Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава V. Экологические преступления 3 глава

В упоминавшемся ранее постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. создание угрозы причинения существенного вреда определяется как "возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда.

Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде" (п. 6).

По поводу субъективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 УК, высказываются различные мнения. Одни ученые полагают, что это преступление совершается только с прямым умыслом*(548); другие - с косвенным умыслом*(549); третьи допускают возможность совершения данного преступления и по неосторожности*(550).

Более предпочтительным представляется третье мнение. Вместе с тем, на наш взгляд, требуются некоторые уточнения. Производство запрещенных видов экологически опасных веществ и отходов может совершаться умышленно, когда производитель сознает опасность появления в результате какого-то технологического процесса таких веществ и отходов, предвидит возможность или неизбежность угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде и желает (что имеет место крайне редко) либо сознательно допускает эту угрозу.

Однако в ряде случаев возможна и неосторожная вина, когда виновный, сознательно нарушая правила обращения экологически опасных веществ, предвидит возможность создания угрозы правоохраняемым интересам, но самонадеянно рассчитывает на ее предотвращение, либо не предвидит это, но должен был и мог предвидеть.

Субъект преступления - специальный. Это лицо, на которое возложена обязанность соблюдения определенных правил с целью, во-первых, исключения возможности производства запрещенных видов отходов или, во-вторых, обеспечения соблюдения правил обращения с экологически опасными веществами и отходами.



В ч. 2 и ч. 3 ст. 247 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные виды данного преступления.

Квалифицирующими это преступление признаками, согласно ч. 2, являются:

1) загрязнение, отравление или заражение окружающей среды;

2) причинение вреда здоровью человека;

3) массовая гибель животных;

4) совершение таких действий в зоне экологического бедствия или в зоне экологической ситуации.

Загрязнение окружающей среды - негативное радиоактивное, биологическое, физико-химическое или иное изменение качества природной среды (атмосферного воздуха, вод, почвы и пр.) в результате хозяйственной и иной деятельности человека, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду. Наиболее распространенными, загрязняющими поверхностные воды России веществами являются нефтепродукты, фенолы, легко окисляемые органические вещества, соединения металлов и пр. В результате аварии на Чернобыльской АЭС загрязненными радионуклидами оказались значительные территории страны.

Отравление и заражение окружающей среды представляют собой разновидности загрязнения, заключающиеся во внесении в окружающую среду токсических веществ, которые вызывают болезни и гибель компонентов окружающей среды (например, растительности, животных).

Одним из опасных последствий загрязнения окружающей среды является такое воздействие на организм человека, которое вызывает генетические повреждения. Изучение частоты генетических нарушений у жителей городов с различными уровнями загрязнения воздуха, питьевой воды и почвы позволяет утверждать, что степень этих повреждений связана с суммарными загрязнениями среды мутагенными и канцерогенными веществами. Так, мониторинг генетического здоровья в г. Кемерово показал тесную связь генетических повреждений у детей и суммарного загрязнения физическими и химическими агентами в загрязненных районах проживания с превышением общепринятых норм указанных повреждений в два раза и более.

Такие квалифицирующие признаки, как причинение вреда здоровью человека и массовая гибель животных, ничем не отличаются от аналогичных признаков, предусмотренных ст. 246 УК.

Отнесение к числу квалифицирующих признаков совершения рассматриваемого преступления в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации обусловлено крайне неблагополучным состоянием окружающей среды на этих территориях.

Зонами экологического бедствия объявляются государством такие участки территории Российской Федерации, на которых в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, генетических фондов флоры и фауны и их деградацию, включая неконтролируемые мутации.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются государством те участки территории, на которых в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые и углубляющиеся отрицательные изменения окружающей природной среды, угрожающие стать необратимыми и уже существенно влияющие на здоровье населения, состояние естественных экологических систем, генетических фондов и т.п.

В ч. 3 ст. 247 УК особо квалифицирующими признаками этого деяния названы смерть человека либо массовое заболевание людей.

