Сделай Сам Свою Работу на 5

Домогольская архитектура XII–XVI вв





 

Изменения в искусстве Северной Индии начались с XII в. и происходили преимущественно во вновь образованных государствах, управляемых пришлыми из Азии властителями.

Идеологи ислама так сильно повлияли на развитие культуры, что индо-мусульманская культовая архитектура получила облик, совершенно отличный от брахманских храмов. Иной стала и техника строительства.

Новая архитектура развивалась по мере укрепления власти мусульманских правителей. На севере Индии империя простиралась от Афганистана до Бенгалии, образовавшись в результате походов на Индию афганского правителя Газни Мухаммеда Гури и оккупации в 1193 г. города Дели.

После гибели Мухаммеда Гури в 1206 г. его тюркские военачальники иктадары возвели на делийский престол индийского наместника Кутб-уд-дин-Айбека, ставшего основателем династии Гулямов (Рабов) и основателем независимого от Газни Делийского султаната.

В этой огромной державе, созданной азиатскими феодалами, господствовали тюрки, таджики и афганцы. После Гулямов султанатом правили династии Хильджи и Туглукидов.

Делийский султанат был типичным государством с восточной деспотией и слабыми связями между княжествами. Главной причиной развала султаната стали острые внутренние противоречия.



Среди крупных феодалов постоянно вспыхивали междоусобицы, каждый из них стремился к независимости от власти султана, сидевшего на троне в Дели. Кровавые конфликты опустошали и разоряли страну. Народ стонал от непосильного бремени налогов и постоянных вторжений кочевников.

При Мухаммеде Туглуке к 1340 г. власть мусульман окончательно утвердилась в основных областях Индии, кроме Кашмира и той части Южной Индии, где еще оставалось государство, управляемое индусской династией Хойсалов. Но после пика могущества султаната он распался, утратив былую мощь уже к 1413 г., сразу же после поражения в битве с войском Тимура.

Нашествие в 1398 г. полчищ хана Тимура оказалось особенно страшным. Войска делийского султана Туглукида были разбиты наголову. Тимур разорил Дели и все города, встретившиеся ему на пути. Покидая Индию, он увел с собой тысячи индийских ремесленников.

Во времена Делийского султаната в стране было разрушено много древних городов, уничтожены сотни исторических памятников. Благосостояние каждого города во многом зависело от управлявшего им наместника.



Городские ремесленники занимались обслуживанием султана и его приближенных, крупных феодалов и купцов, а также обеспечивали всем необходимым наемную армию. На султанов работали тысячи ремесленников, которые влачили жалкое существование и не были свободными людьми.

Большую роль в тот период играло производство предметов роскоши, которые присваивали себе феодалы или продавали в другие страны. Для более удобной торговли многие ремесленные мастерские были перенесены в крупные портовые города Индии.

На Малабарском побережье шла морская торговля с арабскими странами, Ираном, Китаем и Средней Азией. Развивались новые виды художественных ремесел, чему в большой степени способствовал приток мастеров из стран мусульманского Востока.

Во всем мире славились изделия индийских мастеров. На базарах крупных городов работали искусные оружейники, ювелиры, вышивальщицы, шорники и прочие мастера.

Из Индии вывозили тонкие хлопковые и шелковые ткани, прочные красители для пряжи, булатную сталь в виде полос для клинков, готовое оружие, ювелирные изделия, пряности и другие ценные продукты сельского хозяйства.

В Индию в то время стали завозить китайские фарфор и шелк. На Малабарском побережье постоянно шла бойкая торговля лошадьми и драгоценными металлами, но все же, по сравнению с первыми столетиями новой эры, торговля значительно сократилась.



В XII–XIV вв. многие города были разорены, ремесленники уведены кочевниками в плен. Дели после нашествия Тимура пришел в упадок. Но все же большая часть территории Индии оставалась под властью мелких мусульманских династий.

Некоторые индусы, принадлежавшие к высшим кастам, принимали ислам, чтобы сохранить положение в обществе, а также во избежание уплаты особого налога на неверных (джизья).

