Сделай Сам Свою Работу на 5

В. В. Верещагин. Всадник-воин в Джайпуре





 

Крестьяне во многих местностях уже не могли вести хозяйство и уходили с насиженных мест. В хрониках того времени найдено очень много жалоб на разорившихся крестьян, бросивших свои дома. Недоимки пытались собрать с оставшихся крестьян, все чаще применяя принцип круговой поруки. Неудивительно, что голод постоянно поражал то одну, то другую область страны.

Поправить экономическое положение можно было только снижением налогов, чтобы труд земледельца приносил хоть какой-нибудь доход. Но правительство не желало уменьшать налоговое бремя. А феодалы, наоборот, продолжали ужесточать налоговые требования к крестьянству. Несмотря на внешний блеск империи, уже при Шах-Джахане обозначился ее упадок. Символически это выразилось в переходе от яркой монументальности и помпезности архитектурных построек к их значительно облегченному и изящному варианту. Исторически об ослаблении династии Великих Моголов свидетельствует страшный голод 1630 г., обрушившийся на юг страны, провал многочисленных попыток отобрать захваченный Ираном Кандагар и прочее. В правление Шах-Джахана значительно усилилось проникновение в Индию европейских торговых компаний.



Когда престол захватил Аурангзеб, он поместил Шах-Джахана в Агре и содержал отца в дворцовых покоях вплоть до самой смерти. Шах-Джахан проводил последние дни в обществе любимой дочери Джаханары Бегум в башне Муссаман Бурдж, откуда он до самой смерти любовался творением рук своих и мысли – Тадж-Махалом. Там нашла свой последний приют любовь всей его жизни.

 

 

Тадж-Махал из окна башни Муссаман Бурдж в Красном форте

 

Рассказать словами о красоте такого шедевра мировой архитектуры, как мавзолей Тадж-Махал, невозможно. Он уникален в своей прелести непередаваемого по музыкальности и совершенству тонкого рисунка, в устремленности ввысь, в монументальности и одновременной легкости, в удивительной гармонии со всем окружающим. В красоте его форм живут возвышенная любовь форте и страдающая душа.

 

Я видел Тадж. Из глубины веков

Он встал, в наряды белые одетый,

Как призрачный дворец волшебных снов,

Построенный из солнечного света.



Царь и царица здесь лежат в гробах

Вдали от шума, горя и страданий,

И тишина, что стережет их прах,

Нам шепчет о бессмертьи их деяний.

Как много лет прошло, о Тадж-Махал,

С тех пор, как ты воздвигся над землею,

А кажется: ты лишь сегодня встал

Из темных тайн бессмертною мечтою...

Безмолвным богом ты стоишь века,

Спокойно принимая поклоненье,

И тысячи людей издалека

Идут к тебе, как на богослуженье.

И даже по ночам перед тобой

Они восторженно стоят часами,

Когда ты спишь, умытый, как росой,

Луны лазурной легкими лучами.

 

Хариндранат Чаттопадхайя

 

 

Легенда о любви

 

Принц Кхуррам сидел на террасе дворца Арам-Бега, задумчиво смотрел на плывущие в небе облака и тщетно старался запомнить 21 суру Корана. Его губы шептали: «Но многие из этих не знают истины и потому удаляются...». Его любимая сестра Гюли играла в куклы с Арджуманд, дочерью первого министра. Тетушка Мехрун-Нисса сидела на бархатных подушках и занималась рукодельем. По садовой дорожке не спеша шла няня с огромным блюдом всевозможных фруктов. Вдруг все вздрогнули от пронзительного крика Гюли. Огромными глазами, полными ужаса, она смотрела, как Арслан, рыжий и лохматый пес садовника, сорвавшись с цепи, несся к беседке, где играли девочки.

Кхуррам не успел осознать всю меру опасности, а тоненькая Арджуманд заслонила собой испуганную Гюли и, раскинув руки, молча ждала приближения грозного пса. Когда принц подоспел на помощь, нарушитель спокойствия поспешил отбежать в сторону, подальше от всеобщей суматохи. Стало понятно, что Арслан и не собирался ни на кого нападать, он просто радовался неожиданной свободе.



Гюли уже весело смеялась, а ее защитница неожиданно заплакала, уткнувшись в плечо принца. Он смущенно гладил ее худенькие плечи, говорил какие-то утешительные слова, но Арджуманд никак не могла успокоиться.

После этого происшествия Кхуррам понял, что эта девочка значит для него очень много. Он стал чаще бывать во дворце первого министра. Отец не препятствовал его общению с Арджуманд, и они подолгу бродили по тенистому саду и беседовали обо всем на свете.

 

 

Арджуманд Бано Бегум

 

Слава о мудрой не по годам Арджуманд Бано Бегум распространилась по всей Индии. Ее руки добивались многие, но свое сердце девушка отдала принцу Кхурраму. Однако, согласно традиции и статусу наследника престола, принц был обязан жениться на персидской принцессе.

