Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава V. Экологические преступления 5 глава

Рассматриваемое преступление посягает на экологическую безопасность в части обеспечения охраны чистоты атмосферы*(588). В ст. 251 УК говорится о загрязнении атмосферы, т.е. открытого для доступа, предназначенного для жизнеобеспечения всех (людей, животных, растений) воздуха. Поэтому загрязнение воздуха рабочих зон, производственных помещений является нарушением правил охраны труда либо правил безопасности ведения специальных работ и под действие ст. 251 УК не подпадает.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в форме нарушения специальных правил, установленных с целью обеспечения чистоты атмосферы, а следовательно, может быть совершено путем как действия, так и бездействия.

Диспозиция ст. 251 УК - бланкетная и отсылает к законам и подзаконным нормативным актам, другим документам, устанавливающим правила, обеспечивающие чистоту атмосферы.

Таковыми, в частности, являются: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды"; Федеральный закон от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Воздушный кодекс РФ 1997 г.*(589); Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 16 мая 1989 г.; постановление Правительства РФ от 24 мая 1995 г. N 526 "О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой"*(590) и ряд др.

В ст. 251 УК уточняется, какие именно правила нарушаются. Это правила выброса*(591) в атмосферу загрязняющих веществ и правила эксплуатации установок, сооружений или иных объектов.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ проявляется в том, что вследствие несоблюдения (неисполнения) специальных экологических правил, обеспечивающих чистоту воздуха, в него проникают вредные вещества в количестве, превышающем предельно допустимые нормы. Предельно допустимой считается норма, устанавливающая предельно допустимые размеры неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду.



Нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов заключается в несоблюдении правил эксплуатации или в использовании неисправных установок, в неиспользовании аппаратуры контроля и пр. Для предупреждения загрязнения атмосферного воздуха предусмотрено обязательное создание на предприятиях сооружений для очистки выбросов в атмосферу (газоочистные, пылеулавливающие и др.).

Рассматриваемый состав преступления сконструирован законодателем по типу материальных. Обязательным признаком объективной стороны преступления является наступление последствий: загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.

Загрязнение или изменение природных свойств воздуха неизбежно отражается на здоровье людей, животных, состоянии растительности, находящихся в зоне загрязнения. Как показали результаты клинико-эпидемиологических исследований, с загрязнением воздуха связано возникновение аллергических заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей. Гигиеническая наука предусматривает, что содержание вредных примесей в воздухе не должно не только вызывать патологических реакций в организме человека, но и приводить к напряжению его защитно-приспособительских механизмов. С учетом этого и разрабатываются нормы ПДК.

Таким образом, в ч. 1 ст. 251 УК имеется в виду такое загрязнение воздуха, которое создает угрозу причинения вреда здоровью человека и окружающей природной среде.

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между рассмотренными нарушениями правил, обеспечивающих чистоту воздуха, и такими последствиями, как загрязнение воздуха сверх предельно допустимой концентрации или изменение природных свойств воздуха, которое оказывает негативное воздействие на живые организмы и окружающую природную среду.

Преступление признается оконченным с момента установления определенного уровня загрязнения воздуха или определенных изменений его природных свойств.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. При умышленном совершении преступления виновный обычно действует с косвенным умыслом, сознательно допуская или безразлично относясь к загрязнению или иным изменениям природных свойств воздуха. Желание наступления таких последствий обычно отсутствует. Само же нарушение правил выброса или эксплуатации установок производится при этом намеренно и может осуществляться с желанием совершения таких действий.

При неосторожной вине субъект предвидит возможность наступления таких последствий, как загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, но самонадеянно рассчитывает, что этого не произойдет (например, переоценивает возможности самоочищения воздуха или полагает, что данное количество выбросов недостаточно для загрязнения атмосферы сверх предельно допустимых норм концентрации и пр.), либо не предвидит возможности наступления указанных последствий, однако обязан и может их предвидеть (например, не осуществляет предусмотренных правилами сроков контроля за очистными установками, забывая о них). В первом варианте имеет место легкомыслие, во втором - небрежность. Но в обоих случаях нарушение определенных правил может быть осознанным. Исключать из сферы уголовно-правового воздействия случаи неосторожного загрязнения атмосферы, являющейся средой обитания, представляется необоснованным, так как определенные правила виновный либо игнорирует, либо не знает, хотя обязан знать.