Крестьяне и ремесленники тоже принимали ислам для облегчения кастового бесправия, так как среди мусульман кастовые различия существенно смягчались, хотя и не исчезали совсем. В результате такой политики к XVI в. в Индии каждый четвертый житель стал мусульманином.

Из Турции, Ирана, Аравии и других стран, где господствовал ислам, в Индию прибывали поэты, художники, военные специалисты, представители исламского духовенства.

В политике и экономике страны мусульмане заняли все ключевые посты. Индийские раджи были повсюду на положении вассалов. Ислам не проник лишь на юг страны, мало мусульман было в Ориссе и в Западной Индии.

Султаны, стремившиеся к усилению позиций ислама, стали создавать различные культовые мусульманские сооружения. Повсюду, где длительное время господствовали представители Делийского султаната, появилось множество красивейших зданий мечетей и мавзолеев.

Официальный стиль новой индийской архитектуры представлен в Дели и Агре, а чем дальше от Дели, тем сильнее проявлялись в архитектуре коренные местные черты и традиции.

Радикальные перемены почти не коснулись народного художественного ремесла, в орнаментальных композициях которого продолжали изображать живых существ независимо от религии, которую принял мастер.

К тому времени, когда в Индии стал развиваться индо-магометанский стиль культового зодчества, в других странах ислама уже давно существовали зрелые архитектурные традиции в строительстве мечетей и мавзолеев.

Мечети и мавзолеи для Индии оказались новыми сооружениями, принципиально отличавшимися от индуистских храмов. Большинство мусульманских правителей разрушали древние культовые постройки, а заодно и архитектурные памятники, украшенные скульптурой.

Особенно много древних храмов было разрушено в самом начале завоевания Индии мусульманами. Затем индуистские храмы стали разбирать и использовать в качестве строительного материала для мечетей и мавзолеев, а иногда древние постройки просто переделывали в культовые сооружения новой религии.

В результате во многих областях страны, более всего в Декане и в окрестностях Дели, совсем не осталось памятников древнеиндийской архитектуры. Но ее традиции сохранились на юге Индии. Позднее камень для постройки мечетей и мавзолеев стали добывать в каменоломнях и перестали разрушать древние храмы.

Раннемусульманские архитектурные сооружения в Индии были легки и изящны, а с течением времени они приобрели массивность и тяжеловесность. В целом здания индийских правителей были внушительны и величественны. Они красиво оформлялись и часто представляли собой шедевр архитектурного мастерства.

В тех городах, где синтез древних индийских традиций и новых строительных принципов был наиболее полным, индо-мусульманские культовые постройки часто принимали древний тип плана – панчратна (пять драгоценностей). Купола мечетей получали форму куполов буддийских ступ. Декор тоже во многом повторял древние мотивы.

Так, в мечети Рани Сепари в Ахмадабаде такое множество архитектурных деталей, изобилие роскошных украшений и пластичных форм, что ее общий вид мало отличается от брахманского храма, несмотря на полное отсутствие скульптуры.

К наиболее ранним сохранившимся индо-мусульманским постройкам относятся мавзолеи Шах Юсуф Гардзии, Шах Бахау-л Хакк, Шамс-уд-дин Табризи, построенные в Дели при Кутб-уд-дине Ай-беке и его преемнике Шамс-уд-дине Альтамаше мечеть с монастырем Кувват-уль-Ислам, минарет Кутб Минар, могилы Султан Гхари, Ильтутмыша и другие. Все эти памятники представляют главный, имперский стиль архитектуры Делийского султаната. Его еще называют делийским стилем.

Сооружения в этом стиле строились во времена правления династий Гулямов, Хильджи, Туглукидов, Саидов и Лоди. Кроме того, существовало восемь стилей провинциальной архитектуры, которые нашли свое выражение в архитектуре Бенгалии, Пенджаба, Гуджарата, Мальвы, Джаунпура, Биджапура, Голконды и государства Бахманидов.

Описать все местные виды архитектуры в таком небольшом издании практически невозможно, поэтому читатель познакомится только с наиболее выдающимися памятниками архитектуры времен Делийского султаната.

