Сделай Сам Свою Работу на 5

Состояние и проблемы менеджмента в современной России.

Россия находится на переходном, этапе развития рыночных отношений.

Задачи этого этапа:

• достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;

• изменение стереотипов сознания и поведения;

• подготовка кадров новой формации.

 

Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается

влиянием наследия советской системы с ее жесткой централизацией

экономики, отсутствием самостоятельности у руководителей предприятий.

В менеджменте главной проблемой является работа с персоналом.

Люди – это субъекты рыночных отношений. От их квалификации, исполнительности зависит успех деятельности любого предприятия. С начала радикальных рыночных преобразований в России объективно не могла появиться новая массовая генерация трудоспособного населения.

Большинство работников в стране все еще имеет «советское» трудовое сознание: привычка все блага (квартира, премия и др.) получать от начальника – благодетеля, а не зарабатывать. В условиях рыночной экономики такой работник обычно стремится найти спокойную, рутинную работу с гарантированным заработком (еще лучше остаться на своем предприятии, на котором все привычно и знакомо).

Другой субъект рыночных отношений – руководитель. Современный российский руководитель – это человек с высшим инженерно-техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени.

На предприятиях, возглавляемых такими руководителями, продолжают процветать административно-командные методы правления, силовой нажим, и наоборот – традиционно мало внимания уделяется:

• формированию общей стратегии предприятия;

• повышению конкурентоспособности предприятия на рынке;

• созданию условий для профессиональной подготовки работников;

• привлечению работников к управлению производством.

 

Специфика менеджмента на государственных, не подлежащих приватизации, предприятиях, заключается в схожести с системой организации и управления на бывших советских предприятиях.



Менеджеры (руководители) приватизированных предприятий несут ответственность за управление предприятием. Сюда входит право:

• определять организационную структуру производства;

• устанавливать цены;

• определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции;

• нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников;

• распоряжаться финансами предприятия.

Но надо учитывать и то, что у работников больших коллективов чувство собственника выражено очень слабо. Тем не менее, другие рычаги рыночной экономики (высокая конкуренция, угроза безработицы, высокий уровень оплаты труда) не позволяют им работать плохо.

Составной частью структуры российского рынка является малая экономика, основой которой является частный капитал. На малом предприятием открывается возможность сочетать передачу менеджером полномочий по управлению с одновременным повышением степени свободы действий исполнителей.

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что оптимальным вариантом является участие малых и средних предприятий наряду с крупными в выполнении совместных работ. Особенно при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов. Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. Территориальный хозяйственный механизм ориентирует менеджеров на развитие и укрепление межрайонных связей, комплексное использование имеющихся в регионе ресурсов, максимальный учет всех требований экологии и природопользования.

Менеджер может учитывать территориальную дифференциацию цен и налогов, участие предприятий в формировании фондов регионального развития, экологические нормативы и др. В частности, для менеджера может иметь особое значение тот факт, что предприятия, выпускающие дефицитную продукцию для нужд какого-либо региона, могут иметь льготное налогообложение и кредитование, приоритетное выделение централизованных ресурсов, дополнительные права по развитию внешнеэкономических связей, льготы в социальном обеспечении, приоритеты в обеспечении квалифицированными кадрами и др.

Значительные возможности для российского менеджмента имеются и в сфере территориальной рационализации производства и сбыта.

Различные предприятия, расположенные в одном регионе, объединяют возможности для совместного решения проблем технического перевооружения и наращивания производства, реализации территориальных социальных программ.

Перспективы развития российского менеджмента определяются, с развитием рыночных отношений в стране, на пути решения следующих проблем:

• Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами.

• Понимание сущности менеджмента российскими руководителями – руководители, прошедшие старую, советскую, школу жизни зачастую не видят разницы между управлением и менеджментом.

• Неспособность принимать решения – руководители и менеджеры ряда российских предприятий не умеют своевременно принимать правильные решения.

• Неумение менеджеров делегировать полномочия – в силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя делами и обязанностями, которые следует делегировать подчиненным.

• Низкий профессионализм – недостаток профессионалов: и менеджеров, и специалистов.

• Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм – из опасения, что независимые консультанты выведают коммерческую тайну и продадут ее конкурентам.

• Отсутствие достаточного внимания корпоративной культур: «Кодекс корпоративной культуры российского предпринимателя и производителя» было принято решение разработать только в конце 2000 г.

• Нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства – способных предупредить приближение кризиса, и наименьшими потерями вывести предприятие из него.

• Неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инноваций.

• Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента – компьютерной и офисной техники.

• Непонимание роста на предприятии роли quality-менеджмента

– процесса управления производством, обеспечивающим планируемое качество продукции.

• Неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента – мозговой штурм, ролевые игры, презентации и др.

• Отсутствие навыков реализации продукции – руководители не владеют современными инструментами маркетинга.

• Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации – необходимость создания специальных финансовых служб или найма финансового менеджера, новые формы мотивации.

• Отсутствие систематизированной теории российского менеджмента – советская теория управления создавалась такими учеными, как А.А.Богданов, А.К.Гастев, П.М.Керженцев, П. А. Попов (репрессированы в 30-е гг. XX в.).

• Экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии) – создание на предприятиях систем экологического менеджмента.

• Осознание социальной ответственности менеджмента – в погоне за прибылью менеджеры иногда забывают о той социальной ответственности, которую они должны нести.

• Проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования – отсутствие отрегулированного и эффективного налогообложения и ценообразования, которое носит стихийный характер.

• Слабость законодательной базы – законы противоречат друг другу, в том числе региональные – федеральным и др.

• Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры – недооценка социальной психологии, управленческой психологии, считавшихся «порождением капитализма», вследствие чего менеджеры предприятий, и даже руководители страны часто не умеют формировать команду.

Основные направления для решения перечисленных выше проблем:

• воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес-школ;

• подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров;

• использование опыта предприятий – мировых лидеров, самостоятельно формирующих кадры менеджеров;

• создание Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий РФ.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.