Сделай Сам Свою Работу на 5

Танцовщица, молящая раджу о пощаде. Фрагмент стенописи





 

Другая сцена рассказывает о мифологических небесных танцовщицах и певицах (апсарах), летящих в небесах среди облаков вместе с царем неба Индрой. Чарующая грация апсар, ритм их движений, даже чувство упоения мелодией флейты – все сумел мастерски передать древний живописец.

Апсары, небесные феи из свиты Индры, встречают на небе Будду. В руках одной из фей изящный музыкальный инструмент, напоминающий цимбалу. Ее одежды украшены сверкающими драгоценностями, чудесно переливающимися на темном фоне. Апсара вся принадлежит воздушной стихии. Ее массивное ожерелье и подвески отклонены вправо, гармонируя с ритмом движения всей композиции. Продолговатое лицо, миндалевидные глаза, маленький чувственный рот, мягкий изгиб рук и свобода во всех ее движениях заставляют зрителя верить в неземное происхождение апсары.

Вся картина необычайно поэтична и гармонична. В цветовой гамме великолепно сочетаются мягкие красочные ткани одежд персонажей со смуглой кожей обнаженных тел.

Ритмическое построение композиции и цветовое решение картины подчинено художником единому декоративному замыслу. Мастер легко и свободно решал все композиционные вопросы, для него не существовало никаких трудностей в построении любой сцены.



В стенописи пещерных храмов Аджанты доминирует не пейзаж, а фигуры людей. Фон всегда насыщен изображениями индийцев. Эта же особенность отличает и скульптурные рельефы, созданные во времена Гуптов.

Росписи пещерных храмов Аджанты, благодаря глубине их содержания и оригинальному исполнению, продолжают волновать и современного человека. Существует совершенно справедливое мнение, что живопись Аджанты сыграла такую же роль в позднейшем развитии всего буддийского искусства Азии, как мрамор Парфенона в истории искусства Западной Европы.

В тридцати пещерных храмах Аджанты были нарисованы сотни сцен и тысячи персонажей. До настоящего времени роспись сохранилась только в некоторых пещерах.

 

 

Выезд раджи Махаджанаки. Фрагмент стенописи

 

Аджантские росписи можно разделить на орнаментальные, эмоционально-экспрессивные и повествовательные. В первую группу входят изображения птиц, животных, змей, цветов и различных мифологических персонажей – таких, как якши и апсары.



Росписи второй представляют собой сцены, рассказывающие о ключевых событиях жизни Будды и бодхисатв.

Рисунок наносился на сухую основу стен, потолков и колонн темперой. Краски изготавливались из местных минералов и растений. Поражает удивительная долговечность этих древних красок. Удивляет исследователей и неистощимая фантазия живописцев, разнообразие тем и сюжетов. Из нескольких сотен женщин, изображенных на стенах пещерных храмов, нет двух с одинаковой прической.

Живописцы в своем искусстве следовали шести правилам, изложенным в специальном трактате, которые касались трех видов живописи – истинной, лирической и мирской.

Художники должны были заботиться о правильном воспроизведении форм и внешнего вида, о правильных пропорциях, о передаче действий и эмоций, о придании фигурам грациозности, о сходстве с оригиналом, о правильном сочетании красок.

Большое значение придавалось игре светотени. Например, лицо бодхисатвы Авалокитешвары, о котором уже говорилось, выглядит столь выразительным благодаря тому, что неизвестный художник мастерски положил тени по обеим сторонам переносицы, а мазки светлой краски на носу и подбородке придали изображению удивительную рельефность.

Говоря о росписях в Аджанте, необходимо прежде всего подчеркнуть мастерство рисунка древних живописцев, их необыкновенное умение выражать эмоции через штрихи и линии.

На юге Индии тоже сохранилось немало пещерных храмов, многие из которых также украшены стенописью, близкой к живописи Гуптов. Такие храмы существуют в Ситтанавасале, Багхе, Бадами, Элуре, на острове Цейлон и на скале Сигирии. В X в. монолитное зодчество постепенно уступило дорогу другим стилям архитектуры. Монументальная стенопись продолжала применяться в деревянных и каменных постройках.



До наших дней дошло очень мало подобных произведений искусства. Обнаружены стенные росписи в Танжоре, во дворце в Кочине и других районах Декана.

