книга содержит краткие сведения о распространении, численности, биологии и мерах охраны редких видов животных и растений. Ведется она с учетом постоянных наблюдений о состоянии редких, находящихся под угрозой исчезновения, а также восстановленных, но нуждающихся в постоянном контроле видов животных*(670) и растений.

Так, в Красную книгу России занесены белый медведь (обитает в области плавучих льдов Северного Ледовитого океана, а также на его побережье и островах), стерх (белый журавль, обитающий в Якутии и низовьях р. Обь) и др. На конец 1997 г. в нее было включено 259 позвоночных и 155 беспозвоночных животных*(671).

В доктрине уголовного права к предмету данного преступления предлагается относить организмы, занесенные в Красную книгу: животных, млекопитающих, рыб, насекомых, а также растения*(672). Как нам представляется, предметом рассматриваемого преступления являются не перечисленные живые организмы, а критические места их обитания. Законодатель ставит под охрану территории, на которых обеспечено сохранение и воспроизведение определенных популяций. Гибель же самих организмов вне территории критического местообитания влечет ответственность по иным статьям, например, по ст. 246, 247, 258 УК и др.

С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем уничтожения критического местообитания организмов, занесенных в Красную книгу РФ. Критическое местообитание означает, что территория обитания определенных, охраняемых законом организмов находится в затруднительном, тяжелом положении. Уничтожение таких мест означает ликвидацию благоприятных условий существования, размножения и пр. хотя бы одной популяции, внесенной в Красную книгу.

Уничтожение возможно различными способами. Чаще всего это происходит в результате антропогенной деятельности людей (загрязнение, заражение, отравление окружающей среды), выпаса сельскохозяйственных животных, вырубки леса и пр. Обязательным последствием преступления является гибель популяций указанных организмов. Это может быть полное уничтожение, искалечивание до степени прекращения воспроизводства или роста хотя бы одной популяции*(673).



Гибель популяции влечет за собой уголовную ответственность лишь при наличии причинной связи с уничтожением критического местообитания такой популяции.

С субъективной стороны преступление может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

При умышленной вине субъект сознает, что его действия представляют опасность для определенных популяций, предвидит возможность или неизбежность их гибели и желает (при осознании неизбежности гибели) или безразлично, что имеет место значительно чаще, относится к их гибели.

При неосторожной вине субъект либо предвидит возможность гибели указанных организмов, но самонадеянно рассчитывает на ее предотвращение (легкомыслие), либо не предвидит, но при должной внимательности и предосторожности должен и может предвидеть (небрежность).

Ограничение в литературе уголовно-правовой охраны критических местообитаний редких популяций только умышленной виной*(674) не оправдано. В Законе от 5 ноября 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" в ст. 65 "Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения животных" говорится: "Предприятия, учреждения, организации, иные землепользователи, на территории которых имеются растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, обязаны принимать меры по охране и воспроизводству этих видов растений и животных". Наличие в законе такой обязанности делает возможным привлечение к уголовной ответственности за неосторожное уничтожение критических местообитаний занесенных в Красную книгу популяций.

Субъектом преступления может быть любое, достигшее 16-летнего возраста, лицо, а равно лица, наделенные определенными полномочиями или осуществляющие различного рода работы. В случаях уничтожения критических местообитаний при нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ или нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 259 и 246 или 247 УК. Аналогично должен решаться вопрос и при совершении экологических преступлений, предусмотренных ст. 250-258 УК, так как все эти случаи представляют собой идеальную совокупность (ст. 17 УК). К тому же преступление, предусмотренное ст. 259, отнесено к числу преступлений средней тяжести, тогда как большинство перечисленных выше экологических преступлений являются преступлениями небольшой тяжести.

В законодательстве зарубежных стран состава преступления, аналогичного рассматриваемому, не имеется. Исключение составляет Уголовный кодекс Таджикистана, в ст. 233 которого предусмотрена ответственность за уничтожение критических местообитаний популяций, занесенных в Красную книгу Республики Таджикистан.

В подавляющем большинстве стран уголовно-правовая охрана мест обитания редких популяций осуществляется в рамках защиты либо особо охраняемых территорий, либо отдельных объектов (компонентов) окружающей природной среды.

В ряде случаев охрана редких популяций осуществляется на основе международных соглашений или конвенций, например, Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Соглашения об охране белых медведей 1976 г., Конвенции по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г.

 

_ 7. Посягательства на растительный мир

 

К числу посягательств на растительный мир относятся такие деяния, как нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249 УК); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК) и уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УК).

