Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Методология и методика социологических исследований





Содержание лекции:

1. Понятие конкретного эмпирического, социологического исследования.

2. Структура программы исследования.

3. Методологическая часть программы.

4. Основные методы и методика обработки информации и анализ ее результатов.

1. Понятие конкретного эмпирического, социологического исследования.

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т.е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование. Задачей данной темы является дать общее представление о методологии и методике эмпирического социологического исследования, познакомить с основными понятиями и процедурами.

Эмпирическое социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об обследуемом объекте. В зависимости от потребности в получении информации о статике или динамике социальных явлений и процессов эмпирические социологические исследования бывают разовые (точечные) или повторные. Разовое (точечное) исследование дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент. Повторное исследование рассматривает объект изучения в динамике, изменении, развитии. Повторное исследование — это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях.



В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:

1) подготовительный (разработка программы исследования)

2) основной (проведение эмпирического исследования)

3) завершающий (обработка и анализ данных, формулирование вы­водов и рекомендаций).

При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:



1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных

2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче

3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Существуют самые разнообразные методы анализа документов. В социологии чаще всего используют два метода: неформализованный (традиционный) и формализованный.

Прикладная социология – это составная часть социологии как науки. Она нацелена на познание социальных явлений и процессов путем изучения причин их зарождения, механизма функционирования и направленности развития. Прикладная социология опирается на теоретические достижения фундаментальной науки с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур.

Прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место в научной жизни еще в дореволюционной России и в особенности в начале 20-х гг. ХХ в. Три последующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванным запретом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 1960-х гг., когда и возродилась «советская школа» социологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт западных (чаще американских) социологических школ.

Главная причина обращения к социологическим исследованиям – это потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологические исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тенденции в развитии общественных отношений определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе обосновывают планы и управленческие решения анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др. Но социологические исследования не являются решением всех проблем – они выступают в качестве одного из средств получения информации. Решение вопроса о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической или научной целесообразностью.



Одну и ту же систему действий в рамках социологического исследования некоторые авторы называют методом, другие – техникой, третьи – процедурой или методикой, а иногда – методологией. Эта путаница затрудняет изучение социологии, поэтому оговорим тот смысл, который вложен в данные понятия.

Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Инструментарий метода – совокупность исследовательской документации (вопросников, бланков, дневников наблюдателя и т. п.), обеспечивающих реализацию метода.

Процедура метода – одна отдельно взятая операция реализации метода (например, заполнение дневника исследователя).

Техника метода – специальные приемы, повышающие эффективность метода (разработки его инструментов и осуществления процедур).

Технология метода – последовательность процедур и техник используемого метода.

Методика социологического исследования – собирательное понятие, обобщающее все используемые в исследовании методы, их инструменты, процедуры, техники и технологии.

 

2. Структура программы исследования.

Конкретное социологическое исследование (КСИ) – это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте (процессе, явлении) для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1) подготовительного

2) полевого

3) подготовки к обработке и обработки информации

4) анализа информации и подготовки итогов документов исследования.

На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовятся программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения.

Полевой этап (сбора первичной информации) – это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на службе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т.д. Полевым этот этап называется потому, что он проводится в естественных условиях, отличных от лабораторных, т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

Этап подготовки и обработки информации связан с изучением собранного материала, его сверкой с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ. Полученная в ходе полевых работ информация неслучайно называется первичной. Исходя из нее невозможно установить те зависимости, которые кладутся в основу социологических выводов и рекомендаций. Поэтому она нуждается в трансформировании во вторичную информацию, представленную в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и иных показателей. Суть этого трансформирования – обобщение и свертка первичной информации, ее превращение в удобную для последующего анализа.

Анализ информации и подготовка итогов документов – заключительный этап. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и впрямую зависят от профессионализма социологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего. Главным инструментом социологического анализа являются статистика и использование ЭВМ, существует множество универсальных статистических пакетов программ для социолога.

Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическую справку, содержащую выводы и рекомендации. В качестве итогового документа выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе.