Последние в истории индийской культуры выдающиеся произведения скальной монолитной архитектуры представлены немногочисленными образцами периода раннего феодализма. К их числу относятся храм Кайласа Натха в Элуре и монолитный бюст божества Шивы в пещерном храме на острове Элефанта.

 

 

Закат эпохи скального монолитного зодчества

 

Население средневековой Индии делилось на множество каст, которые представляли закрытые профессиональные сообщества. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Изолированность каст была особенно строгой в эпоху Средневековья. За нарушение правил касты человека могли изгнать из нее, при этом он терял буквально все в жизни. Вне касты существовать было невозможно.

Обучение ремеслу или какому-либо виду искусства в кастах шло от отца к сыну. Долгое время кастовое разделение способствовало развитию ремесел и повышению качества изделий. Но постепенно труд в кастах стал обезличиваться, а творческая инициатива ремесленников оказалась скованной кастовыми правилами.

Огромное внимание на все стороны жизни средневековой Индии оказывала каста жрецов – брахманов. Их власть сказывалась на архитектуре, искусстве и литературе. Вплоть до XVII в. в Индии продолжали развиваться формы, которые сложились в раннюю феодальную эпоху, еще в IX в.

 

 

Храм-колесница

 

На берегу Бенгальского залива возвышается устремленный на восток храм-колесница. Огромные колеса диаметром 4 м вырублены из камня в основании храма, по шесть с каждой стороны. От семи каменных коней, которые мчали колесницу в океан, навстречу солнцу, остались только пьедесталы.

Храм Солнца в Конараке, который еще называют Черной пагодой, или Сурья Деул, считается одним из чудес мирового искусства. Ко времени строительства этого храма буддизм в Индии уже сдал свои позиции, уступив их исламу. Кроме того, его сильно потеснил индуизм, который проповедовал поклонение Вишну и Шиве.

Индуистское храмовое строительство многое заимствовало у строителей буддийских храмов. Может быть, даже одни и те же мастера вырубали из камня портики и колонны. Иной была общая идея храма как центра мира.

Храм свидетельствовал о славе того или иного правителя. На храм смотрели как на жилище Бога. Строители верили, что если по какой-либо причине здание не было достроено, с его заказчиком случится несчастье. Храм не должен был производить впечатления неподвижности. Эстетическая основа индуистской храмовой архитектуры – движение. Каждое культовое сооружение в Индии предполагало медленное движение людей при его обходе, что вызывало определенное состояние ума и чувств верующих, которые, созерцая храм снаружи, общались с божеством. При строительстве индуистских храмов и буддийских ступ древние индийские зодчие умели добиваться необходимого эффекта разными способами.

В индуистских храмах объем планировался таким образом, чтобы священные образы то и дело попадались на глаза верующим. При обходе храма человек видел колонны и ниши со скульптурами, ощущал их воздействие.

Индуистские храмовые ансамбли создавались с учетом движения человека к центру, поэтому пространство было организовано таким образом, чтобы все части храма и соседние сооружения могли представать взору верующего во всей своей символичности и в то же время как единое целое.

Все храмы украшались огромным количеством рельефов и скульптур, всевозможной орнаментальной резьбой. Наиболее типичными скульптурными украшениями индуистских храмов являются 108 поз индийского классического танца или великолепные конные статуи.

 

 

Храм Солнца

 

Храм Солнца в Конараке – самый большой храм-колесница. Он не был достроен, а теперь еще и разрушен. По замыслу зодчих высота храма должна была превысить 120 м. Это грандиозное сооружение – яркое свидетельство творческой фантазии гениальных индийских зодчих.

Храм был построен при радже Нарасимха-Дэве I Ганга около 1245–1256 гг. Лучше всего сохранился огромный джагамохан, другие части уцелели меньше, а святилище совсем исчезло.

Это был стройный комплекс сооружений внутри прямоугольной ограды размером 264 х 165 м. Человек, входивший во двор, вначале встречал отдельно стоящее ныне полуразрушенное здание для танцев, квадратное в плане, с пирамидальной крышей.

Дальше лестница ведет на платформу джагамохана, высота и ширина которого одинаковы и равны 30,5 м. Вплотную к нему примыкало святилище высотой примерно 69 м.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.