Сделай Сам Свою Работу на 5

Проектный тип организационной структуры.





Под проектом понимается любое целенаправленное изменение в системе. Это может быть освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т.д. В этом случае деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированный срок начала и окончания. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, а также планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. Когда проект выполнен, структура его распадается, а сотрудники переходят в новый проект или увольняются (если они нанимались на работу на контрактной основе). По своей форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной или кросс-функциональной структуре, так и дивизиональной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а создается на срок выполнения проекта.

Д о с т о и н с т в а структуры: высокая гибкость и сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.



Недостатки структуры: весьма высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта. Такой руководитель должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании. Происходит дробление ресурсов между проектами. Наблюдается сложность взаимодействия большого числа проектов в компании. Процесс развития организации как единого целого усложняется.

Бригадная (кросс-функциональная) структура управления.

Это очень древняя организационная форма. Первыми примерами такой структуры управления являлись рабочие артели. Основой данной структуры является организация работ по рабочим группам или бригадам (рис. 2.14).

Рисунок 2.14. Бригадная структура управления

Наибольшее применение бригадной структуры наблюдалось с конца 70 —80-х гг. XX в. Основными принципами такой структуры являются: автономная работа рабочих групп (бригад); самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали; замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями, а также привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений. В таких организациях могут сохраняться функциональные подразделения, но могут и отсутствовать (рис. 2.15).



Рисунок 2.15. Кросс-функциональная структура управления

Достоинства бригадной структуры: сокращение управленческого аппарата и повышение эффективности управления; гибкое использование кадров, их знаний и компетентности; создание условий для самосовершенствования; возможность применения эффективных методов планирования и управления; сокращение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки бригадной структуры: усложнение взаимодействия (особенно это проявляется в кросс-функциональной структуре); сложность в координации работ отдельных бригад; потребность в высокой квалификации и ответственности персонала высокие требования к коммуникациям.

Совершенствование организации работы предприятия.

Работа по управлению предприятием сложна и разнообразна. Для обеспечения слаженной работы всех структурных подразделений, строгого распределения функций между ними предприятию целесообразно иметь внутрипроизводственные нормативные документы (положения об отделах, цехах, секторах, группах, бригадах и др.). В них должны быть точно определены задачи подразделения, его структура, подчиненность, разработаны обязанности и ответственность его руководителя и сотрудников. Четкое распределение обязанностей среди подчиненных имеет решающее значение для успешного управления предприятием.



Для обеспечения необходимой гибкости и оперативности управления менеджеру следует наделять сотрудников правами и распределять соответствующие обязанности с таким расчетом, чтобы возникающие вопросы решались на возможно более низкой ступени руководства. Конкретный круг прав и обязанностей работников подразделений систем управления предусматривается должностными инструкциями, которые следует иметь на каждом рабочем месте.

Должностные инструкции значительно повышают ответственность работника, конкретизируют его функции и дают возможность менеджеру четко контролировать ход их выполнения.

Обязательным условием достижения успеха в работе является грамотная организация проверки исполнения порученного дела.

Каждое нарушение установленного порядка, всякое неудовлетворительное выполнение возложенных на определенного работника обязанностей должны повлечь за собой соответствующие санкции.

Потребность в совершенствовании системы управления обусловлена объективными процессами, связанными с усложнением производственных и хозяйственных связей: ростом объемов работ по сбору и обработке информации; изменением (расширением) направлений деятельности предприятий.

Особое место здесь принадлежит проблеме сбора и обработки информации, качеству принимаемых на ее основе решений. Проведенные за рубежом исследования показывают, что в ряде случаев фактические потоки информации примерно в 4 —5 раз превышают человеческую способность ее восприятия и переработки. В результате полезно используется только часть информации, что в итоге сказывается на производственном процессе. Статистические данные свидетельствуют, что низшее, а часто и среднее звенья руководства тратят не менее 40 — 50% рабочего времени на сбор информации и составление отчетов. Поэтому эффективно только такое управление, которое позволяет в сжатые сроки обрабатывать возрастающие потоки информации, использовать объективно необходимое число содержащихся в ней показателей. Решение проблемы возможно лишь с помощью соответствующих средств механизации и автоматизации обработки информации.

Контрольные вопросы:

1. Дайте одно из современных определений понятию «менеджмент».

2. Назовите комплекс взаимосвязанных действий менеджмента.

3. Назовите основные цели менеджмента.

4. Назовите основные задачи менеджмента.

5. Назовите основные функции менеджмента.

6. Дайте определение понятию « менеджер».

7. В чем отличие менеджера от руководителя?

8. Назовите три основные группы менеджеров, и особенности их работы.

9. Какие качества необходимы современным менеджерам?

10. Назовите основные рекомендации выработанные менеджментом для начинающих менеджеров.

11. Назовите основные этапы истории менеджмента, и их характерные особенности.

12. Назовите основные подходы в истории менеджменте.

13. Назовите характерные особенности менеджмента в Японии.

14. Назовите характерные особенности менеджмента в США.

15. Назовите характерные особенности менеджмента в Германии.

16. Каковы основные проблемы менеджмента в России? Назовите пути их решения.

17. Дайте понятие «среда предприятия».

18. Дайте понятие «внешняя среда предприятия».

19. Назовите факторы прямого воздействия на внешнюю среду предприятия.

20. Назовите факторы косвенного воздействия на внешнюю среду предприятия.

21. Дайте определение «сложности внешней среды».

22. Дайте определение «подвижности внешней среды».

23. Дайте характеристику внутренней среды предприятия.

24. Назовите элементы внутренней среды.

25. Назовите различия в принципе разделения труда в менеджменте, и нарисуйте их схематично.

26. Назовите основную цель компании в условиях рыночной экономике, как элемента внутренней среды.

27. Дайте определение организационной системе управления.

28. Назовите основные три этапа процесса создания организационной структуры управления.

29. Назовите методы проектирования организационных структур.

30. Назовите основные типы структур управления предприятием.

31. Назовите главное свойство управленческих структур органического типа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.