Сделай Сам Свою Работу на 5

Орнаментальная композиция на стене Тадж-Махала





 

Когда-то двери в мавзолей, символизирующие вход в рай, были из серебра, причем тонкий рисунок на них был выложен тысячами серебряных гвоздиков. Кенотаф стоял на парапете из золота, а гробницу Мумтаз сверху покрывала ткань, усыпанная жемчугом. Необходимо упомянуть и о том, что в зал, где стоят кенотафы, можно попасть только через третий этаж мавзолея – с открытых веранд. Расположение кенотафов традиционно – точно над настоящими гробницами (тела шаха и его жены были спрятаны в одной из семнадцати подвальных камер, вход в которые был заложен кирпичной кладкой во избежание разграбления).

Подобного рода двойная (двухэтажная) система гробниц наблюдается почти во всех мусульманских мавзолеях. Согласно религиозным представлениям, из нижних гробов дух умерших переходит в верхние и уже оттуда возносится через купол на небо, к престолу Аллаха.

 

 

Кенотафы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана

 

Резьба на ограде, окружающей кенотафы

 

Кенотафы выполнены из бело-розовых пород мрамора. Любопытно, что кенотаф Мумтаз располагается точно по центру зала, а кенотаф Шах-Джахана – в стороне, как бы в тени, у самой стены. Свет, проникающий в зал через входной проем из верхнего вестибюля, отражается зеркальной поверхностью сводчатого потолка и падает прямо на кенотаф Мумтаз. Обе гробницы, как ширмой, окружены почти двухметровой беломраморной резной оградой (первоначально она была золотой, унизанной драгоценными камнями и отделанной эмалью, но сын Шах-Джахана Аурангзеб отдал приказ переплавить ее, заменив на мраморную).



Ажурный резной узор ограды при всей своей прихотливости довольно однообразен и включает мотив Мирового древа, но он весьма утонченно проработан, а потому заслужил репутацию «шедевра элегантности в индийском искусстве». Если зайти внутрь этой ширмы, то в свете зажженных свечей все вокруг словно начинает гореть и светиться, а поверхность кенотафов – излучать золотистый теплый свет.

Они словно одеты в светло-розовую шелковую ткань, вышитую тончайшим цветочным узором и орнаментом, поэтому поверхность кенотафа Мумтаз кажется теплой или только слегка прохладной, словно живая. Кенотаф Шах-Джахана в точности такой же, как и у Мумтаз, если не считать того, что на его верхней плоскости выступает удлиненный брусок из того же мрамора. Этим знаком обычно отмечаются мужские кенотафы.



По мусульманскому обычаю, женщину хоронят значительно глубже, с тем чтобы в день воскрешения из мертвых она не могла опередить мужчин, представ перед взором Аллаха.

Оба кенотафа, представляющие собой чудо искусства декора, гравировки и инкрустации, покрыты символическим орнаментом, в котором, как и в резном узоре ширмы, можно угадать и мотив Мирового древа, и космологическую символику. Все загадки могольского декора еще не разгаданы.

Согласно некоторым историческим данным, строительство главного здания мавзолея было закончено в 1643 г. На одной из стен Тадж-Махала была обнаружена надпись, свидетельствующая о полном окончании работ по возведению комплекса в 1648 г. Но, судя по многочисленным свидетельствам современников, работы продолжались еще несколько лет.

 

 

Ажурная резьба решетки вокруг кенотафов

 

Еще перед началом строительства к выбранной площадке была подведена наклонная дорога на сваях протяженностью более 3 км. В 1653 г. строительство всего комплекса мавзолея было завершено и необходимо было убрать все вспомогательные постройки.

Чтобы разобрать бамбуковые строительные леса и эту дорогу, по оценкам специалистов, требовалось около трех месяцев, что ужасно огорчило падишаха, запланировавшего устроить торжественную церемонию поминовения любимой жены в день ее кончины.

Находчивый визирь выручил правителя, посоветовав разрешить людям взять себе этот строительный материал. Шах-Джахан последовал его совету, и люди разобрали и вывезли все за одну ночь.



По свидетельству очевидцев, к мавзолею собралось огромное число паломников, не считая тех 20 тысяч ремесленников, которые работали на строительстве.

К востоку и западу от мавзолея возвышаются изумительные одинаковые здания из красного песчаника с небольшим добавлением мраморных деталей для создания контраста. Здание по направлению к западной Мекке – мечеть, восточное здание – Дом для гостей, носящий также название Дворец отдохновения.

Фасады их обращены к мавзолею. Теплый красноватый цвет боковых зданий подчеркивает белизну, легкость и сияющую чистоту беломраморного центрального здания. Боковые здания не отвлекают от беломраморной гробницы, а, наоборот, притягивают внимание к ней и подчеркивают ее совершенство, как драгоценная оправа оттеняет еще более дорогой самоцвет.

