Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Организация денежных расчетов предприятий.





 

1. Сущность и значение денежных расчетов, принципы организации расчетов предприятий. Наличные и безналичные расчеты.

В процессе производственной деятельности предприятие, с одной стороны, беспрерывно покупает сырье, материалы, топливо, товары и т.д., а с другой стороны – непрерывно реализует готовую продукцию или закупленные товары. Эти процессы сопровождаются денежными расчетами, которые и являются одним из наиболее массовых явлений в хозяйственной жизни любого предприятия.

Итак, расчеты представляют собой отношений, которые возникают между предприятиями и организациями в процессе реализации, распределения и перераспределения общественного продукта на основании осуществления уставной деятельности. Расчеты базируются на перемещении товаров в соответствии с заключенными договорами. Хозяйственные договора заключаются непосредственно предприятиями, а расчеты за продукцию, которая выпускается по этим договорам, осуществляются, как правило, через банк. Совокупность всех платежей составляет денежный оборот.

Денежный оборот – это проявление сущности денег в движении.



На объем и структуру денежного оборота на предприятии влияют стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, который требует увеличения производственных запасов, приводит к увеличению платежей, связанных с их приобретением. Увеличение трудоемкости продукции увеличивает платежи, связанные с оплатой труда.

Денежный оборот на каждом предприятии связан с такими направлениями:

- обеспечение процесса производства (закупка сырья, материалов, комплектующих, выплата заработной платы);

- реализация продукции (работ, услуг), т.е. возмещение затрат и формирование доходов;

- выплата налогов, обязательных отчислений и сборов;

- обеспечение совместной деятельности предприятий;

- получение и погашение кредитов, выплата процентов за кредит кредитным организациям.

Масса денег, которая находится в обороте, имеет две формы:

- наличную;

- безналичную.

Сфера действия наличных и безналичных расчетов разграничена.

Наличная форма расчетов применяется для обслуживания населения: выплата заработной платы, материального поощрения, дивидендов, пенсий, денежной помощи. Получая денежные доходы, население тратит их на покупку товаров, продуктов питания, оплачивает услуги и осуществляет другие платежи.



Безналичные расчеты – это денежные расчеты, которые осуществляются при помощи записей на счетах банков, когда деньги списываются со счета плательщика и перечисляются на счет получателя средств.

 

 

2. Виды банковских счетов и порядок их открытия.

Основанием существования разных форм расчетов является возможность открытия и ведения операций по счетам юридических и физических лиц в учреждениях банков.

Субъекты хозяйственной деятельности – участники безналичных расчетов – по собственному усмотрению выбирают банковское учреждение. После согласия этого банковского учреждения в порядке, установленном нормативно-правовыми актами НБУ и др. актами действующего законодательства, осуществляются безналичные расчеты; счета, предусмотренные Инструкцией о порядке открытия и использования счетов в национальной валюте, а также счета для учета средств – в расчетах по конкретным операциям.

Счета для учета средств по расчетам за конкретные операции открываются предприятию на основании заявления об открытии счета.

Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, а также их отдельные подразделения, имеют право открыть текущие, бюджетные, кредитные депозитные счета.

Текущие– открываются предприятиями всех видов и форм собственности, а также их отдельными подразделениями для сбережения денежных средств и осуществления всех видов банковских операций в соответствии с действующим законодательством Украины.



Бюджетные – открываются предприятиями и их отдельными подразделениями, которым выделяются средства за счет государственного или местного бюджета для их целевого использования.

Кредитные– открываются на договорной основе как юридическим, так и физическим лицам в любом учреждении банка, который имеет право выдавать кредиты, действуя в соответствии с требованиями законодательства. Нерезидентам – юридическим и физическим лицам кредитные счета в национальной валюте не открываются.

Депозитные– открываются предприятиям и их отдельным подразделениям на основании заключенного депозитного договора между собственником счета и учреждением банка на определенный в договоре срок. Средства на депозитные счета перечисляются из текущего счета и после окончания срока сбережения возвращаются на текущий счет. Проценты по депозитным вкладам перечисляются в таком же порядке или зачисляются на пополнение депозита. Проведение расчетных операций и выдача средств наличными с депозитного счета запрещается.

