Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Классические социологические теории Западной Европы





Содержание лекции:

1.О.Конт – родоначальник социологии

2.Г.Спенсер и натуралистическая концепция эволюции.

3.Социологизм Э. Дюркгейма

4.Социология М. Вебера

 

1. О.Конт – родоначальник социологии.

Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Огюста Конта (1798–1857 гг.). Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х гг. XIX в. О. Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе – социология. Этот период считают первым периодом развития социологии.

Огюста Конта считают автором термина "социология". Он считал, что социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы. Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Франция перенесла за короткий срок 3 революции, картины которых послужили предпосылками для изучения общества в его изменении. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.



Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества. Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий: идея общества, идея естественного закона, идея прогресса, идея метода (познавательный инструмент).

Развитие общества является проявлением «Закона трех стадий».

Термин функция в социологии подразумевает: назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.



Эволюция социологии с 90-х гг. XIX - до 20-х гг. ХХ в. на втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и приобретала плюралистический характер.

 

2.Г.Спенсер и натуралистическая концепция эволюции.

Отцом социологии можно по праву назвать и английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1820–1903). Г. Спенсер расширил начатое О. Контом обоснование нужности социологии, подчеркивая не только теоретическую, но и практическую ее значимость для общества, законодателей, правителей, руководителей локальных социумов. В концепцию эволюции он внес ряд дополнений.

Г. Спенсер (главный труд «Основание социологии») был автором органической теории, в основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и теории социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного отбора.

Точки зрения органической аналогии Г. Спенсер рассматривал общество как социальный организм, законы которого можно понять с помощью аналогий с биологическим организмом:

1) точно так же, как и биологический организм, общество растет,

изменяется и усложняется его внутренняя структура;

2) и в обществе, и в биологическом организме жизнь целого расстраивается, как органы. Но в социальном организме единицы, составляющие общество, пространственно разделены, свободны, не соприкасаясь друг с другом, могут покинуть эту общность, объединившись с индивидами другой общности и войдя в ее состав, образуя нечто новое.



В обществе есть также надорганические продукты, такие как речь, язык, при помощи которого устанавливается та взаимозависимость элементов и частей общества, которая и обеспечивает его организацию.

Спенсер выделяет первичные и вторичные социальные факторы. Первичные факторы делятся на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся климат, рельеф поверхности земли, ее флора и фауна. К внутренним – интеллектуальные и эмоциональные качества социальных единиц – индивидов, составляющих общество. Вторичные вызываются самим процессом социальной эволюции и в дальнейшем начинают оказывать на нее влияние – к примеру, последствия вырубания лесов, обильного орошения или, напротив, осушения почвы, которые вызываются целенаправленной (но не всегда рациональной) деятельностью человека.

Задача социологии – изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, процессов, объективно развивающихся в ходе эволюции общества.

 

3. Социологизм Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы. Э. Дюркгейм формирует собственный социологический метод, который наиболее отчетливо изложен в работе «Метод социологии».

Базовой концепцией Дюркгейма был «социологизм» как социальная теория.Особенность этого направления заключалась в попытке при объяснении социального явления исключить все факторы, кроме социального, которое следует признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество.

Э. Дюркгейм показывает, что общество обладает собственной социальной реальностью, оно обладает объективностью, которая сравнима с объективностью природы, хотя и не есть то же самое.

Элементами социальной реальности являются социальные факты, которые существуют объективно, могут оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительной силой, а значит, детерминировать его действия. Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные. Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей, они носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества.

К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например, плотность населения, которая не зависит от отдельно взятых индивидов, но на их условия жизни плотность влияет довольно сильно. Духовные социальные факты - это представления, совокупность которых образует коллективное или общее представление.

Социальные факторы оказывают влияние на поведение отдельных членов общества хотя бы даже потому, что человек, рождаясь, застает их готовыми.

Дюркгейм в работе «Об общественном разделении труда» выделяет особо аспект солидарности как высший принцип общества. Он выделяет две формы социальной солидарности: механическую и органическую.

Механическая солидарность преобладает в архаических, или примитивных, обществах. Это солидарность вследствие сходства индивидов и выполняемых ими функций. При механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным.

Органическая солидарность складывается в более развитых обществах, подобно тому, как растет организм и его органы. Люди здесь, чем дальше, тем сильнее отличаются друг от друга по самым разным характеристикам. Но при этом они все сильнее нуждаются друг в друге, не могут друг без друга обойтись: обмен функциями, деятельностью и ее продуктами приводит к более глубокой взаимозависимости, большему сцеплению этих «социальных частиц». Каждый из людей становится личностью.

В дальнейшем эти идеи нашли отражение в социальной психологии.

Известны и исследования такого явления, как самоубийство, которому он посвятил работу «Самоубийство». Э. Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Суицид является одним из наиболее уникальных индивидуальных актов, на которые способны только люди. Дюркгейм показал, используя статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания, та же плотность, кризис в обществе и т.п.

 

4.Социология М. Вебера.

Центральное место в социологии Макс Вебер занимает концепция понимания.

Сущность понимающей социологии в том, что все люди имеют общую человеческую природу, и нам необходимо просто составить типологию различных поступков людей в их отношениях со своим социальным окружением.

Важный вклад М. Вебера в социологию заключается во введении понятия «идеального типа». Идеальный тип – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон». М. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент.

М. Вебер предполагал, что социологи отбирают в качестве характеристик идеального типа определенные аспекты поведения или институтов, которые доступны для наблюдения в реальном мире, и преувеличивают их до форм логически понятной интеллектуальной конструкции. Не все характеристики этой конструкции могут быть представлены в реальном мире. Но любую конкретную ситуацию можно понять глубже, сравнивая ее с идеальным типом.

Например, конкретные бюрократические организации могут не совпадать в точности с элементами идеального типа бюрократии, однако знание этого идеального типа может пролить свет на эти реальные вариации. Поэтому идеальные типы представляют собой скорее гипотетические конструкции, формируемые из реальных явлений и имеющие объяснительную ценность.

Вебер оставил наукам исследование бюрократии как феномена усложняющегося социального организма. Понятие бюрократии в теории М. Вебера имеет два смысла: это определенный способ управления и особая социальная группа, осуществляющая этот процесс управления.

М. Вебер развил социологию господства. Для этого он различает власть и господство.

Господство – это больше процесс реализации власти, вероятность того, что приказы, отдаваемые одними людьми (которые обладают властными полномочиями), встретят у других людей готовность подчиниться, выполнить их.

Легитимное, т.е. законное, господство не может ограничиваться самим фактом применения власти, оно нуждается в вере в ее законность. Власть становится господством, когда она расценивается людьми как легитимная.

Он выделяет три типа легитимности и три идеальных типа господства, каждый из которых получает наименование по своему идеологическому основанию: легально-рациональное господство, традиционное господство и харизматическое господство.

 

Лекция №4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.