Понятие и сущность менеджмента
Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты
· Понятие и сущность менеджмента
· Эволюция управленческой мысли
· Зарубежный опыт менеджмента
· Специфика менеджмента в России
Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
В главе рассматриваются сущность, цели, задачи и основные функции современного менеджмента. Подчеркивается значение менеджмента в управлении экономическими и социальными процессами. Показаны объективные предпосылки возникновения и эволюции менеджмента как науки. Рассмотрена сущность классических научных направлений менеджмента. Обсуждаются основные отличия современных научных подходов в менеджменте: количественного, процессного, системного и ситуационного. Особое внимание в главе уделяется социальной направленности менеджмента.
Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент (от англ. management — управление, организация) —система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.
Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:
· организация и управление (производством и коллективом);
· постановка и корректировка задач;
· разработка этапов работы;
· принятие решений;
· налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
· регулирование процессов;
· сбор и обработка информации;
· анализ информации;
· подведение итогов работы.
Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании ≪Международного справочника по менеджменту≫: ≪Менеджмент — эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью≫. В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.
Цели менеджмента:
· получение (увеличение) прибыли;
· повышение эффективности хозяйствования;
· удовлетворение потребностей рынка;
· решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
· организация производства конкурентоспособных товаров;
· совершенствование производственного процесса;
· внедрение новейших наукоемких технологий;
· повышение качества продукции;
· снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента:
• планирование– определение целей и результатов деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов;
• организация – назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними;
• лидерство (руководство) – использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации;
• контроль – наблюдение за действием работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых корректив.
Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.
В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера (рис. 1.1).
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
высший уровень (top manager) — это генеральные директоры,
директоры, члены правления предприятия;
среднее звено (middle manager) — руководители управлений,
отделов, цехов;
низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т. е. менеджеров среднего и низшего звеньев.
Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:
за изменение организационных структур;
разработку систем производства и сбыта продукции;
организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;
своевременное обеспечение высшего руководства необходимой
информацией;
координирование и управление работой руководителей низшего звена.
Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.
В свою очередь, особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала.
Специфика функционирования различных предприятий и организаций объективно затрудняет определение круга обязанностей таких менеджеров. Однако в целом можно отметить следующие основные функции, которые выполняются руководителями низшего звена управления: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил техники безопасности; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.
Менеджеры различаются также по служебным функциям. Наиболее распространенной позицией является sales manager — менеджер по продажам: если он отвечает за работу с регионами —это regional manager, если за распространение какой-то группы товаров — product manager; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара — brand manager, если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, — это project manager.
Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|