Тема 3 . Денежные поступления предприятий.
1. Характеристика, состав и классификация денежных поступлений предприятий.
Важнейшей стороной деятельности предприятия является обеспечение денежных поступлений, которые нужны для возмещения затрат производства и оборота, своевременного исполнения обязательств перед государством, банками и другими субъектами хозяйствования, формирования доходов и прибыли.
Денежные поступления предприятий можно разделить на:
- внутренние
- внешние.
Внутренние поступления
В мировой практике 60-70% финансовых ресурсов поступают на предприятия за счет внутренних источников. Они включают:
- выручку от реализации продукции, товаров, работ и услуг. Она зависит от основной деятельности предприятия, поэтому на нее припадает большая часть внутренних денежных поступлений;
- выручка от другой реализации. Предприятия могут реализовывать продукция дополнительного производства, подсобного сельского хозяйства, ненужное и лишнее сырье, полуфабрикаты и др. материалы, основные средства, которые выбыли из производства, и др. имущество;
- доходы от внереализационных операций. Они формируются за счет штрафов и пени, прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году, списанной ранее дебиторской задолженности, которая считалась безнадежной, но которая была погашена в отчетном периоде.
Внешние поступления
Доходы от финансовых инвестиций – купли и продажи ценных бумаг, вложения временно свободных средств на депозитные счета, лизинг, сдача имущества в аренду, валютных и других операций.
2. Доходы (выручка) от реализации продукции.
Важнейшим фактором развития любого предприятия являются денежные поступления, которые превышают платежи предприятия. От наличия или отсутствия средств будет в итоге зависеть возможность функционирования предприятия, его конкурентоспособность и финансовое положение.
Основным источником денежных поступлений на предприятие является выручка от обычной деятельности, которая зависит от отрасли функционирования предприятия, объемов его деятельности, введения научно-технических разработок, а следовательно, повышение продуктивности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции.
Главным составным элементом выручки является выручка от реализации, а именно та ее часть, которая остается после вычисления материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важнейшим заданием каждого хозяйствующего субъекта является получение максимальной прибыли при наименьших затратах путем соблюдения сурового режима экономии при использовании средств и наиболее эффективного их использования.
Процесс производства завершается доведением продукции до потребителя. Для предприятия-производителя реализация продукции является свидетельством, что она по потребительским свойствам, качеству и ассортименту соответствует общественному спросу и потребностям покупателей.
На практике используются два метода определения момента реализации продукции:
1. Метод начисления (продукция отгружена ил отпущена потребителю).
2. Кассовый метод (получены средства на счет поставщика за реализованную продукцию).
Реализация продукции всегда предусматривает изменение формы стоимости (Т – Д). Поэтому бартерные операции нельзя считать реализацией продукции. При бартерном обмене товаров не осуществляется движение средств, нет поступлений выручки от реализации продукции, т.е. не происходит изменения формы собственности. К сожалению, в соответствии с действующим законодательством, бартерные операции включаются в отчетность по реализации продукции предприятий, что в определенной степени искривляет реальное положении дел. (Приблизительно 40% реализации со всех отраслей Украины состоялись по бартерным операциям).
На размер выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) влияют такие факторы:
1.В сфере производства:
- объем производства
- количество продукции
- ассортимент продукции
- ритмичность выпуска
- другие
2. В сфере обращения:
- ритмичность отгрузки
- своевременное оформление транспортных и расчетных документов
- сроки документооборота
- формы расчетов
- уровень цены
3. Не зависящие от деятельности:
- нарушение сроков договоров поставщиками ТМЦ
- недочеты в работе транспорта
- несвоевременная оплата продукции покупателями.
В условиях рыночной экономики существуют:
- фиксированные цены, которые устанавливаются административно государством, преимущественно на услуги первой необходимости и на товары, которые монопольно производятся государством (газ, электроэнергия и др.)
- регулированные цены, которые устанавливаются регулированием уровня рентабельности товаров первой необходимости (хлеб, продукты детского питания и т.д.);
- свободные цены, которые складываются на рынке под воздействием сроса и предложения.
Кроме классификации цен на фиксированные, регулируемые и свободные, существует также разделение на оптовые и розничные. Оптовые цены – это цены, которые устанавливаются между предприятием-производителем продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления и др. предприятиями (потребителями продукции) или организациями, занимающимися сбытом, оптовыми и розничными торговыми предприятиями. Оптовая цена включает в себя себестоимость и прибыль.