Для открытия текущих счетов в учреждение банка предоставляют:

- оформленное заявление на открытие счета установленного образца;

- свидетельство о гос. регистрации;

- копию устава или положения, заверенную нотариально или регистрирующим органом;

- справку, что подтверждает принятие предприятия на налоговый учет;

- карточку с образцами подписей лиц, которым в соответствии с действующим законодательством или уставными документами предприятия предоставлено право распоряжения счетом и подписи расчетных документов;

- образец оттиска печати, присвоенной предприятию;

- копию документа о регистрации в органах Пенсионного фонда Украины, заверенную нотариально или органом, который выдал соответствующий документ.

Договор на открытие и обслуживание банковского счета заключается в соответствии с Типовым договором на обслуживание коммерческим банком.

Физическим лицам – субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют свою деятельность без создания юридического лица, текущий счет и другие счета открываются на их имя. Они предоставляют в учреждение банка:

- заявление об открытии счета, подписанное предпринимателем;

- копию свидетельства о гос. регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

- карточку с образом подписи, заверенную нотариально.

По доверенности предпринимателя, заверенной нотариально, счетом предпринимателя могут распоряжаться другие лица.

 

3. Формы безналичных расчетов.

Предприятия используют (в зависимости от формы расчетного документа) такие формы безналичных расчетов:

- платежные поручения;

- платежные требования-поручения;

- чеки;

- аккредитивы;

- векселя;

- инкассовые поручения (распоряжения).

 

Инкассовое поручение (распоряжение) применяется в случаях взыскания в бесспорном порядке сумм финансовых санкций, недоимки в бюджет из налогов, штрафов, начисленных государственными налоговыми органами.

 

Поскольку все предприятия и организации должны обязательно сберегать свои денежные средства на счетах в банках, то на практике их взаимоотношений должны использоваться определенные формы платежных документов. Они заполняются предприятием и служат для банка распоряжением по списанию или зачислению денежных средств на счет предприятия.

Все платежные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и иметь в обязательном порядке следующие реквизиты:

- наименование расчетного документа;

- номер, дата, месяц и год выписки;

- наименование номер банков плательщика получателя средств;

- номера счетов плательщика и получателя средств (в банке);

- наименование плательщика получателя;

- назначение платежа (кроме чеков);

- сумма платежа цифрами и прописью;

- на первом экземпляре расчетного документа должны быть подписи руководителя предприятия, главного бухгалтер, оттиск печати.

Использование той или иной формы платежных документов не зависит от банка, а определяется договором между плательщиком и получателем средств.

 

 

Платежное требование– это документ, который содержит требование получателя средств к плательщику об оплате определенной суммы денег через банк.

Платежное поручение – это документ, который содержит приказ плательщика банку о списании с его счета определенной суммы и перечисления ее на счет получателя.

Платежные поручения удобны при авансовой оплате за товары, при выполнении платежей в бюджет и т.д.

Платежное требование-поручение – это комбинированный расчетный документ, который объединяет платежное требование и платежное поручение. Часть документа «платежное требование» заполняет получатель, а другую часть – «поручение» - заполняет плательщик при согласии на оплату.

1) Товар

Получатель Плательщик

           
 
   
     
 


2) Платежное 4) Платежное

требование требование 5) Акцепт

для акцепта

 

3) Платежное требование

Банк получателя Банк плательщика

7) Зачисление средств 6) Списание средств со

на счет получателя счета плательщика

 


Рис.4 Схема расчетов платежными требованиями.

 

 

 

1) Товар

Получатель Плательщик

 

2) Платежное

поручение

4) Перечисление средств

Банк получателя Банк плательщика

5) Зачисление средств 3) Списание средств со

на счет получателя счета плательщика


Рис. 5. Схема расчетов платежными поручениями.

 

1) Товар

Получатель Плательщик

           
   
   
 
 

 


3) Платежное

требование- 4) Платежное

поручение поручение

 

2) Платежное

требование-

поручение

 

6) Перечисление средств

Банк получателя Банк плательщика

7) Зачисление средств 5) Списание средств со

на счет получателя счета плательщика

 


Рис. 6 Схема расчетов платежными требованиями-поручениями

Аккредитив– это расчетный документ, который содержит поручение банка плательщика банку получателя оплатить товар (услуги) лишь при исполнении получателем условий, указанных в аккредитиве. Аккредитив выгодно использовать в отношениях с неаккуратными плательщиками.

