Сделай Сам Свою Работу на 5

Тадж-Махал в предрассветной дымке





 

В эпоху правления Шах-Джахана Агра наравне с Дели считалась столицей империи. По сложившейся вековой традиции в столичном пригороде, на берегу реки Джамна, и было решено возвести здание мавзолея для безвременно ушедшей любимой жены падишаха. Место для строительства Шах-Джахан выбрал настолько удачно, что до сих пор ни одно землетрясение не причинило серьезного ущерба мавзолею.

Шах-Джахан был очень образованным правителем. Он прославился не только как умелый стратег и талантливый полководец, но и как падишах-архитектор. Ему нравилось тратить сокровища из казны на возведение прекрасных дворцов и величественных фортов.

Иностранные правители, побывавшие в Индии, стали называть ее царством белого мрамора. После приема у падишаха они долго не могли прийти в себя от красоты дворцов.

На стене «Диван-и-кхаса», в верхней ее части, почти под самым серебряным потолком, вилась надпись, украшенная резьбой и инкрустацией драгоценными камнями:

 

 

И коли есть блаженство рая на земле, то здесь оно, а более – нигде.

Шах-Джахан пригласил в Агру самых лучших архитекторов. Приехали мастера из Турции, Самарканда, Бухары, Багдада, Шираза и Дамаска. Деревянная модель мавзолея была выполнена по проекту персидского архитектора устада (мастера) Мохаммеда Иса Кхана. Это был византийский турок, ученик Синана, одного из лучших турецких архитекторов, грека по происхождению.



Он же и возглавил строительство. Большую часть работ по отделке здания Иса Кхан препоручил своему ученику, устаду Ахмаду. Купол же был возведен Исмаил Ханом. Он сделал его изящным, легким и увенчал широким коническим навершием в виде розетки из лепестков лотоса и устремленным ввысь девятиметровым шпилем, сверкающим позолотой.

Купол обрамлен четырьмя башенными павильонами, которые под любым углом зрения кажутся примкнувшими к нему. Поэтому купол никогда не производит впечатления изолированного, боковые купола, минареты и шпицы по углам мавзолея подкрепляют его устремленность в небо.

Для удобной доставки материалов при возведения купола была построена рампа длиной 2 мили. Легенда гласит, что, когда постройка была завершена, Шах-Джахан приказал отрубить правую руку главному архитектору, чтобы никогда и никто уже не мог повторить этот шедевр.



Судя по старинной легенде, к строительству были привлечены европейцы: венецианский и французский архитекторы, но, к сожалению, их подлинные имена неизвестны. Возможно, их вкладом стал роскошный парк вокруг мавзолея.

По другим данным, в отделке дворца принимали участие венецианский ювелир Джеронимо Верронео и французский золотых дел мастер Огюстэн де Бордо, участвовавший в отделке знаменитого Павлиньего трона Шах-Джахана в Дели.

Согласно архивным документам, Шах-Джахан и сам участвовал в планировке парка и окружавших мавзолей построек. Чтобы в казну поступало больше денег, падишах обложил крестьян новыми тяжелыми налогами.

Мастеров, работавших над возведением купола, художников-каллиграфов, ювелиров, специалистов по мозаичным работам и инкрустации щедро вознаграждали, а вся забота о простых рабочих и ремесленниках сводилась к тому, чтобы они не умерли с голода.

 

 

Главный купол мавзолея

 

К строительству было привлечено более 20 тысяч человек. Чтобы разместить их, был построен небольшой городок Мумтаз-Абад. Почти 20 лет ремесленники ютились в его убогих хижинах, влача жалкое существование. Многие умирали от непосильного труда, но на их место тут же привозили других.

 

Именно в период строительства Тадж-Махала в империи Моголов разразился страшный голод. Сохранилось свидетельство голландского купца Ван Твиста: «Целые семьи топились в реке, и людоедство совершалось открыто. По дорогам грабили банды отчаявшихся людей. Многих выживших скосила чума... Главной причиной бедствия был чрезмерный налог и жадность чиновников, не оставлявших крестьянам запасов».



Еще при правителях Акбаре и Джахангире Агра обрела славу одного из прекраснейших городов Индии. Но все же мировую известность Агре принес мавзолей Тадж-Махал. Название мавзолея – это один из вариантов имени Мумтаз-Махал. Известно, что вначале Шах-Джахан хотел назвать его Тадж-Бибика Рауза (Усыпальница царицы сердца).

О спокойной и величавой священной реке Джамне, на холмистом берегу которой был построен Тадж-Махал, в фольклоре индийских народов сложено немало сказаний и легенд. Индийцы относились к горам, рекам и растениям как к живым существам, возводя их в ранг полубогов. Так произошло с реками Гангом и Джамной.

