Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование механической помощи

«Балалайка».

Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка. Происходит попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть использован палец самого ребенка, предварительно вымытый и обработанный. На первых занятиях движения пальца осуществляются с помощью логопеда, в дальнейшем ребенок действует самостоятельно.

Постановка звука [р] по Р.Е. Левиной (1965)

При замене звука [р] его мягкой парой [р'] следует предложить ребенку широко раскрыть рот и более протяжно произнести звук [р'], переместив передний край языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука.

При обратной замене надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [и].

Для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы артикуляционные упражнения. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильной артикуляции, получить так называемое фрикативное [р], но пока без вибрации. Следует закреплять фрикативный звук [р] на материале слогов, слов и предложений.

Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Базой для постановки звука [р] могут быть звуки [ш], [ж]. Надо предложить ребенку открыть рот, но без округления губ, и произнести протяжно звук [ж], переместив передний край языка немного вперед к деснам верхних зубов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами.

Для выработки вибрации можно использовать звук [д], произносимый на одном выдохе. При этом следует обратить внимание на его артикуляцию: рот широко открыт, смыкание переднего края языка происходит с деснами верхних зубов или с альвеолами.

Сначала идет двух-, трехкратное равномерное повторение звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд), затем повторение идет с усилением последнего звука (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд,). Звук [д] может многократно повторяться равномерно (дддддддд)и с ритмическим выделением каждого третьего звука серии (ддд, ддд, ддд). В качестве исходного звука используется звук [т] (тд, тд, тддд, тддд). В дальнейшей работе двух-, трехкратное повторение звука [д] завершается гласными [а] или [ы] (дда, дда, дды, дды, дддда, ддда, ддды, ддды).



Появлению самостоятельной вибрации языка способствует произнесение сочетаний звуков [т], [д] с фрикативным [р] (др, др, дддр, дддр, тр, тр, тттр, тттр).

Для выработки вибрации произносить [д] вместо звука [р] в словах с сочетанием др или тр («тдава», «тдамвай», «тдуба», «ддова», «ддозд», «ддуг»).

Постановка звука [р] по А.И. Богомоловой (1979)

Зубы приоткрыть на расстояние 1,5—2 пальцев. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Большим и указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Средняя часть языка и уздечка должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Получится звукосочетание тж. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр.

Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр. После закрепления короткого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

Автоматизация звука [р]

Произношение изолированного звука [р]

Игровые задания для закрепления изолированного произношения звука

Звукоподражания

Подражание рокоту самолета, мотору работающего трактора или машины, рычанию тигра и т. д.

«Заведем трактор». «Заведем машину». Работает невыключенный мотор машины. Машина едет по длинной дороге. Ребенок катит машинку по столу и произносит звук р-р-р-р. Чья машинка проедет дальше? Чей мотор будет работать дольше? Кончился бензин. Заправим машину бензином и поедем дальше.

Разговоры мам животных со своими детенышами (произносить звук [р] с разной силой и высотой голоса).

Большая собака и щенок сердятся. Тигрица учит тигрят рычать (произносить звук [р] низким и высоким голосом).

Кошка мурлычет: «Мур-р-р-р» (низким голосом). Котенок мурлычет: «Мур-р-р-р» (высоким голосом).

Ворона и воронята каркают: «Кар-р-р-р» (низким и высоким голосом).

Автоматизация звука [р] в слогах

Занятие 1

Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных(тр, др)

Пространственная ориентировка

— Стань так, чтобы перед тобой было окно. Повернись так, чтобы слева от тебя было зеркало. Пройди к середине комнаты. Что слева от тебя? Что справа?

Упражнение на дыхание

Катать карандаш по столу, стараясь, чтобы воздушная струя была не прерывистой, а сильной и длительной.

Развитие артикуляционной моторики

Повторить предыдущие упражнения.

Развитие памяти, внимания

Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением кистей и пальцев рук.