6) Товар

Получатель Плательщик

       
   
 
 


7) Документы

об исполнении 5) Уведомление 1) Заявление

условий об аккредитиве на аккредитив

аккредитива

 

3) Аккредитив и перечисление средств

Банк получателя Банк плательщика

4) Зачисление средств 2) Списание средств со

на счет получателя счета плательщика

 


Рис.7 Схема расчетов аккредитивами

 

 

Расчетный чек – документ, который содержит поручение чекодателя (плательщика) банку о перечислении с его счета определенной суммы денег на счет чекодержателя (получателя) при сдаче им чека в банк.

 

4) Товар

Получатель Плательщик

5) Чек в оплату за товар

 

6) Сдача чека 1) Заявление на 3) Чековая

получение книжка

чековой

книжки

 

8) Документы на оплату чека

Банк получателя Банк плательщика

7) Зачисление средств 10) Перечисление 9) Списание суммы 2) Депонирование

на счет получателя средств чека с депониро- средств

ванных средств


Рис. 8 Схема расчетов чеками.

 

Одним из методов платежа является взаимозачет требований. Сущность его состоит в том, что взаимные требования и обязательства должников и кредиторов погашаются в равновеликих суммах и лишь на разницу между ними выполняется платеж.

На основе зачета встречных требований организованы и бартерные операции. Бартерные операции – взаимные товарообменные операции с передачей права собственности на товар (натуральный обмен) без определения внешнеторговых объединений и безденежных (банковских) расчетов за поставленный товар.

Вексельпредставляет собой ценную бумагу, которая содержит обязательства – ничем не обусловленное обещание векселедателя оплатить определенную сумму денежных средств (различают простой и переводной).

Вексель является формой оформления коммерческого кредита, который предоставляется в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа долго за поставленные товары, выполненные работы.

При выдаче простого векселя векселедатель обязан оплатить непосредственно векселедержателю определенную сумму. При этом векселедержатель принимает на себя обязанности перед другой стороной – векселедержателем выплатить определенную сумму денег после наступления определенного срока.

 

1) Товар

       
 
  Продавец
   
  Плательщик
 


ПродавецПро

 
 


2) Вексель

 


Рис 9. Упрощенная схема расчетов простым векселем

 

 

Переводной вексель представляет собой письменное предложение векселедателя, обращенное к плательщику, оплатить определенную сумму векселедержателю. Переводной вексель может быть продан при помощи индоссамента (передаваемой подписи). Срок платежа определяется или датой акцепта, или датой протеста. Упрощенная схема выдачи переводного векселя представлена на рисунке 10.

 

 

  Предприятие С
  Предприятие В
  Предприятие А
2) Товар 1) Товар

 

4) Вексель 3) Вексель

 

 

Рис. 10 Обращение переводного векселя

 

 

В связи с введением в хозяйственный оборот векселей банки могут осуществлять с ними следующие операции:

- принятие векселей на инкассо;

- учет векселей;

- выдача кредитов под вексельное обеспечение.

Одним из методов расчета, который обеспечивает поставщику гарантию платежа, является факторинг.

Факторинг– разновидность торгово-комиссионный операций, который объединяется с кредитованием оборотного капитала клиента, который связан с переуступкой поставщиком банку-фактору права на получение денег за товары, работы, услуги.

Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита. Целью факторинга является своевременная инкассация (передача денежных средств от плательщика получателю) долгов уменьшения потерь от просрочки платежа, предупреждение появления сомнительных долгов, предоставление помощи хозяйствующим субъектам в управлении кредитом, в ведении бухгалтерского учета и увеличении их оборота и прибыльности. Таким образом, использование факторинга позволяет ускорить оборотность средств в расчетах, снизить неплатежи, укрепить финансовое положение, создать условия для их работы в условиях рынка.

 

 

4. Денежно-наличные расчеты на предприятии и сфера их применения. Организация денежно-наличных расчетов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.