Внешняя политика в конце 20-х в первой половине 30-х гг
Начиная с 1917 г., советские лидеры руководствовались во внешней политике двойным стандартом: 1) ориентацией на мировую пролетарскую революцию и 2) стремлением к мирным отношениям с другими государствами и народами.
Поддержка дела мировой революции оставалась одной из главных международных внешнеполитических целей Советского государства в рассматриваемый период. С этой целью в марте 1919 г. в Москве была создана международная коммунистическая организация - III-й, Коммунистический интернационал (председатель его Исполкома - Г.Е. Зиновьев). Коминтерн строил свою политику, исходя из теории углублении общего кризиса капитализма и неизбежности победы коммунистической формации. Развернулся процесс создания коммунистических партий в странах Востока, Азии, Латинской Америки.
В связи с переходом к НЭПу более четкие очертания стала приобретать советская концепция мирного сосуществования. Вопросы формирования дальнейшего курса партии и государства в области внешней политики детально обсуждались на Х съезде РКП(б) в 1921 г. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции. Ставилась задача привлечь капитал и заставить его служить целям возрождения страны. Уже в 1920 г., правительство РСФСР заключило Договоры о мире с буржуазными правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признавав их независимость и самостоятельность.
СССР стремился преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи было связано со многими внешнеполитическими трудностями, к которым можно отнести: а) социальное неприятие советского строя многими политическими деятелями Запада; б) претензии к России по царским долгам и из-за монополии внешней торговли в) неприятие странами Антанты большевистского лозунга мировой революции; г) недовольство капиталистических держав курсом России на поддержку национально-освободительного движения колониальных народов.
Понимая, что Россия не может обойтись без внешнеторговых отношений, В.И. Ленин в сентябре 1919 г. ставит о необходимости экономического сотрудничества между странами, с разными политическими системами, путем предоставления концессий, заключения торговых договоров и соглашений. Обширный рынок для иностранных предпринимателей, возможность получить от России ценные материальные ресурсы (хлеб, лес, нефть и др.) толкали западные государства на путь переговоров с большевиками. В результате в первой половине 20- х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. С 1921 г. началось установление ее торговых отношений с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений с США (до 1933 г.), американские предприниматели поддерживали контакты на основе концепции торговля без признания.
Советское правительство также готово было вести переговоры с западными державами об условиях признания некоторых видов долгов. Однако переговорный процесс по данному вопросу зашел в тупик. В это же время Россия заключает Рапалльский договор с Германией, в основу которого был положен взаимный отказ от возмещения долгов. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. Германия становится основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы.
Экономические, политические и другие соображения требовали от буржуазных правительств нормализации дипломатических отношений с Россией. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция; в Азии -Япония, Китай, в Латинской Америке -Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров.
Помимо отношений со странами Запада, России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В соответствии с ними провозглашался принцип невмешательства во внутренние дела друг друга, советское правительство заявляло об отмене всех заключенных царской Россией договоров и конвенций. Тогда же был заключен договор с Монголией, где победила народная власть. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, а в 1925 г. - с Японией. Однако к концу 20-х годов ситуация на Дальнем Востоке становится все более напряженной. В 1929 г. произошел вооруженный советско-китайский конфликт на КВЖД, в ходе которого Красная Армия разгромила на китайской территории китайские войска прикрытия границы. В 1931 г. произошло вторжение Японии в Маньчжурию, что привело к созданию военного плацдарма Японии на дальневосточных границах СССР. Чтобы не допустить сближения Японии с Гоминьданом, СССР восстановил отношения с последним. К середине 30-х гг. позиции СССР в Китае усилились, последний превратился в крупнейшего торгового партнера Советского Союза.
Начиная с 1931 г., советская дипломатия активизируется на расширении внешнеполитических отношений, направленных на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. были восстановлены дипломатические отношения с Англией, после чего успешно развивались их внешнеэкономические связи. Стремясь обеспечить безопасность границ, СССР подписал серию пактов о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией. Франко-советское соглашение о ненападении (1932 г.) было дополнено договором о взаимопомощи в случае любой агрессии в Европе. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций, что означало его возвращение в мировое сообщество в качестве великой державы.
Приход к власти фашизма в Германии в 1933 г. вызвал смену ориентиров в советской внешней политике. Основными принципами нового курса советской дипломатии стали: ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте; политика умиротворения в отношении Германии и Японии; предпринимаются усилия по созданию системы коллективной безопасности. Центральное место во внешнеполитической доктрине СССР стали занимать вопросы разоружения.
Выводы: Советская внешняя политика в конце 20-х в первой половине 30-х гг. осуществлялась в сложной и быстро меняющейся обстановке. Ее определял главный политический тезис о враждебности всех империалистических держав к СССР и необходимости использования их взаимных противоречий. В ней идеологические цели постепенно уступали место прагматическому курсу. В течение 20-х годов Советское правительство сумело в основном преодолеть дипломатическую изоляцию, добиться признания де-юре со стороны ряда стран мира и даже привлечь в небольших размерах иностранный капитал. В результате большевистские лидеры оказались в состоянии использовать соперничество между крупнейшими европейскими державами и отразить военными, дипломатическими и экономическими средствами попытки удушения революции.
Приход к власти фашизма в Германии в 1933 г. вызвал смену ориентиров в советской внешней политике. Основными принципами нового курса советской дипломатии стали: ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте; политика умиротворения в отношении Германии и Японии; предпринимаются усилия по созданию системы коллективной безопасности. Центральное место во внешнеполитической доктрине СССР занимают также вопросы разоружения. Позитивным результатами переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе стало заключение в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи. Была достигнута договоренность о согласовании шагов на международной арене с Великобританией.
Вопрос 46
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|