К счастью для влюбленных, ислам разрешал многоженство, поэтому они смогли соединиться в браке. Но произошло это не скоро, так как астрологи и звездочеты ждали благоприятного расположения звезд. Влюбленных разлучили на долгие пять лет. В 1612 г. Арджуманд наконец стала второй и самой любимой женой принца.

Ее называли «бриллиант в короне», «белолицая персиянка», а свекор еще до свадьбы прозвал невесту сына Мумтаз-Махал, что в переводе означает «высокая избранница дворца». Ее называли самой прекрасной женщиной страны. Никто не мог сравниться с ней тонкостью стана и стрелами длинных темных ресниц. Поэты всех стран воспевали красоту Мумтаз-Махал.

Хрупкая на вид Арджуманд на деле оказалась очень выносливой и терпеливой. Шах-Джахан подвергался преследованиям со стороны отца, правящего падишаха Джахангира. Семь лет Кхурраму и Мумтаз пришлось скитаться по стране, так как падишах не хотел передавать свой трон Шах-Джахану и пытался уничтожить его.

Когда же смерть настигла Джахангира, наследный принц появился во дворце и сумел захватить трон. Несмотря на настойчивые просьбы Мумтаз пощадить братьев и племянников, Шах-Джахан жестоко расправился с ними, уничтожив всех возможных претендентов на престол. Так он отомстил за годы изгнания и преследований, за жестокие схватки, каждая из которых могла закончиться гибелью принца, его жены и детей.

По законам ислама Шах-Джахан должен был прятать жену от посторонних. Так поступали все мусульмане. Этому способствовало отсутствие окон на женской половине дома. Женщины могли лишь выходить в закрытый двор или смотреть на мир через зарешеченные подобия окон, созданные восточными мастерами. Через просветы узоров женщины могли наблюдать за происходящим снаружи дворца, оставаясь при этом незамеченными.

Кроме прочего, считалось крайне непристойным расспрашивать мужчину о его супруге или вообще говорить о ней, даже при общении с близкими друзьями.

В повседневной жизни, согласно канонам ислама, муж и жена должны были обращаться друг к другу как к матери Али или отцу Хусейна (имена, конечно, произвольны), то есть по родственной принадлежности к общим детям. В третьем лице жена говорила о муже как о господине, а он о ней – как о госпоже. Младшим господином обычно именовался первенец.

Любопытен тот факт, что женщины на Востоке умудряются рожать по два раза в год. Тонкая талия здесь – показатель женской несостоятельности и непривлекательности для противоположного пола. Поэтому между вынашиванием детей тело под одеждой оборачивают несколькими слоями ткани, помогающей женщине снова выглядеть «сильно беременной» в доказательство того, что она любима и желанна.

 

 

Свадебная процессия. Рисунок на персидском ковре XVII в.

 

Рождение ребенка окружалось тайной по причине боязни влияния дурного глаза. Появление на свет мальчика было гордостью семьи и предметом зависти недругов, а потому могло навлечь на роженицу и новорожденного злых духов. Приняв младенца, повитуха громко объявляла: «Да это девочка, да еще кривая!» Таким наивным сокрытием пола семья надеялась уберечь ребенка от сглаза.

При рождении девочки пол не скрывали, ибо оснований для зависти это событие не давало. Но, чтобы девочка выросла красивой, та же повитуха сообщала во всеуслышание, что девчонка черным-черна. На самом деле это означало, что новорожденная «светла, как полная луна». Родственники и даже домашние могли увидеть роженицу и младенца лишь на шестой день после родов, в праздник чхати, поскольку до этого срока мать и дитя были особо уязвимы для дурного глаза.

В знатных семьях женщину называли по титулу или почетному прозвищу. Все дошедшие до нас имена знаменитых индийских мусульманок – Мумтаз-Махал, Нур-Джахан, Джаханара, Зеб ун-Нисса, Хазрат Махал и другие – суть титулы и прозвища.

История индийского Средневековья сохранила имена этих женщин, которые проявили себя не только как жены и матери. Эти женщины сумели совместить семейный долг с иной деятельностью (а иногда им, по воле обстоятельств, приходилось жертвовать супружеством и материнством).

Все они в той или иной степени нарушили сложившиеся традиции и стереотипы, хотя и не всегда осознавали это, но именно таким путем они смогли оставить свои имена на страницах истории.

Мумтаз-Махал стала для мужа незаменимой помощницей и верным другом. Она оказалась замечательной матерью. Дети рождались один за другим, но состояние беременности не мешало Мумтаз сопровождать мужа во всех его походах.

Изнемогая от постоянной усталости, Мумтаз-Махал сама ухаживала за детьми, но никогда не жаловалась и всегда умела найти для мужа теплые слова поддержки.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.