Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Социология средств массовой информации





Содержание лекции:

1. Функции СМИ. Закономерности и механизмы массовой коммуникации.

2. Средства массовой коммуникации, (кино, печать, Интернет, театр, радио и телевидение, музыка, дизайн, мода и др.).

 

1. Функции СМИ. Закономерности и механизмы массовой коммуникации.

Наряду с традиционно существующими формами подачи материала в СМИ все большее распространение получает использование данных социологических исследований. Сегодняшний интерес СМИ к социологической информации можно лишь приветствовать. Однако погоня за "оригинальными" социологическими данными нередко толкает СМИ на путь тенденциозности, дилетантства. Это связано с тем, что интерпретация данных, а иногда и проведение собственно социологических исследований производится самими журналистами, лишь иногда прибегающими к помощи академических социологических структур и временных научных коллективов.

Проводимые СМИ социологические исследования условно можно подразделить, по крайней мере, на две группы. Первая включает в себя исследование типологии читателей, слушателей, зрителей, а также определение границ воздействия данного органа СМИ. Вторая - исследования по широкому спектру общественно значимых проблем.



Качество проводимых исследований в меньшей степени затрагивает интересы индивидов и социальных групп, если речь идет о выявлении "портрета среднего потребителя" (читателя, телезрителя, слушателя) той или иной информации и имеющих целью "продажу" данной информации конкретному типу потребителя. В результатах данных исследований больше заинтересованы сами СМИ, это информация для "внутреннего пользования". И в этом плане все попытки социологического изучения аудитории средствами массовой информации оправданы.

Если же речь идет о социологическом исследовании политических вопросов, то ситуация меняется. В этом случае от СМИ требуется корректность и соблюдение принципов социологии как науки. Иначе использование данных подобных исследований приобретает форму прямого давления на общественное мнение.

На современном этапе развития республики неподготовленность ряда СМИ в области социологии вызывает тревогу. Большая часть данных, полученных в ходе проводимых самостоятельно средствами массовой информации исследований и опросов представляют собой не очень надежную базу для того, чтобы на них опираться при анализе общественных явлений. Эти исследования относятся больше к сфере журналистики, чем к социологии. К сожалению этого не знает потребитель информации. Поэтому при сегодняшнем безоговорочном доверии населения к статистическим данным, цифровым показателям такая вольная интерпретация социологического материала средствами массовой информации может исказить реальную картину процессов в обществе.



Сегодня еще только предстоит проделать значительную работу по приданию социологическим исследованиям в системе СМИ определенного статуса. Почему данная проблема представляется актуальной?

Это связано с тем, что СМИ занимают все более активную позиции в современной общественно-политической жизни. Не являясь политическими организациями, СМИ имеют свои интересы, которые они пропагандируют и отстаивают. Даже СМИ, провозглашающие свою неполитическую ориентацию, имеют интересы, которые могут противоречить интересам больших или малых социальных групп. В конце концов, лично представителя того или иного средства массовой информации могут не удовлетворять содержание и характер развития социальных и политических процессов. По этим и подобным причинам СМИ трансформируются в т.н. "группы обеспечения политического давления". К сожалению, факт принадлежности того или иного органа СМИ к "группе давления" того или иного вида не осознается не только читателями, но и самими издателями.



В отличие от политических партий и движений (чья цель - политика как таковая), большинство СМИ, рассматриваемые как группы давления, не всегда имеют ярко выраженную политическую направленность и уж тем более не ставят перед собой политических задач. Политика для них - средство достижения своих неполитических, как правило, коммерческих, целей. И уже эти цели определяют объем и характер политических проблем, поднимаемых в данном СМИ. Этим объясняется и разнообразие методов воздействия на общественное мнение: информирование читателя и вышестоящих органов, открытая и скрытая пропаганда, создание координационных, консультативных, совещательных органов, блоков, использование призывов, лозунгов, создание социологических отделов.

Итак, несмотря на определенные различия, большую часть СМИ следует рассматривать именно как группы обеспечения политического давления, чья деятельность вплетается в политическую сферу, хотя, прежде всего и главным образом связана с достижением коммерческих целей. Сфера деятельности таких СМИ - сфера услуг, предоставляемых социальным группам, партиям, общественным движениям и т.д. И все же, это коммерческие предприятия и их политическая "окраска" может меняться неожиданно на диаметрально противоположную.