Леса и растительный мир, флора*(675) - необходимые для существования живых организмов объекты (компоненты) окружающей природной среды. Причинение им вреда почти всегда влечет негативные последствия в отношении всей окружающей среды и ее компонентов, в частности животного мира. Опасность этих преступлений определяется также их распространенностью. Ежегодно фиксируется около 25 тыс. случаев незаконной порубки*(676).

Названные преступления совершаются путем нарушения специальных правил, установленных в целях охраны флоры России от уничтожения и повреждения. Эти правила либо запрещают определенное поведение, наносящее ущерб растительному миру, либо устанавливают соответствующий порядок пользования им.

Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 ст. 249 УК). В Уголовном кодексе 1960 г. ответственность за это преступление была предусмотрена в ст. 161 главы "Хозяйственные преступления"*(677). Опасность данного преступления определяется тем, что без растений, являющихся первичным источником всего органического вещества на земле, невозможна жизнь животных и человека.

Это преступление посягает на экологическую безопасность в части охраны естественной растительности, а равно искусственных зеленых насаждений, в том числе в городах и населенных пунктах, от болезней и вредителей.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 249 УК, являются сельскохозяйственные культуры, дикорастущие леса и растения, различные насаждения, лианы и пр., находящиеся в процессе произрастания*(678).

С объективной стороны рассматриваемое преступление совершается путем нарушения правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений.

Такие правила содержатся в постановлениях Правительства РФ, актах Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Федеральной службы лесного хозяйства и других органов. Они весьма многочисленны и соответствуют общим нормам, установленным в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей (природной) среды", Лесном кодексе 1997 г. и постановлении Правительства РФ от 11 мая 1993 г. "О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации"*(679). Эти правила регулируют проведение агротехнических, химических, механических, биологических и др. мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение распространения и ликвидацию болезней, а также на уничтожение вредителей. При привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 249 УК должно быть установлено, какое конкретное правило нарушено и каким нормативным актом оно предусмотрено*(680).

Нарушение правил борьбы с вредителями и болезнями растений может быть совершено путем как действия (например, применение запрещенных ядохимикатов для уничтожения вредителей, ввоз в Россию посадочного материала без карантинного сертификата), так и бездействия (например, неприменение необходимых препаратов для борьбы с вредителями растений, неуничтожение зараженных семян). Рассматриваемое преступление чаще совершается путем бездействия.

Нарушение указанных правил влечет за собой уголовную ответственность в случаях наступления тяжких последствий. Таковыми могут быть, в первую очередь, массовое распространение вредителей и болезней растений.

Вредители - это животные, повреждающие растения или вызывающие их гибель. Их насчитывается более 60 тыс. Это преимущественно насекомые, клещи, слизни, грызуны и пр. Массовое распространение вредителей ведет к гибели площадей посевов, уничтожению большого количества посадочного материала и пр.

Болезни растений - это отклонения от нормального физиологического состояния и развития, состоящие в нарушении основных функций всего или части растения*(681). Массовое распространение болезней может повлечь за собой вырубку большого количества деревьев в лесу, выведение из оборота сельскохозяйственных земель, гибель диких животных и пр. Иногда инфекционные болезни растений распространяются на большие территории, захватывая при этом несколько стран.

Законодатель не уточняет характера (вида) последствий содеянного. Таковым может быть и вред здоровью человека. В литературе предлагается в подобных случаях квалифицировать деяние по совокупности ст. 249 и 118 УК (неосторожное причинение вреда здоровью). Однако, учитывая степень опасности этих деяний, речь о совокупности может идти лишь при наличии признаков ч. 2 ст. 118 УК.

Таким образом, массовое распространение вредителей и массовые болезни растений всегда причиняют значительный ущерб природной среде. Является ли ущерб тяжким, решается в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела с учетом ущерба, материальных затрат на восстановление уничтоженной или поврежденной растительности, а также времени, необходимого на восстановление флоры, и т.п.

Обязательным признаком рассматриваемого деяния является наличие причинной связи между нарушением правил борьбы с вредителями и болезнями растений и наступившими в результате этого тяжелыми последствиями.

Преступление признается оконченным с момента наступления тяжких последствий, в результате нарушения указанных в ч. 2 ст. 249 УК правил.

С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 249 отнесено законодателем к числу неосторожных. По мнению ряда специалистов, это деяние может совершаться и умышленно. Правда, такая позиция высказывалась в основном в работах, опубликованных до июня 1998 г. Федеральным законом от 25 июня 1998 г. в ст. 249 УК включено указание на неосторожное отношение к тяжким последствиям*(682). Само нарушение соответствующих специальных правил может быть совершено сознательно.