Понятие "массовость заболеваний" носит оценочный характер; его применение требует консультации (экспертизы) специалистов по организации здравоохранения. Вместе с тем очевидно, что массовое заболевание означает заболевание такого числа людей, которое значительно превышает уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в определенное время в конкретном регионе. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 247 УК, законодатель отнес к числу неосторожных, хотя сами нарушения правил обращения с экологически опасными веществами и отходами могут быть совершены и осознанно.

Преступление, названное в ст. 247 УК, следует отграничивать от деяния, ответственность за которое установлена ст. 220 УК (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами). Статья 220 УК помещена законодателем в главу "Преступления против общественной безопасности", и она (статья) по отношению к ст. 247 УК считается специальной нормой, поскольку предметом преступления, которое предусмотрено ст. 220, являются только ядерные материалы и радиоактивные вещества. В статье же 247 говорится, помимо радиоактивных, и о бактериологических, а также о химических веществах и отходах. Самые опасные из них - радиоактивные. Поэтому законодатель отнес обращение (оборот) таких веществ к числу преступлений против общественной безопасности, а не против окружающей среды. Следовательно, при незаконном приобретении, хранении, использовании, передаче или разрушении радиоактивных материалов в силу правила о конкуренции общих и специальных норм преимущественному применению подлежит специальная норма, т.е. ст. 220 УК. В остальных случаях, не предусмотренных ст. 220 УК (например, транспортировка, захоронение и пр.), будет применяться ст. 247 УК.

Ответственность за преступления, аналогичные предусмотренным ст. 247 УК, установлена и в уголовных кодексах некоторых зарубежных государств, например, Кыргызстана (ст. 266), Казахстана (ст. 278). Несколько иначе решен этот вопрос в кодексах Белоруссии (ст. 268), Узбекистана (ст. 194), Таджикистана (ст. 221). В них предусмотрена ответственность за сокрытие или умышленное искажение должностным лицом сведений об авариях с экологическими последствиями, о радиационном, химическом, бактериологическом или другом загрязнении окружающей среды.

В Уголовном кодексе ФРГ в разд. 29 "Преступные деяния против окружающей среды" имеется ряд параграфов, касающихся ответственности за: неразрешенное обращение с опасными отходами (_ 326), незаконную эксплуатацию установок (_ 327), незаконное обращение с радиоактивными веществами и другими опасными материалами и ресурсами (_ 328). Довольно суровое наказание предусмотрено Уголовным кодексом Польши за перевозку, собирание, складирование, выбрасывание или оставление без соответствующего обеспечения безопасности радиоактивных материалов либо иных источников ионизирующего излучения, если это угрожает жизни или здоровью человека либо влечет уничтожение растительного или животного мира в значительных размерах (ст. 184, _ 1). В отдельной статье установлена ответственность за нарушение правил складирования, удаления, переработки, обезвреживания либо перевозки отходов или веществ при наличии угрозы жизни или здоровью многих людей либо угрозы уничтожения растительности или животного мира в значительных размерах (ст. 183, _ 1).

В уголовных кодексах многих зарубежных стран ответственность дифференцируется в зависимости от того, умышленно или по неосторожности совершаются рассматриваемые деяния.

Нормы, защищающие окружающую среду от загрязнения ее радиоактивными веществами и отходами, а также другими результатами деятельности человека, включены в кодексы разных государств на основе международных соглашений по охране окружающей природной среды, с целью обеспечения международной экологической безопасности.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248). Ответственность за это преступление была предусмотрена и в Уголовном кодексе 1960 г. в ст. 222.1, включенной в него в 1993 г. В том же 1993 г. в разделе "Особо опасные государственные преступления" появились и ст. 67.1 и 67.2 об ответственности за производство бактериологического оружия и за разработку, производство, приобретение, хранение, сбыт и транспортировку биологического оружия. В примечании к ст. 67.2 давалось определение биологического оружия, под которым понимались любые живые организмы, в том числе микроорганизмы, вирусы или другие биологические агенты, а также любое вещество, произведенное живыми организмами или полученное методом генной инженерии, либо любое его производное.

