Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы расчета прибыли от реализации





Определение суммы прибыли от реализации продукции имеет некоторые особенности в зависимости от сферы деятельности субъекта хозяйствования: производственной сферы, торговли, сферы услуг.

На предприятиях производственной сферы могут быть применены три метода расчета прибыли от реализации продукции.

1. Метод прямого счета. Прибыль рассчитывается по отдельным видам продукции, которая изготавливается и реализуется. Для расчета необходимы следующие исходные данные:

1) перечень и количество продукции соответствующей номенклатуры, что планируется к производству и реализации;

2) полная себестоимость единицы продукции;

3) оптовая цена единицы продукции.

2. Расчет прибыли на основе показателя затрат на 1 грн продукции. Может применяться по предприятию в целом путем расчета прибыли от выпуска, реализации всей продукции. Для расчета необходимы такие исходные данные:

1) производственные затраты;

2) реализация продукции за предыдущий период;

3) ожидаемое изменение реализации, прогнозируемое в следующем периоде.

3. Экономический (аналитический метод). Он отличается от уже рассмотренных методов расчета прибыли тем, что дает возможность определить не только общую сумму прибыли, а также влияние на нее изменения отдельных показателей. Расчет прибыли по этому методу осуществляется отдельно по сравнимой и несравнимой продукции в плановом периоде. Сравнимая продукция – это продукция, которая производилась в предыдущем периоде. Несравнимая – не производилась в предыдущем периоде.



Расчет прибыли по сравнимой продукции осуществляется в такой последовательности:

1) определяются ожидаемая базовая прибыль и базовая рентабельность продукции;

2) сравнимая продукция планового периода определяется по себестоимость периода, который был перед плановым;

3) исходя из уровня базовой рентабельности продукции, рассчитывается прибыль по сравнительной продукции в плановом периоде;

4) рассчитывается влияние отдельных показателей на изменение прибыли в периоде, который планируется.

Прибыль от выпуска (реализации) несравнимой продукции может быть рассчитана методом прямого расчета, если есть соответствующие данные. Если их нет, прибыль рассчитывается для всей несравнимой продукции с использованием показателя средней рентабельности продукции по предприятию.



Если расчет прибыли осуществлен рассмотренными выше методами, исходя из общего выпуска продукции, отдельно рассчитывается прибыль от реализации продукции

прод.):

П прод. = П ост.пр. н.п. + П от вып.прод. – П ост.пр.к.п., где:

 

П прод – прибыль от реализации продукции

П ост.пр.н.п – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планового периода

П от вып.прод. – прибыль от выпуска продукции

П ост.пр.к.п. – прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планового периода

 

 

3. Распределение и использование чистой прибыли.

Объектом распределения является прибыль предприятия. Под ее распределением понимают направление прибыли в бюджет и использование на предприятии и за его пределами. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений использования прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, структуры статей использования прибыли находятся в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать так:

- прибыль, полученная предприятием в результате осуществления производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов, обязательных платежей, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их начисления в внесения в бюджеты устанавливаются законодательно;



- величина прибыли предприятия, которая осталась в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в увеличении объемов производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия, прежде всего направляется на сбережения, обеспечение его дальнейшего развития, и только в другой части – на нужды потребления.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после оплаты налогов и других обязательных платежей.

Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в рыночных условиях растет. Порядок распределения и использования чистой прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия.

В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли. Предприятие должно самостоятельно найти оптимальное соотношение в направлении дополнительных финансовых ресурсов на цели производственно-технического развития, социального развития, материального поощрения работников и другие цели.

 

                                   
   
 
   
 
         
 
 
 
 
Резервный фонд
 
Фонд развития производства
 
Фонд социальной сферы

 


Рис. Формирование и распределение чистой прибыли предприятия.

Средства на развитие и усовершенствование производства расходуются на удовлетворение потребностей, связанных с увеличением объемов производства, техническим переоснащением, усовершенствованием технологии производства и других потребностей, обеспечивающих увеличение и усовершенствование материально-технической базы предприятия.

