Сделай Сам Свою Работу на 5

Попытки осуществления политических и экономических реформ в 50-60 годах





В сентябре1953г. к власти в СССР пришел Хрущев Н.С. Это был очень не простой период, насыщенный острыми проблемами внутреннего и внешнего характера.

Главная роль Хрущева состоит в разоблачении культа личности Сталина, в пресечении преступной деятельности Берии и его ведомства, в победе над просталинской группировкой (Молотов, Каганович, Маленков). В период правления Хрущева был нанесен серьезный удар по сверхцентрализму власти в управлении государством, чиновничьему бюрократизму и произволу силовых органов. В этот период были проведены мероприятия по восстановлению демократических начал. Конструктивные перемены затронули все сферы общественно-социальной жизни страны и вызвали положительный отклик в обществе.

Однако у Хрущева и его окружения сложилось некое подобие коммунистической утопии. Они думали, что достаточно развенчать культ личности и это повернет общество к коммунизму, поэтому Хрущев и его окружение оказались не готовы к продолжению решительных перемен в стране, когда возникли первые серьезные трудности с реформами.

Свои реформы Хрущев начал с экономических преобразований. Они главным образом были направлены на демократизацию управления через расширения хозяйственных прав на местах. В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Были упразднены отраслевые министерства и осуществлен переход на территориальный принцип управления. Было также упразднено более 10тыс. главков, трестов, отделов и контор. В мае 1955г. были приняты решения о расширении прав союзных республик.



Существовавшие сверхентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - советы народного хозяйства. Следует сказать, что организация совнархозов дала некоторый эффект. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве. Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. До предприятия, до рабочего места реформа не дошла, да и не могла дойти, так как не была даже сориентирована на это.



Укоренными темпами развивались новые отрасли, газовая и химическая промышленность, развивалась авиастроение и космонавтика. Был построен первый атомный ледокол «Ленин». Была достигнута товарно-денежная сбалансированность.

Для решения жилищной проблемы было предпринято широкое жилищное строительство. В городах строились 4-х и 5-ти этажные здания.

Важным этапом социально-экономического и политического развития страны стал закон 1956г. о пенсионном обеспечении. Была введена 5-ти дневная рабочая неделя с 6-7 часовым рабочем днем и двумя выходными.

В период 1957-63гг. стали практиковаться встречи творческой интеллигенции с высшим партийным и государственным руководством страны.

Были перемены и в образовательном процессе. Принят закон о всеобщем обязательном 8-ми летнем обучении. Учебные заведения трудовых резервов преобразовывались в ПТУ.

Особое внимание было обращено на развитие сельского хозяйства. С этой целью началось освоение целинных и залежных земель. За 1954-1956 гг. в районах Казахстана, Поволжья, Урала и Сибири было освоено 42 млн. га новых земель, создано 425 зерновых совхозов. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения. 1956 год - оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Не была решена и главная проблема - необходимость предоставления крестьянству свободы выбора форм хозяйствования. Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся под пристальной опекой партийно-государственных органов. С 1959г. начались гонения на личные подсобные хозяйства. За четыре года поголовье скота в личном подворье катастрофически сократилось. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. В этом же 1959г. Хрущев. Не будучи знатоком сельского хозяйства, с большим рвением стал внедрять кукурузу в советское сельское хозяйство. Все это привело к тому, что в 1961г. сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах стало опережать рост аграрного производства. Усиливался отток сельского населения в города; не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. В 1962г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Одним из ярких проявлений недовольства политикой властей было выступление рабочих в Новочеркасске (июнь 1962г.). Оно было подавлено силой оружия, были жертвы среди мирного населения. Трудности в аграрном секторе все нарастали, что привело к возникновению перебое не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки, укрепления и развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален.



В интересах мирного сосуществования, советское руководство проводит активную внешнеполитическую деятельность, широко используя международный обмен и контакты. В 1957г. в Москве прошел с успехом VI фестиваль молодежи и студентов.

Был преодолен «Карибский кризис» (1962г.). В августе 1963г. представителями США Англии и СССР был заключен договор о запрещении проведения ядерных испытаний в воде в воздухе и космосе.

Из всего сказанного очевидно, что в начинаниях Хрущева было много полезного, но не всегда продуманного и законченного. Половинчатые реформы привели общество к общей усталости и безразличию. Уже в канун своего смещения Хрущев продолжал вынашивать планы все новых и новых реформ. Но позднее он признал, что практически все реформы он проводил «вслепую», т.к. ни он сам ни его окружение в целом не были готовы к кардинальным изменениям. В своей деятельности Хрущев не придерживался процессов демократизации общества и «демократиию он держал на коротком поводке.