Типы социологического исследования

Различают три основных вида социологического исследования:

1) пилотажное (разведывательное)

2) описательное

3) аналитическое.

Пилотажное исследование – пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50—100 человек.

Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа. Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обусловливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.

В зависимости от того, изучается предмет в статике или в динамике, различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовыми, панельными и лонгитюдными.

Трендовые осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную группу – когорту) и исторические (когда состав когорт меняется).

Панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – сохранение выборки от одного исследования до другого.

Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса (развития в течение длительного времени) изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным.

Конкретное социологическое исследование может также быть широкомасштабным или локальным.

Во время проведения всех исследований проводят так называемый социальный мониторинг – создание программ и баз данных при помощи ЭВМ. 5. Программа социологического исследования

Непосредственная подготовка исследования предполагает разработку его программы, рабочего плана и вспомогательных документов. Исследовательской программой называют специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования. Программа – это язык общения социолога с заказчиком, это стратегический документ исследования. Она представляет собой тезисное изложение концепции организаторов работы, их замыслов и намерений. Ее считают также всесторонним теоретическим обоснованием методологических подходов и методических приемов изучения социальных фактов.

Программа состоит из двух частей – методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач вторая – определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора социологической информации (анкетирования, интервьюирования, анализа документов, наблюдения и др.).

Логическая структура инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также на порядок расположения вопросов.
Логические схемы обработки собранной информации показывают предполагаемые диапазон и глубину анализа социологических данных.

В программе определяется, какая проблема будет исследоваться, на получение какого результата она будет направлена. Проблема – это всегда то, что не изучено. Социальная проблема – это созданная самой жизнью противоречивая ситуация. Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распространенности, времени действия противоречия и его глубине. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно. В итоге проблема позволяет получить новое знание о предмете.

Цель исследования всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные (ориентированные на выявление сущности проблемы) и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы. Задачи исследования формулируются в системном виде по правилам логики, при этом дополнительные задачи выступают в роли конкретизаций и детализаций основных. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, интересов заказчика, а также потенций исследователей, их возможностей проникнуть в суть проблемы.

Формулирование задач – ответственная процедура, ибо та или иная их постановка обяжет к соответствующему этим постановкам конструированию всех последующих компонентов исследовательской программы. Задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезами. С точки зрения определения задач исследование может быть теоретическим и прикладным.

Объектом исследования являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это как раз то, что наиболее полно выражает противоречие, содержащееся в объекте. Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Он рассматривается как часть целого и как некое автономное начало. Иногда объект велик в количественном отношении, тогда определяют генеральную совокупность и учитывают ее при результатах исследования, но анализ проводят выборочный.

Предмет – это стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае. Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания и структуры.

Большая роль в исследовании принадлежит гипотезе. Это своеобразное движение к новому знанию. Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.

Существует три типа гипотез:

1) на количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными)

2) на объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе)

3) прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).

 

3. Методологическая часть программы.

Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают:

1) теорию малых (непосредственно контактных) групп, созданную Дж. Морено

2) всякие математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений (исходя из этимологии этого слова, произведенного от лат. societas – «общество» и греч. metreo – «измеряю»)

3) совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и опытом совместной жизнедеятельности.

Нас интересует последнее значение данного понятия. Социометрические методики используются социологами для выявления:

1) неофициальных лидеров малых групп, таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других

2) «изгоев» коллектива, т.е. людей, отвергаемых большинством группы

3) кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должностиофициальных руководителей коллективов

4) характера социально-психологического климата коллектива и тенденций его трансформирования

5) дифференциации первичных (т. е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов на реально сложившиеся в нем социально-психологические группировки

6) причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых и межгрупповых)

7) многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп.

Нужно заметить, что при решении вышеназванных задач социометрические методики могут играть роль как главных, так и дополнительных методов. Но в любом случае они обязательно сопрягаются с другими методами – анализом соответствующей документации, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и т. д.