 

 

Вид на Тадж-Махал с берега Джамны

 

Стена с ажурными аркадами, окружающая Тадж-Махал

 

Главные ворота Тадж-Махала

 

Название Ганг в некоторых мифах звучит как Ганга, так как для индийцев воплощением водной стихии (в данном случае – реки) был женский образ. Название реки Джамны также претерпевает некоторое изменение: оно упоминается как Ямуна или Джамуна. Существуют даже скульптурные изображения богинь этих рек.

Вначале на берегу Джамны была сложена массивная платформа из плит красного песчаника. Только потом начались работы по возведению самого мавзолея, мечети и дома для паломников. С южной стороны был разбит большой парк (чербаг). Весь комплекс зданий и парк были обнесены стеной с ажурными аркадами.

В центре каждой стены – ворота.

Главными воротами считаются южные, представляющие собой монументальное сооружение с квадратным основанием с круглыми башнями по углам. Каждую башню венчает купольный павильон.

Входную арку обвивает каллиграфический орнамент, инкрустированный черным сланцем по белому мрамору. По мере удаления от зрителя надписи словно увеличиваются в размерах таким образом, что кажутся одинаковыми как на уровне человеческого роста, так и на высоте 24 м.

 

 

Каллиграфический орнамент на главных воротах Тадж-Махала

 

Входная арка ведет в восьмиугольный зал, внутри которого есть небольшие помещения, а по угловым лестницам можно подняться на второй этаж. Павильон ворот очень походит на небольшой дворец из красного песчаника, украшенный портиком из белоснежного мрамора с одиннадцатью маленькими куполами на кровле.

Входящий под сумрачные своды узорного портика ворот прямо перед собой видит сверкающее на солнце беломраморное здание мавзолея в оправе резной арки.

К мавзолею ведут строгие и прямые, как стрелы, аллеи парка. Осью парка стал оросительный канал с устроенным посередине мраморным бассейном квадратной формы. От водоема четыре дорожки, вымощенные плитами из белого мрамора, ведут к минаретам. Водоемы и неглубокие каналы гармонично дополняют весь ансамбль мавзолея. По берегам растут аккуратно подстриженные деревья и кусты, своей сочной зеленью оттеняя белизну здания. Согласно традициям ислама, сады символизируют уголок рая.

По желанию Шах-Джахана в бассейне росли лотосы и плавали декоративные заморские рыбки, по дорожкам важно вышагивали павлины и другие экзотические птицы.

 

 

План комплекса мавзолея Тадж-Махал

 

План здания мавзолея

 

Стражники были одеты в белые одежды и вооружены духовыми ружьями. Им предписывалось круглосуточно охранять сад от хищных птиц, а дворец от грабителей. Сад стал местом, где знатные индийские семьи отдыхали, отдавая дань уважения памяти прекрасной Мумтаз.

Со стороны реки ничто не заслоняет сам мавзолей. Река в этом месте неспокойна, поэтому нельзя увидеть в ее водах идеальное отражение Тадж-Махала. Зато этот факт создает на рассвете ирреальное видение парящего в предрассветной туманной дымке величественного здания.

Возможно, этот эффект создается оригинальными пропорциями, когда высота равна ширине фасада, а фасад, прорезанный огромными полукруглыми нишами, кажется невесомым. Может быть, главный купол совершенной формы поднимает ввысь все четыре малых купола и четыре минарета.

Основанием Тадж-Махала стал квадратный цоколь, облицованный белым мрамором. Высота самого мавзолея – 75 м, а четырех минаретов – 41 м. Их стройные башни, которые слегка отклонены в стороны от усыпальницы, чтобы не обрушиться на него во время землетрясения, напоминают огромные свечи, ограничивающие пространство, внутри которого помещен мавзолей.

Это восьмиугольное здание абсолютно симметрично. Его периметр составляет 57 м, высота главного купола – 24,5 м, а диаметр основания – 15 м. Кажется, что купола по углам здания мавзолея и четыре минарета создают невидимые диагонали, которые помогают сосредоточить внимание посетителей на главном куполе, таким образом напоминая о женщине, в честь которой была создана эта необыкновенная красота.

В исламе число «4» является символом совершенства и завершенности. Этим объясняется повторение цифры в комплексе сооружений Тадж-Махала и окружающего его парка. Наверное, это ведет к установлению полного равновесия всего комплекса и позволяет мавзолею выглядеть таким совершенным. Четыре купола здания, четыре минарета, четыре двери, ведущие в мавзолей.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.