Понятия «менеджер» и «руководитель» - не тождественны.
Руководителями являются все люди, которые возглавляют тот или иной коллектив. Это могут быть, например, директоры предприятий, школ, гостиниц и др. Однако не всех их можно назвать «менеджерами». Менеджер работает на конкретный экономический результат: получение прибыли и достижение эффективности производства. А основной результат работы, например директора муниципальной общеобразовательной школы, — высокий уровень знаний школьников, что не является экономическим результатом. Поэтому нельзя считать такого руководителя менеджером. Итак, каждый менеджер — это руководитель, но не каждый руководитель — менеджер.
Современному менеджеру необходимы следующие качества:
• глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;
• знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности;
• предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей нестандартными решениями);
• новаторство, изобретательность;
• напористость, смелость, целеустремленность.
· менеджер должен быть лидером;
• уметь общаться, побуждать к творческой деятельности;
• отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного;
• находить выход из конфликтных ситуаций;
• быть объективным независимо от своих симпатий;
• подбирать, обучать и выдвигать работников;
• уметь подчиняться и соблюдать субординацию;
• искусно вести деловые переговоры.
Практический опыт менеджмента выработал рекомендации
начинающему менеджеру:
• не делайте все самостоятельно;
• не считайте себя лучше других;
• не беритесь за все дела сразу;
• не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;
• четко разграничивайте функции работников, определяйте конкретные задания и обязанности;
• не перекладывайте собственные упущения в работе на других.
Социальный аспект деятельности менеджера предполагает:
• с одной стороны, заботу о создании благоприятных условий работы для своих подчиненных (достойный уровень оплаты труда, комфортные условия в производственных помещениях и др.);
• с другой стороны, необходимости честного отношения к стране, народу, обществу – своевременная уплата налогов и благотворительная деятельность.
Современный менеджмент –это многообразие различных вари-
антов действий в конкретных условиях.
Хороший менеджер, изучая условия рынка, ищет возможности ус-
Пеха фирмы.
Кодекса чести менеджера.
· Менеджмент – это не только профессия, но и образ мышления, деятельности, жизни.
· Менеджер – творец конкретной деловой ситуации. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для деятельности, а создает эти условия сам.
· Никакая выгода не стоит того, чтобы добиваться ее любой ценой.
· Менеджер категорически воздерживается от участия в незаконном или безнравственном деле и предпримет все возможное, чтобы не допустить его.
Эффективность работы менеджеров снижают характерные
недостатки:
• озабоченность тем, чем не следует заниматься;
• недооценка своей роли;
• стремление к получению материальных благ в ущерб интересам
дела;
• стремление к внешним атрибутам,
• присвоение себе заслуг других;
• самоизоляция (потеря интереса к подчиненным);
• сокрытие своих мыслей, эмоций от сотрудников.
Эволюция управленческой мысли
Основные этапы истории менеджмента.
1) Историю менеджмента рассматривается в рамках эволюции
основных этапов развития социально-экономических условий мирового
сообщества.
Промышленный переворот (с 20–30-х по 80–90-е гг. XIX в.):
• техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины,
вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;
• инфраструктура развития промышленности: национальная сис-
тема железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;
• формирование общенационального рынка;
• возникновение предприятий – действенной формы социальной
организации работников;
• конкуренция, как форма разорения или поглощения соперника.
Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):
• внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции;
• резкое снижение стоимости товаров;
• малонасыщенный рынок;
• конкуренция как предложение стандартизированного продукта
по самой низкой цене;
• четкая дифференциация отраслей;
• хорошие перспективы экономического роста для компаний;
• слабое вмешательство государства в бизнес.
Эпоха массового сбыта (30–50-е гг. XX в.):
• насыщение спроса на товары и услуги;
• переход от стандартной продукции к дифференцированной;
• смена производственной ориентации на рыночную;
• усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;
• государственное регулирование экономики.
Постиндустриальное общество (60 – 90-е гг. XX в.):
• новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;
• новые условия производства: быстроизменяющиеся технические
решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;
• растущие ограничения со стороны государства: недовольство
потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, рост нехватки ресурсов;
• смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на
таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.
Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):
• новая экономика;
• от расточительности ресурсов к ресурсосбережению;
• разумное ограничение роста производства;
• рост сферы услуг;
• переход к информационному обществу: прогресс в информаци-
онных и телекоммуникационных технологиях;
• глобализация хозяйства;
• развитие транснациональных компаний;
• прозрачность политических границ;
• всемирные рынки;
• интеграция через информационные сети;
• изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;
• ориентация на неэкономические и нематериальные ценности;
• здоровая экология.
2) В истории менеджмента различают четыре основных подхода:
• с позиций научных школ (конец XIX в. – по настоящее время);
• процессный (20-е гг. XX в. – по настоящее время);
• системный (50 – 60-е гг. XX в. – по настоящее время);
• ситуационный (60-е гг. XX в. – по настоящее время).
Научные школы.