Субъектом преступления может быть любое, достигшее 16-летнего возраста, лицо, обязанное соблюдать или обеспечивать соблюдение правил по борьбе с вредителями и болезнями растений (например, работник государственной службы по карантину растений, работник государственной лесной охраны).

При совершении данного преступления должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность должна наступать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 249 и 285 или 201 УК при наличии остальных признаков этих деяний. Такая рекомендация дана в упоминавшемся ранее постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 4 (п. 10).

Нарушение правил борьбы с вредителями и болезнями растений предусмотрено и административным законодательством.

Разграничение этих правонарушений и уголовно наказуемых деяний должно проводиться по признакам объективной стороны - отсутствию или наличию тяжких последствий такого нарушения.

В законодательстве некоторых стран предусмотрена ответственность за преступление, аналогичное рассматриваемому, например, в ст. 199 УК Узбекистана, ст. 268 УК Кыргызстана, ст. 225 УК Таджикистана, ст. 280 УК Казахстана.

В Кодексе Белоруссии отсутствует статья, аналогичная ст. 259 УК РФ. Поэтому охрана "краснокнижных" растений регламентируется ст. 280, в которой предусмотрена ответственность за нарушения правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений, повлекшие по неосторожности гибель растительности или животных с причинением ущерба в крупном размере*(683). В ч. 2 этой статьи говорится об особо крупном размере ущерба*(684), а также о гибели растительности или животных, заведомо для виновного занесенных в Красную книгу Белоруссии.

Вопрос об охране растений в разных странах решается неодинаково. Например, как преступления и проступки против общественного здоровья (разд. 8) рассматриваются в Уголовном кодексе Швейцарии такие деяния, как распространение опасных для сельского или лесного хозяйства вредителей (ч. 1 ст. 233). Наказывается это преступление тюремным заключением*(685). Такое же наказание предусмотрено за данное деяние, совершенное по неосторожности (ч. 3 ст. 233). Однако, если лицо "из низменных побуждений причинило большой вред", ему может быть определена каторжная тюрьма*(686) на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 233). Таким образом, квалифицированный вид рассматриваемого деяния (ч. 2 ст. 233) отнесен законодателем Швейцарии к числу преступлений, а предусмотренные ч. 1 и 3 - к проступкам.

В уголовном законодательстве зарубежных стран содержатся нормы об охране растительного мира. Однако они существенно отличаются от ч. 2 ст. 249 УК РФ. Так, в ст. 332 УК Испании ответственность предусмотрена за причинение вреда "любым видам или подвидам растений, угрожаемым или размножающимся" либо за разрушение или тяжкое повреждение зоны их распространения.

О растениях, как объекте уголовно-правовой охраны, говорится в ряде норм Уголовного кодекса ФРГ: загрязнение воздуха, причиняющее вред растениям наряду с другими объектами охраны (_ 325); неразрешенное обращение с опасными отходами, угрожающее количественному составу растений (_ 326); угроза нуждающейся в защите территории, на которой повреждаются или уничтожаются особо охраняемые виды растений (_ 329); тяжелая угроза окружающей среде, т.е. совершение действий, длительное время вредящих уровню растений, находящихся под угрозой вымирания (_ 330).

Примерно так же решается этот вопрос в уголовных кодексах других зарубежных стран.

Незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК). Ответственность за данное преступление была предусмотрена и в Уголовном кодексе 1960 г. (ст. 169). В Кодексе 1996 г. этот состав преступления сформулирован более четко и последовательно в части определения объективных признаков деяния.

Как известно, лес имеет важное климатрегулирующее, почво- и водозащитное значение, является одним из факторов устойчивости биосферы, жизненной средой для многих зверей и птиц, источником древесины и технического сырья, местом произрастания ягод, грибов, лекарственных растений и пр. Иными словами, лес - система экологических комплексов, выполняющих разнообразные экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции.

В общей структуре экологической преступности незаконная порубка леса составляет 30,2%*(687). Это преступление из года в год обнаруживает тенденцию к росту. Так, число осужденных за незаконную порубку леса с 1990 по 1995 г. возросло на 2060% (1750 против 81 человека)*(688). В 1999 г. по ст. 260 УК было возбуждено 5672 дела*(689).

Рассматриваемое преступление посягает на экологическую безопасность лесов и иной растительности, предполагающую их рациональное использование и воспроизводство.

Предметом преступления являются: деревья, кустарники, лианы и иная растительность, в основном входящая (но и не входящая) в состав лесного фонда России.

Лесной фонд - совокупность всех лесов естественного происхождения и искусственно выращенных. В состав земель лесного фонда входят как лесные, так и не лесные земли. К лесным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и пр.).

Не лесные земли - земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений - городские леса (ст. 10 Лесного кодекса).

В лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на: землях сельскохозяйственного назначения (в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства); землях транспорта; землях населенных пунктов; землях водного фонда и землях иных категорий.

Предметом рассматриваемого преступления не являются валежник, буреломный и поваленный ветром лес, а также срубленные и подготовленные для транспортировки, складирования и других целей деревья.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 260 УК, заключается в незаконной порубке, а равно повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан*(690).

Порубка предполагает отделение находящихся в естественном состоянии деревьев от корней. Повреждение означает причинение такого вреда дереву или иному растению, после чего они прекращают расти и, как правило, по истечении определенного времени погибают, если не проводятся требующие значительных затрат восстановительные работы.

Леса государственного фонда даже при однородном древесном составе, одинаковом возрасте и плотности древостоя имеют различное экономическое значение. Учитывая этот фактор, а кроме того, местоположение и выполняемые функции, законодатель разделил лесной фонд на три группы лесов, а леса первой группы по категориям защитности*(691).

Основания отнесения леса к той или иной из трех групп изложены в Лесном кодексе 1997 г. (ст. 56-58)*(692).

К лесам первой группы относятся леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, леса особо охраняемых территорий и природно-заповедного фонда. В этой группе лесов выделяются категории защитности.

Вторую группу составляют леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в районах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

В третью группу включены леса многолесных районов, имеющие в основном эксплуатационное значение. Леса этой группы подразделяются на освоенные и резервные. Критерии отнесения лесов к резервным устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.

В ст. 260 УК дифференцирована ответственность в зависимости от того, в какой группе лесов осуществляется порубка: в лесах первой группы или особо защитных участках всех групп (ч. 1), в лесах всех групп (ч. 2).

Особо защитные участки лесов - это участки с ограниченным режимом лесопользования (берега и почвозащитные участки леса вдоль берегов водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и другие, перечисленные в ст. 55 ЛК).

Статья 260 УК предусматривает уголовную ответственность за незаконную порубку. Незаконной является порубка, осуществляемая как юридическими, так и физическими лицами без специального на то разрешения.

В соответствии с существующими правилами участки лесного фонда предоставляются в пользование юридическим или физическим лицам при условии обязательного лицензирования. Лицензия удостоверяет право их владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду). Основанием для лесопользования являются лесорубочный билет*(693), ордер*(694) или лесной билет*(695). Эти документы выдаются лесным фондом на срок до одного года.

Незаконной порубка будет и в тех случаях, когда при наличии разрешения лицо осуществляет порубку не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, на порубку которых дано разрешение, не в соответствии с требованиями, изложенными в разрешительном документе.

Повреждение же растительности до степени прекращения роста всегда является незаконным. Поврежденные растения, прекратившие рост, как бы выпадают из экологической системы, лишаются экономического значения и в большинстве случаев, как уже отмечалось, обречены на гибель.

В доктрине уголовного права отмечается, что деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 260 УК, сконструировано законодателем по типу материальных составов и обязательным последствием действий, перечисленных в ч. 1, является причинение значительного ущерба. Такая трактовка рассматриваемого состава преступления вызывает возражения. В ч. 1 ст. 260 УК говорится о незаконной порубке и повреждении растительности в лесах первой группы и особо защитных участков лесов всех групп. Леса этой группы имеют исключительное значение. В нее включаются, например, запретные полосы лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, памятники природы, леса государственных природных заповедников. Поэтому любую порубку или любое повреждение растительности в таких лесах целесообразно признать подпадающими под признаки ч. 1 ст. 260 без доказывания факта причинения значительного ущерба, который всегда наличествует при незаконной порубке в лесах первой группы.

Указание в ч. 1 ст. 260 УК на причинение значительного ущерба относится только к незаконной порубке или повреждению деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке.

При ином решении вопроса законодателю было бы достаточно сформулировать диспозицию ч. 1 ст. 260 следующим образом: "незаконная порубка, а равно повреждение:", совершенные в значительном размере. Такая формулировка охватывала бы все случаи незаконной порубки и повреждения растительности, предусмотренные в ч. 1 этой статьи*(696). Учитывая изложенное, незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп являются оконченными деяниями с момента осуществления порубки или повреждения указанных растений в этих, особо охраняемых, зонах.

В остальных случаях порубка и повреждение растений являются оконченными при их совершении в значительном размере, который определен законодателем в примечании к ст. 260 УК как исчисленный по установленным таксам ущерб, в 20 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на момент совершения преступления. Указание на определенные таксы исчисления размера ущерба делает понятие "значительный ущерб" строго формализованным. В этих случаях преступление окончено только с момента установления значительного ущерба. В этих случаях обязательным признаком состава преступления является причинная связь между причинением такого ущерба и незаконной порубкой (повреждением) указанных в статье растений.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается только умышленно. Умысел может быть прямым и косвенным. По мнению некоторых ученых, это преступление может быть совершено только с прямым умыслом*(697).

Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, особо защитных участках лесов всех групп возможно лишь с прямым умыслом: лицо сознает опасность своих действий и желает их совершить. В остальных случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 260 УК, возможен как прямой, так и косвенный умысел: лицо сознает опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность причинения значительного ущерба лесному хозяйству и, как правило, безразлично относится к этому. Прямой умысел возможен при осознанности неизбежности такого последствия.

Незаконная порубка, совершенная по неосторожности, не характеризуется той степенью опасности, которая присуща умышленной порубке и должна влечь за собой административную или материальную ответственность. Мотивы и цели незаконной порубки на квалификацию содеянного не влияют. Чаще всего они бывают корыстными.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК, является любое, достигшее 16-летнего возраста, лицо, в том числе и должностное, не использовавшее при незаконной порубке своего служебного положения, иначе ответственность такого лица наступит по ч. 2 этой статьи.

В ч. 2 ст. 260 УК установлена ответственность за незаконную порубку, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, при наличии таких признаков, как неоднократность, использование своего служебного положения или крупный размер ущерба.

Неоднократным признается в соответствии со ст. 16 УК совершение двух или более преступлений, предусмотренных любой частью ст. 260 УК. Специфика этого признака применительно к незаконной порубке определяется тем, что она иногда складывается из комплекса действий, имеющих определенную протяженность во времени (например, валка дерева, его распиловка, подготовка к вывозу, вывоз). Все такие действия представляют единое преступление - порубку и признака неоднократности не образуют. Не является неоднократной и порубка, осуществляемая в несколько приемов, будучи объединенной единством умысла (например, порубка в несколько приемов с целью заготовить лесоматериал для постройки). В этих случаях налицо единое продолжаемое преступление, и вопрос об ответственности в таких случаях должен решаться с учетом общего размера ущерба, причиненного порубкой. Таким образом, неоднократной считается порубка, совершенная два и более раза путем разновременных, самостоятельных действий.

Использование лицом, осуществляющим незаконную порубку, своего служебного положения предполагает, что оно воспользовалось при совершении преступления теми правами, которыми было наделено в силу занимаемой должности или выполняемой работы. Такими лицами могут быть должностные лица и иные работники лесхозов, управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и других организаций (независимо от формы собственности), чья деятельность связана с охраной, воспроизводством, контролем, учетом лесных фондов и заготовкой древесины. В случае осуществления незаконной порубки должностным лицом, злоупотребившим своими служебными полномочиями, ответственность наступает только по п. "б" ч. 2 ст. 260 УК, так как это обстоятельство уже учтено законодателем.

В правоприменительной практике возникал вопрос, является ли должностным лицом лесник. Как отметил Верховный Суд РФ, лесник, согласно документу "Должностные обязанности лесника", выполняет функции представителя власти (проверяет документы на право порубки, составляет протоколы по случаям незаконной порубки, задерживает лиц, виновных в лесонарушениях) и, следовательно относится к должностным лицам*(698).

Третьим признаком, квалифицирующим незаконную порубку, является крупный размер ущерба, который определен законодателем в примечании к ст. 260 УК. Таковым признается исчисленный по определенным таксам ущерб, в 200 раз превышающий размер минимальной оплаты труда, установленный законодательством на момент совершения преступления.

Разграничение незаконной порубки и хищения должно проводиться в основном по предмету. Предметом порубки могут быть только деревья и другие растения, находящиеся на корню, т.е. естественно произрастающие, а предметом хищения - срубленные, заготовленные для транспортировки, а равно срубленные и обращенные в свою собственность деревья с приусадебных, дачных и садовых участков. Хищением считается похищение саженцев деревьев из питомников, ботанических садов, дендрариев, поскольку на их посадку и выращивание затрачивался определенный труд.

Статьи, аналогичные ст. 260 УК РФ, содержатся в уголовных кодексах Кыргызстана (ст. 279), Таджикистана (ст. 234), Казахстана (ст. 291), Белоруссии (ст. 277). Однако понятия "значительный, крупный и особо крупный размер ущерба" определяются по-разному. В Белоруссии крупный размер ущерба составляет сумма, в 80 и более раз и особо крупный - в 250 и более раз превышающая минимальную заработную плату; в Казахстане - значительный ущерб в 100 раз, а крупный - в 300 раз превышающий месячный расчетный показатель, и т.д.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.