Социометрические методики включают в себя специальные техники опроса, обработки и интерпретации данных.

В социометрическом опросе каждому члену коллектива предлагается выбрать тех его членов, которые соответствуют, по мнению выбирающего, определенному социометрическому критерию. Эти критерии формулируются в самых вопросах, например, так: «С кем из членов Вашей бригады Вы бы хотели вместе работать, а с кем нет? Если возникнет необходимость сократить численность Вашей бригады, то кого, на Ваш взгляд, следовало бы уволить в первую очередь?» Ответы на вопросы такого рода всех членов группы позволяют выявить контуры сложившейся в ней структуры социально-психологических отношений прежде всего по вектору взаимных симпатий и антипатий.

Социометрические опросы не могут быть в полной мере анонимными – по фамилиям, фигурирующим в ответах, исследователь определяет, кто эти ответы дал. Это обстоятельство может привести к снижению меры искренности ответов. Чтобы уменьшить эту опасность, применяются специальные процедуры. При инструктировании респондентов исследователь тщательно разъясняет научный характер опроса, гарантирует сохранение тайны ответов каждого.

Обработка полученной информации осуществляется путем ее преобразования либо в социограмму, либо в социоматрицу, либо в то и другое.

 

4. Основные методы и методика обработки информации и анализ ее результатов.

Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социальной информации. Заметим, что он применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.).

Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (чаще по 10–12 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно важном, аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса.

Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов:

1) взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии

2) заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы, которые получат (или не получат) поддержку общественного мнения

3) фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей

4) этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы, (например, понять, почему определенный сорт того или иного товара не имеет спроса в одном регионе, хотя в соседних он раскупается хорошо. Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают перечень основных причин данного явления).

Основное ограничение применения фокус-группового метода заключается в том, что на его основе можно изучать не все, а лишь те проблемы социальной жизни, по которым мнения участников фокус-группы достаточно компетентны и противоречивы.

В социологическом исследовании для получения полной и достоверной информации используется система методов сбора, обработки и анализа социологических данных.

Методы сбора информации позволяют получить первичную информацию об объекте.

Эта группа методов наиболее обширна. Она включает опросные методы исследования, которые применяются в устной и письменной форме (экспертный опрос, анкетирование, интервьюирование, групповая дискуссия). Метод опроса используется в тех случаях, когда некоторые стороны социального явления скрыты от непосредственного наблюдения, когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания, или когда об объекте нет достоверных документальных данных.

В опросных методах роль исследовательского инструмента выполняет вопрос.

В стандартной анкете должно быть не более 30-40 вопросов с вариантами ответов от 1 до 10. Обычно композиция анкеты является или проблемной или тематической.

Композиция анкеты включает в себя преамбулу (обращение, цели, инструкция по заполнению, название организации, проводящей опрос), блоки вопросов, выявляющих представления респондентов об «идеальном» состоянии проблемы, оценку текущего состояния проблемы, мнения о механизмах решения проблемы и так называемую «паспортичку» - блок социально-демографических данных респондента.

Процедура устного опроса (интервью) может быть строго регламентированной (формализованной) и проводиться по заранее составленным вопросам в определенной обстановке с соблюдением установленных правил, или же свободной.

Наряду с опросом применяется наблюдение, с помощью которого исследуются формы общения людей, факты поведения. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является фиксирование событий в момент их непосредственного совершения, а не изучение предварительных или ретроспективных суждений индивидов. Однако в наблюдении очень велик субъективный элемент, поскольку наблюдатель непосредственно связан с объектом и его отношение, интерпретация событий несвободны от эмоций и некоторой тенденциозности.

В заключении надо сказать, что социология развивается в Казахстане как теоретическая и прикладная социология. Спектр ее приложения разнообразен: политическая, экономическая, социальные и т.д. области жизнедеятельности людей.

ГЛОССАРИЙ

Авторитаризм (от лат. autoritas— власть, влияние, вес) - социально-политический режим, характерный сосредоточением всей или почти всей власти у одного лица или правящей группы лиц и серьезным ограничением, принижением роли других, прежде всего представительных органов, социальных и политических институтов и организаций.

