Сделай Сам Свою Работу на 5

Коммуникабельность и гибкость





Правильное общение - это как раз то, чего особенно не хватает нынешней школе. Как часто в её стенах приходится слышать речь, направленную к детям, причем далеко не достойную преподавателя.

Учить ребёнка правильно общаться некому. Дети учатся этому у своих родителей и естественно в школе, а после мы удивляемся, откуда такие перла словесности, почему один ребенок позволяет сказать своему товарищу : «Закрой рот!»

Общение - это основа взаимодействия людей, оно должно быть правильным. Правильное общение основывается на принципе толерантности и взаимоуважения собеседника. Даже если собеседник не прав, ему ребенку необходимо объяснить что он заблуждается, а не что рассуждающий - глуп. Правильная речь не должна содержать в себе личностной критики. Если ученик не успевает в учебе - преподаватель должен правильно сказать ему: «Ты мало стараешься», и ни в коем случае не говорить «Ты - дурак». Критическое внимание должно относиться к действиям человека, а не к нему самому. Действие ребенка и его самого нельзя сливать воедино и давать общую оценку.

Для того чтобы поставить школьное общение на уровень взрослых сформировавшихся людей, необходимо научить ребенка общаться с позиции « Взрослый- Взрослый».



Дети Индиго нередко прямо заявляют родителям и учителям, что те ошибаются. Это не наилучшая стратегия выживания. Научите этих детей искусству общаться таким образом, чтобы не выпячивать ошибки других, особенно взрослых. И взрослые, и сам ребенок будут чувствовать себя увереннее благодаря следующим фразам: «помогите мне разобраться...», «что, если...?», «а возможно ли... ?», «при любых ли обстоятельствах это верно?». Научите ребенка чувствовать, когда важно говорить, а когда можно и промолчать. Напоминайте ему, что в этой вселенной существует несколько различных реальностей с разными представлениями о том, что есть истина.

 

Креативность

Современная система образования построена на принципе угнетения памяти ребенка путём постоянного заучивания. Все 11 лет нас непрерывно трамбуют информацией, большая часть из которой нам и вовсе не пригодится.

Сегодня поставлена новая проблема - действующие тесты на интеллект непригодны, так как представляют собой лишь набор ребусов, и не выявляют творческое мышление у детей. Школа нас учит вбивать информацию в голову и машинально применять на практике операции, связанные с ней, но это же может и компьютер.



Практика показывает, что при общении детей разных возрастов скорость развития на несколько порядков вырастает у всех возрастов общающихся. В этом отношении двор, с его набором сложных коммуникативных ситуаций и выборов ребенка, гораздо больше способствует его развитию, чем школьный класс.

Ребёнок не должен тупо заучивать информацию, он должен рассуждать, мыслить, поэтому работа требует от педагога неординарных усилий. Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треф-фингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей творческих исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.



Движение

Движение - основа жизни. Много ли движения у ваших детей, когда они сидят в классах на уроках? Как вы думаете, хватает ли им уроков физкультуры два раза в неделю?

Само же Министерство образования рапортует, что в школу поступают практически здоровыми примерно 70% детей, а заканчивают - только 10% выпускников. При всем этом самыми больными оказываются ребята, учащиеся в старших классах.

Достаточно вспомнить парты, за которыми дети, сидя 11 лет, портят осанку и слабая освещённость, из-за которой у них портится зрение. По статистике, у каждого пятого ребенка к 11-му классу проблемы со зрением.

Большую часть своего времени дети сидят на месте, а их организм стремится к движению всем своим существом- его необходимо развивать, укреплять мышцы. Ребёнок должен дышать свежим воздухом и обязательно двигаться.

Вот грустная пятерка самых частых заболеваний в связи со школой:

· заболевания органов дыхания,

· близорукость, плохое зрение

· расстройства, связанные с пищеварением,

· болезни костно-мышечной системы,

· заболевания органов кровообращения.

Болезни костно-мышечной системы – от неправильной позы, которую школьники меняют гораздо реже, чем это жизненно необходимо. И родители не беспокоятся, когда их дети сидят длительное время без опоры со скрученной шеей и перенапряженными запястьями.

Вспоминаю одного пятиклассника, который окончив учебный год радостно восклицал маме: «Всё, я отсидел- теперь буду отдыхать!»

Выражение «отсидел» невольно ассоциируется как-то с тюрьмой, а не школой, где правильнее наверное было сказать «отучился». Но дети видят жизнь более явно - именно «отсидел» - в полном и переносном значении этого слова.

 

Новая школа должна учесть все вышеперечисленные моменты. Она не должна быть школой, привязанной к зданию, классу и партам, она должна быть школой жизни.

На занятиях жизненно необходимо приучать детей делать психогимнастические упражнения, способствующие как физическому, так и социальному развитию детей. Выполняя упражнения, дети должны чувствовать друг друга.

Однако, не смотря на многочисленные предложения ввести комплекс психогимнастических упражнений для детей в школе, система образования не дала зеленый свет. Почему? …- «А зачем?... Всё и так «хорошо».