Конкретно эти расходы представляют собой капитальные вложения в производство новых производственных площадей, реконструкцию предприятий, приобретение и монтаж нового оборудования, другие затраты капитального характера, включая природоохранные и такие, что нацелены на улучшение условий труда и техники безопасности. Это также расходы на проведение научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции.

Одной из потребностей производства, связанной с его расширением, является увеличение собственных финансовых ресурсов, которые вкладываются в запасы сырья, материалов, переходные запасы незавершенного производства, готовой продукции, товаров, т.е. увеличение фонда собственных оборотных средств.

Средства, направленные на социальные потребности, используются преимущественно на такие затраты, которые способствуют социальному развитию коллектива предприятия:

- строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилых домов и объектов социально-культурной сферы;

- содержание учреждений, объектов социально-культурной сферы (детских дошкольных учреждений, больниц, домов и баз отдыха, клубов, дворцов культуры и т.д.).;

- проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, в том числе приобретение путевок на отдых и лечение;

- другие подобные расходы (например, удешевление питания работников и служащих в заводских столовых, оснащение клубов, комнат отдыха, общежитий теле- и радиоаппаратурой, другим оборудование, приобретение подарков для ветеранов и др.)

Средства материального поощрения используются для стимулирования заинтересованности работников предприятия в достижении высоких результатов труда. В этом направлении прибыль используется на выплату вознаграждения за общие результаты работы по итогам года, на одноразовое премирование отдельных работников за исполнение особо важных производственных заданий, выплату премий за другие достижения в работе, а также предоставление одноразовой материальной помощи работникам.

Акционерные общества выплачивают за счет чистой прибыли дивиденды держателям акций – основателям и акционерам.

Резервные (страховые) фонды могут создаваться за счет прибыли предприятиями всех форм собственности для использования на случай резкого ухудшения финансового положения в результате временного изменения рыночной конъюнктуры, стихийных бедствий и т.д. Что же касается акционерных обществ, создание ими резервных (страховых) фондов за счет прибыли определяется не только уставными документами, а и является обязательным в порядке размере, который устанавливается действующим законодательством.

Прибыль, которая остается у предприятия после оплаты налогов и других обязательных платежей, может быть использована также и на другие цели его собственниками или трудовым коллективом. Предприятия имеют право вложить свои финансовые ресурсы в создание совместных предприятий, в том числе при участии иностранных инвесторов, приобрести акции, облигации и другие ценные бумаги юридических лиц. С прибыли предприятия могут перечисляться средства на специально открытые счета благотворительных фондов, могут делаться взносы учреждениям культуры и спорта, гражданским организациям инвалидов и др. Определенная сумма прибыли, направленная на добровольные взносы и благотворительные цели (в пределах 4% общей суммы налогооблагаемой прибыли), освобождается от налогообложения.

Нераспределенная прибыль, в широком понимании как прибыль, которая не используется в деятельности предприятия свидетельствует о его финансовой стойкости, о наличии источника для дальнейшего развития.

 

4. Сущность и методы вычисления рентабельности.

Чтобы сделать вывод об уровне эффективности работы предприятия, полученную прибыль необходимо сравнить с понесенными затратами. Такое сравнение, т.е. соотношение прибыли с понесенными затратами характеризует такое понятие, как рентабельность.

 

Прибыль

Р = × 100%

Авансовые затраты или текущие затраты

 

Рентабельность означает прибыльности или доходность производства и реализации всей продукции (работ, услуг) или отдельных ее видов; доходность предприятий, организаций, учреждений в целом как субъектов хозяйственной деятельности; прибыльность различных отраслей экономики.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых ресурсов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют прибыльность предприятия с разных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важнейшими характеристиками факторной среды формирования прибыли (дохода) предприятия. По этой причине они являются важнейшими обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Разные варианты решений, которые принимаются для определения прибыли, текущих затрат, авансовой стоимости, для расчета рентабельности, обуславливают наличие значительного количества показателей рентабельности.

Основные показатели рентабельности можно объединить в такие группы:

- показатели рентабельности продукции;

- показатели рентабельности капитала (активов);

- показатели, рассчитанные на основе потоков имеющихся средств.