Школа научного управления (1885–1920 гг.) создана Фредериком
Уинслоу Тейлором. Суть подхода: «Управление должно иметь свои за-
коны, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете».
Научный подход к организации труда по мысли Фредерика Тейлора: предполагает использование наблюдения за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ полученной информации и выявление резервов роста производительности труда.
В результате руководитель получает возможность устанавливать
нормы выработки и отбирать лучших работников на основе научных
критериев (профессионализма, силы, ловкости, сообразительности).
Для повышения эффективности производства необходимо сотруд-
ничество администрации и рабочих. Оплата труда должна быть сдельной, т. е. оценивать надо конкретно выполненную работу.
Школа административного управления (1920–1950 гг.) основана
на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого – рациональное построение организации как иерархической структуры.
1) Функции управления:
• техническая (технологическая) деятельность;
• коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);
• финансовая деятельность (поиски капитала и его эффективное
использование);
• защитная деятельность (защита собственности и личности); бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, из-
держки, статистика);
• административная деятельность (воздействие 0 и на персонал), которая включает несколько общих функций управления (предвидение,
планирование, организация, распоряжение, координирование и контроль).
2) Универсальные принципы управления:
• разделение труда – специализация за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
• полномочия и ответственность – где даются полномочия, там
возникает ответственность;
• дисциплина – послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками;
• единоначалие – приказы только от одного начальника;
• единство направления – в рамках одной цели единый план и
один руководитель;
• подчиненность личных интересов общим – интересы одного не
должны превалировать над интересами компании;
• вознаграждение персонала – справедливая зарплата за службу;
• централизация – правильные пропорции между централизацией
и децентрализацией;
• скалярная цепь – ряд лиц, начиная от занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена;
• порядок – все на своем месте;
• справедливость – сочетание доброты и правосудия;
• стабильность рабочего места для персонала – высокая текучесть кадров снижает эффективность организации;
• инициатива – разработка плана и обеспечение его успешной
реализации;
• корпоративный дух – результат гармонии персонала.
Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г.– по настоящее время) Мери Фоллет и Элтона Мейо – естественное
продолжение школы научного управления, дополняющее учетом психологической составляющей в трудовой деятельности:
• не всегда только высокая заработная плата приводит к росту
производительности труда;
• достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя;
• рабочие действуют и принимают решения чаще как члены группы, а не как отдельные личности;
• группа является инструментом коллективной реализации проблем.
Вариант развития научного направления, уделявшего повышенное внимание характеру производственных взаимоотношений – поведенческие науки (авторы Крис Арджирис и др.). Эффективность труда работника зависит от знания руководителем мотивов его поведения. Отсюда проблема разработки методов:
• оптимизации межличностных отношений;
• преодоления несовместимости целей организации и отдельной
личности.
Школа количественных методов (1950 г. – по настоящее время).
Особую важность использование количественных методов исследования приобретает в сложных ситуациях, требующих обработки большого массива информации в условиях дефицита времени. Суть количественного научного подхода:
• разрабатывается модель процесса управления – схематическое отображение будущей реальной ситуации;
• задаются различные количественные значения переменным величинам и рассчитываются варианты решения задачи и выбирается наилучший.
Процессный подход. Основы научного подхода заложил Анри Файоль «отец менеджмента». Как автор «школы административного управления», он считал основными функциями менеджмента предсказание, планирование, организацию, распоряжение, координирование и контроль.
Развивая взгляды Анри Файоля, авторы процессного научного подхода рассматривают управление как непрерывный процесс, взаимосвязанные и взаимообусловленные действия – сумму всех функций управления (рис.1.2). Эти функции объединены процессами принятия решений и передачи информации.
Рис. 1.2. Основные функции управления
Системный подход. В основе системного научного подхода лежит
понятие «система» – комплекс взаимосвязанных элементов подсистем),
обладающий целостными свойствами и находящийся в единстве с внешней средой.
Суть системного подхода: предприятие – совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Элементы системного подхода
Один из авторов системного научного подхода к менеджменту Честер Бернард считал, что предприятие – это социальная система, с единством формальной и неформальной организаций:
• формальная (официальная) организация – система, построенная
руководством для целенаправленного объединения идей, ресурсов и
персонала;
• неформальная (неофициальная) организация – устойчивая сеть
межличностных и социальных отношений в трудовой среде.
Все предприятия и организации можно рассматривать как открытые или закрытые системы.
Предприятия — открытые системы в схематическом виде можно
представить состоящими из трех основных блоков: вход; переработка;
выход (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Предприятие как открытая система
Процесс производства и управления осуществляется в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
Ситуационный подход. Впервые о необходимости учета фактора конкретной ситуации в процессе управления заявила автор научной школы человеческих отношений Мери Фоллет: основа научного подхода – понятие «ситуация», которое означает совокупность определенных обстоятельств.
В менеджменте ситуационный подход, по мнению авторов (Альфред Чандлер и др.), – это увязка конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения целей организации. В практической деятельности менеджеры в процессе принятия решений должны в первую очередь рассматривать наиболее значимые для организации обстоятельства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|