 

Социальное развитие.

Социальное развитие имеет важнейшее значение для ребёнка. От того, как он видит себя и ведёт в обществе, зависит очень многое. Все мы знаем, что ребёнок должен развиваться не только физически. Он должен быть коммуникабельным, открытым, готовым к сотрудничеству с преподавателем и другими детьми. Учат ли нас этому в школе? Всем нам по собственному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессора, руководители производства, которые ценят прилежание, послушность, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразное подтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим углом зрения биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни. Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности еще раз подчеркивают сложность и важность проблемы прогнозирования развития.

Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др. Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко. Мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способны творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

 

Ответственность.

Социальная ответственность- это то, чему должны учить ребёнка ещё смалу.

К сожалению, мы часто видим безответственных взрослых людей. За них принимали решения другие люди, потому ответственность им ни к чему, но ведь не знание закона не освобождает от ответственности в праве, почему оно должно освобождать в жизни?

Человек должен осознавать свой собственный выбор и его последствия и быть всегда готовым ответить на них перед обществом.

Ответственность не должна быть только на уровне школы и государства- она должна быть внутри самого человека и тогда внешние регуляторы не понадобятся. Ответственность не равна вине. Ответственность — это принятие авторства над своими действиями, вина же — это навязанное социальными правилами и моралями чувство, которое помогает сделать человека удобным для общества. Ответственность помогает знать, что ваша жизнь в ваших руках, вы можете ее изменять так, как хотите. Вина же делает вас жертвой и позволяет манипулировать.

Ребёнок должен вступить в изобилие жизненного пространства с пониманием своей социальной ответственности, а не несением вины, начиная с первородного греха. Тот день, когда он полностью возьмёт на себя ответственность за собственное будущее и прекратите искать оправдание сомнениям, станет днем его истинного роста, днём начала движения к вершинам.

Учите своего ребёнка с малу нести ответственность за свою жизнь. Объясните ему, что если он не возьмет ответственность за свою жизнь,ее возьмёт кто-нибудь другойи тогда этот другой делает с его жизнью то,что посчитает нужным.Не принимать решение и не делать выбор —это тоже решение и выбор.Если вы он не научится с детства брать ответственность за свою жизнь,тогда все вокруг, кроме него самого будут управлять его жизнью.Иесли он не готов или не знает,как брать ответственность в какой-то конкретный момент — пустьне спешит отдавать ее кому-либо.Пусть подождёт,пока он подготовится,чтобы ее принять.

Об учителях мы поговорим далее, но применительно в данному вопросу о школе будущего и новой системе образования, я хочу выделить очень важный момент, который на сегодня нам подвластен, но чаще всего игнорируется. Его сущность заключается в важности и необходимости прямой связи родителей и школы, так как именно родители играют важную роль в формировании у ребенка отношения к учебе. Школа и семья должны идти рука об руку, выполнять одну функцию, поддерживать друг друга, а не противоречить друг другу. Идея школы будущего естественна, её сущность - это продолжение семьи, в которой все члены равны и одинаково значимы.

 

Учителя

Говоря о новой школе и новой системе образования нельзя не затронуть тему качеств современного настоящего учителя.

Хотелось бы здесь акцентировать внимание на вопрос необходимости психологического отбора преподавателя. Человеческий фактор - явление многогранное, но его не учитывать нельзя.

Человек должен соответствовать требованиям своей работы не только внешне (диплом, опыт работы), но и по содержанию (внутренние личностные качества).

Бывает так, что педагог силен в знании своего предмета, но лишен эмпатии и коммуникативных качеств, он не чувствует и не понимает детей, которых ему предстоит учить. В связи с этим стоит важная задача - необходимость психологического отбора педагога.

На сегодняшний день психологический отбор проходят лётчики - испытатели, военные, но не проходят те, кто работает непосредственно с людьми - медики, и педагоги и психологи. Парадоксальный момент - эти профессии лишены «человеческого» и в то же время призваны прямо и тесно взаимодействовать с людьми и оценивать их: медики - оценивают состояние здоровья людей, педагоги- знания, психологи - состояние психики, священники - душу.

К тем, кому предстоит лечить и учить людей должны применяться особые требования. Если мы еще не пришли к тому, что нам необходимо нормированное тестирование необходимых личностных качеств педагога при приеме его на работу, стоит подумать, хотя бы о том, что есть множество способов сделать учителя «человечнее», в качестве этих средств могут служить различные тренинги личностного и профессионального роста, позволяющие человеку приобрести и развить в себе желательные и необходимые качества.

Психологи отмечают важный факт - у преподавателя в сознании со временем работы закрепляется «оценочная позиция». Вначале он даёт оценку своим ученикам, что предполагают его должностные обязательства, а уж после - переносит это на всех людей, его окружающих. Особенно ярко это выражается на примере преподавателей с большим стажем работы. Их оценочная позиция укореняется в сознании настолько, что они перестают различать школу и дом, начинают авторитарно поучать своих домашних, не терпят никакой критики, даже конструктивной. Вокруг себя они оценивают каждого, это превращается в автоматический шаблон мышления. Потому на Западе установлено, что педагог, после того, как он проработал пять лет, обязан поквартально посещать психолога и один раз в год показываться психиатру. У нас, к сожалению, эта практика отсутствует.