Для расчета уровня рентабельности предприятия могут использовать: балансовую прибыль, прибыль от реализации продукции, прибыль от других видов деятельности.

При этом текущие затраты могут приниматься в таких вариантах: себестоимость продукции, себестоимость продукции при исключительно материальных затратах, стоимость продукции в оптовых ценах.

К авансовым затратам можно отнести: весь капитал предприятия, собственный капитал, кредитный (ссудный) капитал, основной капитал, оборотный капитал.

 

 

Задача 1.

Определите общую (балансовую) прибыль, чистую прибыль и распределите ее, рентабельность реализованной продукции по таким данным:

- Выручка от реализации продукции по оптовым ценам (с НДС) 1 860 тыс. грн

- Себестоимость реализованной продукции 1 100 тыс. грн

- Прибыль от внереализационных операций 85 тыс. грн

- Прибыль от финансово-инвестиционных операций 54 тыс. грн

- Убытки от чрезвычайных ситуаций 18 тыс. грн

- Затраты на сбыт 16 тыс. грн

- Налоги на прибыль 200 тыс. грн.

 

Отчисления от чистой прибыли:

- на выплату учредителям 25%

- в резервный фонд 15%

- другие выплаты 60%.

 

 

Задача 2

Определите балансовую прибыль, общую рентабельность, по таким данным:

Стоимость товарной продукции в отчетном периоде 1 200 тыс. грн

Остатки товарной продукции на начало отчетного периода 150 тыс. грн

Остатки товарной продукции на конец отчетного периода 85 тыс. грн

Себестоимость реализованной продукции 940 тыс. грн.

Ликвидационная стоимость физически и морально изношенного оборудования 45 тыс. грн

Остаточная стоимость оборудования 30 тыс. грн

Поступление долгов, списанных ранее как безнадежных 18 тыс. грн

Убытки от пожара 14 тыс. грн

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов 850 тыс. грн

Среднегодовая стоимость оборотных средств 280 тыс. грн

 

 

Задача 3.

Рассчитать прибыль на основе показателя затрат на 1 грн. продукции по таким данным:

Объем реализованной продукции по оптовым ценам в базовом периоде: 320 тыс. грн

Полная себестоимость продукции 260 тыс. грн

Планируется снижение затрат на 1 грн продукции, которая будет реализована на 0,04 грн

Объем реализации продукции в плановом периоде по оптовым ценам 365 тыс. грн

 

 

Задача 4

Определить прирост рентабельности от снижения себестоимости продукции и изменения среднегодовой стоимости основных производственных фондов, если в базисном году имеем такие данные:

 

Наименование изделия Годовой объем производства, шт. Оптовая цена, тыс. грн Себестоимость, тыс. грн
А 0,80 0,60
Б 0,75 0,69

 

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов 1100 тыс. грн

Среднегодовая стоимость оборотных средств 380 тыс. грн

В отчетном периоде себестоимость единицы продукции составляет по изделиям:

А - 0,59 тис. грн

Б - 0,67 тис. грн

Введено основных производственных фондов в мае на 90 тыс. грн

Выбыло основных производственных фондов в сентябре на 50 тыс. грн

 

Тема 5. Налогообложение предприятий.

 

1. Система налогообложения предприятий, ее функции и назначение.

Сложность современной налоговой системы – ее высокая динамичность, которая требует постоянного внимания бухгалтерских и финансовых служб предприятия, которые несут основную ответственность за финансовые результаты деятельности любого коммерческого предприятия.

Нестабильность налоговой политики, неопределенность начальных «правил игры» предприятий с государством, внесение изменений и дополнений к законам и инструкциям «задним числом» или на протяжении финансового года, что обращаясь к общим принципам рыночной экономики не допустимо, является главной проблемой налоговых взаимоотношений предприятий с государством. Это усложняет производственное планирование и развитие, делает непредсказуемым инвестирование, и в результате дезорганизует предпринимательство.

Под налоговой политикой относительно предприятий понимаются используемые государством рычаги, которые стимулируют инвестиционную деятельность, которая способствует росту продуктивности труда и фонду потребления.

