Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятия «менеджер» и «руководитель» - не тождественны.





Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководитель — менеджер.

Современному менеджеру необходимы следующие качества:

• глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;

• знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности;

• предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей нестандартными решениями);

• новаторство, изобретательность;



• напористость, смелость, целеустремленность.

· менеджер должен быть лидером;

• уметь общаться, побуждать к творческой деятельности;

• отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного;

• находить выход из конфликтных ситуаций;

• быть объективным независимо от своих симпатий;

• подбирать, обучать и выдвигать работников;

• уметь подчиняться и соблюдать субординацию;

• искусно вести деловые переговоры.

Практический опыт менеджмента выработал рекомендации

начинающему менеджеру:

• не делайте все самостоятельно;

• не считайте себя лучше других;

• не беритесь за все дела сразу;

• не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;

• четко разграничивайте функции работников, определяйте конкретные задания и обязанности;

• не перекладывайте собственные упущения в работе на других.

Социальный аспект деятельности менеджера предполагает:

• с одной стороны, заботу о создании благоприятных условий работы для своих подчиненных (достойный уровень оплаты труда, комфортные условия в производственных помещениях и др.);



• с другой стороны, необходимости честного отношения к стране, народу, обществу – своевременная уплата налогов и благотворительная деятельность.

Современный менеджмент –это многообразие различных вари-

антов действий в конкретных условиях.

Хороший менеджер, изучая условия рынка, ищет возможности ус-

Пеха фирмы.

Кодекса чести менеджера.

· Менеджмент – это не только профессия, но и образ мышления, деятельности, жизни.

· Менеджер – творец конкретной деловой ситуации. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для деятельности, а создает эти условия сам.

· Никакая выгода не стоит того, чтобы добиваться ее любой ценой.

· Менеджер категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и предпримет все возможное, чтобы не допустить его.

Эффективность работы менеджеров снижают характерные

недостатки:

• озабоченность тем, чем не следует заниматься;

• недооценка своей роли;

• стремление к получению материальных благ в ущерб интересам

дела;

• стремление к внешним атрибутам,

• присвоение себе заслуг других;

• самоизоляция (потеря интереса к подчиненным);

• сокрытие своих мыслей, эмоций от сотрудников.

 

Эволюция управленческой мысли

Основные этапы истории менеджмента.

1) Историю менеджмента рассматривается в рамках эволюции

основных этапов развития социально-экономических условий мирового

сообщества.

Промышленный переворот (с 20–30-х по 80–90-е гг. XIX в.):

• техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины,



вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;

• инфраструктура развития промышленности: национальная сис-

тема железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;

• формирование общенационального рынка;

• возникновение предприятий – действенной формы социальной

организации работников;

• конкуренция, как форма разорения или поглощения соперника.

Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):

• внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции;

• резкое снижение стоимости товаров;

• малонасыщенный рынок;

• конкуренция как предложение стандартизированного продукта

по самой низкой цене;

• четкая дифференциация отраслей;

• хорошие перспективы экономического роста для компаний;

• слабое вмешательство государства в бизнес.

Эпоха массового сбыта (30–50-е гг. XX в.):

• насыщение спроса на товары и услуги;

• переход от стандартной продукции к дифференцированной;

• смена производственной ориентации на рыночную;

• усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;

• государственное регулирование экономики.

Постиндустриальное общество (60 – 90-е гг. XX в.):

• новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;

• новые условия производства: быстроизменяющиеся технические

решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;

• растущие ограничения со стороны государства: недовольство

потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, рост нехватки ресурсов;

• смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на

таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):

• новая экономика;

• от расточительности ресурсов к ресурсосбережению;

• разумное ограничение роста производства;

• рост сферы услуг;

• переход к информационному обществу: прогресс в информаци-

онных и телекоммуникационных технологиях;

• глобализация хозяйства;

• развитие транснациональных компаний;

• прозрачность политических границ;

• всемирные рынки;

• интеграция через информационные сети;

• изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;

• ориентация на неэкономические и нематериальные ценности;

• здоровая экология.

 

2) В истории менеджмента различают четыре основных подхода:

 

• с позиций научных школ (конец XIX в. – по настоящее время);

• процессный (20-е гг. XX в. – по настоящее время);

• системный (50 – 60-е гг. XX в. – по настоящее время);

• ситуационный (60-е гг. XX в. – по настоящее время).

 

Научные школы.

Школа научного управления (1885–1920 гг.) создана Фредериком

Уинслоу Тейлором. Суть подхода: «Управление должно иметь свои за-

коны, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».