ИТОГИ

Главная причина поражения реформ – это то, что они не были подкреплены

демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно-администратиную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой. Жизнь диктовала проведение коренных преобразований во всем народном хозяйстве с учетом требований научно-технической революции. Развитые капиталистические страны на основе НТР начали осуществлять переход на интенсивный (внедрение научного подхода к труду) путь развития. Наша страна продолжала ориентироваться на экстенсивный (использование только сырьевой базы, без внедрения новых технологий) путь и на количественные показатели. Таким образом, многообещающие реформы, начатые во второй половине 50-х годов, не состоялись.

Хрущев ушел с политической арены «не потому, что его побороли, а потому, что его время кончилось». Об уходе Хрущева народ не сожалел. Люди хотели избавиться от него

Как от надоедливого политика, т.к дела в стране шли все хуже и хуже..

 

 

Вопрос 50

СССР в середине 60-80 годов

С 1965г. в СССР стала проводиться назревающая хозяйственная реформа. Брежнев и его окружение не могли игнорировать необходимость изменений, которые к середине 60-х годов назрели, и после нескольких месяцев заминки реформаторские усилия в сфере экономики были возобновлены. Суть ее можно свести условно к трем важнейшим направлениям:

Первое - перемены в структуре управления народным хозяйством.

Второе - коррекция системы планирования.

Третье - совершенствование экономического стимулирования.

Производительность труда в промышленности предполагалось увеличить на 33-35%, прибыль - более чем удвоить. При этом намечалось, что 80% прироста продукции будет обеспечено за счет увеличения производительности труда ( против 63% в 1961-1965 гг., 72% - в 1956-1960 гг. по официальной статистике ). Восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью (через министерства, взамен совнархозов).

В сельском хозяйстве повышалось финансирование аграрного сектора. За счет большого количества капиталовложений, в аграрной сфере стали реализовываться некоторые программы: механизация производства, химизация и мелиорация почв. Правительство списало долги с колхозов и совхозов, повысило закупочные цены на сельхоз. продукцию.

Все новации экономики страны, вызванные реформами эффективно действовали только в течении 8-й пятилетки (1966-70гг.). Уже к концу 60 годов реформы выдыхаются и хотя к началу 70-х гг. в экономике еще ощущалось дыхание реформы 1965 г., но уже было ясно, что она постепенно сворачивается. Под предлогом соблюдения общегосударственных интересов все активнее стали внедряться всякие ограничения и регламентации. Повсеместно были введены лимиты на образование фондов экономического стимулирования. Всю дополнительную прибыль приходилось перечислять в госбюджет в виде так называемого свободного остатка. Отсутствие права самостоятельного выбора альтернативных хозяйственных решений особенно ярко проявилось в жестком ограничении возможностей использования предприятиями части заработанной ими прибыли на нужды развития собственного производства. Фонд развития предприятий очень быстро попал под контроль вышестоящих органов, которые стали его включать в централизованный план распределения капиталовложений. Наступал кризис экономической реформы.

Деятельность отраслевых министерств, планово-финансовых и других органов хозяйственного управления не была увязана с механизмом экономической реформы. Они по-прежнему использовали административные методы. Причем, эти административные начала усиливались. Возникали новые главки и другие контролирующие подразделения, что привело к «раздутию» всевозможных ревизионных инстанций и административных управленцев.

Не была подкреплена реформа и снизу: система оплаты трудящихся осталась прежней, слабо связанной с результатами труда - те же нормы, те же тарифы, то же преобладание индивидуальной сдельщины и повременщины. Трудящиеся были надежно отчуждены от результатов своего труда.

Между тем положение дел ухудшалось, рост жизненного уровня народа прекратился. Так, в девятой пятилетке (1971 - 1975 гг.) объем промышленного производства вырос на 43% (по альтернативным оценкам лишь на 25%) по сравнению с 50,5% ( 39% ) в восьмой пятилетке. Вместо 41% прироста используемого национального дохода в 1966-1970 гг. в девятой пятилетке этот показатель вырос только на 28%. Причем эти приросты достигались за счет вовлечения в хозяйственный оборот огромных масс новых ресурсов. В полтора раза за это же время сократился прирост общественной производительности труда. Перестала снижаться материалоемкость, упала фондоотдача и эффективность капиталовложений. Страна погружалась в застой.

Зато процветала “теневая экономика”. Ее питательной средой была бюрократическая система, функционирование которой требовало постоянного жесткого внеэкономического принуждения и регулятора в виде дефицита.

Правительство, которое безусловно видело такую ситуацию, дутыми цифрами и гигантскими прожектами стремилось отвлечь внимание общественности от того плачевного состояния, в котором оказалась держава. Конспиративная суета в принятии решений выдавалась за принцип государственной деятельности.