Налоги – это обязательные платежи, установленные государством для юридических и физических лиц, которые обеспечивают финансирование государственных затрат.

Обязательные платежи могут осуществляться в таких формах:

- налоги

- плата за ресурсы

- целевые отчисления.

Общественное назначение налогов проявляется в двух функциях:

1) фискальная

2) регулирующая.

Используя налоги, государство изымает у предприятий и населения часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части госбюджета, обеспечивает перераспределение национального доходы и создает условия для эффективного государственного управления.

Регулирующая функция налогов проявляется через влияние государственного налогового механизма на процессы производства и обращения, стимулирование или замедление их темпов, увеличение или уменьшение накопления капитала, влияет на рост или снижение платежеспособного спроса населения.

Система налогообложения – это совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты разных уровней, а также в государственные целевые фонды, которые взимаются в порядке, установленном соответствующими законами государства.

Законом Украины «О системе налогообложения» от 18 февраля 1997 г. Определены следующие важные принципы ее построения:

- стимулирование предпринимательской и инвестиционной активности;

- стимулирование научно-технического прогресса; технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на международный рынок высокотехнологичной продукции;

- обязательность;

- равнозначность и пропорциональность;

- недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации;

- социальная справедливость;

- экономическая обоснованность;

- равномерность оплаты;

- единый подход;

- компетентность;

- доступность.

Анализ системы налогообложения в Украине дает возможность сделать вывод о ее серьезных недостатках. Среди них можно назвать следующие:

- нестабильность налоговой системы. Частые изменения в законодательных актах относительно отдельных налогов негативно влияют на развитие предпринимательской деятельности;

- основным является фискальное направление налоговой системы, недостаточное проявление регулирующей функции основных налогов;

- система в целом слишком громоздка, расчеты отдельных налогов неоправданно усложнены.

Система налогообложения состоит из двух подсистем: налогообложение юридических лиц (предприятий) и налогообложение физических лиц.

Структура подсистемы налогообложения субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) изображена на рис.(см. следующую стр. 39).

 

 

2. Непрямые налоги и особенности их влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

В Украине применяется три виды непрямых налогов:

- акцизный сбор (специфический акциз);

- НДС - налог на добавленную стоимость (универсальный акциз);

- ввозная (импортная) пошлина.

Непрямые налоги включают в цену реализующихся товаров, работ, услуг. Значит, эти налоги являются ценообразующими элементами и могут существенно влиять на общий уровень цен.

Плательщиками непрямых налогов являются покупатели товаров, работ, услуг. Ими могут быть физические лица, юридически лица – субъекты хозяйственной деятельности и учреждения, не являющиеся субъектами хозяйствования.

Население оплачивает непрямые налоги из своих доходов.

Юридические лица платят налоги, когда покупают товары. В то же время, реализовывая свои товары, работы, услуги, юридические лица в составе выручки от реализации получают на свои счета определенные суммы непрямых налогов, оплаченных покупателями (потребителями).

При этом влияние непрямых налогов на финансовую деятельность субъектов хозяйствования зависит от многих обстоятельств и факторов. Это влияние можно рассматривать в двух аспектах:

1) оплата непрямых налогов в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, оплаты выполненных работ, полученных услуг осуществляется за счет оборотных средств субъектов хозяйствования, т.е. имеет место иммобилизация оборотных средств для оплаты налогов. В этом случае учитываются такие факторы: условия оплаты и объемы приобретения товарно-материальных ценностей, ставки и льготы относительно налогов, источники и сроки возмещения оплаченных непрямых налогов;

2) это влияние связано с поступлением непрямых налогов на счета субъектов хозяйствования реализующих товары, работы, услуги. Непрямые налоги, которые поступают на счета субъектов хозяйствования, используются для возмещения оплаченных ими непрямых налогов за приобретение товарно-материальных ценностей. Определенное время, до перечисления в бюджет, непрямые налоги остаются в распоряжении (обороте) предприятий.

 

 

 


Рис. Подсистема налогообложения субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц) в Украине.

