Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Основные направления социологической мысли в России II половины XIX-начала XX вв.





Содержание лекции:

1.Субъективная социология Н.Лаврова и Н.Михайловского.

2.Учение о социальном прогрессе в работах П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского, Н.И.Кареева, М.Ковалевского.

 

 

1.Субъективная социология Н.Лаврова и Н.Михайловского.

Становление и эволюция социологии России были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, масштабностью, обычаями, традициями, и пр.

Интерес к человеку в обществе, к совместной участи людей, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже» в произведениях писателей и поэтов) и профессиональном (в теориях специалистов-исследователей – философов, историков).

В основе российской социологической мысли есть как идеологизированные, так и академические наработки. Первые были связаны с революционной традицией России, вторые – непосредственно с наукой. Отечественная социологическая мысль не была лишена социальных утопий. Так, в XIX – начале ХХ вв. с утопиями выступали представители демократической тенденции в революционной традиции России (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, М. Бакунин, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин и др.).



Русская социология была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы).

Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX в. Она напрямую зависела от социально-политических условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж 1917 г.). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20—60-е гг. и 70– 80-е гг. XX в., хотя почти каждое десятилетие имело свои особенности.

Первый этап характеризуется богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества и человека. Наибольшую известность получили:1) теория о «культурно-исторических типах» Н. Данилевского. По его мнению, цивилизации развиваются наподобие биологических организмов 2) субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма 3) географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса 4) учение о социальном прогрессе М. Ковалевского – историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями 5) теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П. Сорокина 6) позитивистские воззрения русского социолога Е. Роберти – последователя О. Конта.



Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.

Второй этап развития социологии. Первое десятилетие (1918–1928 гг.) было временем признания социологии новой властью и периодом ее определенного подъема: осуществлялась институализация науки. Создавались кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыты Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.). Была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.



В 1930-е гг. социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены до начала 1960-х гг. Социология была одной из первых наук, ставших жертвой сталинского режима. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели», да и то под прикрытием экономической и философской наук.

В 1970—1980-е гг. отношение к отечественной социологии было противоречивым. Но организационное становление социологии продолжалось. В 1968 г. был создан Институт социологических исследований, в 1988 г. – Институт социологии АН, появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов. Стали издаваться учебные пособия для вузов с 1974 г., выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е гг. XIX в. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.

Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 г. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне – была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране.

Социология со времен Огюста Конта никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по своему содержанию и характеру, понимании теории и методологии, предмета и структуры социологической науки. Эти школы и направления базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению объекта исследования и возможностей познания.

Специфика и национальные традиции, и это особенно важно, проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социологической науки или на предоставление социологии в целом.

Это влияние преобладает до первой четверти ХIХ в. Начиная с первой четверти ХIХ в. преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество - с другой.

Наиболее крупными представителями взглядов русофилов были Н.Данилевский, А.Катков, В.Леонтьев, К.Победоносцев.

Взгляды русофилов левого крыла сформулировал Н.Данилевский (1822-1885), который считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Выразителем правого крыла русофилов стал К.П.Победоносцев (1821-1901), который решительно выступал против "разрушительных" сил западной культуры. Только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, которая призвана осуществлять волю Бога на земле, считал он, может русское общество достичь гармоничного единства желаний, эмоций, разума.

В западничестве сложились три направления: теократическое (30-х годов), крупнейшим представителем которого был П.Я.Чаадаев, гуманистическое (40-х годов) во главе с В.Г.Белинским, народническое (60-х годов) путь к которому проложил А.И.Герцен, а наиболее полными выразителями стали Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев и др.

Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Блестящие представители русской социологии (М.М.Ковалевский, Л.Мечников, Н.Михайловский, Е.Де-Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, которое вышло за пределы национальных границ.

В-третьих, национальные особенности развития русской социологической мысли явились основой для влияния, становления и распространения марксистских социологических идей. Эти традиции подготовили (речь идет об их прогрессивных сторонах) почву для распространения марксистских социологических идей.

Остановимся на взглядах представителей русской социологической мысли в России во второй половине ХIХ в.

 

2.Учение о социальном прогрессе в работах П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского, Н.И.Кареева, М.Ковалевского.

Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине ХIХ в., предопределила характер и направление развития русской социологической мысли. Первые русские социологи явились наследниками первого поколения народников (Н.Г.Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией русской социологической мысли стал субъективизм, наиболее яркими представителями которого являются П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев.

Петр Лавров (1823-1900) был первым, кто ввел в социологию такие термины, как "антропологизм", "субъективный метод", "субъективная точка зрения".

Лавров обосновывает органическую связь социологии с социализмом.

Субъективистом в социологии был и другой крупный русский социолог Н. Михайловский (1842-1904). Михайловский считал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. Михайловский отверг эволюционную теорию Ч.Дарвина и Г.Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. По его мнению, между индивидом и обществом происходит непрекращающаяся война, свидетельством тому является история России. Обратив внимание на то, какое влияние на социальное поведение оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ З.Фрейда и В.Адлера.

Н. Кареев в монографии "Введение в изучение социологии" утверждал, социология есть изучение законов, управляющих всеми явлениями, какие только совершаются в обществе, т.е. изучение законов социально-биологических, социально-психологических и социальных в более тесном смысле.

Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. Он пришел к выводу, что общество является сложным продуктом взаимодействия биологических, физических факторов, а также факторов внешней среды.

Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал П. Струве. В начале своего теоретического пути был последователем социологических взглядов К.Маркса, а после поражения революции 1905 г. стал ярым его противником. Струве отверг диалектику и теорию социального развития Маркса. Он считал, что диалектика построена на метафизическом принципе, по которому законы логики являются одновременно законами внешнего мира. Логика, таким образом, переходит в онтологию. Преобразовать общество, по мнению Струве, может образованный индивид, а не классовая борьба и революции.

М.Туган-Барановский, придерживаясь материалистического понимания истории, проанализировал ее по трем направлениям: а) природа человеческих интересов, их роль в социальном развитии; б) соотношение экономической деятельности с другими аспектами социальной жизни; в) классы и классовая борьба. Он выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития являются психологические, эгоальтруистические и религиозные. Классовая борьба не применима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономических интересов человека и общества.

Важным этапом в развитии социологической мысли в России стала публикация двухтомного капитального труда М. Ковалевского "Социология». В своем подходе к социологии как системе научного знания Ковалевский придерживался той же классификации наук, что и О.Конт, согласно которой психология является не областью биологии, а подразделением социологии. Конкретные науки, такие, как этнография, статистика, политическая экономия и другие, обеспечивают социологию необходимыми данными.

 

Лекция № 5.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.