Оптовая цена также может включать в себя транспортные расходы, связанные с доставкой продукции потребителю. В зависимости от внесения или невнесения в оптовую цену транспортных расходов различают цены: франко-склад поставщика, франко-станция назначения и др. Термин «франко» показывает, до какого пункта транспортные затраты покрываются за счет поставщика при данной оптовой цене.
Розничные цены используются при реализации товаров и услуг населению через предприятия торговли и общественного питания государственной и других форм собственности, включая товары производственно-технического назначения, которые поступают в личное пользование граждан. Розничные цены включают в себя вместе с оптовой ценой торговые надбавки (наценки), которые являются источником покрытия затрат предприятий розничной торговли на организацию торговли.
Расчет цены продукции можно произвести по таким формулам:
Ц 1 = С + П , где
С – себестоимость продукции
П – прибыль.
Ц 2 = С + П + НДС, где
НДС – налог на добавленную стоимость;
Ц 3 = С + П + АС + НДС , где
АС – акцизный сбор.
Розничная цена продукции:
Ц 4 = С + П + АС + НДС + ТН , где
ТН – торговая наценка.
Выручка от реализации продукции – это сумма средств, которые поступили на счет предприятия за реализованную продукцию.
На планировании величины выручки от реализации продукции базируется все финансовое планирование предприятия.
Планирование выручки от реализации необходимо для определения валового дохода, прибыли, а также для составления оперативных, финансовых и кассовых планов. Правильное планирование выручки от реализации имеет большое значения для нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Если план реализации является экономически обоснованным и успешно выполняется, предприятие имеет в своем распоряжении денежные средства, достаточные для хозяйственной деятельности. Несвоевременное и неполное поступление выручки приводит к финансовым осложнениям и нарушает нормальную деятельность предприятия.
Плановую выручку от реализации продукции определяют методом прямого счета: умножением количества реализованных изделий на их реализационную цену и добавлением полученных сумм по всей номенклатуре
В = Р · Ц , где
В – выручка
Р – количество реализованных изделий;
Ц – цена реализации каждого изделия.
Объем реализации продукции можно рассчитать, исходя из товарного выпуска изделий в плановом периоде, добавив остатки на конец планового периода:
Р = О1 + Т – О2, где
Р – объем реализации в плановом периоде;
О1 – остатки готовой продукции на начало планового периода;
Т – выпуск товарной продукции в плановом периоде;
О2 – остатки готовой продукции на конец планового периода.
Когда ассортимент изделий очень большой, расчет плана реализации можно осуществлять комбинированным методом. Выручку от реализации основных видов продукции определяют методом прямого счета, а для подсчета выручки от реализации изделий другого ассортимента используют укрупненный метод.
Показатели
| Себесто
имость товар
ной продук
ции, тыс. грн.
| Стои
мость реалии
зации продук
ции по свобод
ным ценам, тыс. грн
| в том
акциз
ный
сбор,
тыс.
грн
| числе
НДС, тыс. грн.
| Стои
мость реали
зации продукции без акцизного сбора и НДС, тыс. грн.
| Прибыль (+) или убыт
ки (-), тыс. грн.
| Остаток готовой продукции на начало планового периода
|
|
72,8
|
-
|
10,4
|
62,4
|
+14,4
| Товарный выпуск продукции в плановом периоде
|
|
400,4
|
-
|
57,2
|
343,2
|
+79,2
| Остаток готовой продукции на конец планового периода
|
|
910,0
|
-
|
13,0
|
78,0
|
+18,0
| ВСЕГО:
|
| 564,2
| -
| 80,6
| 327,6
| +75,6
|
Для расчета берут товарный выпуск по всей номенклатуре, прибавляют к нему остатки изделий на начало планового периода и отнимают ожидаемые остатки на конец планового периода по отпускным свободным ценам и по себестоимости: 264 + 48 – 60 = 52.
343,2 – 264,0 = 79,2
14,4 + 79,2 – 18,0 = 75,6
72,8 – 10,4 = 62,4
Выручка от реализации продукции не является доходом в полном понимании этого слова, т.к. из него прежде всего необходимо возместить произведенные затраты, выплатить заработную плату. Оставшаяся часть выручки примет форму чистого дохода предприятия (см. следующую схему).