 

3. Акцизный сбор.

Акцизный сбор– это непрямой налог, который устанавливается на отдельные товары (продукцию), определенные законом как подакцизные, и включается в их цену.

Плательщиками налога в бюджет являются субъекты предпринимательской деятельности:

- производители подакцизных товаров на территории Украины, в т.ч. из давальческого сырья;

- нерезиденты, производящие подакцизные товары на территории Украины непосредственно или через свои постоянные представительства;

- субъекты предпринимательской деятельности, другие юридические лица, которые ввозят на таможенную территорию Украины подакцизные товары в объемах или стоимостью, превышающую нормы беспошлинного провоза (пересылки);

- юридические или физические лица, которые покупают подакцизные товары у налоговых агентов.

Под термином «налоговые агенты» понимается агент предпринимательской деятельности, созданный в форме предприятия с иностранными инвестициями, а также его подразделения, право которого на освобождение от налогообложения отдельными налогами, сборами (обязательными платежами) было подтверждено решением суда, а также право вносить суммы акцизного сбора, взимаемых с его плательщиков, в бюджет.

В зависимости от вида предпринимательской деятельности определены такие объекты налогообложения:

1) обороты с ре6ализации произведенных в Украине подакцизных товаров. При этом оборотом от реализации является продажа, обмен на другие товары, бесплатная передача товаров, а также объемы отгруженных подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья;

2) обороты от реализации (передачи) товаров для собственного производства, промышленной переработки (кроме оборотов от реализации для производства подакцизных товаров), а также для своих работников;

3) таможенная стоимость импортных товаров, приобретенных за иностранную валюту, в случае товарообменных операций, полученных без оплаты.

Акцизный сбор вычисляется по ставкам, определенных в двух вариантах:

1) в твердых ставках по единице реализованных, завезенных, переданных товаров (они установлены в евро за единицу переданных, завезенных в Украину товаров, которые реализованы. Эти ставки дифференцированы в зависимости от качественных характеристик товара;

2) в процентах относительно оборота по реализации (передачи) товаров или таможенной стоимости. Для процентных ставок возможны такие варианты:

- для товаров, которые реализуются по свободным ценам отечественного производителя. Налогооблагаемый оборот определяется, исходя из стоимости товаров по указанным ценам, без учета акцизного сбора, без НДС;

- для товаров, реализующихся по государственным фиксированными и регулированными ценами, исходя из их стоимости по указанным ценам без учета торговых скидок, а также Сум налога на добавленную стоимость;

- для товаров, которые получены за пределами Украины за иностранную валюту, включая товары, завезенные на территорию Украины в результате товарообменных операций и бесплатно. Оборот, который налогооблагается, вычисляется исходя из таможенной стоимости товаров, пересчитанной по курсу НБУ, который действовал на день предоставления таможенной декларации. В налогооблагаемый оборот включаются также оплата таможенных услуг, ввозная пошлина.

Ставки акцизного сбора едины на всей территории Украины.

Сроки оплаты в бюджет акцизного сбора зависят от вида подакцизных товаров, суммы налога.

Предприятия, которые реализуют изготовленный ими спирт этиловый и алкогольные напитки, пиво, оплачивают налог на 3-ий рабочий день после осуществления оборота. От реализации табачных изделий налог оплачивается один раз в месяц, до 16 числа, исходя из фактического объема реализации за отчетный меся. Предприятия, в который среднемесячная сумма акцизного сбора за предыдущий год составляет более 25 тыс. грн, оплачивают налог каждую декаду (15, 25 числа текущего месяца и 5 числа месяца, следующего за отчетным), исходя из фактического оборота за отчетную декаду.

Остальные предприятия оплачивают налог ежемесячно до 15 числа, также исходя из фактического оборота за предыдущий месяц.

За импортированные подакцизные товары акцизный сбор оплачивается во время ввоза на таможенную территорию импортного товара.

Льготы относительно акцизного сбора:

1. Акцизный сбор не взимается в случае реализации подакцизных товаров на экспорт за иностранную валюту. Эта льгота повышает возможности соответствующих товаров на зарубежных рынках, способствует увеличению поступлений валютных ресурсов.

