Методы и источники изучения истории.
История как наука.
История – означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, существует у всех народов, он объясняется потребностью человека знать свое прошлое, прошлое своей страны, человечества. Сущность «Отечественной истории» как науки заключается в передаче необходимого объема систематизированных знаний по отечественной истории, показать на фактических данных характерные особенности исторического пути, пройденного Российским государством и населяющим его народами, выявить место и роль нашей страны в истории мировых цивилизаций. Изучение курса «Истории России» в высших учебных заведениях, определяется важными социальными функциями исторического знания. Наиболее существенные из них функции это:
-Познавательная (или интеллектуально-развивающая). Она состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических с IX по ХХ век включительно. Лишь познав историю страны можно понять ее место и роль во всемирной истории;
-Воспитательная. Эта функция изучения прошлого выражена в афоризме древних «История – наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству и иным человеческим ценностям. Знание истории своего отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества человека. И в то же время помогает разобраться в пороках общества, в их влиянии на судьбы стран и народов;
-Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства. На основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные оптимальные решения политического характера, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса к своей истории.
-Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого помогают людям понимать исторические перспективы, формируют подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
-Идеологическая Изучение истории повышает идеологию граждан страны. Знание исторических процессов, достижений и успехов страны (которые основаны на исторических примерах и фактах) которые повлияли как на судьбу нашей Родины так и на судьбу народов мира, положительным образом влияет на сознание народа. Знание истории своего народа, героического прошлого, выдающихся личностей оказавших влияние на ход истории, все это формирует в обществе гражданские качества – патриотизм, долг перед отечеством, показывает роль и значение личности в историческом процессе, а также видеть пороки общества и отдельных людей, их влияние на судьбу России.
Вопрос 2
Методологические основы исторической науки.
В основу изложения исторического материала положены общие методологические принципы (или основы) изучения истории. Важнейшие из них – принципы объективности и историзма, а также конкретные методы исторического познания.
Принцип объективности обязывает выявлять закономерности, определяющие процессы экономического, социально-политического и культурного развития, рассматривать историческую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции.
Принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.
К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные, собственно исторические и специальные (заимствованные из других наук). Применение всех этих методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, воспроизвести процесс исторического развития.
Кроме этого необходимо учитывать, что современная историческая наука органически связана с такими специальными науками как археология, геральдика, нумизматика и т.д.
Вопрос 3
Методы и источники изучения истории.
Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных методов исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. На практике применяются несколько методов, причем только те или иные элементы каждого из них. Исходя из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы изучения истории: Хронологический; Системный и Сравнительный. При изучении истории применяются также метод социологических исследовании, ретроспективный метод и некоторые другие.
- Хронологический метод заключается в том, что явления истории изучаются строго во временном(хронологическом)порядке. В чистом виде этот метод применяется довольно редко, главным образом при составлении исторических хроник, отдельных исторических событий и биографий. Чаще всего хронологический метод применяется вкупе с проблемным (так называемый проблемно-хронологический метод – он предусматривает при изучении какой либо одной стороны деятельности государства, общества в их последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также эффективно извлечь из этого необходимый опыт для будущих решений).
- Сравнительный метод является одним из самых распространенных методов изучения и исследования истории. Он основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий. Для этого метода характерно выражение: «история развивается по восходящей спирали».
- Системный метод представляет систематизацию исторических знаний и рассмотрение исторических процессов в контексте мирового развития. Сведение исторических событий в одно целое, систематизируя сведения полученные из разных исторических источников.
- Метод социологических исследований применяется в основном при изучении современности и политической истории. Среди его приемов можно назвать – анкетирование, опрос, интервью и т.д.
- Ретроспективный метод основан та том, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны между собой. Это дает возможность восстановления прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому периоду.
Под источниками изучения истории понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.
Все исторические источники можно разделить на 6 групп:
1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).
2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).
3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.
4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)
5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д.
6 Кино- и фотодокументы.
Как разновидность источников отдельно выделяются: Документы политических партий и движений; документы государственных органов; архивы; произведения государственных и общественных деятелей; мемуары; официальная периодическая печать прошлых лет.
Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.
Вопрос 4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|