Субъект этого преступления - лицо, допустившее нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, либо лицо, ответственное за эксплуатацию очистных сооружений или иных сооружений, обеспечивающих соблюдение правил по охране чистоты воздуха*(592). Таким лицом может быть как должностное лицо, так и рядовой работник. Однако в любом случае субъект - специальный, что определяется спецификой преступления.

В ч. 2 и 3 ст. 251 УК названы квалифицирующие данное преступление признаки: причинение вреда здоровью человека (ч. 2) и смерть человека (ч. 3). В отношении смерти человека законодатель оговаривает форму вины - неосторожность. В отношении вреда здоровью подобной оговорки нет, однако в этом случае также налицо неосторожная вина, поскольку умышленное причинение при загрязнении воздуха тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека должно квалифицироваться по совокупности со ст. 111 или 112 УК.

Воздух как компонент окружающей природной среды, необходимый для жизнеобеспечения всего живого, ставится под уголовно-правовую охрану подавляющим большинством стран.

Так, статьи об ответственности за загрязнение атмосферы, аналогичные ст. 251 УК РФ, содержатся в уголовных кодексах Кыргызстана (ст. 272) и Казахстана (ст. 282). Более развернутая формулировка данного состава преступления дается в ст. 227 УК Таджикистана. Но наиболее полно признаки загрязнения атмосферы даны в ч. 1 ст. 274 УК Белоруссии: "Загрязнение атмосферного воздуха посредством производственных выбросов загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов предельно допустимых или временно согласованных выбросов либо вследствие ионизирующих излучений, электромагнитного, шумового или иного вредного физического воздействия на атмосферный воздух с превышением нормативов предельно допустимых уровней вредных физических и иных воздействий (загрязнение атмосферы), совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение".

В Уголовном кодексе Узбекистана отсутствует специальная статья об ответственности за загрязнение атмосферы. Охрана атмосферного воздуха рассматривается как часть охраны окружающей природной среды от загрязнения наряду с загрязнением земель и вод (ст. 196).

Довольно детально регламентирована ответственность за загрязнение воздуха в Уголовном кодексе ФРГ. В _ 325 предусмотрена ответственность за изменение состава воздушной среды в результате нарушения административно-правовых обязанностей, что создает угрозу наступления указанных в данной норме последствий. В ч. 2 этого параграфа предусмотрена ответственность за грубые нарушения административно-правовых обязанностей, в результате чего в воздухе оказываются вредные вещества в значительном объеме. И в ч. 1 и в ч. 2 _ 325 законодатель оговаривает, что речь идет об изменении состава воздушной среды вне прилегающей к загрязняющей установке территории.

В ч. 3 _ 325 Кодекса предусмотрена ответственность лиц, действующих по неосторожности, а в ч. 5 говорится об изъятии из сферы действия ч. 1 и 3 этого параграфа автомобильного, рельсового, воздушного и водного транспорта. Кроме того, в _ 325а предусмотрена ответственность за создание шума и сотрясений, за высвобождение неионизирующих лучей.

Ответственность за загрязнение воздуха предусмотрена в одной статье с загрязнением воды и земли в уголовных кодексах Польши (ст. 182), Испании (ст. 325). В Кодексе Польши содержится и ст. 186 об ответственности за несодержание в надлежащем состоянии или неиспользование устройства, предохраняющего от загрязнения воздух, землю, воду.

 

_ 5. Посягательства на землю и ее недра

 

В данную группу включены такие составы преступления, как нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253)*(593), порча земли (ст. 254) и нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255).