2. Не облагаются акцизным сбором обороты с реализации подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров. В этом случае исключается возможность двойного налогообложения.

3. Не подлежит обложению акцизным сбором реализация легковых автомобилей специального назначения.

4. Установлены определенные льготы относительно оплаты акцизного сбора в специальных экономических зонах, определенных соответствующим законодательством Украины.

 

4. Налог на добавленную стоимость (НДС).

НДС является непрямым налогом, выполняет фискальную функцию и оказывает значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования и на их финансовое положение.

НДС – это часть вновь созданной стоимости, которая уплачивается в государственный бюджет на каждом этапе производства и реализации товаров (за исключением их внутрихозяйственного перемещения), выполнения работ, предоставления услуг.

Плательщиками НДС являются субъекты хозяйственной деятельности (юридические лица) и граждане (физические лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Украины. При этом налог взимается, если объем налогооблагаемых операций плательщика по продаже товаров (работ, услуг) за последние 12 календарных месяцев превышал 3600 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Объектом налогообложения являются операции, связанные с продажей товаров (работ, услуг) внутри государства, их импортом или экспортом, а именно:

- продажа товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, в том числе операции по оплате стоимости услуг по договорам оперативной аренды (лизинга);

- ввоз (пересылка) товаров на таможенную территорию Украины, выполнение работ (услуг), которые осуществляются нерезидентами для использования или потребления на таможенной территории Украины; ввоз (пересылка) имущества в соответствии с договорами аренды (лизинга), залога, ипотеки;

- вывоз (пересылка) товаров за границы таможенной территории Украины и выполнение работ, предоставление услуг для потребления за границами таможенной территории Украины.

Не являются объектами налогообложения следующие операции:

- выпуск, размещение и продажа ценных бумаг, эмитированных СПД;

- обмен ценных бумаг на другие ценные бумаги;

- передача имущества в аренду и его возврат после окончания срока договора аренды;

- предоставление услуг по страхованию и перестрахованию, по социальному и пенсионному страхованию;

- обращение валютных ценностей;

- предоставление услуг по инкассации, расчетно-кассовом обслуживании, по кредитным и депозитным договорам;

- выплата заработной платы, дивидендов;

- предоставление брокерских, дилерских услуг;

- передача основных фондов в форме взносов в уставные фонды юридических лиц в обмен на их корпоративные права;

- оплата стоимости фундаментальных исследований, научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ, которые осуществляются за счет государственного бюджета.

База налогообложения зависит от сферы и вида деятельности субъекта хозяйствования. Так, база налогообложения по продаже товаров (работ, услуг) определяется, исходя из договорной стоимости этих товаров, рассчитанной по вольным или регулируемым ценам. В базу для расчета НДС включается акцизный сбор.

Например: Задача.

Договорная цена изделия – 100 грн. Изделие является подакцизным. Акцизный сбор – 10%.

Определите отпускную цену, включая акцизный сбор; сумму НДС включенную в цену; отпускную цену изделия, включая акцизный сбор и НДС.

Решение:

1. Отпускная цена, включая акцизный сбор:

100 + 100 · 0,1 = 110 грн

2. Сумма НДС включенная в цену :

110 · 0,2 = 22 грн

3. Отпускная цена изделия, включая акцизный сбор и НДС:

110 + 22 = 132 грн.

 

В случае бартерных операций база налогообложений определяется, исходя из фактической цены определенных товаров, но не ниже чем обычная цена.

Для товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины, база налогообложения включает таможенную стоимость, стоимость таможенных процедур, ввозную пошлину, акцизный сбор.

Стоимость тары, которая в соответствии с договором возвращается к поставщику, в базу налогообложения не включается.

Сфера и виды деятельности субъектов хозяйствования очень разнообразны. Поэтому в процессе их деятельности важно учитывать, какие операции освобождены от НДС. Перечень этих операций определен действующим законодательством.

Для покупателя – субъекта хозяйствования – важным является определение источника уплаты и последующего возмещения НДС (входного НДС), включенного в цену.

