Развитие тонкой моторики пальцев рук
«Гнездышко».
— Сложите ладошки так, чтобы получилось воронье гнездышко. Покажите, как воронята клюют крошки (быстро стучат пальцами по столу). А вот воробьи купаются в лужице (движения ладонью вправо-влево). Искупались воробышки и улетели. (Взмахи кистями рук со сцепленными мизинцами.)
Массаж или самомассаж
Мимические упражнения
— Изобразите удивленных воронят. Покажите, как ворона сердилась на воронят, когда они высовывались из гнезда.
— Изобразите испуганную ворону. Ее вороненок попал в лапы к кошке. Вам жалко вороненка, вы сочувствуете ему. Покажите такое страшное лицо, чтобы кошка вас испугалась и отпустила вороненка. Изобразите провинившуюся кошку.
Упражнения для мышц шеи
«Любопытные воронята смотрят вниз». Опустить голову вниз. (Почувствовать напряжение задней части шеи.) «Сонные воронята». Отвести голову назад и закрыть глаза (расслабление).
«Воронята проснулись и вертят головой». Повороты головы влево-вправо.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
«Голодные птенчики». Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги ам-ам-ам-ам.
«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
Упражнения для щек и губ
Игровые упражнения
«Клюв утки». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка
Игровые упражнения
«Птенчики ждут пищу». Сделать «чашечку» снаружи, а затем внутри рта и удерживать ее под счет до 6—8.
«Очень вкусная пища!» Присасывание широкого языка к небу с последующим произнесением звука [а]. При произнесении звука [а] следить, чтобы кончик языка находился у нижних зубов, а спинка языка была опущена.
Дятел
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать: пдд-тдд-тдд-тдд.
«Клювы разных птиц». Чередование позиций языка «чашечка» — «жало» — «лопаточка».
Формирование речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции
Игровые упражнения
«Голоса птиц». Коростель: Крэк-крэк-крэк, хорк-хорк-хорк. Поморник: Кри-кри-кри, кр-р-р. Клуша (чайка): га-ак-аг-аг, гре, гри. Ворона и воронята: кар-кар-кар (низким и высоким голосом).
«Запомни и повтори». Называются птицы, например: воробей, ворона, журавль, грач...
— Сделайте вдох ртом и произнесите на выдохе названия птиц.
Произнесение четырех—шести слов — названий птиц на одном выдохе.
Образно-пластическое творчество детей
Игра «Вороны и собака».
— Воронята подросли, вылетели из своих гнезд, прыгают, скачут.
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались:
— Кар-кар-кар!
Вдруг собака выбегает
И ворон всех догоняет.
— Что делали вороны? (Вороны каркали, дрались.) Из-за чего они подрались? (Из-за корочки.)
Автоматизация звука [р] в словах и предложениях. Развитие внимания
Открывается картинка «Зима».
— Какое сейчас время года? Как называются птицы, которые остались зимовать? (Зимующие птицы.) Назови зимующих птиц, в названиях которых слышится звук [р]. (Ворона, воробей, куропатка, щур, вьюрок.) Каких птиц ты часто встречаешь в городе? (Воробья, сороку, ворону.) В лесу мы можем встретить ... (щура, куропатку, вьюрка).
Выставляется картинка «Весна».
— Какие птицы вернулись с юга? (Жаворонки, грачи, журавли, коростели, скворцы, гагары.) У птиц появились птенцы, подумай и скажи, как они называются. (У грачей — грачата, у скворцов — скворчата, у журавлей — журавлята.)
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
— Угадайте слово — название птицы, в слове первый звук [в], а последний — [й]. (Воробей.)
— Узнайте слово — название птицы по звуковой схеме (даны кружочки — символы звуков).
— В слове четыре звука, второй звук [р]. (Грач.)
— Назови слово — название птицы, в котором один слог. (Щур.)
— Произнесите слово журавли по слогам. Назовите гласные звуки каждого слога.
Придумайте задание для меня и детей, например: угадать по отдельным звукам или слогам название птицы.
Развитие внимания и логической памяти
Игра «Кого не стало?».
Подбери словам пару.
