Формирование зрительного образа звука
Показ артикуляционной позиции звука на муляже или артикуляционной схеме. Показ артикуляционного профиля.
Формирование кинестетического образа звука(ощущения положения органов артикуляции)
Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сжатые пальцы правой руки (имитация языка) опустить к основанию пальцев левой руки (как будто это нижние зубы). Описание положения органов артикуляции.
Открыть рот. Опустить кончик языка к нижним резцам таким образом, чтобы посередине языка образовалась щель. С силой равномерно выдыхать воздух. Должен получиться звук [с].
Примечание. Если по средней линии языка у ребенка не образуется «желобок», вдоль языка положить палочку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка, и произносить звук [с]. Проделать то же упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу, затем повторить несколько раз без использования палочки.
Коррекция шипящего сигматизма по М.Е. Хватцеву (1959)
1. Поднимание и опускание средней части спинки языка при опущенном у нижних десен кончике языка.
2. Задувание на язык при низком его положении.
3. Язык устанавливается глубоким «желобком», и произносится звук [с]. Затем постепенно глубина «желобка» уменьшается.
4. Произносится звук [с].
Постановка звука [с] по Р.Е. Левиной (1965)
1. Межзубное произношение звука [с]. Закрепление в слогах, словах, а затем переход к нормальной артикуляции.
2. Ребенок протяжно произносит звук [р], а затем, проделывая то же самое, язык выдвинуть как можно дальше вперед, необходимо упереть его кончик в нижние зубы.
3. Опора на звук [х]. Произнести шепотом звукосочетание ихи, а затем повторить его со сжатыми зубами.
4. Произнесение сочетания ие с напряжением.
Коррекция губно-зубного сигматизма
Показать, что во время произнесения звука [с] губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними.
Чередование движений губ с последовательной сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскаливанием зубов и обнажением нижних резцов.
В случае необходимости применяется механическая помощь в виде отжимания нижней губы шпателем книзу. Протяжное произнесение [с], а затем слогов и слов, которые с нее начинаются.
Коррекция межзубного сигматизма
Сжать зубы и, не разжимая их, протяжно произнести [с]. (На первых порах звук произносится со сжатыми зубами.)
Проговаривание слогов и слов со сжатыми зубами. Постепенно переходят к нормальному произношению фонемы.
Коррекция призубного сигматизма
Показ правильной артикуляции фонемы. Использование рисунка-профиля. Опора на кинестетические ощущения (ощутить холодную струю на тыльной стороне ладони при правильном протяжном произнесении звука [с]).
Артикуляционные упражнения
Просовывание распластанного языка между зубами.
Высовывание языка «желобком» при открытом рте.
Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком языка в десны нижних резцов.
Использование механической помощи.
Коррекция шипящего сигматизма
Различение правильного и неправильного звучания звука [с] (свист — шипение).
Показ перед зеркалом различий между правильной и дефектной артикуляцией.
Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук.
Добившись правильной артикуляции, включить выдох, дать ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха.
Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному зазубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма.
Коррекция бокового сигматизма
Добиваться образования «желобка» по средней линии языка.
В качестве базы использовать звука [т]. Произносить [т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.
На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать зубы и произнести звук, близкий к [ц], в составе которого слышатся звуки [т] и [с].
Постепенно в ходе упражнений звук [с] удлиняется, а затем — отделяется. После чего ребенку можно пояснить, что это правильно произносимый звук [с].
Использование механической помощи.
Ребенку предлагают произнести звук [ф], выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [ш], должен присоединиться свистящий шум.
Опора на звук [х].
Произнести шепотом сочетание ихи, а затем то же самое звукосочетание произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к [с'].
В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно обратить внимание на различие в звучании звуков [с] и [с'].
Коррекция носового сигматизма
Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Выработка правильной артикуляции языка.
Коррекция замены звука [с] на [т], [д]
1. Просовывание распластанного языка между зубами.
2. «Желобок» при открытом рте.
3. Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.
Коррекция бокового сигматизма по Э.Я. Сизовой (1992)
Массаж лицевых мышц и губ
Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны:
— похлопывание сглаженной носогубной складки;
— круговые движения в месте соединения жевательных мышц;
— поглаживание губ;
— легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне);
— круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);
— легкое пощипывание опущенного угла рта;
— пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне).
Массаж языка
— легкое поглаживание языка;
— постукивание шпателем или пальцами по языку;
— очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ и лицевых мышц
Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового — один.
Упражнения для языка
1. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение.
2. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение.
3. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку.
4. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в левую сторону и скользить зубами по языку.
5. Покусывание боковых краев языка.
Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза.
Закрепление слухового образа звука
Обучение правильному произношению звука [с] в изолированном звучании
Игровые упражнения
«Дует холодный ветер», «Песенка водички, текущей из крана», «Вода течет по камешкам», «Свистит ветер в трубе», «Воздух выходит из колеса», «Проколотая шина», «Насос», «Накачаем воздух в колесо», «Проколотый шарик», «Пар выходит из кастрюли», «Чайник со свистком».
Автоматизация звука [с] в слогах
Занятие 1
Автоматизация звука [с] в прямых слогах
Развитие артикуляционной моторики
Повторить упражнения, приведенные выше:
1) просовывание распластанного языка между зубами;
2) язык лежит на «донышке»;
3) язык «желобком»;
4) губы в улыбке.
Развитие памяти, внимания
Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движением пальцев рук.
Игровые задания
«Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу».
Выделение ударного слога.
Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.
Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.
Са-сы-со-су; сы-са-со-су.
Какой слог лишний? Са-са-са-сы.
Повтори слоги: са-сы-со. Послушай еще раз. Са-со. Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы?(Са.)
Анализ и синтез слогов
— Какой первый звук в слоге са?Какой второй звук? Сколько звуков в слоге са?
— Звук [с] «подружился» со звуком [е]. Какой слог получился?
— Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал?
Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.
Ознакомление с буквойс
Занятие 2
Автоматизация звука [с] в обратных слогах
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|