Авторитет— признание обществом, социальной группой, коллективом, государством, общественно-политической организацией личных и общественных качеств определенной личности или группы людей, отражающее их реальное более или менее серьезное влияние на положение дел в обществе и государстве, социальной группе или партии, организации, коллективе и т. д.

Агенты социализации — все те, кто осуществляет социализацию или способствует ей, целенаправленно воздействуя па ход этого процесса.

Агломерация социальная — фактическое скопление, слияние взаимосвязанных и взаимодействующих городских и иных поселений в единый городской территориальный комплекс.

Аграрные общества — доиндустриальная ступень исторического развития обществ, характеризующаяся господством сельского натурального хозяйства и сословной иерархии, решающей ролью церкви и армии в социально-политической жизни.

Адорно Теодор (1903—1959 гг.) — немецкий социолог и социальный философ, видный представитель Франкфуртской школы неомарксизма, руководивший совместно с М. Хоркхаймером Франкфуртским институтом социальных исследований.

Активность социально-политическая — проявление сознательной, целеустремленной жизнедеятельности людей или их социально-политических групп и объединений, направленной на сохранение, функционирование или изменение существующего социального или политического устройства общественной жизни.

Анкетирование— один из наиболее распространенных способов социального измерения в эмпирическом социологическом исследовании, основанный на опосредованном анкетой контакте исследователя с опрашиваемым (респондентом).

Аппарат управленческий— совокупность учреждений и организаций и их работников, занятая исполнением решений той или иной руководящей власти.

Арон Раймон (1905—1983 гг.) — выдающийся французский социолог, политолог, философ и публицист, один из авторов широко известных концепций индустриального общества, технологического детерминизма и деидеологизации, сторонник либерализма, противник марксизма и коммунизма.

Белл Даниел (1919 г. р.) — известный американский социолог, один из ведущих авторов концепций постиндустриального общества и деидеологизации.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — одно из важных направлений психологии и позитивистской социологии, получившее особенно широкое распространение и 20-е гг. в США и считающее своим предметом поведение людей, понимаемое как чисто физиологические, моторные реакции на воздействие внешней среды (стимулы). Родоначальники — американские психологи Э. Торидайк и Дж. Б. Уотсон.

Брак социальный — социальный институт, лежащий в основе семенного союза мужчины и женщины и регулирующий с помощью соответствующих норм отношения мужа и жены друг с другом и как родителей с детьми.

Быт— уклад, область повседневной жизни людей (в отличие от их профессиональной, производственной, официальной деятельности) в рамках которой происходит удовлетворение их потребностей в пище, жилище, одежде, обеспечении здоровья, отдыхе, развлечении, освоении духовных ценностей, домашнем общении и т. д.

Бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. — власть) - 1) необходимый и неизбежный для любого государства слой служащих, занятый административно-управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий построение и функционирование соответствующей власти, т.е. чиновничество, бюрократы, аппаратчики, работники канцелярий в широком смысле слова 2) власти аппарата чиновников-бюрократов.

Вебер Макс (1864—1920 гг.) — выдающийся немецкий социолог, социальный философ, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия, один из основателей современной социологии. В центре внимания социологии М. Вебера находились личность и ее поведение, через изучение которых, он считал необходимым исследовать как общество в целом, так и его структуры, в частности государство и религию.

Верификация(от лат.verificatio — подтверждение) — в социологии — проверка истинности теоретической модели социального объекта путем опытного, эмпирического сопоставления ее с реальной действительностью. Особенно важна верификация в процессе научного обоснования социологических гипотез.

Взаимодействие социально-политическое— система взаимообусловленных социальных и политических действий, при которой действия одного социального или политического субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других.

Включенное наблюдение — форма социологического исследования, непосредственно — способ, метод сбора первичной социологической информации, при котором социолог включается в повседневную жизнь исследуемых групп или других социальных объектов.