Схема: Распределение выручки от реализации продукции
Валовой доход имеет большое значение как элемент национального дохода страны – основного источника формирования финансовых ресурсов государства. Будучи конечным результатом работы предприятия, валовой доход занимает одно из важнейших мест в системе показателей, которые используются для оценки экономической эффективности их работы наряду с фондоотдачей, себестоимостью и рентабельностью
При определении сущности валового дохода как финансовой категории необходимо исходить из того, что это вновь созданная трудом стоимость, которая в процессе реализации продукции принимает денежное выражение в виде превышения выручки над затратами прошлого вещественного труда
Валовой доход определяется как разница между выручкой и материальными и амортизационными отчислениями в составе себестоимости продукции. Валовой доход является важнейшим показателем деятельности предприятия и характеризует ее эффективность. В нем отражается повышение продуктивности труда, увеличение заработной платы.
Будучи конечным результатом работы предприятий валовой доход отражает уровень эффективности их хозяйственной деятельности. Валовой доход – это основной источник формирования финансовых ресурсов предприятия и гос. бюджета. Нельзя ставить знак равно между прибылью и валовым доходом как показателями, которые отражают уровень эффективности хозяйственной деятельности. Прибыль отражает только часть вновь созданной стоимости, а валовой доход определяется величиной всей вновь созданной стоимости – основного источника дохода страны. Использование валового дохода как главного обобщающего показателя эффективности даст возможность учитывать реальный экономический эффект, который получит народное хозяйство в результате деятельности каждого предприятия. В отличии от прибыли валовой доход дает возможность оценить эффективность работы предприятия с точки зрения не только его хозрасчетных, а и народнохозяйственных интересов. Преимущество валового дохода лежит в том, что в нем наиболее реально отражаются такие важные стороны деятельности, как сокращение материалоемкости, повышение продуктивности труда. Кроме того, показатель валового дохода используется и для оценки уровня эффективности убыточных предприятий.
Чистый доход – это разница между валовым доходом и заработной платой.
Задача 1.
Рассчитайте объем выручки от реализации продукции по оптовым ценам (с НДС) по следующим данным:
Название изделий
| Остаток на начало года, шт
| Ожидаемый объем товарной продукции
| Остатки на конец года, шт
| Себестоимость единицы продукции, грн
| Рентабельность продукции, %
| А
|
|
|
|
|
| Б
|
|
|
|
|
| В
|
|
|
|
|
|
Задача 2.
Определите величину валового и чистого дохода предприятия по налоговому учету по таким данным:
- выручка от реализаии продукции без НДС – 1200 тыс. грн
- материальные затраты на изготовление продукции – 690 тыс. грн
- амортизационные отчисления в составе себестоимости реализованной продукции – 90 тыс. грн.
- затраты на заработную плату – 120 тыс. Грн.
__________________________________________________________________________
Задача 3.
Определите общую величину дохода предприятия, величину денежных поступлений, чистый доход, прибыль от реализации продукции, рентабельность реализованной продукции по следующим данным:
- Объем реализованной продукции по свободным
отпускным ценам с НДС 12 600 тыс. грн.
- себестоимость реализованной продукции 8 200 тыс. грн,
в том числе:
- выплаты на оплату труда 1 700 тыс. грн
- материальные и приравненные к ним затраты 6 000 тыс. грн.
- Доход от реализации ценных бумаг – 35 тыс. грн.
- Доход от сдачи имущества в аренду - 19 тыс. грн.
- Внереализационные затраты ( штрафы, пени) - 20 тыс. грн.
Задача 4.
Определите оптовую цену изделия, отпускную цену с акцизным сбором без НДС, сумму акцизного сбора для оплаты в бюджет, свободную отпускную цена подакцизного изделия с НДС, выручку от реализации товара и рентабельность изделия по таким данным:
- Себестоимость подакцизного изделия 380 грн
- Прибыль 80 грн
- Ставка акцизного сбора – 12%
- Ставка НДС – 20%
- Количество реализованных изделий – 700 шт.
Тема 4. Формирование и распределение прибыли.
1. Экономическое содержание прибыли и ее состав.
Прибыль – важнейшая финансовая категория, которая отражает позитивный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия, характеризует эффективность производства, и в итоге свидетельствует об уровне и качестве произведенной продукции, состоянии продуктивности труда, уровне себестоимости. Одновременно прибыль влияет на укрепление финансового положения предприятия. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, а и источником формирования бюджетных ресурсов государства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|