Сделай Сам Свою Работу на 5

Зарубежный опыт менеджмента





В мире существуют различные модели менеджмента, учитывающие национальную специфику страны, особенности корпоративной

культуры разных народов. Вместе с тем, имеются исторически сложившиеся классические модели менеджмента, существенно отличающиеся от всех других.

 

Опыт менеджмента в Японии

 

Японская система менеджмента, одна из самых эффективных в

мире, ориентируется на групповую форму организации труда, при которой члены группы:

• участвуют в принятии управленческих решений;

• несут равную ответственность за их реализацию.

 

Сотрудники фирмы информируются о делах и планах фирмы. От-

сюда сопричастность к результатам работы, тесный контакт руководства, различных служб и работников. Менеджер всегда на производстве, среди сотрудников. Предложения и жалобы сотрудников рассматриваются немедленно.

Большое значение придается научно-техническому прогрессу:

• действует система управления производительностью и качеством работы;

• создаются кружки качества;

• реализуются рационализаторские предложения.

 

Процесс управления финансами строится на активном использовании собственного капитала: дивиденды относительно низки, свободный остаток прибыли используется на финансирование перспективных научных исследований и разработок.



 

Система приема на работу и продвижения по службе.

Порядок приема:

• осуществляется тщательный отбор среди выпускников средних

и высших учебных заведений;

• организуется торжественный прием на работу с испытательным

сроком;

• проводится курс подготовки (1 год) в одном из подразделений

фирмы под руководством закрепленного за новичком опытного сотрудника;

• принимается на постоянную работу, доказавший способность

работать.

 

Среди сотрудников, состоящих в штате, проводится открытая,

гласная конкуренция за право добиться лучшей должности:

• через 5–7 лет при высоких ежегодных показателях труда сотрудник может стать менеджером низшего уровня;

• дальнейший служебный рост увязывается не только с результатами работы, но и со стажем и возрастом;

• при достижении 55 – 60 лет сотрудник обязан уйти на пенсию.



Систематическая подготовка и переподготовка кадров, воспитание преданных фирме работников:

• каждый работник изучает несколько специальных курсов по раз-

витию профессиональных знаний, причем во внерабочее время;

• для повышения квалификации работник регулярно (1 раз в 3–4года) переводится на другую должность, в другое подразделение фирмы

(с учетом мнения работника).

 

В качестве примера рассмотрим менеджмент наиболее известных

фирм:

Sony Corporation. Система организации и управления на этой

фирме:

• постановка цели, понятной всем, вплоть до последнего рабочего;

• право младшего по должности не соглашаться с руководителем,

ради интересов дела;

• сознательный отказ от жестких планов;

• антибюрократический стиль руководства;

• поручение важных проектов энтузиастам, новаторам;

• патернализм – воспитание у сотрудников чувства, что они члены

одной семьи (система пожизненного найма, возможность общения с руководством в неофициальной обстановке и др.).

 

Toyota Motor Corporation:

• согласованность принятых решений;

• корпоративность (сотрудники объединены в группы, в которых руководители постоянно меняются);

• признанию заслуг работников фирмой;

• руководство, оставаясь сильным и компетентным, не стремится

доминировать над сотрудниками.

Omron Company (медицинская техника, тонометры и пр.) (социальный аспект):

• главная цель компании – ее развитие;

• рост фирмы ведет к увеличению занятости населения;

• компания получает уважение в местном обществе;

• покупатель получает надежного поставщика;



• поставщик получает хорошего покупателя;

• доходы от покупателя – источник капиталовложений в развитие

производства;

• производство товаров станет лучшего качества и по более низ-

ким ценам;

• часть прибыли в виде налога пойдет на пользу общества;

• другая часть прибыли пойдет на пользу служащим фирмы в виде

увеличения оплаты труда и на дивиденды;

• оставшаяся часть прибыли пойдет на социальные нужды и благотворительность.

 

Опыт менеджмента в США

 

Страна имеет богатейший опыт менеджмента. Суть американской

модели менеджмента – индивидуализм.

В деловых вопросах американцы традиционно предпочитали ставить вопросы дела на первый план, порой даже в ущерб нормальным человеческим отношениям. Этот стиль характерен для старшего поколения менеджеров, которое предпочитает авторитарный (основанный на безусловном подчинении власти руководителя) стиль управления (рис. 1.5).

 

Рис. 1.5. Принципавторитарного стиля управления (М — менеджер;

П — подчиненный)

 

В данном случае менеджер (у американцев «босс», «шеф») доминирует или подавляет волю, желания, потребности своего подчиненного, сковывает его инициативу.

Такой жесткий стиль руководства в большей мере был характерен

для американцев в первой половине XX в. Классическим примером менеджера данного типа являлся Генри Форд-старший, основатель автомобилестроительного гиганта – фирмы Ford Motor Company.

После второй мировой войны быстро восстановившая свою экономику Япония сумела обогнать США по росту производительности

труда, качеству и надежности продукции.

Основой успехов японцев стала эффективная система менеджмента. Необходимо отдать должное американским менеджерам, которые

сделали все возможное, чтобы изучить передовой японский опыт управления (табл. 1.1).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.