Степень опасности преступлений данной группы неоднородна, как неоднородны посягательства на перечисленные объекты (компоненты) окружающей природной среды. Все эти преступления отнесены законодателем к числу преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и только порча земли, повлекшая по неосторожности смерть человека, отнесена к преступлениям средней тяжести (ч. 3 ст. 254 УК). Следовательно, эти преступления характеризуются приблизительно одинаковой степенью опасности.

Нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК) посягает на суверенное право России на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, на находящиеся там живые ресурсы моря и естественные богатства. Статья об ответственности за нарушение законодательства о континентальном шельфе СССР была включена в Уголовный кодекс 1960 г. в 1974 г. (ст. 167). В 1982 и 1992 гг. в нее вносились существенные изменения. Федеральным законом от 13 апреля 1996 г. эта статья была из Кодекса исключена и вместо нее включено шесть новых статей, которыми устанавливалась ответственность за различные незаконные действия на континентальном шельфе России*(594). В Уголовном кодексе 1996 г. законодатель отказался от столь развернутой системы норм и установил ответственность за наиболее опасные посягательства в одной ст. 253, дополнив ее указанием на исключительную экономическую зону. Континентальный шельф - поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к побережью или островам Российской Федерации, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств данного района. Исключительная экономическая зона - водное пространство, находящееся за пределами территориального моря, шириной не свыше 200 морских миль, отсчитываемых, как и территориальные воды, от линии наибольшего отлива материков и островов либо от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством России с учетом норм международного права*(595).

Относительно непосредственного объекта и предмета этого преступления высказываются различные мнения. Так, объектом рассматриваемого преступления предлагается считать: "отношения по охране безопасности каких-либо видов хозяйственной деятельности в зоне, определяемой континентальным шельфом, его естественных богатств"*(596); "порядок деятельности по освоению континентального шельфа и исключительной экономической зоны, использованию их ресурсов"*(597); "общественные отношения по охране вод, живых ресурсов моря и естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ"*(598); "интересы рационального использования естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны в интересах Российской Федерации"*(599) и т.д.

Такая разноплановость мнений объясняется тем, что в ст. 253 УК предусмотрена ответственность за несколько самостоятельных деяний, посягающих на разные общественные отношения, объединенные в одной статье по месту их совершения - континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

В ст. 253 УК содержатся, по нашему мнению, следующие составы преступления:

незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации (ч. 1);

незаконное создание вокруг незаконно возведенных на континентальном шельфе сооружений или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности (ч. 1);

нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства (ч. 1);

незаконное исследование богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны (ч. 2).

Объектом преступления являются в первых двух случаях - порядок деятельности по освоению континентального шельфа и исключительной экономической зоны России; в третьем - безопасность судоходства; в четвертом - экологический порядок и экологическая безопасность в части охраны естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Объединение всех этих составов преступлений в одной статье обусловлено необходимостью охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны как источников разработки естественных богатств, принадлежащих России.

Предметом рассматриваемого преступления выступают естественные богатства как континентального шельфа, так и исключительной экономической зоны. Под естественными богатствами понимаются минеральные и живые ресурсы (биоресурсы) континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Диспозиция ст. 259 УК является бланкетной и отсылает в первую очередь к Федеральному закону от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации"*(600), Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1984 г. "Об экономической зоне СССР"*(601), Закону РСФСР от 21 февраля 1992 г. "О недрах" в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями*(602), а также к другим законодательным и подзаконным актам.

С объективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 253 УК, состоят либо в незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе, т.е. в строительстве любых сооружений (буровых установок, искусственных островов, платформ и пр.) без соответствующего разрешения или с отступлением от условий, оговоренных в разрешении, либо в незаконном создании вокруг незаконно возведенных сооружений или в исключительной экономической зоне зон безопасности*(603), т.е. создание их без разрешения или с нарушением условий, изложенных в разрешении, либо создание их вокруг неразрешенных сооружений.

Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства заключается в таких действиях (бездействии), когда в процессе осуществления законной деятельности на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне в результате нарушения специальных правил создается угроза безопасности морского судоходства.

Подобные деяния, даже посягающие на безопасность морского судоходства в районе континентального шельфа и исключительной экономической зоны, непосредственно связаны с экологическими проблемами, так как весьма негативно отражаются на состоянии естественных богатств и на живых ресурсах этих районов.

Законодатель не ограничивает данный состав наступлением конкретных последствий, признавая его оконченным с момента совершения одного из перечисленных в ч. 1 ст. 253 УК нарушений.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление чаще совершается с прямым умыслом, когда виновный сознает опасность нарушений и желает их совершить. Представляется, что некоторые нарушения могут иметь место по небрежности, например, при нарушении правил, которые виновный в силу возлагаемых на него функций был обязан знать. В доктрине уголовного права большинство ученых полагают, что рассматриваемое деяние совершается только умышленно.

Субъектом преступления могут быть иностранец, лицо без гражданства и гражданин России, обязанные при совершении работ, перечисленных в ч. 1 ст. 253 УК, соблюдать или обеспечивать соблюдение определенных правил.

В ч. 2 ст. 253 УК предусмотрена ответственность за самостоятельное экологическое преступление - исследование, разведку, разработку естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения.

Исследования - это изучение различных природных процессов, происходящих в районах континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Разведка также предполагает обследование со специальной целью каких-то объектов, например участка дна континентального шельфа. Разработка - подготовка к добыче или промысел естественных богатств континентального шельфа. Естественными богатствами являются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недра (минералы, нефть, газ и пр.), живые организмы, которые способны передвигаться только находясь в контакте с морским дном и его недрами (например, крабы, ракообразные, моллюски, устрицы, мидии, трепанги). Перечень этих видов организмов устанавливается специально уполномоченным федеральным органом.

Природные ресурсы исключительной экономической зоны - это находящиеся в водном пространстве зоны природные ресурсы, являющиеся исключительно федеральной собственностью. Право распоряжения природными ресурсами исключительной экономической зоны включено в компетенцию Правительства РФ и специально уполномоченных на то органов государственного управления.

Исследование, разведка и разработка естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны, осуществляемые с соблюдением всех установленных правил, являются деятельностью законной. Уголовная ответственность предусмотрена за такие действия в случаях отсутствия соответствующего разрешения на их проведение.

Разрешения (лицензии) на проведение исследований, разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны выдаются специально уполномоченными на то федеральными органами.

Число нарушений при производстве работ на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в последние годы растет, что в определенной мере обусловлено увеличением объемов рыболовства, добычи минеральных ресурсов и живых организмов.

Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 253 УК, считается оконченным с момента начала исследований, разведки или разработки без необходимого разрешения даже в случаях, когда эти действия не завершены.

Субъективная сторона и субъект преступления те же, что и в ч. 1 ст. 253 УК.

В случаях, когда в районах континентального шельфа или исключительной экономической зоны при осуществлении деятельности, предусмотренной ч. 1 и 2 ст. 253 УК, имеет место загрязнение вод, ответственность наступает по совокупности ст. 253 и 252 УК (загрязнение морской среды).

Охрана естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны как в нашей стране, так и за рубежом осуществляется прежде всего на основе международных норм, договоров, соглашений*(604). Так, в соответствии с Конвенцией об охране Балтийского моря в Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. были включены ст. 167.1 (нарушение законодательства о континентальном шельфе) и ст. 223.1 (загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами).

Защита естественных богатств указанных районов осуществляется в различных странах по-разному. Так, статья, аналогичная ст. 253 УК РФ, содержится в Уголовном кодексе Казахстана (ст. 284). В большинстве других стран, имеющих континентальный шельф и исключительную экономическую зону, охрана этих районов реализуется в рамках охраны окружающей природной среды в целом (например, в Испании, Германии).

