Формирование кинестетического образа звука
Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.
Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).
— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.
Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)
Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.
Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)
1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].
2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.
3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (алла)и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).
4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.
Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)
1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.
2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.
Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)
1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.
Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук [л] будет слышаться отчетливо, кончик языка перевести за верхние зубы.
2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].
3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.
4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.
Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)
Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.
Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)
Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.
Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании
Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».
Автоматизация звука [л] в слогах
Занятие 1
Автоматизация звука [л] в обратных слогах
Оргмомент
Релаксационные упражнения. «Деревянный Буратино (почувствовать напряжение) и резиновая кукла Лола» (расслабление).
Развитие моторики пальцев рук
Массаж или самомассаж
Развитие артикуляционной моторики
Выполнение артикуляционных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Упражнения на развитие мимики, речевого дыхания и голоса
— Однажды Слоненок захотел побывать в гостях у Волчонка. Он поспешил на пароход. «Пароход гудит». (Произношение звука [л] низким голосом.) Слоненок опаздывает. (Выразить огорчение.) Успел к отходу парохода. (Выразить радость.)
Произнесение слоговых сочетаний
Игровое задание
«Волчонок знакомится со Слоненком».
— Ыл-ыл-ыл. (робко) — Ул-ул-ул. (опечалено)
— Ал-ал-ал. (смущенно) —Ал-ол-ил-ул. (уверенно)
— Ил-ил-ил. (весело) — Ул-ал-ол-ил!(радостно)
— Ол-ол-ол. (огорченно) — Ыл-ул-ул-ыл. (сердито)
Развитие фонематического восприятия
— Покажем Слоненку и Волчонку, как мы умеем слушать звуки и обозначать их кружочками.
Определение позиции звука [л] в слогах ал, ол. Обозначение слогов ал, ол, цветовыми символами.
— Повтори слоги ыл-ол-ал. Послушай еще раз: ыл-ол. Какой слог исчез из слогового ряда?
— Какой слог лишний в слоговом ряду ал-ол-ул-ив?
«Какого слога не хватает?» Вок...(зал), пе...(нал), хо...(дил), во...(зил).
Определение позиции звука [л] в словах лампа, кукла, стул, лом. Обозначение места звука в «звуковом домике» или на «звуковой дорожке».
Отстукивание ритмического рисунка слов ласточка, стул, лампа.
Ознакомление с буквой л
Занятие 2
Автоматизация звука [л] в слогах (интервокальное положение)
Оргмомент
Развитие пространственного и слухового восприятия.
— Откуда показалась летающая тарелка?
Определить направление звука (сигнал).
Релаксационные упражнения. Изобразить инопланетян-роботов (напряжение) и живых инопланетян (расслабление).
Развитие моторики пальцев рук
Массаж или самомассаж
Развитие артикуляционной моторики
Выполнение артикуляционных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Упражнения на развитие мимики, речевого дыхания и голоса
Игровое задание
«Приземляется и гудит летающая тарелка». Произнесение звука [л] низким голосом. «Сирена космического корабля» — высоким голосом.
Мимические упражнения. Изобразить удивление инопланетян, испуганных детей, оказавшихся рядом с летающей тарелкой.
Игровое задание
Произнесение слоговых сочетаний от лица инопланетян Аллана и Лолы.
— Ала-ала-ала. (испуганно)
— Ылы-ылы-ылы. (настороженно)
— Алы-алы-алы. (удивленно)
— Алы-алу-ало!(радостно)
— Ала-ало-алу. (грустно)
— Ала алы. (с сожалением)
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [л] в слогах ла, ал, ала. Обозначение слогов ыл, ил, ул цветовыми символами.
— Скажи Аллану и Лоле, где слышится звук [л].
Определение позиции звука [л] в словах пол, зал, потолок, лампочка. Обозначение места звука в «звуковом домике».
Работа с буквой.
— Покажите Аллану и Лоле букву л. Выложите букву из элементов.
Занятие 3
Автоматизация звука [л] в прямых открытых слогах
Оргмомент
Релаксационные упражнения.
— Изобразите заводную куклу (шея, мышцы плечевого пояса и рук напряжены). Испортилась батарейка, и заводная кукла уже не может выполнять эти действия (расслабление).
Развитие пространственного восприятия
«Слушай и выполняй».
— Изобразите заводных кукол. Я отдаю команды, а вы выполняете. Поднимите правую руку, положите левую руку на левое плечо, хлопните два раза над головой.
Развитие моторики пальцев рук
Массаж или самомассаж
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|