Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы становления отечественной государственности. Византийско-древнерусские связи.





За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся русский историк Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.).

2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии: а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений. б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI). в) от Ивана III до начала XVII в.- период борьбы за полное торжество государственного начала. г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории. Периодизация истории развития России Соловьева отражает прежде всего историю государственности.

Большинство современных отечественных историков выделяют иную периодизацию:



1. IX-XIII вв. - Киевская Русь.

2. XIV-XVII вв. - Московская Русь.

3. XVIII - начало XX в. - Российская империя.

4. 1917 г. – до настоящего времени - Советский и постсоветский период.

Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы мирового исторического развития: древний мир; рабовладение; средневековье и феодализм; новое время (буржуазная социально-экономическая формация); новейшее время (период развитого капитализма и социализма в ряде стран). Россия миновала рабовладельческую стадию и ей чуть больше полувека было отпущено на развитие капитализма. К началу XX века Россия стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя.



Экономическое развитие также имело свои особенности. В России преобладал внеэкономический, административный путь развития, где основными формами экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные поставки и неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства.

Византийско – древнерусские связи уходят корнями в период принятия Русью христианства. Это открыло Древней Руси пути к усвоению религиозно-нравственных ценностей, научных знаний которые накопила Византия. Оказавшись в сфере влияния Византии, Русь, особенно в XV в. ощутила себя ее религиозной преемственницей. Однако вместе с этим Византия не одарила Русь богатой материальной культурой. В основном византийское влияние распространялось на литературу, искусство, политическую и богословскую мысль. Византийская литература была источником, из которого черпали премудрости древнерусские книжники. По византийскому образцу велись богослужения в русских церквах, творения византийских богословов были основой, на которой развивалась филосовская мысль в Древней Руси. Влияние Византийской культуры продолжалось и после падения Константинополя, это была жизнь культуры после гибели цивилизации породившей ее.

Кроме культуры, Древняя Русь тесно поддерживала с Византией и торговые отношения. Так по договору 944г. русские купцы селились в своем подворье в Константинополе и вели оживленную торговлю и посольские дела.

Схема отношений христианской Руси с кочевниками во многих частях повторяет византийскую: агглютинативная связь (военные союзы; тюркские дружины у отдельных правителей; тюркские колонии в русских городах). Отличие - Русь была раздроблена на удельные княжества, Византия - едина.



Удельные князья женятся на тюркских принцессах и, скрепив таким образом союз со степными владыками, расширяют свои земли в Руси. Эти браки означали долгосрочный воинский союз. Род, выдавший девицу, обязан был относиться к князю как к родственнику, не нападал на его княжество, а при случае защищал. Те же самые обязательства принимал на себя и русский князь.

 

 

Вопрос 8

Принятие христианства

О точной дате и обстоятельствах принятия христианства на Руси ученые спорят и по сей день. Это обусловлено трудностями анализа разноязычных источников с различной системой летоисчисления. В церковной светской литературе приведено немало убедительных аргументов в пользу замены язычества христианством. В отечественной истории принято считать, что князь Владимир провел данную государственную реформу между 988-990 годом. В летописях содержится подробный рассказ о выборе веры. В результате посещения русским посольством различных государств, проведенных бесед с проповедниками мусульманства из Волжской Болгарии, иудейства из Хазарии, католичества «из немцев» и православия из Византии, князь Владимир выбрал православие, которое, как обратил внимание князь Владимир Святославович, более подходит для Руси, т.к. не стремиться к жесткому контролю над государством, оставаясь как бы советником. Результатом принятия христианства на Руси появился новый государственный институт – православная церковь. До наших дней с тех пор она сохранила единую систему управления: митрополит (с 1589 патриарх) – епархии (области) во главе с архиереями (архиепископами и епископами) – проходы (приходские храмы со штатом священнослужителей – клиром) и монастыри (общины отрекающихся от мира иноков-монахов). Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. С расширением границ княжеских владений строились новые храмы, в городах образовывались епископские кафедры.

Принятие христианства кроме всего укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, а также международное значение Руси, которое заключалось в том, что Русь отвергнув «примитивное» язычество, становилась равной среди других христианских стран.

Новая религия принесла с собой не известную при язычестве идею равенства людей. Исключила племенные и этнические различия и каждый от крестьянина до князя теперь отвечать должен был за свои деяния на Страшном суде. При этом новая вера не посягала на земные порядки. Христианство возвышало личность человека. Новый – христианский тип сознания, поднимал человека на немыслимою для языческого мироощущения высоту.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал быстрого ее утверждения повсеместно. Христианство утверждалось медленно, и на окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позже, чем в Киеве. Внедрение крестьянства после официального крещения киевлян совершалось путем широкой его пропаганды в церквах Киева. Но во многих древнерусских землях христианство встретило упорное сопротивление народа. Это новгородские, Муромские, ростовско-суздальские земли и др.

По первости возникало двоеверие, т.е. смешение христианских и языческих обрядов. Но Русь не была в этом едина. Такое явление на начальном этапе было характерно и для других европейских стран.

Чаще всего при анализе исторических последствий принятия христианства Русью на первое место историки ставят культурные аспекты. Вторым аргументом является тезис о сильном влиянии церкви на укрепление государственной власти и развитии феодальных отношений, а также отмирании родоплеменного строя.

В целом православие оказало настолько глубокое влияние на восточных славян, что можно говорить о нем как об одном из коренных факторов, определивших историческую судьбу России и особенно ее цивилизацию.

 

Вопрос 9

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.