Сделай Сам Свою Работу на 5

Насилие и позор для семьи – как это пережить?

История Дины.

Бытие 34 и Судей 19

В Библии описаны омерзительные случаи изнасилования: насилие над Диной и дикая месть ее братьев (Бытие 34), групповое изнасилование наложницы и ее расчленение (Судей 19), изнасилование Фамари единокровным братом Амноном и суровая месть ее родного брата (2 Царств 13). В чем смысл этих историй? Эти ужасные семейные скелеты не спрятаны глубоко в шкафах, чтобы никто о них не узнал, а выложены перед нашим взором со всеми отвратительными подробностями, которые могут узнать все грядущие поколения. Нельзя сказать, что их часто читают в церкви. О них редко вспоминают. Вряд ли тема изнасилования подойдет для урока в воскресной школе, а если находится храбрый пастор, который выберет один из этих отрывков для своей проповеди, слушатели начинают ерзать на своих сиденьях. Они не хотят, чтобы эти истории услышали их дети, и не понимают, зачем пастор обсуждает в церкви неприличные подробности. Тем не менее, об этих историях нельзя умалчивать, иначе эти женщины останутся забытыми, и получится, что их жизнь и насилие, которое они испытали, не имели никакого смысла. Но они были ценными в глазах Божьих, и если мы не будем вспоминать и рассказывать о них, то окажется, что «их жизнь не имела влияния на ход истории, а смерть не имела значения» (Де Грот фан Хаутен, 1997, с.15). Более того, эти истории необходимо рассказывать потому, что многие женщины до сих пор испытывают то же, что испытали эти библейские героини. Согласно исследованиям, 44 процента женщин сообщили, что в их жизни была по крайней мере одна попытка изнасилования или одно совершенное изнасилование (Рассел, 1984, с.15). Эти библейские истории могут нам помочь найти смысл в ситуациях нашей сегодняшней жизни.

Насилию подвергаются как мужчины, так и женщины, но так как большинство жертв – девушки и женщины, мы будем использовать слова женского рода. При этом мы не исходим из намерения приуменьшить или игнорировать насилие, которому подвергаются мальчики и мужчины.

Изнасилование является тяжким издевательством над другим человеком. Оно попирает волю женщины, оскорбляет ее личное достоинство и нарушает ее независимость. Насильник низводит жертву до уровня объекта, при помощи которого он удовлетворяет свое желание, невзирая ни на благосостояние жертвы, ни на тот факт, что она является человеческим существом, созданным по образу Божьему. Иногда изнасилование бывает выражением нестерпимой похоти, но обычно насильник действует из ярости, намереваясь унизить и оскорбить человека.



Испытанная при этом травма часто мешает жертве рассказать о том, что с ней случилось. Часто жертвы переживают посттравматический стресс (К.П. Филинн, 1990; Ротшильд, 2004). Однако это молчание может оказаться пагубным. Жертва может притворяться, что ничего не случилось или что все на самом деле было не так плохо. Пережитое остается бессловесным облаком чувств, туманных эмоций и невыраженных воспоминаний и страхов, которые преследуют ее и днем и ночью. Вместо того чтобы рассказать о том, что произошло, она пытается уменьшить нанесенный ущерб, отказываясь об этом думать, говорить, пряча пережитое в самый глубокий тайник своего сердца и выкинуть от него ключ. Такой подход почти никогда не срабатывает. С таким же успехом можно хранить ядовитые химикаты в картонной коробке. Воспоминания просачиваются и отравляют весь организм. Жертва и сама не совсем догадывается, каким образом эти потаенные воспоминания незаметно подтачивают ее душевное и физическое здоровье. Вместо того чтобы перешагнуть через этот опыт, она остается его жертвой. Более того, она понимает, что благодаря ее молчанию преступник остается на свободе и может продолжать мучить других людей.