Порча земли (ст. 254 УК). В Уголовном кодексе 1960 г. состава преступления, аналогичного предусмотренному ст. 254 УК 1996 г., не было*(605).

Однако в период разработки проектов Кодекса 1996 г. стала очевидной необходимость введения ответственности за порчу земли. В условиях научно-технического прогресса накопление в земле гербицидов, химических и иных веществ привело к ее деградации. Эрозия и недостаточная рекультивация*(606) почвы стали препятствовать рациональному использованию земельных ресурсов. Так, каждый третий сектор пашни и пастбищ является эродированным от деграционных процессов. Мелиоративные работы практически не проводятся.

Земля является естественным природным объектом, составляющим неотъемлемую часть окружающей природной среды. В юридическом значении земля - поверхность, охватывающая плодородный слой почвы.

Опасность порчи земли определяется теми последствиями, которые имеют место в подобных случаях, - причиняется вред здоровью человека, гибнет флора и фауна, из хозяйственного оборота выбывают пашни и пастбища, что неизбежно отражается на благосостоянии населения.

Рассматриваемое преступление посягает на экологическую безопасность земель, притом предметом является земля (земная поверхность на глубине почвенного слоя) независимо от форм собственности и характера владения (например, сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, населенного пункта, индивидуального владельца).

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 254 УК, осуществляется путем нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Удобрения - органические и минеральные вещества, содержащие элементы питания растений, применяемые в целях повышения урожая и его качества.

Стимуляторы роста растений - это природные или синтетические вещества, стимулирующие рост растений путем ускорения деления клеток или их растяжения в длину.

Как удобрения, так и стимуляторы роста растений широко применяются при возделывании различных культур и дают положительный эффект. Однако нарушение правил их применения отрицательно отражается на состоянии почвы.

Ядохимикаты - это пестициды, т.е. химические препараты для борьбы с сорняками (гербициды), вредителями (например, инсектициды, дооциды), болезнями (бактерициды и др.) сельскохозяйственных растений, деревьев и кустарников, зерна и т.п.

Иными опасными химическими или биологическими веществами, способными испортить землю, являются любые вещества, применение которых строго лимитировано и которые подлежат обязательной регистрации.

Систематическое и в завышенных дозах применение ядохимикатов и иных опасных химических и биологических веществ приводит к значительному загрязнению окружающей среды, в первую очередь к порче земли.

Учитывая повышенную опасность для окружающей среды перечисленных веществ, их хранение, использование и транспортировка строго регламентированы. Хранение таких веществ разрешается только в специальных хранилищах, в определенных упаковках и таре. Перевозка допускается в специально оборудованных транспортных средствах*(607).

Нарушение правил обращения с указанными в ст. 254 УК веществами влечет ответственность лишь в случае наступления определенных последствий. В качестве таких последствий закон называет: во-первых, отравление, загрязнение или иную порчу земли, во-вторых, причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Отравление - попадание в почву этих веществ в таком количестве, что использование этой территории становится небезопасным. К тому же отравление почвы может вызвать эпидемии и эпизоотии.

Загрязнение - неблагоприятные физические, химические или биологические изменения почвы вследствие попадания в нее веществ, перечисленных в ч. 1 ст. 254 УК, сверх допустимых норм (концентрации).

Иная порча земли в соответствии с буквальным толкованием ст. 254 УК заключается в приведении земли в негодность в результате нарушения правил обращения с указанными веществами на длительный срок.

Законодатель оговаривает, что отравление, загрязнение или иная порча являются результатом хозяйственной или иной деятельности с целью получения определенных результатов (например, выращивание растений, проведение экспериментов).

Нарушение правил обращения с опасными веществами, повлекшее отравление, загрязнение или иную порчу земли, представляет собой административное правонарушение. Если при этом причиняется вред здоровью человека или окружающей среде, то виновные в порче земли могут привлекаться к уголовной ответственности.