В середине 70-х годов в мире развертывался новый виток научно-технической революции. Его сердцевину составляли такие достижения науки, которые привели к формированию микроэлектроники, биотехнологии в качестве базисных направлений технологического переворота в производственной и непроизводственной сферах. Это требовало новых кадров, знаний и навыков. У нас же проржавевшая бюрократическая машина не могла адаптироваться к переменам, реагируя на них лишь увеличением штатов. С 1960 по 1987 гг. аппарат органов управления в стране вырос более чем в два раза - с 1245 тыс. до 2663 тыс. человек, а общая численность управленцев превысила 18 млн. человек. Эти кадры отличались в основном низким профессиональным уровнем ( из 9,3 млн. руководящих работников всего 4,2 млн. ( 45% ) имели высшее образование и только доли процента - среднее специальное управленческое образование ).

В силу своей инерционности административно-командная система не могла быть настроена на постоянное самообновление, модернизацию экономических структур, решение перспективных задач. Попытки концентрации сил на приоритетных направлениях приносили мало пользы и лишь усугубляли диспропорции в народном хозяйстве. Огромные ресурсы проваливались как сквозь землю. Для имитации успехов разрослась практика произвольного манипулирования цифрами. Стали систематически подтасовываться данные в расчетах, проектах, отчетах.

Вместо всемерной реформы экономики и решения вопроса экономии природных ресурсов, ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования и товаров ширпотреба в обмен на экспорт энергоносителей из невозобновляемых источников..

Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов за период с 1974 по 1984 гг. по самым скромным подсчетам составили 176 млрд. инвалютных рублей. Но эти сказочные деньги оказали невероятно скромное влияние на удовлетворение нужд и запросов людей и экономические структуры. Затратный механизм перемалывал получаемые средства с неукротимой силой, канализируя их в осуществлении очередных бесперспективных и экологически гибельных долгостроев.

Страна вплотную подходила к кризису всей социально-экономической системы. Нищенский уровень жизни десятков миллионов людей, невозможность удовлетворения первоочередных потребностей и отсутствие стимулов к труду вызывали процессы физической и социальной деградации. Стали нарастать тенденции на использование чрезвычайных мер, которые предполагали выход из трудностей радикальным путем. Определяющим стало настроение в пользу “сильной руки”, способной, как казалось многим, оградить народ от всевластия бюрократии и нарастания социальной несправедливости. В таких смутных ожиданиях перемен наступила период прихода к власти Андропова (в ноябре 1982г). Этот период характерен бескомпромисной борьбой с коррупцией, включая и звенья высшего гос. и партаппарата, а также укреплением трудовой дисциплины. После его смерти (в феврале 1984г.) к власти пришел Черненко, который возродил Брежневскую политику. Только в марте 1985г. Горбачев став главой государства, повел политику на обновление системы хозяйствования в стране. Этот процесс получил название «перестройка».

 

 

Вопрос 51

Перестройка

В середине 80-х годов всё больше ощущается кризисное состояние советского общества.

Просчёты руководителей государства и партии выразились :

- В деформации в системе планирования производства. Планы министерств и ведомств не учитывали реальных народно-хозяйственных задач, региональных особенностей, а порой несбалансированность планов, что вело к нестабильности в народном хозяйстве.

- В просчётах в экономической политике. Машиностроению, которое определяет темпы роста экономики страны и научно-технического прогресса (НТП) не было придано приоритетного значения.

- Отсутствовало самоуправление на производстве, что сдерживало активность трудящихся.

- Не был осуществлён курс в области демократизации общественной жизни.

- Снижение эффективности общественного труда, падение фонда отдачи, ухудшение качественных показателей в промышленности в целом.

- Просчёт в области НТР — слабое проявление в производстве наукоёмких отраслей, плохое использование вычислительной техники, низкая культура труда, значительное отставание от запада — всё это выразилось в одном понятии — “застой”.

К понятию “застой” нельзя подходить однозначно. И в годы застоя экономика развивалась: строились заводы (КамАЗ, тракторный завод в Елабуге, полностью модернизирован завод “Жигули”), построена БАМ, развивалась химическая, электронная промышленность, атомная энергетика, космонавтика; наметился прогресс в сельском хозяйстве. Были достигнуты огромные успехи в области науки (в 70-х -80-х годах СССР занимал 1-ое место в мире по количеству научных открытий).

С приходом к власти М.С.Горбачева в середине 80-х, начале 90-х г. в СССР, начались изменения. Они затронули все стороны социально-политического и экономического развития советского общества, жизни советских людей. Проходили они очень быстро, носили противоречивый характер, и имели серьёзные последствия для нашей страны. Решения горбачевской администрации очень часто не опережали объективные общественные процессы, а просто следовали за ними с нулевым эффектом. Средством было избрано осторожное реформирование экономики, но единого продуманного плана выработано не было. Эти изменения получили общее название «перестройка». Главной задачей «перестройки» было остановить распад системы «государственного социализма».