Именно безоценочное отношение – вот, что, на мой взгляд, должно стать основой образования и воспитания нового времени, в котором роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Такой учитель, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться, а не механически воспроизводить учебный материал.

Истинный педагог - это тот, кто имеет право по-настоящему называться учителем, а не просто преподавателем. Очень важно отметить и тот факт, что лучшими педагогами детей индиго могут стать только люди, имеющие предназначение «быть педагогом», и знания о том, с чем им предстоит работать.

Одним из основных требований к настоящему учителю, касающемуся напрямую процесса образования, должно быть умение понятно изложить материал. Многие люди почему-то думают, что чем сильнее они усложняют материал, применяя неясные сложные термины, тем умнее они кажутся. То же самое происходит и во взрослом обществе и тогда в нём начинается неразбериха. Сила и ценность учителя в подаваемой ясности материала, его простоте и доступности. Он должен подать свой материал так, чтобы его смог понять и без малейших затруднений объяснить своему другу любой ученик. Детям не интересно то, что им непонятно. Истинный учитель никогда не станет усложнять. Его задача - предельно упростить самое сложное, разложить его по полочкам, раздолбить на мельчайшие частицы, а после увязать всё это логической ниточкой, а после, не спеша, подводя конечную мысль, позволить детям первыми сделать вывод самим. Когда ребёнок чувствует, что он задействован в группе, он думает вместе с другими, он чувствует свою значимость, свою важность и необходимость, ему будет значительно интереснее, чем когда за него всё подумают, разжуют и заставят глотать.

В связи с этим необходимо пересмотреть структуру управления образованием. В системе образования будущего наука и практика должны быть соединены в один комплекс. Ведь в основном отделы народного образования занимаются только инструктированием учителей. А нужна помощь в творческой работе. Нужны научные лаборатории, изучающие проблемы воспитания личности.

Давайте просто понаблюдаем за детьми, когда они общаются друг с другом. В школе для детей индиго меня научили искать подсказки на вопросы в самой жизни. Сегодня никто не спорит, что с новыми детьми современному учителю очень сложно проводить занятия, но должен же быть выход? А ответ к вам придёт быстро, нужно только быть чуточку внимательнее, наблюдая за детьми в группе. Если они становятся упрямыми, раздражительными, агрессивными, это знак, что им необходимо новое, более серьёзное задание. Используя опыт этого наблюдения, учитель может значительно облегчить себе жизнь, постоянной подачей детям индиго заданий, требующих предельного напряжения сил. Новые задания, новые границы - каждый ребенок хочет чувствовать, что дошел до четкой границы, что он выполнил задание сам и ощутил удовлетворение от того, что он справился с заданием.

Все действующие правила распорядка дня и поведения в школе, а также все, что относится к жизни в классе, правильнее будет взаимно согласовать и установить вместе с детьми, по возможности избегая запретов. Если позитивное хорошо описано, понято и одобрено детьми, тяга к запретному отпадёт сама собой.

Проблема современного педагога также в том, что он редко наделён чувством материнства и ответственности перед будущим, в воспитании детей. Преподаватель забыл, что его работа одна из самых важных, ведь то, что он привьёт детям сегодня, они понесут в будущее и эти зёрна, несомненно, прорастут в нём. Думает ли учитель об этом, проводя каждый урок? Видит ли он в каждом ребёнке своего собственного, чувствует ли он его? Готов ли он ответить на суде перед человечеством за каждого своего ученика? Достоин ли он того, чтоб называться учителем?

Основа эффективности работы с детьми в средней школе во многом определяется характером взаимодействия преподавателя и обучаемых им учеников, включающего комплекс многообразных, связей, отношений, эмоциональных проявлений и так далее. Естественно, что в процессе этого взаимодействия постоянно возникают трудности, проблемы и противоречия. В традиционной средней школе учитель и ученик зачастую противостоят друг другу, хотя бы потому, что первый постоянно выдвигает свои требования, а второй должен их выполнять. И этот стиль взаимоотношений абитуриенты ‘’привносят’’ и в вуз, а после такие отношения закрепляются в их сознании как должное в виде стереотипов, опираясь на которые, живут поколения людей.

Мое видение воспитания будущего базируется на безусловной любви. Критическое мышление, безоценочное отношение, умение решать проблемы, креативность, яркая личность учителя, фантазия, искренность и сознание ответственности и безусловная любовь к своим ученикам - вот что должно стать ядром воспитания детей 21-го века.

Учитель нового времени, настоящий педагог, а не просто преподаватель будет следить уже не только за содержанием своего урока, но будет пытаться через ритм и методы действовать также целительно, как и через содержание своего урока. Тем самым он может помочь ранимой детской душе чувствовать защищенность в окружающем мире, находить в нём объяснения и поддержку.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.