Боковые здания «перекликаются» с мавзолеем своими беломраморными куполами, а будучи обращены к зрителю торцами, тем самым как бы ограничивают воздушное пространство вокруг гробницы и направляют взор зрителя непосредственно к центральному зданию. Их роль – оттенить величие и красоту гробницы.

 

 

Дворец отдохновения

 

Справедливости ради стоит сказать и о том, что в комплекс Тадж-Махал входит целая серия гробниц. Помимо основной, центральной, слева от нее из красного песчаника сооружена гробница главной фрейлины Мумтаз – Сати-ун-Нисса Ханум.

Справа от нее – гробница Бегум Фатхпур, одной из жен Шах-Джахана, которому Мумтаз-и-Махал приходилась второй по счету супругой. В глубине сада есть гробница еще одной жены шаха – Кандхари Бегум, а также гробницы остальных членов шахской семьи. Рядом с ними расположена небольшая черная мечеть Кали Масджид.

Среди специалистов по памятникам архитектуры существует мнение, что из лучших, сохранившихся во всем мире построек, наиболее знамениты и прекрасны семь: Парфенон в Афинах, собор Св. Марка в Венеции, собор Св. Софии в Константинополе, Реймский собор, дворец-замок Альгамбра в Гранаде, собор Василия Блаженного в Москве и Тадж-Махал в Агре.

Не только поэтов вдохновлял Тадж-Махал на создание новых поэм и стихотворений. Знаменитый русский художник В. В. Верещагин в 1874 г. наконец решился осуществить свою детскую мечту – увидеть своими глазами сокровища Древней Индии.

Художник уехал из Петербурга в длительное путешествие по этой загадочной стране. В пейзажах, написанных в Индии, Верещагин сумел выразить свою тонко чувствующую натуру в изображенной на картинах гармонии архитектурных форм.

Он создал в Индии несколько шедевров: «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сикри», «Моти Масджид (Жемчужная мечеть) в Агре».

«Мавзолей Тадж-Махал в Агре» – выдает кисть настоящего мастера живописи (См. цветную вклейку). Очарованный красотой храма умершей возлюбленной безутешного падишаха, художник создает на полотне настоящую поэму о силе любви, передав все великолепие, воздушность форм, гармонию пропорций и связь мавзолея с окружающим пространством. Неповторимая красота Тадж-Махала, как в зеркале, отражена в покрытой рябью глади реки. Кажется, весь арсенал живописных средств и приемов использовал художник в создании этого шедевра.

Трудно покинуть Тадж-Махал. Он словно завораживает и смотрит уходящему вслед. Человек чувствует взгляд и оборачивается, а обернувшись, удивляется: Тадж как будто движется за ним. Так происходит до самой арки входных ворот. Под ее сумрачными сводами надо остановиться и бросить на мавзолей прощальный взгляд. А Тадж-Махал словно совсем рядом и приглашает вернуться.

 

Облака заслонили

Половину луны

И в душе породили

Золоченые сны.

Мавзолей, минареты,

Белый мрамор стены.

На стене самоцветы,

Словно отблеск луны.

Словно небо полудня,

Словно пение вод,

Как всегда многолюдно

Возле райских ворот.

И прохлада Джамуны —

Будто тень опахал.

Память страсти подлунной —

Золотой Тадж-Махал.

 

События той великой эпохи уже давно стали сюжетами для романов или театральных постановок. Это даже имеет свой термин «муглаи», что означает «могольский». Это не только романы и кинофильмы, это целый стиль в индийском искусстве, направление в моде и даже кулинарии.

Огромные величественные города, наполненные дворцами, мавзолеями и мечетями из драгоценного белого мрамора, – все, что осталось от эпохи Великих Моголов. А может, и не только это...

В низкой и полутемной мастерской звучит негромкое пение. В песне рассказывается о любви падишаха к своей жене. Мастер, склонившись над ткацким станком, поет, старательно проговаривая слова, а подмастерье подтягивает. Они не просто поют, они напевают узор, который плетут. Такого больше нигде не увидеть. Этот сложный и красивый узор используют в ткачестве уже третье столетие, передавая его музыку из поколения в поколение. Это узор со стен Тадж-Махала – самый любимый узор в Индии.

До сих пор краски и орнаменты знаменитой усыпальницы можно увидеть в ковровых рисунках, на индийских тканях. Мотивы художественных произведений мастеров эпохи Великих Моголов живут в изделиях современных индийских ремесленников – на резных шкатулках, блюдах, кувшинах и крышках столов. До сих пор в Индии слагают легенды о любви Шах-Джахана и прекрасной Мумтаз.

Полтора столетия назад путешествовавший по Индии Марк Твен писал в путевых заметках: «Это единственная страна под солнцем, которая бесконечно интересна мудрому и глупому, богатому и бедному. Единственная страна, которую желают увидеть все мужчины, а, увидев однажды, уже не могут таким же взглядом смотреть на все другие прелести мира».

 

Иллюстрации

 

Башня Кутб-Минар в Дели

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.