Микробиологическими и иными биологическими агентами являются микроорганизмы, вызывающие болезни человека, животных и растений. Токсины - это соединения (чаще всего белковой природы) бактериального, растительного или животного происхождения, т.е. выделяемые организмами при их жизни или после гибели и способные при попадании в организм человека или животного вызвать заболевание или гибель.

Данное преступление отнесено законодателем к числу преступлений средней тяжести. Его опасность определяется тем, что нарушение правил обращения с указанными агентами и токсинами может вызвать массовые заболевания, гибель животных и растительности на значительных территориях. Следовательно, это деяние посягает на экологическую безопасность как населения, так и окружающей природной среды.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 248 УК, заключается в нарушении правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Правила безопасности - это правила производства и обращения с опасными веществами и организмами (например, хранение, транспортировка, уничтожение), а также правила проведения профилактических работ с целью предупреждения возможного негативного воздействия агентов и токсинов на живые организмы.

Диспозиция ст. 248 УК бланкетная. Это означает, что указанные правила безопасности предусмотрены в различного рода законах и подзаконных нормативных актах. Например, Законом от 19 декабря 1991 г. "Об окружающей природной среде" предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, способным оказать биологическое воздействие на окружающую среду, предписывается обеспечивать экологически безвредное производство, хранение, транспортировку, использование и удаление микроорганизмов и биологических веществ (ст. 52). Предусмотрены такие правила и в нормативных актах по ветеринарии, сельскому хозяйству, в соответствующих инструкциях, приказах руководителей министерств, ведомств, научно-исследовательских организаций и пр. Так, особую опасность представляют нарушения правил в медицинских и ветеринарных лабораториях, работающих с возбудителями опасных болезней. Правила безопасности при обращении с биологическими агентами и токсинами изложены также в международных конвенциях и соглашениях по борьбе с заразными болезнями человека и животных.

Уголовная ответственность за нарушение указанных правил предусмотрена лишь при наступлении определенных последствий. Такими последствиями законодатель называет: 1) вред здоровью человека; 2) распространение эпидемий; 3) распространение эпизоотий; 4) иные тяжкие последствия.

Причинение вреда здоровью, учитывая специфику деяния, предусмотренного ст. 248 УК, заключается в причинении любого по тяжести вреда здоровью, во временной или постоянной утрате трудоспособности в результате заболевания, вызванного микробиологическими или иными биологическими агентами или токсинами.

Под эпидемией понимается заболеваемость населения определенной инфекционной болезнью с уровнем, значительно превышающим обычно регистрируемый на данной территории за аналогичный период.

Инфекционными считаются такие заболевания, которые вызываются болезнетворными микроорганизмами (агентами, токсинами) и передаются от зараженного человека или животного здоровому.

Эпизоотии - это массовые заболевания животных и птиц, вызванные микроорганизмами и распространившиеся на определенный регион. Для эпизоотии характерна тенденция к распространению за пределы территории, где появилась болезнь.

Под иными тяжкими последствиями подразумеваются массовые заболевания людей и животных, не являющиеся эпидемиями и эпизоотиями, широкое распространение инфекционных болезней растений (эпифитотии), значительный материальный ущерб, дезорганизация хозяйственной деятельности каких-то объектов и пр.

Перечисленные последствия должны находиться в причинной связи с допущенными нарушениями указанных ранее правил безопасности.

Данное преступление признается оконченным с момента наступления хотя бы одного из перечисленных в ч. 1 ст. 248 УК последствий или с момента смерти хотя бы одного человека (ч. 2).