— Даю вам слова воробей, ворона, грач; крошки, возвращаться, юркий, серая, забор, прыгает, дорога, червяк. Яскажу слово воробей, а вы подбираете к нему слова, которые каким-то образом связаны с ним.
Воробей — юркий, дорога, прыгает, крошки.
Ворона — серая, дорога, забор.
Грач — возвращаться, червяк.
— Составьте предложения о воробье, вороне и граче, используя сказанные слова. (Юркий воробей прыгает по дороге. Юркий воробей клюет крошки. Серая ворона ходит по дороге. Серая ворона сидит на заборе. С юга возвратились грачи.)
Составление предложений по опорным словам
Хитрая, ворона, размочить, корка, хлеб.
Черный, грач, любить, червяк.
Анализ состава 1—2 предложений.
Работа с буквами.
Составление 2—3 слов — названий птиц из букв разрезной азбуки.
Итог занятия
— Какой звук мы повторяли? Какие задания показались вам трудными? Что бы вы хотели узнать о птицах? Задайте мне вопросы.
Автоматизация звука в чистоговорках
Основная задача таких занятий — закрепление звука в рифмованной речи. Помимо этой задачи решаются и другие:
— формировать навык правильного употребления падежных окончаний;
— развивать воображение;
— развивать просодические компоненты речи;
— развивать чувство ритма.
Наиболее результативно сочинение чистоговорок детьми.
Конспект занятия
Автоматизация звука [с] в чистоговорках
Оргмомент
Демонстрируется картинка с изображением совы и совят.
— Кто это? Когда сова охотится, а когда отдыхает?
Релаксационные упражнения
Игра «День — ночь». На сигнальные слова день, совы летают, дети имитируют полет и охоту совы. На слово ночь — замирают в определенной позе (напряжение). Заканчивается игра расслаблением.
Развитие мелкой моторики
Соединить указательный и большой пальцы так, чтобы получился клюв совы, а затем так, чтобы получились круглые совиные глаза.
Массаж или самомассаж
Мимические упражнения
Я — сова,
Большая голова.
Головой своей верчу,
Во все стороны гляжу.
Изобразить зоркую, сердитую сову, которая высматривает себе добычу.
Артикуляционные упражнения(на усмотрение логопеда)
Развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции
Разговор совы с совятами. Произнесение слоговых сочетаний ско-ску-ска, сва-свы-сву-сво с разной интонацией (грозно, ласково, вопросительно, утвердительно).
Лексико-грамматические задания. Автоматизация звука в чистоговорках
Задания: «Скажи ласково». Сова — ... (совушка).
— Знаешь ли ты, как называют птенца совы? (Птенца называют совенок.)А если их много? У совы — ...(совята, много совят).
— Послушай, какие я сочинила чистоговорки о сове. Только в них не хватает одного слова. Дополни слово в моей чистоговорке.
Ва-ва-ва, на суку сидит... (сова).
Вы-вы-вы, острый клюв у ...(совы).
Ве-ве-ве, близко подошли к ...(сове).
Ой-ой-ой, летит совенок за ... (совой).
Ве-ве-ве, не попадайся, заинька, ...(сове).
— Придумай сам чистоговорку со словом сова. Сочини чистоговорки со словом совы.
Используются слова в разных падежах (сове, сову, совой). Повторение чистоговорок с разной интонацией (восклицательной, вопросительной).
— Придумай чистоговорку-небылицу. Например: Ва-ва-ва, села в лодочку сова.
— Придумай чистоговорку-смешинку. Например:
Ве-ве-ве, пойдем в гости мы к сове.
Вв-вы-вы, ели суп мы у совы.
— Придумай чистоговорку-страшилку. Например: Ой-ой-ой, сова гонится за мной.
Чтение чистоговорок от лица героев сказок со сменой силы и высоты голоса. Медведь читает низким голосом, зайчик — высоким голосом.
Подведение к умозаключениям
— Почему сову называют хищницей? Почему совы не улетают зимовать на юг? Зачем полярной сове менять окраску своих перьев на белый цвет? Для чего на их лапках вырастает густой мягкий пух?
Звукослоговой анализ и синтез слова сова
Чтение слова сова. Составление слова сова из букв разрезной азбуки. Изменение слова сова (сову, совы, сове).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|