Власть — система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение других людей и их групп, опираясь на свою волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции и т.п. Сущность власти находит свое выражение в отношениях господства и подчинения руководителя и руководимого.

Воспитание социально-политическое — процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность, ее сознание и поведение с целью ее подготовки к жизнедеятельности в данном обществе составная часть социализации личности.

Выборка— более или менее ограниченная совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.

Гендерное исследование — вид социологического исследования, в основе которого лежит изучение особенностей поведения людей, отличающихся по полу, т.с. женщин и мужчин, в рамках данной культуры,

Географическая школа — одно из направлений социологии, признающее географическую среду решающим условием и фактором общественного развития. Наиболее видные представители географической школы — Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников, С.М. Соловьев.

Государство — важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.

Гражданское общество — общество развитых социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений, высокой обшей и социально-политической культуры, социальной и политической активности своих членов (граждан), отделенное и независимое от государства, строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общества и необходимости служения ему государства.

Группа социальная — одна из основных форм социального взаимодействия людей, их объединения, направленная на удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий.

Дарвинизм социальный — направление в общественных науках второй половины XIX — начала XX в., исходившее из понимания законов общественного развития, как аналога биологических законов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных, открытых и обоснованных в середин XIX столетия Ч. Дарвином.

Дарендорф Ральф (1929 г. р.) — немецкий социолог и политолог, крупнейший современный представитель конфликтологического направления в социологии и политологии. Особенно большой вклад внес в разработку современных теорий стратификации и социальны конфликтов.

Движения социально-политические — одна из форм социальных и политических процессов, связанная с коллективными действиями людей, направленными на поддержку или на сопротивление социальным или политическим изменениям.

Девиантное поведение, или Девиация (от лат. deviato - уклонение) — отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или их групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагировали со стороны социальной группы или общества в целом.

Действие социальное — осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями других людей, сориентированное на поведение других, воздействующее на них и, в свою очередь, испытывающее влияние поведения других.

Демократия(от греч. demos — народ и kratos — власть) власть народа, народовластие, т. е. политическая форма, прежде вей го форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политическом государственной власти.

Диаспора (от греч. diaspora — рассеяние) - более или менее многочисленная часть какого-либо этноса (или религиозной группы), постоянно находящаяся вне пределов страны его проживания.

Динамика социальная— а) совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур, ведущих к их обновлению б) один из разделов социологии (наряд с социальной статикой), изучающий закономерности, этапы, пути формы движения общества, его изменения и развития.

Дисфункция социально-политическая — то, что не способствует существованию, выживанию и адаптации какой-либо социальной или политической системы (общества, государства, социальной групп партии и т.д.) к окружающей среде или нарушает ее функционирование, саморегуляцию.

Дифференциация социально-политическая — процесс подразделения общества, государства и т.д., разграничения и специализаций их составных частей и появления в них новых структур, их статуса и функций.

Единство общества — особое качественное состояние общественной жизни, при котором, несмотря на наличие в обществе различных социальных групп и политических сил со своими специфическими интересами и целями, удается достичь высокого уровня их доверия, согласия, взаимодействия и сотрудничества, существенного сближения принципиальных позиций и согласования общих усилий на базе решения конкретных проблем.

Законы социально-политические — необходимые, существенные повторяющиеся и устойчивые взаимосвязи между социальными и политическими явлениями и процессами, определяющие характер и общее направление развития общества, государства и других соци­ально-политических сил, институтов и т. д.

Зиммель Георг (1858—1918 гг.) — немецкий социолог и философ создатель «формальной» социологии и один из основоположников современной социологии.

Идеал социально-политический — образ (образец) совершенного общественного и государственного, политического устройства, высшая конечная цель на пути оптимизации социально-политического развития общества, сто структур.

«Идеальный тип» — важнейшая категория концепции социально-исторического исследования М Вебера, представляющая собой абстрактно-теоретическое выражение идеальной модели, эталона общих рациональных ценностных установок соответствующей эпохи и служащая средством познания социальной реальности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.