Вред здоровью человека заключается в заболевании, отнесенном к тяжкому, средней тяжести или легкому вреду здоровья хотя бы одного человека. Вред окружающей природной среде при порче земли имеет место всегда, так как земля является составным компонентом этой среды и ее загрязнение, отравление и пр. уже означают причинение вреда последней. Однако именно такие последствия законодатель предусмотрел отдельно, выделив их в ст. 254 УК. Поэтому под вредом окружающей среде следует понимать причинение вреда водам, воздуху, недрам, животному либо растительному миру, полезным насекомым и пр.

Причинная связь между деянием и последствием при порче земли несколько специфична: она устанавливается в два этапа. Во-первых, наступившие последствия (вред здоровью и окружающей среде) должны находиться в причинной связи с загрязнением, отравлением или иной порчей земли, а, во-вторых, порча земли должна быть результатом нарушения правил обращения с указанными в ст. 254 УК веществами.

Оконченным данное преступление признается с момента наступления таких последствий, как заболевание хотя бы одного человека, или констатации факта причинения вреда хотя бы одному объекту (компоненту) природы. В последнем случае необходимо проведение экологической экспертизы.

Относительно субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 254 УК, в доктрине уголовного права существуют разные мнения. Как полагают одни (большинство), данное преступление характеризуется неосторожной виной; другие - умышленной в отношении действия и неосторожной в отношении последствий*(608); третьи - двумя формами вины*(609); четвертые - с косвенным умыслом*(610).

Представляется, что единственная форма вины, которая исключается при порче земли, - это прямой умысел, желание причинить вред здоровью свидетельствует о совершении преступления против личности, а не экологического. В остальном же нарушение правил обращения с указанными в ст. 254 УК веществами может быть совершено как умышленно (косвенный умысел), так и по неосторожности (легкомыслие и небрежность). При косвенном умысле виновный сознает опасность нарушения соответствующих специальных правил, предвидит загрязнение, отравление или иную порчу земли и безразлично относится к наступлению таких последствий. При легкомыслии он также предвидит возможность таких последствий нарушения им правил, однако самонадеянно рассчитывает, что здоровье кого-либо или окружающая среда не пострадают. Нарушение правил в этих случаях обычно совершается осознанно. При небрежности виновный не предвидит наступления указанных в ст. 254 УК последствий нарушения им определенных правил, однако должен и может их предвидеть.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет и по роду своей работы связанное с использованием перечисленных в ст. 254 УК веществ и препаратов (например, работники агрохимслужбы). Им может быть лицо, осуществляющее хранение (например, работник склада), транспортировку (например, перевозчик) этих веществ и материалов, а также лицо, обязанное соблюдать специальные правила обращения с ними, в том числе и частное лицо (например, фермер).

В ч. 2 и 3 ст. 254 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные виды рассматриваемого деяния. Квалифицирующими признаками законодатель называет совершение таких действий в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2) и смерть человека (ч. 3).

Понятие указанных зон дается при анализе ст. 247 УК.

В отношении смерти человека законодатель уточняет субъективную сторону деяния, говоря о неосторожной вине в отношении этого последствия. Следовательно, порча земли, повлекшая смерть человека, является неосторожным преступлением.

Рассматриваемое преступление подпадает под признаки трех общих экологических преступлений (ст. 246-248 УК), предусматривающих ответственность за загрязнение окружающей среды, в том числе и земли. По отношению к этим нормам ст. 254 УК является специальной, выделенной по признаку причинения вреда одному конкретному объекту (компоненту) окружающей природной среды - земле. Следовательно, в силу правила о конкуренции общей и специальной нормы применению подлежит ст. 254 УК. Однако обращает на себя внимание несоответствие наказуемости в этих общих и специальных нормах, на что обращалось внимание еще при обсуждении проекта Уголовного кодекса 1995 г.*(611) Санкция ст. 254 УК даже с учетом наступивших последствий значительно мягче санкции ст. 247 УК, не предусматривающей, кстати, наступления каких-либо последствий, в том числе и порчи земли.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.