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется неосторожной виной, хотя само нарушение правил безопасности при обращении с биологическими агентами и токсинами может совершаться и осознанно. В доктрине уголовного права высказываются мнения, что это преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности*(551), а также, что для него характерен косвенный умысел*(552). Однако более правильной представляется следующая позиция: "Если отношение виновного к наступившим последствиям проявляется в безразличии или их допущении, он должен нести ответственность за умышленное преступление против личности (за причинение среднего или тяжкого вреда), собственности (умышленное уничтожение чужого имущества)"*(553).

Не совсем понятна рекомендация: "За преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 248, ответственность наступает, если оно совершается умышленно по отношению к действиям: Отношение к последствиям - неосторожное. В целом преступление считается умышленным"*(554). В данном случае автор определяет форму вины рассматриваемого преступления по отношению к деянию, хотя традиционно форма вины определяется по отношению к последствию.

Теоретически не обоснована и позиция о том, что преступление, предусмотренное ст. 248 УК, является преступлением с двумя формами вины*(555).

Неосторожная форма вины при совершении рассматриваемого преступления может быть в форме как легкомыслия, так и небрежности.

При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления перечисленных в ст. 248 УК последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. Правила безопасности нарушаются обычно осознанно, так как предвидение возможности наступления общественно опасных последствий означает осознанность, хотя бы в самой абстрактной форме, опасности своего поведения (нарушения).

При небрежности виновный последствий не предвидит, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен и может их предвидеть. Само же нарушение правил при этом может быть как осознанным, так и неосознанным, однако их соблюдение является обязанностью субъекта.

Субъект преступления - специальный. Это лица, которые, во-первых, имеют дело с микробиологическими или иными биологическими агентами и токсинами в силу осуществления своих профессиональных функций и обязаны соблюдать соответствующие правила, и, во-вторых, имеют доступ к этим предметам по роду работы и обязаны соблюдать регулирующие такой доступ правила экологической безопасности (например, лица, осуществляющие уборку соответствующих помещений).

Преступление, предусмотренное ст. 248 УК, необходимо отграничивать от других преступлений, при совершении которых используются биологические вещества, и прежде всего от преступления, названного в ст. 247 УК, устанавливающей ответственность за нарушение правил обращения бактериологических (и других) веществ и отходов. Преступление, предусмотренное ст. 247 УК, признается законодателем более опасным. Это единственное экологическое преступление, отнесенное законодателем при наступлении смерти или массовом заболевании людей к числу тяжких. Кроме того, биологические вещества и отходы более широкое понятие, нежели микробиологические и иные биологические агенты и токсины. Наконец, по ст. 247 УК возможно привлечение к ответственности и при отсутствии реальных последствий (ч. 1), так как этот состав деяния сконструирован как состав поставления в опасность, а ст. 248 УК - по типу материальных составов, что предполагает наступление перечисленных в ней последствий.

Статьи, аналогичные ст. 248 УК, содержатся в уголовных кодексах таких зарубежных стран, как Кыргызстан (ст. 267), Таджикистан (ст. 224), Казахстан (ст. 279), Белоруссия (ст. 279). Только в последнем случае имеет место несколько иное расположение последствий (в ч. 1 - деяния, повлекшие по неосторожности заболевания людей, в ч. 2 - также при неосторожной форме вины - смерть человека, возникновение эпидемий или эпизоотий, иные тяжкие последствия).