Началу перестроечных реформ послужило реформирование экономики. В апреле 1985г был провозглашен курс на ускоренное социально-экономическое развитие страны. Его рычагами были: научно-техническая революция, технологический прорыв в машиностроении и активизация сознания масс. Но ставка на энтузиазм потерпела неудачу, т.к. без технической поддержки и квалификации это привело не к ускорению, а к большому количеству аварий (пример – Чернобль в 1986г). Также потерпели неудачу и две компании – борьба с не трудовыми доходами и борьба с пьянством. Это привело к появлению «теневой экономики» и самогоноварению.

В сельскохозяйственной отрасли предполагалось развивать фермерские хозяйства. Это предусматривало передачу в аренду гражданам сельхоз угодий и техники для ведения фермерского хозяйства. Но реально колхозы не были заинтересованы в передаче частникам хороших пахотных земель и техники. К концу 1991г. фермерские хозяйства составили всего лишь 3% от общего пахотного клина.

В июне 1990г. Верховным Советом принимается концепция перехода народного хозяйства на рельсы рыночной экономики. Это предусматривало разгосударствление гос. Собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и т.д. Однако механизм и сроки были сформулированы очень приблизительно, что в целом отличало политику горбачевской администрации и это приводило к тому, что кризис народного хозяйства еще больше усиливался. К тому же большинство принимаемых законов просто не работало. Как следствие не продуманности реформ продолжал падать уровень жизни населения, резко усилилась инфляция, началось общее сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Резко усилились темпы роста инфляции. Кроме этого предпринятое реформирование политической системы привело к тому, что в самой КПСС начались различные общественно-политические движения – социал-семократическое; центристское и ортодоксально-традиционное. Это привело к тому, что из рядов КПСС начался массовый отток ее членов. А в 1989-90гг. компартии стран Балтии (Литва, Эстония и Латвия) заявили о своем выходе из состава СССР. Начался процесс регионального дробления страны и складывания новой власти на местах в лице республиканских съездов, которые начали проведение своей национальной политики которая зачастую шла в разрез политики центра. Весной и летом 1990г. Латвия, Эстония, Литва, РСФСР и другие союзные республики СССР приняли декларацию о Гос. Суверенитете, что послужило началом распада СССР. Горбачев старался сохранить целостность СССР и с этой целью в марте 1991г. проводит первый общесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Не смотря на волю народа (за сохранение СССР высказались 76.4% населения) представители лишь 9 республик согласились вести с Горбачевым переговоры по данному вопросу. Обсуждение было назначено на 22.08.91г. Но в ночь с 18 на 19.08.91г. власть в стране захватил Гос. Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Путч удалось подавить президенту РСФСР Ельцину, т.к. Горбачев был блокирован в Крыму сторонниками ГКЧП. Сразу после путча Ельцин своим указом приостанавливает деятельность КПСС, фактически своей властью он ликвидировал КПСС как политическую структуру. После этого развал СССР стал не обратим. В конце августа Горбачев был вынужден подписать акт о признании выхода из состава СССР прибалтийских стран.

Последняя попытка центра, во главе с Горбачевым предотвратить развал СССР, была предпринята в сентябре 1991г. когда выдвигалась идея образования вместо СССР ряда суверенных государств которые бы представляли бы собой конфидерацию с единым институтом президентской власти. Но эта попытка не удалась. 08.12.91г. лидеры России (Ельцин), Белоруссии (Шушкевич) и Украины (Кравчук) объявили о роспуске СССР. И создании СНГ (содружества независимых государств) к которому в последствии присоединились Молдавия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Азербайджан и Таджикистан. Это был конец СССР как единого государства. 25.12.91г. Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР.

Рассматривая политику Горбачева, мы видим его вялую реакцию на этнические конфликты, постоянное лавирование в решении острых вопросов которые имели важнейшее значение для СССР. Горбачев всем своим политическим существованием и сознательным бездействием обеспечил постепенный распад великой державы. В одном из западных изданий было его политика сформулирована так: - «Поглощенный политической борьбой Горбачев сделал фатальную ошибку, полагая, что экономические проблемы решатся сами собой. Результатом стало катастрофическое экономическое падение и развал, одной из самых могущественных держав». Горбачев фактически сдал СССР на милость США в октябре 1986г. в Рейкьявике, на свтрече с президентом США Рональдом Рейганом. Сам Горбачев похоже не испытывал угрызения совести за то, что за не долгие 6-ть лет своего правления стер с политической карты планеты великую державу мира, наследницу тысячелетней России.

 

 

Вопрос 52

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.