Новая архитектура Индии повсюду получила большой стимул для своего развития в связи с притоком иностранных зодчих, появлением более совершенной техники строительства и удачным сочетанием всех новшеств с древнеиндийскими традициями. Отсутствие скульптуры усилило архитектонические качества построек, прочность и цельность их форм.

Как уже было замечено, мечети того времени часто первоначально были индусскими храмами, затем некоторые детали и скульптуры были сняты и возведены купола и арки, а также добавлен мусульманский орнамент. Это – лучшие образцы делийской архитектуры.

Один из самых знаменитых памятников делийской архитектуры – башня Кутб Минар, возведенная и используемая первоначально в качестве минарета. Строительство этого уникального сооружения было начато Кутб-уд-дином Айбеком, а закончено при Ильтутмыше.

Перси Браун писал в своих трудах, что Кутб Минар «необычайно выразителен по своему замыслу; сочный цвет его красного песчаника, разнообразное строение и отделка его рифленых ярусов, опоясанных лентами, испещренных надписями, контраст между чередующимися поясами гладкого камня и богатого резного орнамента, мерцание теней под балконами – все это создает впечатление необычайной живости».

Наиболее яркая черта этого сооружения заключается в том, что его прочность и сама его форма, сужающаяся к вершине, как бы служат символом «высшего усилия человека сделать вечным творение рук своих», – писал шотландец Роберт Фергюссон. Он характеризовал Кутб Минар как самый совершенный из существующих образцов башни. Это была чисто мусульманская постройка: такие башни ранее не были известны индусам.

Англичанин Томас Маршалл говорил о Кутб Минаре: «Ничто другое, конечно, не могло быть более выразительным или более подходящим символом мощи мусульман, чем это строгое и изумительное сооружение; ничего не могло быть более изысканным, чем его богатая, но сдержанная резьба».

Кутб Минар находится на территории комплекса Кувват-уль-Ислам. Это огромная пятиярусная башня высотой 73 м, которую начали строить в 1193 г. Мечеть Кувват-уль-Ислам расположена у подножия башни.

Это первый мусульманский храм в Индии. Мечеть возвели на фундаменте индуистского храма, сохранив при этом колонны ста разрушенных индуистских и джайнских святилищ. На некоторых колоннах видны фигурки небесных музыкантов со стертыми лицами.

Каждый ярус минарета завершен необычайно красивым круговым балконом с так называемыми сталактитами по нижнему краю. Это нарушает гладкую поверхность башни и обогащает ее внешний вид игрой светотени.

Два верхних яруса были восстановлены из белого мрамора в более поздний период, поэтому они не соответствуют по форме всему сооружению. Внутри Кутб Минара вьется винтовая лестница в 379 ступеней с выходами на балкон каждого яруса.

Никакие фотографии не могут дать должного впечатления от этого великолепного архитектурного сооружения, особенно, если фотоснимок сделан издалека. Только вблизи, охватив взглядом всю высоту башни, можно оценить его уникальность.

Очарование от созерцания Кутб Минара усиливает его мягкая, удивительно приятная расцветка. Благодаря сочетанию двух оттенков камня создается дополнительное впечатление устремления вверх всей постройки. Взгляд, привлекаемый переменой оттенков камня, невольно следует за взлетом ярусов минарета все выше и выше.

На каждом из трех нижних этажей рельефно вырезаны каллиграфические надписи на арабском языке. Целью возведения башни было возвеличивание ислама. Кутб Минар должен был «осенить тенью Аллаха Восток и Запад», – так сказано в одной из надписей.

Другая надпись гласит: «Эта постройка была завершена под руководством раба Мухаммеда Амир Коха». Отмечены там и имена тех, кто реставрировал башню в XIV в. – зодчие Лол (Лакшман) и Нах.

В центре комплекса, рядом с башней Кутб Минар, стоит знаменитая железная колонна, отлитая в IV в. – одно из самых загадочных сооружений в мире. Согласно древнему поверью, у того, кто прислонится спиной к колонне и сможет соединить за ней руки, исполнится самое заветное желание.