Среди этой части СМИ выделяются специфические типы. Часть СМИ характеризуются как "политически нейтральные". Это группа печатных изданий, транслирующих официальную информацию, поступающую из институтов государственной власти. В этом их сильная и слабая сторона деятельности. Их слабость в плане влияния на общественное мнение в том, что они безоговорочно поддерживая государственную власть, не могут удовлетворить потребности читателя, нуждающегося не только в объективной, но и разнообразной информации.

Существует также большая группа СМИ регулярно публикующих материалы, имеющие политическую окраску той или иной степени остроты. Но подобная "политическая окрашенность" - лишь дань коммерческой выгоде, а также способ "политической мимикрии" (в противном случае оппозиция обвинит их в "политической продажности" и "лояльности правительству"). Данные СМИ, являясь коммерческими предприятиями, не пытаются, как может показаться на первый взгляд, формировать общественное мнение, а лишь следуют вкусам читателей, пытаясь увеличить свой тираж и рейтинг. А т.к. политика для них не цель, а средство, то в политическую жизнь общества они зачастую вносят известную долю негативизма, скандальности, дискомфорта. Исторический опыт подтверждает, что данные СМИ легко трансформируют свою политическую лояльность в осознанную и неосознанную антиправительственную активность. К ним можно отнести "умеренно-оппозиционные" и либеральные издания. Как правило, они действуют в интересах определенных финансовых групп. Возникающее недоверие потребителя к их информации зачастую приводит к падению тиража и рейтинга, что в свою очередь, ведет к утрате уже к ним интереса со стороны заинтересованных политических и финансовых структур. Эти СМИ могут утратить доверие той или иной части общества в силу очевидной ангажированности их материалов этими структурами.

Относительно небольшая группа СМИ - "недовольные" издания, занимающие резко критическую позицию в отношении партии власти, ориентирующиеся на публикацию компромата и пр.

Определенная часть СМИ проводят в жизнь цели и задачи политических партий. Они пристрастны, но не всегда связь с политической партией или движением афишируется. Часто эти органы демонстрируют свою независимость, объективность. Эта объективность сопровождается целенаправленным воздействием на общественное мнение лишь по конкретному ряду проблем. Это газеты, придерживающиеся партийного принципа, ориентирующиеся преимущественно на публицистическое осуждение или прославление той или иной партии.

В целом, СМИ способны выполнять ряд функций, среди которых: повышение политической культуры населения, взаимное информирование властей и населения, снятие социальной напряженности и т.д. Именно поэтому работа с СМИ сегодня крайне актуальна. Требуются серьезные аналитические исследования в данной области, разработка механизмов интеграции СМИ в социально-политическую систему общества, поддержки позитивных начинаний, способствующих стабилизации общества, ограничение возможных разрушительных действий.

2.Средства массовой коммуникации, (кино, печать, Интернет, театр, радио и телевидение, музыка, дизайн, мода и др.).

Исследователи, работающие в этой области, в настоящее время в основном занимаются тремя проблемами:

1)Наиболее важным считается исследование сообщений массовой коммуникации (масс-медиа) с применением различных подходов. Однако до сих пор не существует общепринятых точных методов анализа содержания, например, телевизионных программ.

2)Единственным способом понимания того, как производятся отдельные сообщения, является исследование институтов и персонала массовой коммуникации. Существует множество исследований, связанных с проблемами собственности на газеты и теле компании или контроля над ними. Есть те же исследования, посвященные вопросам культуры и образования журналистов, а также изучению основных принципов, которыми они руководствуются в своей деятельности.

3)В последнее время изучение аудитории не было столь популярным, хотя большинство исследований массовой коммуникации все же затрагивало проблемы воздействия масс-медиа на аудиторию. В исследованиях, предпринимавшихся после второй мировой войны, аудитория представлялась пассивной, а массовая коммуникация - всемогущей. Однако на смену этому пришли такие концепции аудитории, которые подчеркивали ее активность, избирательность и частое несогласие с мнениями, представляемыми массовой коммуникацией. Исследования последнего времени основываются на определенном компромиссе между этими двумя позициями.

Лекция № 14.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.