Игровые задания

«Пилим дерево». «Рубим дрова». «Мастерим домик».

Тра-тра-тра; дра-дра-дра;

тра-тра-тро; дро-дро-дро;

тру-тру-тру; дру-дру-дру;

тры-тры-тры; дры-дры-дры;

тра-тро, тру-тры; дра-дро;

тро-тра, тру-тра; дры-дра;

тор-тра-тру; дра-дро-дру;

тра-тро-тру-тры; дра-дро-дры-дру.

Развитие фонематического восприятия

«Игра с мячом». Лови мяч, если в слове услышишь звук [р]. Логопед произносит слово, затем бросает мяч. Определение позиции звука [р] в словах дрова, осетр, рак. Положить кружочек — символ звука в соответствующее окошко звукового домика.

Ознакомление с буквой р

Занятие 2

Автоматизация звука [р] в обратных слогах

Развитие слухового восприятия

«Слушай внимательно». Присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Атр-атр-атр-атр;

отр-отр-отр-отр;

утр-утр-утр-утр-утр;

ытр-ытр-ытр-ытр;

ятр-ятр-ятр-ятр;

етр-етр-етр-етр-етр;

ютр-ютр-ютр-ютр-ютр;

итр-итр-итр-итр-итр;

атр-отр-итр;

итр-утр-ыр;

ятр-итр-утр.

Какого звука не хватает в слове? Узо..., абажу..., ти…, жи..., монте..., вее..., вете..., зефи..., мото..., акте... .

Развитие фонематического восприятия

Отстукивание ритмического рисунка слов комар, Арктика, порт, арбуз, ирга.

Анализ и синтез слогов

— Сколько звуков в слоге ар?Какой первый звук в слоге ар?Какой второй звук? Какие звуки ты услышал в слоге ур?Звук [о] «подружился» со звуком [р]. Какой слог получился?

Обозначение слогов цветовыми символами.

Составление слогов из букв

Занятие 3

Автоматизация звука [р] в открытых слогах

Развитие слухового восприятия

Отстукивание ритма на бубне.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

Игровое упражнение «Музыканты». Играем на барабане, трубе,контрабасе и тромбоне.

Произнесение слогов со сменой ударения.

Ра-ра-ра-ра; ра-ро;

ро-ро-ро-ро; ры-ру;

ру-ру-ру-ру; ру-ры-ро;

ры-ры-ры-ры; ра-ро-ру-ры.

Развитие фонематического восприятия

Какой слог лишний? Ра-ра-ра-ры, ра-ра-ра-ла.

«Придумаем имена куклам». И...(ра), Ве...(ра), Ма...(ра), Ле... (ра), Ла…(ра).

Дополни слог. Што...(ра), шпо...ра), па...(ра), ко...(ра), но...(ра).

— Какой слог исчез из слова Буратино? Бу...тино (ра).

— Какой слог исчез из слова радуга? ...дуга.

— Назови пропущенный слог. Во...та(ро), во...на(ро), ко...ва (ро), пе... (ро), кенгу... (ру), ко...(ра).

Анализ и синтез слогов

— Какой первый звук в слоге ра?Назови второй звук. Сколько звуков в слоге ра?

— Скучно одному звуку [р]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [р] «подружился» со звуком [у]. Какой слог получился?

Аналогичное задание выполнить с другими гласными звуками.

Чтение слогов

Занятие 4

Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных

Пространственная ориентировка

Расставляются игрушки в разных частях комнаты. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойду — котенка найду. Назад поверну — мишку найду. Налево пойду — собачку найду. Направо пойду — лисичку найду.

Развитие голоса, дыхания и переключаемости органов артикуляционного аппарата. Согласование речи с движением

Игровое упражнение «Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги.

Пра-про; бра-бро-бру;

пру-пры; вра-вро;

про-пру-пры; вру-вры;

бра-бро; вро-вро-вру-вры.

бру-бры;

— Какой слог лишний? Вра-вра-кра.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.