В других странах вопрос о соблюдении правил обращения с биологическими веществами рассматривается зачастую с точки зрения обеспечения общественной безопасности, а равно здоровья населения. В главах же об экологических преступлениях содержатся лишь общие составы преступления. Так, в ст. 183, _ 1 УК Польши предусмотрена ответственность за складирование, удаление, переработку, обезвреживание либо перевозку вопреки правилам отходов и веществ в таких условиях или таким способом, что это может угрожать жизни или здоровью многих людей или повлечь уничтожение животного или растительного мира в значительных размерах. Очевидно, что в понятие таких веществ включаются и биологические вещества, представляющие опасность для людей и окружающей среды.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК). Это преступление отнесено к числу общих экологических преступлений, поскольку при его совершении вред может одновременно причиняться нескольким объектам (компонентам) окружающей природной среды (например, почве, водам, животным, растительности и пр.). В Уголовном кодексе 1960 г. такая статья отсутствовала. Однако в ст. 230 предусматривалась ответственность наряду с умышленным уничтожением, разрушением или порчей памятников истории и культуры также и за подобные действия, совершенные в отношении природных объектов, взятых государством под охрану. Статья 262 УК РФ не ограничивается общим указанием на природные объекты, а содержит их перечень (заповедники, заказники и т.д.). Кроме того, рассматриваемый состав преступления, в отличие от прежнего, сконструирован по типу материальных и предусматривает вкачестве последствия причинение значительного ущерба.

Опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что при его совершении порой уникальные памятники природы или иные природные территории, охраняемые государством в силу значительной исторической, научной, культурной, оздоровительной и т.п. ценности, приводятся в состояние, когда частично или полностью утрачивают свои функции. Однако дел по ст. 262 УК возбуждается крайне мало. Так, в 1997 г. было возбуждено 16, в 1998 г. - 7, в 1999 г. - 21 дело*(556).

Преступление, предусмотренное ст. 262 УК, посягает на экологическую безопасность особо охраняемых природных территорий и объектов.

К числу особо охраняемых территорий и объектов относятся: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и другие особо охраняемые государством природные территории (ст. 4 Закона "Об охране окружающей среды").

Заповедники - участки земли либо водной поверхности, на которых имеются природные объекты особой научной или культурной ценности (типичные или редкие ландшафты, редкие геологические образования, места сохранения генетического фонда растений или животных и т.п.). В составе государственных природных заповедников выделяются биосферные*(557) заповедники. На территории заповедника запрещается хозяйственная, рекреационная*(558) и иная деятельность.

Заказники - территория или акватория, на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются все или отдельные виды животных и растений. В России существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники. Однако в случаях, если хозяйственная, рекреационная или иная деятельность противоречит целям организации заказника или причиняет вред окружающей природной среде, она запрещается.

Национальные (природные) парки - это территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. Территории национальных парков предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. На этих территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям и задачам организации парка.

Памятники природы - охраняемые государством природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительское и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и пр.). Природные объекты, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного пользования.

К числу других природных территорий, особо охраняемых государством, относятся дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков.

С объективной стороны рассматриваемое преступление заключается в нарушении режима перечисленных природных территорий и природных объектов. Режим в данном случае означает совокупность правил и норм, обеспечивающих сохранность этих территорий и объектов.

Указанные правила и нормы, помимо Закона РСФСР "Об охране окружающей среды", содержатся в многочисленных законах, подзаконных актах, инструкциях, приказах и т.п. Например, в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях"*(559); Положении о государственных природных заповедниках в РСФСР от 18 декабря 1991 г.*(560); Указе Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации"*(561); Типовом положении о государственных природных заказниках и памятниках природы, утвержденном приказом Минприроды России от 14 декабря 1992 г. N 334, и др.

Объективную сторону рассматриваемого деяния составляют нарушения установленных правил поведения на соответствующих территориях. Нарушения могут выражаться в невыполнении специальных требований, предъявляемых к юридическим или физическим лицам (например, уполномоченные на то люди не принимают мер по обеспечению охраны заповедника). Однако чаще всего это преступление совершается путем действия (например, проведение хозяйственной деятельности на территории заповедника, разработка полезных ископаемых, устройство пикника с захламлением заповедника, уничтожением растительности).

Преступление, предусмотренное ст. 262 УК, сконструировано законодателем по типу материальных составов. В качестве последствий в статье указано на причинение значительного ущерба. Последний может выразиться в уничтожении, повреждении или иной порче природных объектов. При уничтожении природный объект полностью приводится в негодность и не подлежит восстановлению. При повреждении и разрушении происходит частичное приведение природного объекта в негодность, что иногда также означает его гибель, но в некоторых случаях объект может быть восстановлен. Иная порча природного объекта может заключаться в повреждении внешнего вида, нарушении целостности, захламлении территории или водных объектов.