 

Научный подход к организации труда по мысли Фредерика Тейлора: предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда.

В результате руководитель получает возможность устанавливать

нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных

критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительности).

Для повышения эффективности производства необходимо сотруд-

ничество администрации и рабочих. Оплата труда должна быть сдельной, т. е. оценивать надо конкретно выполненную работу.

 

Школа административного управления (1920–1950 гг.) основана

на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого – рациональное построение организации как иерархической структуры.

1) Функции управления:

• техническая (технологическая) деятельность;

• коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);

• финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное

использование);

• защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, из-

держки, статистика);

• административная деятельность (воздействие 0 и на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение,

планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).

 

2) Универсальные принципы управления:

• разделение труда – специализация за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

• полномочия и ответственность – где даются полномочия, там

возникает ответственность;

• дисциплина – послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками;

• единоначалие – приказы только от одного начальника;

• единство направления – в рамках одной цели единый план и

один руководитель;

• подчиненность личных интересов общим – интересы одного не

должны превалировать над интересами компании;

• вознаграждение персонала – справедливая зарплата за службу;

• централизация – правильные пропорции между централизацией

и децентрализацией;

• скалярная цепь – ряд лиц, начиная от занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена;

• порядок – все на своем месте;

• справедливость – сочетание доброты и правосудия;

• стабильность рабочего места для персонала – высокая текучесть кадров снижает эффективность организации;

• инициатива – разработка плана и обеспечение его успешной

реализации;

• корпоративный дух – результат гармонии персонала.

 

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г.– по настоящее время) Мери Фоллет и Элтона Мейо – естественное

продолжение школы научного управления, дополняющее учетом психологической составляющей в трудовой деятельности:

• не всегда только высокая заработная плата приводит к росту

производительности труда;

• достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя;

• рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности;

• группа является инструментом коллективной реализации проблем.

 

Вариант развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру производственных взаимоотношений – поведенческие науки (авторы Крис Арджирис и др.). Эффективность труда работника зависит от знания руководителем мотивов его поведения. Отсюда проблема разработки методов:

• оптимизации межличностных отношений;

• преодоления несовместимости целей организации и отдельной

личности.

 

Школа количественных методов (1950 г. – по настоящее время).

Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени. Суть количественного научного подхода:

• разрабатывается модель процесса управления – схематическое отображение будущей реальной ситуации;

• задаются различные количественные значения переменным величинам и рассчитываются варианты решения задачи и выбирается наилучший.

 

Процессный подход. Основы научного подхода заложил Анри Файоль «отец менеджмента». Как автор «школы административного управления», он считал основными функциями менеджмента предсказание, планирование, организацию, распоряжение, координирование и контроль.

Развивая взгляды Анри Файоля, авторы процессного научного подхода рассматривают управление как непрерывный процесс, взаимосвязанные и взаимообусловленные действия – сумму всех функций управления (рис.1.2). Эти функции объединены процессами принятия решений и передачи информации.

 

 

Рис. 1.2. Основные функции управления

 

Системный подход. В основе системного научного подхода лежит

понятие «система» – комплекс взаимосвязанных элементов подсистем),

обладающий целостными свойствами и находящийся в единстве с внешней средой.

Суть системного подхода: предприятие – совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Элементы системного подхода

 

Один из авторов системного научного подхода к менеджменту Честер Бернард считал, что предприятие – это социальная система, с единством формальной и неформальной организаций:

формальная (официальная) организация – система, построенная

руководством для целенаправленного объединения идей, ресурсов и

персонала;

неформальная (неофициальная) организация – устойчивая сеть

межличностных и социальных отношений в трудовой среде.

Все предприятия и организации можно рассматривать как открытые или закрытые системы.

Предприятия — открытые системы в схематическом виде можно

представить состоящими из трех основных блоков: вход; переработка;

выход (рис. 1.4).

 

Рис. 1.4. Предприятие как открытая система

 

Процесс производства и управления осуществляется в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

 

Ситуационный подход. Впервые о необходимости учета фактора конкретной ситуации в процессе управления заявила автор научной школы человеческих отношений Мери Фоллет: основа научного подхода – понятие «ситуация», которое означает совокупность определенных обстоятельств.

В менеджменте ситуационный подход, по мнению авторов (Альфред Чандлер и др.), – это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. В практической деятельности менеджеры в процессе принятия решений должны в первую очередь рассматривать наиболее значимые для организации обстоятельства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.