|
Блокировка творческого самовыражения ребенка
Вы не замечали, что ваши дети были намного активнее в творческом плане, до того, как пошли в школу, тогда они просто искрили творческими импульсами, проявляли ко всему необузданный интерес и были переполнены новыми идеями? Прошло несколько лет школы, и где всё это?
Вспомните множество книг, в которых собраны высказывания и идеи маленьких дошкольников. В них зафиксировано то, что дети говорят поразительные, парадоксальные вещи. Но почему нет книг с высказываниями детей от 14-ти до 18-ти, почему в этом возрасте подростки (в основной своей массе) начинают говорить уже одни банальности? Очевидно, что мышление детей - дошкольников более творческое, чем у хорошо обученных школьников.
Уклон на развития левого полушария и создание калейдоскопичного мировоззрения с мозаичной картиной мира
В раннем возрасте ребенка мы не наблюдаем того, что наблюдаем в стенах школы, - угасания умственных сил. До трех лет идет мощный взрыв познавательных сил, ребенок овладевает большей информацией, чем за всю оставшуюся жизнь. Возникает вопрос: как сделать, чтобы эта способность сохранилась во взрослом ребенке - ученике? Нужно посмотреть на работу левого и правого полушарий мозга. Нынешняя система образования не ориентирована на гармоничное развитие обоих мозговых полушарий ученика. Она развивает лишь одну его часть, не уделяя особого внимания другой. Как известно, полушария человеческого головного мозга выполняют разные функции.
Левое отвечает за логику и схематическое мышление, правое - за эмоции и образное мышление. Традиционно, в школе перегружается левое полушарии, правому же полноценно “реализоваться” не дают. Поэтому в школах отмечается резкое ухудшение здоровья и успеваемости детей.
Правое полушарие отвечает еще и за творческое мышление. Оставляя его без должного внимания, детей приучают действовать по заранее заданному алгоритму. Такой человек становится своеобразным зомби, живущим по раз и навсегда усвоенным правилам. Во многом по этому, по данным социологов 68% учащихся предпочитают пассивно впитывать информацию. Смотреть телевизор или слушать радио, и их собственная интеллектуальная активность стремиться “к нулю”. И немаловажно и то, что “левополушарность” современного образования мешает эмоциональному развитию ребенка. Ведь самый мощный стимул – это интерес и удовольствие от учебы, а не страх и оценка. Все основные школьные предметы - физика, математика, литература - вызывают необходимость работы только левого полушария. А творческое, эмоциональное мышление - музыка, хореография, труд - заперто на ключ. Психологи уже ставили вопрос: почему у нас две трети учебного времени старшеклассники, как показывают опросы, находятся в состоянии полудремы? То есть две трети времени уроков они теряют. Почему бы не перестроить сам режим учебно-познавательной деятельности, гармонизовать его. Учебный процесс необходимо строить на столкновении контрастов - то есть после физики - физкультура, после истории - хореография.
Неправильное структурирование времени на обучение.
Почему время, отведённое на урок, составляет именно сорок пять минут? Кто определил его и научно обосновал? Оказывается так удобно учителю: в тридцать минут он не укладывается, но зато ребенок больше тридцати минут продуктивно работать не может. Значит, время урока необходимо сократить. Всерьез поразмышляв о свободном времени, можно понять, что не нужно преподавателю так цепляться за домашние задания, ведь есть в запасе еще треть времени (в школе), которую мы используем во вред ребенку. Если сделать более интенсивным учебный процесс первой половины дня и за счет этого сократить домашние задания до минимума. Многие педагоги нового времени, полагают, что проблему домашних заданий нужно вообще снять. Когда не станет домашних заданий, у педагога появится возможность всматриваться в склонности ребят в живом процессе обучения. А склонность - первый признак одаренности. Именно склонность ребенка должна интересовать учителя в первую очередь. Свободное время и даст нам возможность развивать эти склонности. Отсюда и главная идея школ будущего, где ребенок достигает наивысших результатов в каком-либо деле.
Попытка осуществить реформу школы показала, что сделать это в соответствии с изменившимся положением в обществе, не меняя сути отношений ученика и учителя, невозможно. И несмотря на многократное изменение учебников, переход на новую западную двенадцати бальную систему оценивания, добавление ещё одного дополнительного класса, по сути, забирающего ещё один год жизни ребёнка в пустую, образовательная реформа, проводимая сегодня, своих истинных проблем не решает. Она лишь создаёт видимость работы, направленной в никуда, для отчёта чиновников перед своим начальством. От подобных изменений общество не меняется, люди не становятся лучше, ибо предводители осуществления такой внешней реформы не смотрят в корень. Назревает необходимость изменения нынешнего строя отношений, системы школы, которой не хватает глубокого сотрудничества, начиная с природной сущности человека, которую необходимо изучать. Современная система образования не занимается этим.
Предметоцентричность и подчинение
Для преподавателей старой школы ученик - это просто ребёнок. А ведь ребенок живой, это личность удивительная, уникальная. Значит, необходимо заглянуть в медицину, биологию, психологию, физиологию, социологию, пристально всмотреться в философию.
Идеальный ученик старой школы - это стандартный ребёнок- беспроблемный ребёнок, который беспрекословно слушается и не задаёт слишком много вопросов. Это машина, которая вбирает в себя программу и выполняет ее. Беспроблемный ребёнок- этот тот, которому скажут: «Делай уроки!» и он будет их делать, скажут-«Ешь кашу!»- и он будет её есть, даже если она невкусная. Он - беспроблемный, он- послушный, он - удобный и хороший. Он благоприятен для системы, его породившей и прозомбировавшей.
Прежде чем говорить о реформе, необходимо знать, чего мы хотим от школы - только дать знания или сформировать личность. Любые другие изменения в программе обучения, количестве часов или школьных предметов будут бесполезны без демократизации отношений «учитель – ученик» и перевода стрелки мотивации обучения ребенка со страха на интерес и удовольствие.
Существование принципа "запиши и выучи", также недопустимо, как и машинальное вдалбливание информации, когда ценность знаний никак не осознается ребенком. Это похоже на то, как авторитарная мать пытается силой накормить ребенка невкусной для него кашей.
Пока не изменится содержание школьного образования в соответствии с принципом ответственности и общего сознания, пока не появится научно обоснованный учебный план, построенный на законах целостного психофизического развития человека с учетом данных физиологов, психологов, социологов, медиков, философов, положение отечественной педагогики будет ухудшаться. Совершенствование методов преподавания тех или иных предметов лишь ненадолго оживит традиционную систему, которая в целом дает сбой, и это всем очевидно. Эта система приводит к угасанию умственных сил ребенка и его социальной активности, ослаблению его физического здоровья. А вместе с тем угасает его свободолюбивая сущность и детская душа.
Вопитание потребителя
Один из деятельных педагогов нового времени М. Щетинин, сделал акцент на Марксистско-ленинскую концепцию личности, как основу мировоззрения новой школы: «Марксистско-ленинская концепция личности предполагает, прежде всего, производство ценностей, материальных или духовных. Современный рядовой ученик сегодня является только потребителем. Но только тогда, когда ученик будет что-то отдавать другим, он почувствует себя значимым. Подумайте только - человек всю свою жизнь занимается чем-то одним, к примеру, копает ямы. При этом задействуется лишь его физический труд, интеллект же при этом не развивается. Наша система растит одностороннюю личность - винтик системы, задача которой - работать, крутиться, выполнять свои функции, а не совершенствовать саму систему. Такая формируемая личность не многогранна - она лишь функциональна.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|