Вопрос значительности ущерба решается в каждом отдельном случае с учетом всех обстоятельств дела, в том числе степени невосполнимости утрат, соотношения утраченной и сохранившейся частей объекта, степени ограничения его посещения, расходов на восстановление и т.п. При определении значительности ущерба должны учитываться снижение экологической, научной, эстетической, культурной ценности объекта, а также размер вреда, нанесенного флоре и фауне.

Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является наличие причинной связи между нарушением режима указанных территорий, а равно объектов и причинением значительного экологического ущерба.

Преступление признается оконченным с момента наступления последствий в виде значительного ущерба, причиненного перечисленным ранее территориям и объектам.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины. Виновный сознает опасность своего поведения, предвидит возможность или неизбежность причинения значительного ущерба особо охраняемым территориям и объектам и желает либо сознательно допускает или безразлично относится к его причинению. Чаще всего такие действия совершаются с косвенным умыслом.

В доктрине уголовного права высказываются и иные мнения. Это преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности*(562); преступление возможно только с прямым умыслом*(563). В первом случае слишком расширены условия уголовной ответственности, а во втором - чрезмерно сужены.

Неосторожное нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов, по нашему мнению, должно влечь гражданско-правовую ответственность. За преступления, не представляющие большой общественной опасности, уголовная ответственность, как правило, предусматривается лишь при наличии умышленной вины.

Ограничение рассматриваемого преступления прямым умыслом ни теоретически, ни практически не обосновано. Оно может быть совершено с прямым умыслом, но чаще, как уже отмечалось, совершается с косвенным умыслом, когда виновный безразлично относится к тому, что в результате нарушения им определенных правил будет причинен экологический вред, который затем признается значительным. Мотивы и цели нарушения бывают различными (корыстные, хулиганские, производственные, ложно понятые интересы дела и пр.) и на квалификацию не влияют, но должны учитываться при индивидуализации наказания.

Субъектом преступления может быть любое, достигшее 16 лет, лицо. В случаях, когда нарушение режима указанных территорий или объектов совершается должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность при наличии признаков, предусмотренных ст. 285 и 201 УК, должна наступать по совокупности.

Статья 262 УК не единственная в Кодексе, в которой говорится о посягательствах на природные объекты. В гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства, наряду с уничтожением и повреждением памятников истории и культуры, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность (ст. 243). Квалифицированным видом этого преступления является совершение названных действий в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения. Таким образом, можно констатировать наличие коллизии двух норм. Для ее устранения указание на природные комплексы и объекты следовало бы исключить из ст. 243 УК и отнести посягательства на них к числу экологических преступлений.

В уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран также содержатся статьи, аналогичные ст. 262 УК РФ (например, ст. 204 УК Узбекистана).

В ст. 293 УК Казахстана помимо ч. 1, аналогичной ст. 262 УК РФ, содержится и вторая часть, в которой предусмотрена ответственность за умышленное повреждение или уничтожение объектов государственного природно-заповедного фонда на особо охраняемых природных территориях, повлекшее причинение значительного ущерба. Вопрос о субъективной стороне решен законодателем четко: в ч. 1 ст. 293 предусмотрена ответственность за неосторожное нарушение режима особо охраняемых территорий, а в ч. 2 - за наиболее опасные действия, выразившиеся в умышленном уничтожении или повреждении таких объектов или территорий.

В Уголовном кодексе Таджикистана ст. 236 аналогична ст. 262 УК РФ. Однако в примечании к этой статье дается понятие значительного ущерба. Им признается исчисляемый по установленным таксам ущерб, в 30 раз превышающий минимальный размер заработной платы, установленный на момент совершения преступления в Республике.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.