Установлены следующие источники возмещения входного НДС:

1) для приобретенных товаров (работ, услуг), стоимость которых относят в состав валовых затрат производства, входной НДС возмещается за счет сумм НДС, которые поступают от реализации продукции (работ, услуг) субъектом хозяйствования, а также из средств государственного бюджета;

2) для субъектов хозяйствования, освобожденных от налогообложения НДС, суммы НДС, уплаченные в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых включается в состав валовых затрат производства – за счет собственных средств;

3) если субъект хозяйствования – плательщик НДС – покупает товары (работы, услуги), стоимость которых не относится к составу валовых затрат производства и не подлежит амортизации, входной НДС возмещается за счет соответствующих источников приобретения товаров (работ, услуг) и в состав налогового кредита не включается.

Налоговый кредит – состоит из сумм НДС, оплаченных плательщиком этого налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относят к составу валовых затрат производства; основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации.

В налоговый кредит не включаются (и, следовательно не подлежат возмещению за счет полученного НДС или из бюджета):

- суммы НДС, которые оплачиваются предприятием за товары (работы, услуги), стоимость которых не входит в состав валовых затрат или не подлежит амортизации. Например, если приобретены строительные материалы или запасные части на капитальный ремонт и другие формы улучшения основных средств, при условии, что затраты на эти мероприятия превышают 5% балансовой стоимости основных средств, то такие суммы НДС возмещаются за счет соответствующих источников.

- суммы НДС, которые оплачиваются предприятием в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых входит в состав затрат на производство товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения НДС; сумма налога в данном случае входит в состав валовых затрат.

Средства в сумме НДС, которые получает предприятие, выступая на рынке, как продавец товаров, работ и услуг, исходя из экономической сути этого налога, должны перечисляться продавцом в государственный бюджет, т.е. при получении этих средств у предприятия возникает обязанность оплатить их в бюджет.

Налоговое обязательство – общая сумма НДС, полученная (или начисленная) предприятием в отчетном налоговом периоде в связи с продажей товаров, работ, услуг.

В соответствии с Законом Украины «Про податок на додану вартість» применяются две ставки налогообложения: 20% и 0%.

Нулевая ставка налогообложения НДС применяется к следующим операциям:

- продажа товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины;

- продажа работ (услуг), предназначенных для использования и потребления за пределами таможенной территории Украины;

- продажа товаров предприятиями розничной торговли, расположенных на территории Украины в зонах таможенного контроля;

- предоставление транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов за пределами таможенных границ Украины;

- продажа угля и продуктов его обогащения, электроэнергии, импортированного газа.

Итак, применение нулевой ставки налогообложения НДС к перечисленным выше операциям дает возможность включать в сумму налогового кредита НДС на приобретенные товары (работы, услуги), которые использованы для продажи товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом по нулевой ставке.

Основанием для включения НДС в налоговый кредит является налоговая накладная, оригинал которой передается покупателю в момент возникновения налоговых обязательств, а копия остается у продавца.

Если затраты на оплату НДС не подтверждены налоговой или таможенной декларацией, то включать их в налоговый кредит не разрешается.

Перечисление в бюджет НДС каждое предприятие-плательщик налога осуществляет в размере, равном разнице между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита за определенный законодательством налоговый период. Например: если за январь 2002 г. предприятие как продавец получило НДС от покупателей на сумму 850 тыс. грн (налоговое обязательство), а уплатило поставщикам и таможенным органам (в виде НДС за импортные товары) на сумму 350 тыс. грн (налоговый кредит), то оно должно перечислить в государственный бюджет НДС на сумму 500 тыс. грн.

Если сумма налогового кредита превышает сумму налоговых обязательств плательщика НДС, разница подлежит возмещению плательщику налога из государственного бюджета после подачи отчета через три отчетных периода (кроме налогообложения по нулевой ставке). По требованию плательщика налога сумма бюджетного возмещения может быть полностью или частично перечислена к сумме последующих платежей НДС или других налогов, которые перечисляются в государственный бюджет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.