Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Основные направления современной западной социологии





Содержание лекции:

1.Теория цивилизации и их жизненных циклов А.Тойнби

2.Социологические теории циклических изменений В.Парето

3.Социологическая теория П.Сорокина

 

1.Теория цивилизации и их жизненных циклов А.Тойнби.

А.Тойнби исследовал процесс становления, их взлета, расцвета и распада цивилизаций на большом историческом материале с целью выяснить причину их гибели. Цивилизацией Тойнби называл некую систему, все части которой связаны причинно-следственными связями.

По Тойнби, судьба цивилизации зависела от игры (соотношения сил) двух факторов: человеческого духа и окружающей среды, т.е. косной природы. В борьбе с природой человек развивает производительные силы общества, создает различные социальные институты, совершенствует технологии, инструментарий, но при этом его духовный мир, формирующийся в основном под действием религии, постепенно деградирует. Если человек морально опускается, сообщество людей приходит в упадок, цивилизация, как большая система, разрушается.

Чтобы возродить духовный потенциал, народу приходится создавать новую цивилизацию, с новой системой ценностей, новой культурой и новой религией. Он считал, что череда прошлых цивилизаций - это ступени создания более зрелой, более эффективной религии и более мощной цивилизации. И в этом смысле она, по большому счету, управляется природой. В соответствии с традицией рассматривать культуру как выражение господства человека над материей и силами природы, Тойнби противопоставлял человеческий дух косной природной среде как таковой. Отсюда следовал вывод: чем дальше вперед движется история, тем больше потребность в духовных ресурсах, т.е. в религии.



 

2.Социологические теории циклических изменений В.Парето

Вильфредо Парето – видный социолог Италии начала 20-го века. Наиболее известный его труд – «Трактат по общей социологии».

Парето впервые разработал развернутую теорию элиты. Он предложил логико-экспериментальный метод исследования, где социология должна стать точной наукой, такой, как математика. Он строит свою систему на теории нелогического действия.

В. Парето говорит об интеллектуальной и имущественной неоднородности социума, о делении населения на элиту, средний класс и народ, а также этническое и возрастное деление. Разные слои конкретного общества живут в разных культурных пространствах, и для обеспечения единства страны и взаимопонимания граждан необходимы духовные объединяющие факторы - религия, язык, культура, идеология, ментальность и т.д. Но и они оказываются по-разному представлены в этих слоях.



Неоднородность состояния социальной системы в данное время и в данном месте определяется рядом факторов. Во-первых, это внешние природные условия: почва, климат, флора и фауна, геологические условия и т. п. Во-вторых, это условия, внешние по отношению к данному обществу в данное время неприродного характера, например, воздействия на общество других обществ и воздействия последствий предшествующих состояний этого же общества. В-третьих, это внутренние элементы системы, среди которых основными являются раса, “осадки” или выражаемые ими “чувства”, “производные”, стремления, интересы, способность к рассуждению, к наблюдению, состояние знаний и т. д.

Парето исходит из того, что индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту.

Парето развил биологическую теорию элит. Он рассматривает человека как существо иррациональное, управляемое чувствами, инстинктами, бессознательными импульсами. Основу теории социального поведения у Парето составляет разделение человеческих действий на логические и нелогические. Логические действия основаны на рассуждении, нелогические – на чувстве. Средством постижения чувств служит разработанная Парето теория «осадков» и «производных». Будучи нелогичными, осадки представляют собой проявления базовых человеческих чувств и инстинктов.



Индивиды, наделенные от природы «осадками», хитры, склонны к обману, насилию, подлости. Элита, обладающая такими остатками, порочна, ведет общество к упадку и революции, когда происходит обновление элиты и динамика общества.

Есть элита правящая и неправящая. Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Управление происходит либо посредством силы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу.

Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.

Развитие государства, его судьба зависят от качества работы правящей элиты. Остальные слои населения - средний класс, простой народ - практически не имеют и не хотят иметь отношения к управлению государством. Ошибка элиты ведет к разочарованию народа в своих лидерах. Возможен кризис цивилизации. Политические революции происходят либо из-за замедления циркуляции элиты, либо когда элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена – закон существования человеческого общества.

Парето рассматривал общество как систему в состоянии динамического равновесия. В экономике, культуре, политике и других подсистемах, так же как и в социальной системе в целом, наблюдается ритмическое чередование сменяющих друг друга тенденций. Смена этих тенденций поддерживает равновесное состояние общества.

В реальной жизни влияние правил отбора (или этики) на качество правящей элиты сильно опосредовано и завуалировано внешними и привходящими обстоятельствами. Поэтому вскрытие указанной закономерности стало возможным лишь с помощью математики (теория игр) и моделирования. Гуманные правила отбора практически оправдывают себя в жизни на уровне народа, где целесообразно поощрять взаимовыручку и оказание помощи слабейшему (например, для увеличения численности популяции), и поддерживаются населением, но применительно к сильнейшим они играют обратную роль.

3.Социологическая теория П.Сорокина

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968 гг.) - выдающийся американский социолог. Его фундаментальный труд – «Общество, культура и личность; их структура и динамика».

Выдающимся вкладом П. Сорокина в социологию является создание им социальной аналитики, социальной механики (рассматривающей процессы взаимодействия людей), социальной генетики (занимающейся рождением и развитием социальной жизни и ее институтов), практической социологии (в рамках которой была разработана теория стратификации и социальной мобильности – вертикальной и горизонтальной).

Сущность социального он рассматривает через механизм социального взаимодействия. Структура социального взаимодействия: субъекты; значения, ценности и нормы; сами действия и артефакты.

Все они значимы, неразделимы, влияют на сознание человека как социокультурное целое.

Аспекты социокультурного взаимодействия – личность, общество, культура.

Социокультурная динамика П. Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическом познании реальности, подчеркивая, что главное – создание ценностей и созидательный труд. В последние годы жизни выдвинул теорию конвергенции, т.е. слияния капитализма и социализма в единое общество.

Особое место занимает теория социальной стратификации. Каждый человек занимает четко фиксируемое место в системе социальных отношений. Стратификация есть расчленение социального пространства на слои – экономические, политические, профессиональные.

Динамизм стратификации показывает идея социальной мобильности. Есть два вектора мобильности. Он считал, что классы возникли в новое время в связи с образованием избыточного продукта и ростом неравенства, переходом к товарному капиталистическому производству и борьбой между производителями благ и владельцами продукта производства. Все теории классов П. Сорокин разделил на 2 большие группы: монистические, когда классы определяли на основании одного признака, и плюралистические, когда за основу брали много признаков.

П. Сорокин выделил формы проникновения людей из одного слоя в другой – индивидуальные и коллективные переходы, разделил мобильность по видам (на экономическую, политическую, профессиональную), по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность – это перемещение индивида или объекта из одной группы в другую, находящуюся на одном и том же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства).

Вертикальная – это переход по восходящей или нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование, и его статус стал выше). Тут виден и тип общества: закрытый или открытый.

В тоталитарном обществе, где передвижение ограничено, а люди прикреплены к одному месту жительства и работы, социальная мобильность может быть нулевой. Она может быть интенсивной в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника. П. Сорокин выяснил, что интенсивность социальной мобильности меняется во времени и пространстве, но постоянных тенденций нет. Закономерность общественного развития состоит в балансировке страт.

Интересна классификация культур, предложенная П. Сорокиным. Он выделяет идеациональный, идеалистический и чувственный периоды культуры.

Лекция № 6.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.