Лишь рассказав о своей беде другому человеку, она может понять свою душевную рану, суметь справиться с болью и облегчить ее, чтобы эта травма больше не управляла ее жизнью. Однако если тот человек, которому жертва отважится открыть свою тайну, не понимает, что происходит во время изнасилования, то она рискует быть растоптанной сплетнями окружающих людей и, возможно, средств массовой информации. Даже ее родственники и лучшие друзья могут начать интересоваться, что она такого сделала, что оказалась в руках преступников. Была ли она не в том месте и не в то время? Может, она сама напрашивалась? Как она была одета? Глядела ли она на него, когда нужно было отвести взгляд от него? Могут да же подумать, что она соблазнительно крутила бедрами. Другие могут начать сомневаться, а не дала ли она согласие, а лишь потом передумала? Пересказ случившегося часто заставляет жертву копаться в темных тайниках своей души и вновь почувствовать все оскорбление и унижение, которое она испытала. Если она не ощущает принятия и понимания со стороны слушателя, то заново пережитая травма при пересказе события может углубить рану вместо того, чтобы вылечить ее.

Семья или друзья, которые слушают рассказ жертвы насилия, должны проявлять сочувствие и постараться убедить ее, что не она является причиной своих мучений и что у нее есть надежда преодолеть этот негативный опыт, потому что они помогут ей и будут ее любить. Ей необходимо понимание и готовность со стороны близких пройти с ней через длинную, темную и, кажется, бесконечную долину, над которой повсюду витает тень смерти. Отчаяние, следующее за изнасилованием, особенно когда у жертвы нет поддержки, часто приводит к суициду.

Чтобы научиться сочувствию, в церкви и в семье необходимо слушать трагичные библейские истории насилия, даже если нам неприятно их слушать. Они не поддаются распространенному толкованию с точки зрения Римлян 8:28 «любящим Бога все содействует ко благу». Из этих историй не следует никакого искупительного смысла. Однако если церковь будет слушать эти истории и стараться понять библейских женщин, то жертвы насилия, живущие среди нас, смогут увидеть путь через долину смерти. Возможно, в этих историях трудно найти общий для всех нас Божий замысел, но слово Божие обладает удивительной способностью проникнуть через нашу непроницаемую защиту и упорное отчаяние, принося свет и утешение.

Энн Ламотт, например, в своей книге «Милости в пути» рассказывает о своем внезапном обращении к вере. Родители воспитывали ее в духе атеизма, и, повзрослев, она оказалась в среде, где царили наркотики и беспорядочные половые связи. Обращение к вере началось на втором курсе учебы в колледже. Преподаватель дал студентам прочитать «Страх и трепет» Серена Кьеркегора. Пересказ Кьеркегором истории про жертвоприношение Исаака поразил ее как молнией. Она пишет, что вышла из класса с уверенностью, что Бог есть, хотя это было совершенно нелогично. Она назвала нелогичным тот факт, что к убеждению в существовании Бога ее привела история о том, как Бог попросил Своего любимого Авраама принести в жертву сына, которого тот любил больше всех в жизни (Ламотт, 1999). Большинство христиан поставят историю о том, как Бог приказал Аврааму принести в жертву долгожданного Исаака, в один ряд с длинными списками имен в первой и второй книге Паралипоменон, так как эти отрывки они никогда не стали использовать, чтобы внушить кому-либо веру в Бога. Однако на Энн Ламотт именно этот отрывок подействовал с удивительной силой. Такие истории, как изнасилование Дины, казалось бы, не имеют никакого смысла. О них стараются умолчать в церкви. Но не окажется ли, что мы затыкаем рот истории, через которую таинственным образом Бог может помочь тем, кто также стал жертвой насилия. Возможно, просто услыхав рассказ, касающийся трагедии, случившейся с Диной, такие люди почувствуют, что в церкви их понимают и что Бог понимает их и заботиться о них. Наша ответственность заключается в том, чтобы жертвы насилия смогли пережить свой горький опыт, чтобы справедливость была восстановлена и чтобы истории не были забыты, а наши церкви стали для них опорой и защитой в процессе исцеления, а не источником осуждения. Рассказ о том, что случилось с кем-то вроде Дины, нарушает молчание, проявляет веру в нее и разделяет ее негодование. Молчание же защищает преступника и позволяет ему продолжать сеять зло. Молчание не защищает и не исцеляет жертву (М. Фортьюн, 1995), лишь позволяет злу разъедать ее.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.