 

 

Башня Кутб-Минар

 

Индийцы считают, что эта колонна наделена чудодейственной силой. Действительно чудо заключено в том, что железо, отлитое полтора тысячелетия назад, не ржавеет.

Как сумели древние мастера выплавить химически чистое железо, которое современные специалисты могут получить лишь в небольших количествах с помощью электролитических печей? Как удалось в IV в. отлить металлическую колонну высотой в 7 м и окружностью более 1 м? Ответов на эти вопросы пока нет.

Одни ученые считают железную колонну свидетельством существования исчезнувшей древней цивилизации, другие склонны видеть в ней «завещание пришельцев», зашифрованное послание инопланетян, некогда посетивших Землю и установивших эту колонну как «воспоминание о будущем».

Проследить развитие нового архитектурного стиля нагляднее всего можно на мавзолеях периода Делийского султаната, сохранившихся в большом количестве. Форма мавзолея Шах Рукн-и-Алам подобна крепости. Каждый мавзолей окружает высокая стена, слегка наклоненная внутрь, что придает всей постройке особую монолитность, устойчивость и мощь. Само двухэтажное здание мавзолея в плане восьмиугольное, его диаметр равен 27,4 м. Высота мавзолея до кончика острия навершия 35 м. Он стоит на платформе пятиметровой высоты и на фоне однообразного пейзажа виден издалека.

На всех восьми углах мавзолея установлены полубашни, слегка наклоненные внутрь. Они прекрасно сочетаются с невысоким куполом шлемовидной формы.

Украшением мавзолея служит оригинальный орнамент, вырезанный на деревянных балках, вставленных в поверхность кирпичных стен. Местами встречаются яркие узоры из цветных изразцов. Изящный шпиль на вершине купола придает мавзолею цельность и завершенность.

 

 

Мавзолей Шер-Шаха Сур

 

Простыми и тяжеловесными формами отличается мавзолей Гияс-уд-Дина Туглук-Шаха в Дели. Мавзолей представляет собой настоящую крепость со стенами, окруженными искусственным водоемом.

Формы здания несколько смягчает прекрасное цветовое сочетание стен из красного песчаника, беломраморного купола и декоративных деталей.

Внешние стены мавзолея имеют форму неправильного пятиугольника с мощными круглыми башнями по углам. Неправильная форма плана была вынужденной из-за очертаний возвышенности.

В самом широком конце площадки расположено здание мавзолея, который тоже прост и массивен, как крепость. С трех сторон в усыпальницу ведут арочные входы. Внутри мавзолея находится камера с саркофагом султана. Здание увенчано мраморным куполом с красивым навершием.

В дальнейшем мавзолеи крепостного типа строились очень редко. Немного похожа на крепость гробница афганского правителя Шер-Шаха в городе Сасараме (Бихар), которую называют одним из самых значительных сооружений этого направления индо-мусульманской архитектурной мысли.

Эту монументальную усыпальницу вполне можно назвать первым опытом возведения мавзолея в том стиле и оформлении, которые повторялись в большинстве последующих построек.

Речь идет о восьмигранном здании, возвышающемся посреди искусственного озера, словно плывущем по водной глади. Особую, ни с чем не сравнимую, монументальность его силуэту придавали несколько тяжеловесные пропорции.

Размеры мавзолея весьма значительны: ширина – около 80 м, а высота – 50 м. Пирамидальная уступчатая форма мавзолея еще более усиливает его величественность.

Этажи пропорционально уменьшаются в высоте, простые формы верхних ярусов оживлены павильонами, а нижний этаж с тройными арками облегчает общий вид сооружения и обогащает его.

Огромный полусферический купол мавзолея был сияющего белого цвета с золоченым шпилем, что выглядело весьма эффектно. Его окружали миниатюрные купола, установленные на павильонах.

Мощный купол не кажется слишком тяжелым благодаря сплошному массиву стен террасы двора, которые стали удачным дополнением общего монументального облика мавзолея.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.